Доступное просвещение: современные технологии в помощь родителям

Аннотация

Обзор посвящен тому, как психологи и сами родители используют современные источники информации: Интернет-рассылки, телешоу и журналы для родителей. Что делают молодые мамы, когда сталкиваются с противоречивой информацией о воспитании младенцев? Какая форма психологического просвещения оказалась привлекательной для малообеспеченных семей? О чем читают отцы в отпуске по уходу за ребенком?

Общая информация

Ключевые слова: просвещение, интернет-технологии, психологическое просвещение, материнство, детско-родительские отношения, детское развитие, развитие, информационные технологии , информационно-справочные материалы

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Арчакова Т.О. Доступное просвещение: современные технологии в помощь родителям [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_1/22861 (дата обращения: 25.04.2024)

Фрагмент статьи

... 28% участниц исследования сочли, что информация из рассылки «противоречила, или просто значительно отличалась от информации, получаемой ими от других людей». Самыми спорными темами оказались кормление младенца, особенно перевод на твердую пищу, и реакция матери на плач ребенка: «как не избаловать малыша?», «как быстро надо подходить к плачущему ребенку?».

Как же молодые мамы преодолевали когнитивный диссонанс? Половина матерей обратились за дополнительной информацией к медикам, друзьям или книгам для родителей. Остальные – просто проигнорировала один из противоречивых источников информации: из них две трети не удостоили вниманием советы своего социального окружения, а одна треть – рекомендации из рассылки. 42% сообщили, что «высшей инстанцией» для разрешения противоречий для них все-таки были не чьи-либо рекомендации, а «материнская интуиция». Некоторые уже освоились с «подсказками» самого малыша, некоторые – сформулировали целые алгоритмы принятия решений: «Я собираю всю доступную информацию, потом смотрю, что у нас получается, и что для меня приемлемо. Если после этого я все еще озадачена, снова ищу информацию».

Почему же большая часть молодых мам предпочла экспертные мнения из рассылки советам своего ближайшего окружения? Оказалось, что основными «оппонентами» рассылки были друзья и бабушки, чьи советы были оценены как «старомодные» и «отставшие от жизни». Отчасти это связано с тем, что советы родителей и свекров женщинами в евро-американских нуклеарных семьях часто воспринимаются как попытки вмешательства в их личное пространство (Alpert, Richardson, Fodarski, 1983; Richardson et al., 1991), отчасти – со значительными изменениями родительских практик в сферах кормления и эмоционального взаимодействия.

Таким образом, нет необходимости (а тем более, возможности) специально защищать большинство матерей от потока информации. ...

Полный текст

В последние десятилетия все больше родителей, принадлежащих к американской культуре, приходят к выводу, что «быть родителем» в современном обществе – это довольно сложная «работа», и что для ее успешного выполнения им нужно больше знаний. (Civitas, Zero to Three, & Brio, 2000; National Commission on Children, 1991). Такую тенденцию отмечают не только психологи, но и социологи (Federal Interagency Forumon Child and Family Statistics, 2003). Неудивительно, что родители используют как можно больше источников информации: друзей, родственников, литературу по воспитанию детей, телепередачи и Интернет-сайты.

Разные знания – многие печали?

Среди он-лайн источников особое место принадлежит тематическим рассылкам (newsletters). По сравнению с книгами и сайтами для родителей, текст рассылки обычно более структурирован, прост для восприятия, поэтому доступен самой широкой родительской аудитории. Использование Интернет-рассылок хорошо зарекомендовало себя в работе с юными матерями, женщинами с низким уровнем образования (Riley, Salisbury,

Walker, & Steinberg, 1996). Также рассылка является самым экономным инструментом поддержки, который может позволить себе любая организация, занимающаяся социальной или психологической помощью матерям.

Cochran’s (1990, 2005) предложил модель влияния социального окружения на родительские взгляды, которая позволяет проанализировать выбор родителями тех или иных источников информации. Первое положение данной модели, самое очевидное: на первых порах родители склонны полагаться на близкие и знакомые источники информации. Затем, если возникает потребность разобраться с конкретной проблемой, некоторые из них обращаются к специалистам или начинают посещать родительские курсы. Однако если родители принадлежат к небольшой, но очень сплоченной сети социальных связей, например, живут в расширенной семье с жесткими внешними границами, такой шаг маловероятен – мнение близких останется основным авторитетом. На готовность родителей обратиться к специалистам влияют характер проблемы (Hughes & Durio, 1983; Sparling & Lowman, 1983) и срочность получения информации (Clarke-Stewart, 1978).

