Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9643Новости 1895Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Различия в структуре эмоционального компонента регуляции безопасного поведения учащихся с сохранным и нарушенным интеллектом 45

|

Фатихова Л.Ф.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Институт педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы", Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7745-2457
e-mail: lidiajune@mail.ru

Сайфутдиярова Е.Ф.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Институт педагогики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы" , Уфа, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3821-5045
e-mail: saifi@inbox.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме исследования механизмов реагирования на опасность и распознавания эмоциональных состояний участников опасных ситуаций в процессе регуляции безопасного поведения учащихся подросткового и юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом. Было выдвинуто предположение о наличии различий в структуре эмоционального компонента безопасного поведения у учащихся, обусловленных возрастными особенностями (подростковый и юношеский возраст) и наличием (отсутствием) у этих учащихся нарушений интеллекта. В исследовании приняли участие учащиеся подросткового и юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом. Для достижения цели исследования использовались Опросник на выявление типа отношения к опасности В.Г. Маралова, методика «Эмоциональное отношение подростков к опасным ситуациям», методика «Подростки в опасных ситуациях», предназначенная для изучения способности к распознаванию эмоциональных состояний людей, находящихся в опасной ситуации. Посредством корреляционного анализа были выявлены взаимосвязи между составляющими эмоционального компонента в восприятии учащимися опасной ситуации, а именно – между параметрами эмоционального отношения к опасным ситуациям и способностью к распознаванию эмоциональных состояний участников опасных ситуаций. Такие взаимосвязи в большей степени представлены у подростков с нарушением интеллекта, чем у их сверстников без интеллектуальных нарушений. Результаты исследования позволяют констатировать различия механизмов формирования регуляции безопасного поведения учащихся подросткового и юношеского возраста с нарушенным и сохранным интеллектом, а именно составляющих ее эмоционального компонента – эмоционального отношения к опасным ситуациям и распознавания эмоций участников опасных ситуаций. Полученные данные могут быть использованы при разработке программ по формированию психологических механизмов, позволяющих учащимся избегать опасных ситуаций.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00150 «Способности детей с нарушением интеллекта к распознаванию и избеганию опасных ситуаций».

Подкаст
Литература
  1.  Баева И.А. Концепция психологической безопасности в образовательной среде // Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография / Под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2014. С. 176–191.
  2. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. C. 5–18. DOI:1017759/pse2020250601
  3. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 1. С. 77–86.
  4. Давыдова М.С. Формирование социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.
  5. Донцов А.И. Психология безопасности. М.: Юрайт, 2020. 276 с.
  6. Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 3. С. 15–27.
  7. Зотова О.Ю. Особенности содержания опасной информации для детей в сети Интернет (социально-психологический анализ) // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 233–237.
  8. Зотова О.Ю. Психологическое благополучие личности: монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2017. 312 с.
  9. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Удодов А.Г. Модель социально безопасного/опасного поведения детей с нарушениями интеллекта // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 3(142). С. 19–27. DOI:10.17922/2071-5323-2017-16-3-19-27
  10. Кисляков П.А., Феофанов В.Н., Шмелева Е.А., Силаева О.А. Социально-психологическая безопасность подростков с интеллектуальными нарушениями в образовательных организациях различных типов // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). 2017. Т. 8. № 8-1. С. 85–98. DOI:10.12731/2218-7405-2017-8-85-98
  11. Колосова Т.А. Копинг-поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью: дисс. … канд. психол. наук. СПб., 2007. 150 с.
  12. Королева Ю.А. Когнитивно-эмоциональная компетентность подростков с умственной отсталостью и подростков с сенсорной недостаточностью // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-2. С. 428–433.
  13. Костина Л.М. Психологическая модель формирования психологической безопасности личности обучающихся в адаптационный период // Ученые записки СПбГИПСР. 2019. Том 32. № 2. С. 138–144.
  14. Леонова О.И. Эмоционально-личностное состояние подростков в школе с психологически опасной образовательной средой // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 76–82.
  15. Романова Е.С., Бершедова Л.И. Информационно-психологическая безопасность подростков: системно-психологический анализ // Системная психология и социология. 2018. № 3(27). С. 26–38.
  16. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 6(74). С. 49–58.
  17. Эксакусто Т.В. Социально-психологическая безопасность субъекта отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 2. С. 239–244.
  18. Gül H., Fırat S., Sertçelik M., Gül A, Gürel Yu., Günay Kılıç B. Cyberbullying among a clinical adolescent sample in Turkey: effects of problematic smartphone use, psychiatric symptoms, and emotion regulation difficulties // Psychiatry and clinical psychopharmacologyм. 2019. Vol. 29(4). P. 547–557. DOI:10.1080/24750573.2018.1472923
  19. Mayer M.J., Furlong M.J. How Safe Are Our Schools? // Educational Researcher. 2010. Vol. 39. № 1. P. 16–26. DOI:10.3102/0013189X09357617
  20. Morrongiello B.A., Matheis Sh. Understanding Children’s Injury-risk Behaviors: The Independent Contributions of Cognitions and Emotions // Journal of Pediatric Psychology. 2007. Vol. 32. № 8. P. 926–937. DOI:10.1093/jpepsy/jsm027
  21. Piccoli V., Carnaghi A., Grassi M., Stragà M., Bianch M. Cyberbullying through the lens of social influence: Predicting cyberbullying perpetration from perceived peer-norm, cyberspace regulations and ingroup processes // Computers in Human Behavior. 2020. Vol. 102. P. 260–273. DOI:10.1016/j.chb.2019.09.001
  22. Zimmermann G. Risk perception, emotion regulation and impulsivity as predictors of risk behaviours among adolescents in Switzerland // Journal of Youth Studies. 2010. Vol. 13. № 1. P. 83–99. DOI:10.1080/13676260903173488
  23. Zotova O.Yu., Karapetyan L.V. Psychological security as the foundation of personal psychological wellbeing (analytical review) // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Vol. 11. No. 2. P. 100–113. DOI:10.11621/pir.2018.0208
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика