Отчет о Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (итоги первого дня)

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Сурилова И.У. Отчет о Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста (итоги первого дня) [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2010. Том 2. № 2010-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2010_1/31905 (дата обращения: 22.11.2024)

Фрагмент статьи

27-29 сентября  2010  г. прошла Всемирная конференция  ЮНЕСКО, посвященная проблемам воспитания и обучения детей младшего возраста.  В  мероприятии приняли участие делегации более 150 стран: главы государств, правительств, министры образования,  представители научных кругов и общественных организаций.

Одним из главных принципов ЮНЕСКО является  повышение качества образования и создание условий для хорошей успеваемости всех детей во всех странах.

<...>

Полный текст

27-29 сентября  2010  г. прошла Всемирная конференция  ЮНЕСКО, посвященная проблемам воспитания и обучения детей младшего возраста.  В  мероприятии приняли участие делегации более 150 стран: главы государств, правительств, министры образования,  представители научных кругов и общественных организаций.

Одним из главных принципов ЮНЕСКО является  повышение качества образования и создание условий для хорошей успеваемости всех детей во всех странах.

Для обсуждения на сентябрьском международном форуме были вынесены  вопросы усовершенствования системы ухода за детьми младшего возраста и их воспитания, обеспечения  равного доступа детей к программам обучения, а также бесплатного начального образования.

Конференцию открыл  генеральный директор ЮНЕСКО Ирина  Бокова. В своем приветственном слове она обрисовала важную роль образования в укреплении потенциала человека, начиная с раннего детства и заканчивая зрелым возрастом. Основное внимание она уделила вопросу о том, как повысить уровень программ  образования и воспитания детей младшего возраста, в частности программ, предназначенных для обучения и развития наиболее уязвимых и обездоленных детей. И.Бокова отметила, что необходимо проводить четкую политику, обеспечивающую детям равный  доступ  к образованию и равное качество образования. «Мы готовы увеличить наш потенциал, приступив к разработке реального плана действий ЮНЕСКО, который обеспечит благополучие ребенка», – заявила она.

В ходе конференции неоднократно озвучивались основные проблемы, с которыми сталкивается мировое сообщество на пути реализации равных возможностей в обучении детей младшего возраста.

Председатель Исполнительного совета  ЮНЕСКО  Элеонора Митрофанова, в частности, назвала  факторы, негативно влияющие на качество образования детей младшего возраста:  отсутствие должного ухода за детьми; голод и нищета; смертность детей от ВИЧ-инфекции. Она констатировала, что в России 85% детей имеют задержки в развитии, многие ученики бросают школу. «Хотим ли мы такой мир?» – с таким вопросом обратилась она к собравшимся. Э.Митрофанова отметила и позитивные моменты: «Сегодня мы являемся свидетелями знакового события –  помощи молодым людям. Мы действительно можем оценить проблемы детей младшего возраста и наметить пути их решения».

Разделяя стремление оказать помощь детям, Первая леди Азербайджана  Мехрибан Алиева подчеркнула, что «все дети имеют равные права на образование, но эти права им обеспечивают взрослые». Она отметила, что от конфликтов, войн, нищеты и голода в развивающихся странах больше всех страдают самые незащищенные – дети.  А отстающие в развитии дети имеют меньше шансов оказаться в школе и больше шансов на то, что поступят в неё с запозданием, а потом и вовсе её покинут. «Необходимо найти способы, которые позволят создать механизм помощи детям младшего возраста, найти людей, которым это не безразлично», – убеждала она участников конференции.

М.Алиева отметила также, что лишь 56% детей в мире имеют доступ к дошкольному образованию. Нужно обеспечить образовательными услугами всех детей, находящихся в неблагоприятном положении: «Именно доступ к дошкольному образованию является надежным способом разорвать порочный круг нищеты».