Susan K. Walker (2005) исследовала, насколько Интернет-рассылка может быть полезной для матерей, воспитывающих первого ребенка, и то, как поступают эти женщины, когда знания, получаемые ими из разных источников противоречат друг другу. Ведь расхождения между экспертными и обыденными представлениями о воспитании могут усугублять стресс, неизбежный при освоении новой родительской роли (Belsky & Kelly, 1994). В качестве материала для исследования была использована рассылка Parenting the First Year (Растим ребенка первого года жизни). Она представляет собой серию писем, посвященных различным аспектам развития младенца: возрастным нормам, питанию, здоровью, безопасности, источникам поддержки для родителей, эмоциональным потребностям ребенка и руководством его поведением. Используется простой язык без профессионального «жаргона».

28% участниц исследования сочли, что информация из рассылки «противоречила, или просто значительно отличалась от информации, получаемой ими от других людей». Самыми спорными темами оказались кормление младенца, особенно перевод на твердую пищу, и реакция матери на плач ребенка: «как не избаловать малыша?», «как быстро надо подходить к плачущему ребенку?».

Как же молодые мамы преодолевали когнитивный диссонанс? Половина матерей обратились за дополнительной информацией к медикам, друзьям или книгам для родителей. Остальные – просто проигнорировала один из противоречивых источников информации: из них две трети не удостоили вниманием советы своего социального окружения, а одна треть – рекомендации из рассылки. 42% сообщили, что «высшей инстанцией» для разрешения противоречий для них все-таки были не чьи-либо рекомендации, а «материнская интуиция». Некоторые уже освоились с «подсказками» самого малыша, некоторые – сформулировали целые алгоритмы принятия решений: «Я собираю всю доступную информацию, потом смотрю, что у нас получается, и что для меня приемлемо. Если после этого я все еще озадачена, снова ищу информацию».

Почему же большая часть молодых мам предпочла экспертные мнения из рассылки советам своего ближайшего окружения? Оказалось, что основными «оппонентами» рассылки были друзья и бабушки, чьи советы были оценены как «старомодные» и «отставшие от жизни». Отчасти это связано с тем, что советы родителей и свекров женщинами в евро-американских нуклеарных семьях часто воспринимаются как попытки вмешательства в их личное пространство (Alpert, Richardson, Fodarski, 1983; Richardson et al., 1991), отчасти – со значительными изменениями родительских практик в сферах кормления и эмоционального взаимодействия.

Таким образом, нет необходимости (а тем более, возможности) специально защищать большинство матерей от потока информации. Успешное разрешение конфликта между противоположными советами, рекомендациями и взглядами расширяет кругозор родителей, повышает уверенность в родительской компетентности, приводит к освоению новых успешных стратегий воспитания. Многие матери, отвечая на открытые вопросы, в число источников информации включали самих себя: умение прислушиваться к ребенку, интуицию, уверенность. Поэтому поддержка родителей в информационной сфере должна заключаться в обучении работе с информацией и дальнейшей передаче им ответственности за решения, которые они принимают на ее основе (Hamner & Turner, 2001).

Родительство, отцовство, материнство…

Существует масса популярных журналов по воспитанию детей, адресованных родителям. Или только матерям? Jane Sunderland провела анализ английских «глянцевых» журналов, чтобы выяснить, насколько в них отражены современные тенденции вовлеченности отцов в процесс ухода за ребенком (можно поставить вопрос иначе: способствуют ли эти журналы конструированию именно таких практик распределения семейных обязанностей?).

