Зотова Л.Э. кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2052-3194 e-mail: zolar@yandex.ru
Губанов А.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6371-9395 e-mail: anvagug@gmail.com
Сидячева Н.В. кандидат психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии, ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия e-mail: sidna@bk.ru
Работа направлена на адаптацию шкалы измерения диспозиционной осознанности Child and Adolescent Mindfulness Measure – CAMM (Greco, Baer, Smith) для русскоязычной выборки подростков. Современные отечественные и зарубежные исследования диспозиционной осознанности демонстрируют ее связь с психологическим здоровьем молодежи. В этом ключе диагностика диспозиционной осознанности может применяться с прогностическими целями для выявления уровня психологического благополучия, социальной адаптации и поведенческих проблем подростков. Тем не менее к настоящему моменту не представлен диагностический инструментарий, который направлен на данную возрастную группу. Для психометрической проверки русскоязычной версии шкалы диспозиционной осознанности было проведено сравнение факторной структуры оригинальной и адаптированной версии шкалы, использовался конфирматорный факторный анализ, коэффициенты Спирмена-Брауна и Кронбаха, оценивалась критериальная валидность, были разработаны центильная шкала и шкала стенов опросника. В исследовании приняли участие 411 подростков (52% девочек и 48% мальчиков), проживающих в Москве и Московской области. Возрастной диапазон – от 13 до 15 лет. Адаптированная шкала характеризуется удовлетворительной степенью внутренней согласованности, что подтверждается величиной коэффициентов Спирмена-Брауна и Кронбаха. В отличие от однофакторной оригинальной версии шкалы, конфирматорный анализ русскоязычной версии выявил двухфакторную структуру с пересекающимися факторами. Диспозиционная осознанность подростков положительно коррелирует с релевантными конструктами, такими как психологическое благополучие, и отрицательно коррелирует с интернализированными и с экстернализированными проблемами подростков. Выявлена положительная достоверная связь с готовностью подростков к оказанию помощи и отрицательная – с агрессией в классе. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что адаптированная русскоязычная шкала диспозиционной осознанности продемонстрировала хорошие психометрические показатели и данный инструментарий можно рассматривать как пригодный для практического применения.
Последние десятилетия в зарубежной психологической науке
активно развивается тема осознанности (Mindfulness) (R.A. Baer, S.R. Bishop,
K.W. Brown, L.A. Greco, J. Kabat-Zinn, E.J. Langer, R.M. Ryan, D.J. Siegel,
G.T. Smith и др.). В отечественную психологию тема осознанности пришла
сравнительно недавно, но ее развитие отличается интенсивностью. Работы А.М.
Голубева, Д.Г. Дьякова, Н.В. Гришиной, Е.А. Дорошевой, Л.Э. Зотовой, С.П.
Ивановой, И.И. Кобзаревой, Е.А. Ковалевой, О.С. Прилепских, О.Д. Пуговкиной,
А.И. Слоновой, Т.И. Шульги, Н.М. Юмартовой и др. носят обзорный характер
проблемы осознанности, раскрывают ее роль в структуре психологических качеств
личности, а также предлагают набор инструментов для измерения осознанности.
Литература
Голубев А.М., Дорошева Е.А. Особенности применения
русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности // Сибирский
психологический журнал. 2018. № 69. С. 46–68. DOI:10.17223/17267080/69/3
Гоулман Д. Фокус. О внимании, рассеянности и
жизненном успехе / Пер. с англ. М. Молчан; под ред. В. Горностаевой. М.: Изд-во
Аст: CORPUS, 2017. 384 с.
Дьяков Д.Г., Слонова А.И. Практики осознанности в
развитии когнитивной сферы: оценка краткосрочной эффективности программы
Mindfulness-Based Cognitive Therapy // Консультативная психология и
психотерапия. 2019. Том 27. № 1. С. 30–47. DOI:10.17759/cpp.2019270103
Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала
психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. № 2. С.
82–93.
Зотова Л.Э. Роль персональных ресурсов в
формировании представления педагогов о ресурсообеспеченности // Вестник
Московского государственного областного университета. Серия: Психологические
науки. 2018. № 2. С. 114–124. DOI:10.18384/2310-7235-2018-2-114-124
Карабанова О.А. Роль семьи и школы в обеспечении
психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и
образование. 2019. Том 24. № 5. С. 16–26. DOI:10.17759/pse.2019240502
Клименкова Е.Н. Способность к эмпатии и качество
интерперсональных отношений у подростков и молодежи // Консультативная
психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 4. С. 59–70.
DOI:10.17759/cpp.2017250405
Прилепских О.С., Кобзарева И.И. Феномен
осознанности в современной психологической практике // Научный альманах.
Психологические науки. 2015. № 8. С. 1546–1548.
DOI:10.17117/na.2015.08.1546
Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и
подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического
благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 4. C.
36–50. DOI:10.17759/pse.2019240403
Шульга Т.И., Зотова Л.Э. Осознанность как особое
качество современной молодежи // Материалы Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского
«Социальная психология и общество: история и современность» (г. Москва, 15-16
октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 204–208.
Юмартова Н.М., Гришина Н.В. Осознанность
(mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов
измерения // Психологический журнал. 2016. Том 37. № 4. С. 105–115.