Эту мысль поддержал и вице-президент Сейшельских островов  Дэнни Фор. Он призвал с должным вниманием отнестись к образованию для всех, поскольку оно  помогает детям избежать нарушений в развитии, а также приносит ряд экономических выгод. Д.Фор осветил проблемы своей страны. По данным Д.Фора,  в  Африке количество необразованных детей сократилось до 15 млн., одновременно увеличилась посещаемость детьми образовательных учреждений. На Сейшельских островах огромное внимание уделяется дошкольному образованию. «Но не следует почивать на лаврах – заявил Д.Фор. – Остается множество проблем – таких как голод, недостаточный доступ к образовательным программам, нехватка квалифицированных учителей». Вице-президент Сейшельских островов призвал серьезно отнестись к решению данных вопросов.

На конференции обсуждались не только проблемы образования детей младшего возраста, но и достижения.

Так, Э.Митрофанова напомнила собравшимся, что Россия имеет долгую и плодотворную историю  эффективного развития и образования детей младшего возраста. Она особо отметила концепцию детского развития, широко применяемую во всем мире, автором которой является наш отечественный психолог и педагог Л.С.Выготский.

Первая леди Российского государства Светлана Медведева со своей стороны  подчеркнула особую роль России в образовании детей младшего возраста: «Символично, что конференция ЮНЕСКО проходит в год учителя и именно в Москве».

Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков  рассказал об особенностях городской системы образования и о достижениях столицы в этой сфере: «Конференция ЮНЕСКО проходит в Москве, где живут 570 тыс. детей дошкольного возраста. У нас разработаны методики, оцениваемые высоко во всем мире».  Мэр выразил удовлетворение тем, что в Москве появляется всё больше экспериментальных площадок с новыми образовательными программами, которые позволяют уменьшить сроки адаптации детей в дошкольных учреждениях. Совместный пилотный проект ЮНЕСКО и города Москвы определил цель образовательной политики в сфере дошкольного образования в столице России: реализация прав детей на качественное и доступное образование обеспечивает  равные условия для полноценного развития каждого ребенка как основы его успешного обучения в школе. Важным фактором, влияющим  на качество обучения, является состояние здоровья молодого поколения. В связи с этим в городе введен  паспорт здоровья для каждого москвича. Таким образом, основным направлением образовательной политики в Москве является повышение качества дошкольного образования, обеспечение его доступности и  забота о здоровье детей.

Министр образования и науки РФ  Андрей Александрович Фурсенко в своем выступлении акцентировал внимание на мерах российского правительства, направленных на решение проблем материнства и детства в нашей стране: «В России самое серьезное внимание уделяется законодательным гарантиям прав детей, в том числе младшего возраста; создана и совершенствуется  целая сеть профильных дошкольных учреждений; реализуются государственные демографические программы поддержки материнства и детства. В орбиту дискуссий вовлечены представители органов власти, общественных организаций, экспертных и научных кругов». Он выразил уверенность в том, что опыт российского государства будет интересен и полезен  гостям из-за рубежа,  что форум, проходящий под эгидой ЮНЕСКО, поможет выработать  единый план действий по реализации важнейших принципов и подходов к дошкольному образованию, повышению его качества и доступности, воспитанию здорового подрастающего поколения и что в ходе конференции будут подготовлены конструктивные и содержательные решения.

Всемирная конференция ЮНЕСКО показала, что процессы, связанные  с развитием детей дошкольного возраста, вызывают огромный интерес не только у профессионального сообщества, но и у политиков и высшего руководства разных стран.

Работа Всемирной конференции ЮНЕСКО по проблемам воспитания и обучения  детей младшего возраста была продолжена в 20 секциях и круглых столах, проводившихся представителями университетов и других организаций стран-участников.

Одним из организаторов специальных мероприятий стал Московский городской психолого-педагогический университет. Было проведено четыре специальных секции. В том числе секция, посвященная  разработке основных теоретических и практических вопросов ВОДМ с точки зрения теории Л. С. Выготского. Основным докладчиком на этом собрании выступил ректор МГППУ и главный редактор электронного журнала www.psyedu.ru Виталий Владимирович Рубцов. Он отметил особую роль личностно ориентированного взаимодействия  взрослых с детьми, а также игры в контексте  развивающего дошкольного образования. Были освещены и проблемы, связанные с подготовкой педагогов для работы с детьми младшего возраста.

Информация об авторах

Сурилова Ирина Увадовна, кандидат психологических наук, заведующая сектором комплексного развития научно-периодических изданий, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: Irina_84@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1835
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2