Многие современные журналы получили нейтральные в гендерном отношении названия, такие как Parent and Child, Parenting, Baby Years («Родитель и ребенок», «Родительство», «Ранний возраст»). В качестве показателей того, действительно ли журнал рассматривает и отцов, и матерей в качестве своей аудитории, пропагандирует «разделяемое родительство» (shared parenting), «отцовство с ребенком на руках» (‘hands-on’ fathering) были выделены следующие характеристики представленности этих идей:

  • Непосредственные материалы о «разделяемом родительстве»,
  • Употребление слов «мама», «папа», «родители»,
  • Употребление местоимений «вы» или «они» как обращения к обоим родителям,
  • Гендерные стереотипы,
  • Визуальный ряд (фото отцов или обоих родителей с ребенком),
  • «Прямая речь» персонажей статей,
  • «Фоновое» отсутствие отцов в материалах журнала,
  • Упоминание кормления грудью как уникальной функции матери без указания на то, что отец может участвовать в этом процессе как источник моральной поддержки, кормить сцеженным молоком в отсутствие матери и др.,
  • Описание отца как субъекта деятельности (social actor, Van Leeuwen, 1996), а не как пассивного «объекта».

Анализ публикаций показал, что в этом отношении «глянцевые» журналы «не успевают» за изменением родительских практик в Великобритании, которые отражаются, например, в растущем количестве мужчин, берущих отпуск по уходу за ребенком. Исключением являются некоторые он-лайн журналы, адресованные отцам. Но здесь речь идет об отцах-одиночках, а не об отцах, воспитывающих детей на равных со своими женами.  

«Когда мама с папой в бешенстве»

Программы для улучшения детско-родительского взаимодействия, основанные на принципах социального научения, считаются одним из самых эффективных инструментов обеспечения благополучия детей (Taylor & Biglan, 1998). Есть данные о том, что такие программы снижают риск жестокого обращения с ребенком (Lundahl, Nimer, & Parsons, 2006; Lutzker, Bigelow, Doctor, & Kessler, 1998; Sanders & Cann, 2002). А самым массовым средством для этого является телевидение.

Телесериал Driving Mum and Dad Mad («Когда мама с папой в бешенстве») – это реалити-шоу с живым сюжетом и доступными комментариями специалистов, показывающее жизнь пяти семей с «трудными» детьми, которые участвуют в программе The Triple P.

The Triple P - Positive Parenting Program («Тройное Р» – Программа позитивного родительства) – это система поддержки родительства, реализуемая на нескольких уровнях. Первый уровень – организация информационных кампаний в СМИ для всех родителей, второй и третий уровни – разовые семинары и консультации для родителей, четвертый и пятый уровни – обучающие программы и вмешательство специалистов в функционирование семьи, уже столкнувшейся с серьезными поведенческими проблемами.

Оценка эффективности сериала как средства изменения родительского поведения была проведена на выборке из 454 родителей, которых разделили на две группы. Экспериментальная группа – по мере просмотра сериала вела специальную рабочую тетрадь, имела доступ к дополнительным материалам в Интернет, а контрольная – просто смотрела сериал (Sanders et al., 2008).

По окончании эксперимента родители из обеих групп сообщили об улучшении в поведении ребенка и укреплению своих способностей противостоять соблазну шлепнуть его, а также негативным эмоциям, связанным с воспитанием. Положительный эффект был сильнее выражен у родителей из экспериментальной группы, которые, в дополнение к этому, отмечали, что пришли к согласию со своим супругом по важным вопросам воспитания, и родительские обязанности перестали быть источником супружеских конфликтов.

Наблюдения, проведенные спустя шесть месяцев, доказали стабильность позитивных изменений. При этом наиболее мотивированными на дальнейшее сотрудничество оказались семьи с низким социально-экономическим статусом, которые традиционно считаются самой трудной для привлечения и удержания аудиторией психологических программ.

Литература

  1. Jane Sunderland ‘Parenting’ or ‘mothering’? The case of modern childcare magazines // Discourse Society 2006; 17; 503
  2. Rachel Calam, Chloe Miller, Matthew R. Sanders et al. Can Technology and the Media Help Reduce Dysfunctional Parenting and Increase Engagement With Preventative Parenting Interventions? // Child Maltreatment, Vol. 13 Num. 4, November 2008, 347-361
  3. Susan K. Walker Use of a Parenting Newsletter Series and Other Child-Rearing Information Sources by Mothers of Infants // Family and Consumer Sciences Research Journal 2005; 34; 153

Информация об авторах

Арчакова Татьяна Олеговна, психолог-методист, Благотворительный детский фонд «Виктория», Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6161-2946, e-mail: tatyana.archakova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2260
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1