О создании секции театральной психологии и педагогики при Московском отделении РПО

571

Аннотация

В настоящем материале представлен краткий содержательный отчет о создании академиком РАО, профессором В.С. Собкиным секции театральной психологии и педагогики при Московском отделении Российского Психологического общества. На первой встрече в ходе дискуссии был обозначен круг вопросов, над которыми работают участники Секции, был составлен ближайший план работы и определены докладчики. Участниками было особо отмечено значение данного направления для школьного образования и социализации молодежи, согласован режим работы и регулярность заседаний — раз в месяц.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070111

Для цитаты: Климова Т.А. О создании секции театральной психологии и педагогики при Московском отделении РПО // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 148–151. DOI: 10.17759/sps.2016070111

Полный текст

 

В настоящем материале представлен краткий содержательный отчет о создании академиком РАО, профессором В.С. Собкиным секции театральной психологии и педагогики при Московском отделении Российского Психологического общества. На первой встрече в ходе дискуссии был обозначен круг вопросов, над которыми работают участники Секции, был составлен ближайший план работы и определены докладчики. Участниками было особо отмечено значение данного направления для школьного образования и социализации молодежи, согласован режим работы и регулярность заседаний — раз в месяц.

 

Среди разнообразных социальных и психолого-педагогических практик сегодня все большую популярность приобретают те, которые связанны с театральным искусством. Специальный анализ публикаций позволяет сделать вывод о становлении и развитии особого направления — театральная психология и педагогика. В России это направление зародилось в начале ХХ в.; о социальной эффективности театра в деле воспитания писали и психологи, и педагоги, и деятели культуры (Ю. Айхенвальд, В. Все- володский-Гернгросс, Л. Выготский, К. Голейзовский, А. Запорожец, С. Мар­шак, В. Мейерхольд, К. Станиславский, Л. Сулержицкий и др.). Сегодня это практическое направление опирается прежде всего на работы по философии и психологии искусства, театральную педагогику, групповую психотерапию, социальные практики воспитания. К кругу основных идей, объединяющих эти работы, можно отнести представления о полноте проживания художественного события через личностное творческое действие, импровизацию в предлагаемых обстоятельствах, которые требуют своего этического разрешения и эстетического оформления.

 

 

При этом в театральной психологии и педагогике особый акцент ставится на образном личностно-смысловом освоении мира, создании открытой художественно­творческой среды. Необходимо подчеркнуть, что театральная психология и театральная педагогика важны и для развития современного образования, которое остро нуждается в технологиях по проектированию образовательной среды и включению ребенка в творческую деятельность.

Откликаясь на эти запросы, при Московском отделении Российского Психологического общества была создана секция Театральной психологии и педагогики (руководитель — академик РАО профессор В.С. Собкин, ученый секретарь — Т.А. Климова).

На первом заседании секции, которая состоялась 22.12.2015, были определены следующие задачи:

    аккумулирование идей, методов, связей внутри профессионального сообщества (создание «банка идей» и «сети коммуникаций»);

    разработка и инициация проектов и предложений по развитию театральной психологии и педагогики;

    экспертная и консультативная деятельность по данному направлению.

Намечены к реализации следующие проекты:

    создание ресурсного центра театральной психологии и педагогики;

    участие в ежегодных «Чтениях, посвященных памяти Л.А. Сулержицкого»;

    участие в региональных конференциях по психологии и педагогике театрального искусства: «Юсовских чтениях» (Москва), Открытом Петербургский форуме «Образование средствами театра», конференции «Детская театральная деятельность в пространстве образования, культуры и искусства» (Иваново);

    научно-исследовательская поддержка проектов департаментов образования и культуры г. Москвы: «Рождение нового зрителя», «Бэби-лаб», «Театральный класс», «Развитие зрительской культуры»;

    подготовка научных докладов и сообщений, семинаров, круглых столов, мастер-классов и тренингов.

На первой встрече, в ходе дискуссии был обозначен круг вопросов, над которыми работают участники Секции Театральной психологии и педагогики Московского отделения РПО.

Владимир Собкин рассказал об опыте создания в середине 60-х гг. театральной студии «Бригантина» в школе № 315 г. Москвы (руководитель — учитель литературы В.Ф. Фридман, учащиеся: Е. Арье, В. Собкин, Н. Позняков, Ю. Коломиец, Л. Бугаева, Н. Жарова и др.). При этом были рассмотрены вопросы о роли школьного театра как особом пространстве обретения свободы внутри социального института школы. Также был затронут достаточно широкий круг тем об особой роли искусства для куль­туросообразного проживания периодов детства, отрочества и юности.

Научный сотрудник МГППУ психолог Андрей Береговенко обратил внимание на возможности использования театральной педагогики для развития воображения и творчества в детском возрасте.

Научный сотрудник Центра социологии образования «ИУО РАО», Татьяна Лыкова рассказала о своей работе по психологическому сопровождению студентов театрального колледжа имени О.П. Табакова, в ходе которой была проанализировала динамика изменения их личностных качеств.

Руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства кандидат психологических наук Ольга Рубцова, опираясь на опыт участия в исследовательском проекте Оксфордского университета, предложила проанализировать возможности театра как средства социализации подростка. Ею был затронут вопрос о том, как драматические переживания можно использовать в практике психологической работы.

Старший преподаватель кафедры культурологии и эстетического образования МИОО Александр Андреев предложил рассмотреть возможности театра как практики построения образовательного пространства средней и высшей школы. Указанная кафедра давно и успешно работает в этом направлении.

Старший преподаватель МИОО, научный сотрудник ФИРО Татьяна Кли­мова рассказала о своем опыте работы в секции социальных театральных проектов Санкт-Петербургского международного культурного форума, а также об участии в реализуемых Центром имени В. Мейерхольда театрально-педагогических проектах: «Большие гастроли», «Театральный класс», «Бэби-театр».

Заседания секции Театральной психологии и педагогики при Московском отделении Российского Психологического общества планируется проводить ежемесячно. Определены темы научных встреч: «Театр как средство социализации: опыт участия в исследовании Оксфордского университета» (руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ, кандидат Психологических наук О.В. Рубцова); «Практика сценического действия в образовании» (руководитель Театральной Лаборатории метода “ТОТ” и Лаборатории сценических практик МПГУ, старший преподаватель А.Е. Ростовская); «Религиозный взгляд на место театра в духовном воспитании современной молодежи» (Протоиерей А.А. Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах).

* KlimovaTatiana A. — Senior lecturer, Department of Science of Culture and Aesthetic Education, Moscow Institute of Open Education, research fellow, Federal Institute for Education Development, Moscow, Russia, t-klim@list.ru

Информация об авторах

Климова Татьяна Анатольевна, старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии, Московского православного университета им. св. Иоанна Богослова (АНО ВПО МПУ), Москва, Россия, e-mail: t-klim@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1729
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 571
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1