Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей

Аннотация

Семья является важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе, но не все родители по ряду причин бывают просвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. В роли помощников для них выступают психологи, социальные педагоги, классные руководители. В статье представлены основные аспекты работы школьного психолога по профилактике детского табакокурения в семье, его роль в формировании общешкольной среды без табака, описываются такие методы работы, как просветительская деятельность родительского состава школы, ее значимость в воспитательном процессе и методы работы, психолого-педагогический анализ семей. Раскрываются особенности работы по профилактике детского табакокурения в различных семейных ситуациях, психологическом консультировании и поддержке семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьями группы риска.

Общая информация

Ключевые слова: семья, профилактика , социальное проектирование, семья группы риска

Рубрика издания: Психология семьи

Для цитаты: Рагозина Е.Д. Социально-психологические аспекты профилактической работы с семьей [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2009. Том 1. № 2009-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2009_2/23986 (дата обращения: 04.10.2024)

Фрагмент статьи

На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т.д.

Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с их родителями.

Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:

Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля.

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, могут использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Наиболее современным и эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри школы или района родительских тематических клубов или секций, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.

Полный текст

Семья – микросоциум, где осуществляется социализация детей, благодаря усилию всех ее функций - воспитательной, рекреативной (физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммутативной (общение и через него - социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе. К сожалению, многие семьи по разным причинам являются непросвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. Зачастую на помощь им приходят специалисты - школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель, специалист психологического центра, которые могут предложить программу систематической  целенаправленной работы по формированию здорового образа жизни.  

На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т.д.

Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с их родителями.

Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:

  • просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании,
  • психолого-педагогический анализ семей,
  • психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения,
  • психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

  Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля.

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, могут использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Наиболее современным и эффективным способом на сегодняшний день является создание внутри школы или района родительских тематических клубов или секций, где психолог не только делится нужной информацией, но и проводит социально-психологические тренинги, в ходе которых родители отрабатывают модели поведения и учатся эффективно общаться с детьми, имеют возможность поделиться своими наблюдениями и рекомендациями по проблеме.

Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с  разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1 по 11 класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа.[6]

Психолого-педагогический анализ семей

Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе – определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.

Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения.

При подобном запросе от родителей важно как можно подробнее собрать имеющуюся информацию о факте курения. Не стоит вести углубленную работу, если ребенок попробовал сигарету один раз из любопытства, в этой ситуации необходимо разъяснить, что дети подвержены влиянию окружающей среды, нужно узнать у ребенка, где он наблюдал курящих людей и кто они, с какой целью он закурил, и кто предложил ему первую сигарету. Далее родители смогут самостоятельно поговорить о вреде и последствиях курения, используя наглядный материал и информацию, которую можно получить в кабинете психолога.

Комплексная долгосрочная работа должна вестись, если ребенок курит систематически и у него появляются физиологические и поведенческие изменения – сонливость, возбудимость, чрезмерный аппетит или его отсутствие, характерный запах от одежды, рук и волос и т.д. В зависимости от ситуации и ориентированности помощи, выделяют несколько ее моделей: педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая (психотерапевтическая), социальная. Медицинская помощь должна оказываться в специализированных учреждениях здравоохранения.  

Психологическое консультирование проходит в индивидуальной или групповой форме и содержит следующие этапы:

  • Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.
  • Сбор информации о проблеме клиента.
  • Обсуждение психотерапевтического контракта.
  • Проработка запроса.
  • Собственно консультация.
  • Проверка отработанных моделей и закрепление результата.
  • Поддержка и адресное консультирование.

В работе используется самый широкий спектр методик и техник – групповая и семейная психотерапия, структурированное интервью, работа с метафорой, сказкотерапия, арт-терапия, гештальттерапия, тренинги, телесно-ориентированная терапия, психомоделирование, социальное проектирование и др. в зависимости от конкретного запроса [2,3].

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

  • деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
  • неполная семья;
  • ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
  • распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.[3,4,7]

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи психолога в данной ситуации – обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Психолог работает только с теми методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведется до окончания ребенка школы.[6,7]

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги.  Важно, чтобы психолог создавал доверительную и эмоционально-насыщенную атмосферу, был помощником для детей и родителей, находился рядом в трудную минуту и смог обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма [6].

Литература

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М. - 1996
  2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд.,  - М., 1996
  3. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.- М.– 2006
  4. Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. 2005.
  5. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.
  6. Ответственные родители/ Учебно-методическое пособие для учителей средней школы/ изд. первое.- М., 2007
  7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., - 1989.

Информация об авторах

Рагозина Елена Дмитриевна, руководитель, Учебно-методический центр «Ответственные родители», Москва, Россия, e-mail: info@eragozina.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3042
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0