Baer R., Smith G., Allen K. Assessment of
Mindfulness by Self-Report. The Kentucky Inventory of Mindfulness Skills //
Assessment. 2004. Vol. 11. № 3. P. 191–206. DOI:10.1177/1073191104268029
Bishop S., Lau M., Shapiro S. et al. Mindfulness: A
proposed operational definition // Clinical Psychology: Science and Practice.
2004. Vol. 11. № 3. P. 230–241. DOI:10.1093/clipsy/bph077
Brown K., Kasser T., Ryan R. et al. When what one
has is enough: Mindfulness, financial desire discrepancy, and subjective
well-being // Journal of Research in Personality. 2009. Vol. 43. № 5. P.
727–736. DOI:10.1016/j.jrp.2009.07.002
Brown K., Ryan R. The Benefits of Being Present:
Mindfulness and Its Role in Psychological Well-Being // Journal of Personality
and Social Psychology. 2003. Vol. 84. № 4. P. 822–848.
DOI:10.1037/0022-3514.84.4.822
Condon P. Mindfulness, compassion, and prosocial
behavior // Mindfulness in social psychology / In J.Karremans, E.Papies (eds.).
New York, NY, US: Routledge/Taylor & Francis Group, 2017. P. 124–138.
DOI:10.4324/9781315627700
Deikman A.J. The observing self: Mysticism and
psychotherapy. Boston: Beacon, 1982. 194 p.
Enhancing Resilience in Youth / In C. Steinebach, Á.I.
Langer (eds). Springer Nature Switzerland AG, 2019. 277 p.
DOI:10.1007/978-3-030-25513-8
García-Rubio C., Rodríguez-Carvajal R., Langer A. et
al. Validation of the Spanish Version of the Child and Adolescent
Mindfulness Measure (CAMM) with Samples of Spanish and Chilean Children and
Adolescents // Mindfulness. 2019. Vol. 10 № 8. Р. 1502–1517.
DOI:10.1007/s12671-019-01108-8
Goodman R. Psychometric properties of the Strengths
and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of
Child and Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. № 11. P. 1337–1345.
DOI:10.1097/00004583-200111000-00015
Greco L., Baer R., Smith G. Assessing Mindfulness
in Children and Adolescents: Development and Validation of the Child and
Adolescent Mindfulness Measure (CAMM). Psychological Assessment. 2011. Vol. 23.
№ 3. P. 606–614. DOI:org/10.1037/a0022819
Greenberg M., Harris A. Nurturing Mindfulness in
Children and Youth: Current State of Research // Child Development
Perspectives. 2012. Vol. 6. № 2. P. 161–166.
DOI:10.1111/j.1750-8606.2011.00215.x
Guerra J., Garcia-Gomez M., Turanzas J., Cordon J.,
Suarez-Jurado C., Mestre J. Brief Spanish Version of the Child and
Adolescent Mindfulness Measure (CAMM). A Dispositional Mindfulness Measure //
International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol.
16. № 8. P. 1355. DOI:10.3390/ijerph16081355
Kabat-Zinn J. Wherever You Go, There You Are:
Mindfulness Meditation in Everyday Life. Hachette Books, 2005. 304 p.
Kline R. Principles and practice of structural
equation modeling (3rd ed.). New York: Guilford Press, 2011. 427 p.
Kuby A., McLean N., Allen K. Validation of the
Child and Adolescent Mindfulness Measure (CAMM) with Non-Clinical Adolescents
// Mindfulness. 2015. Vol. 6. № 6. P. 1448–1455.
DOI:10.1007/s12671-015-0418-3
Martin J. Mindfulness: A proposed common factor //
Journal of Psychotherapy Integration. 1997. Vol. 7. P. 291–312.
DOI:10.1023/B:JOPI.0000010885.18025.bc
Orsillo S., Roemer L. The Mindful Way through
Anxiety. The Guilford Press, 2011. 307 p.
Tomlinson E., Yousaf O., Vittersø A. et al.
Dispositional Mindfulness and Psychological Health: A Systematic Review //
Mindfulness. 2018. Vol. 9. P. 23–43. DOI:10.1007/s12671-017-0762-6.
Robins C., Keng S.-L., Ekblad A., Brantley J.
Effects of mindfulness-based stress reduction on emotional experi-ence and
expression: a randomized controlled trial // Journal of Clinical Psychology.
2012. Vol. 68. №1. P. 117–131. DOI:10.1002/jclp.20857
Rynczak D. Effectiveness of mindfulness in reducing
impulsivity in youth with attention-deficit/hyperactivity disorder.
Chicago, IL: The Chicago School of Professional Psychology. 2012.
Saldern von M, Littig K. Landauer Skalen zum
Sozialklima. Weinheim: Beltz, 1987. 72 p.
Viglas M., Perlman M. Effects of a
Mindfulness-Based Program on Young Children’s Self-Regulation, Prosocial
Behavior and Hyperactivity // Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol.
27. P. 1150–1161. DOI:10.1007/s10826-017-0971-6
Wong S. Negative thinking versus positive thinking
in a Singaporean student sample: relationships with psychological well-being
and psychological maladjustment // Learning and Individual Differences. 2012.
Vol. 22. № 1. P. 76–82. DOI:10.1016/j.lindif.2011.11.013