Социально-психологические детерминанты использования велосипеда как основного вида транспорта в российском контексте: проверка модели целенаправленного поведения

716

Аннотация

В статье изложены результаты проверки модели целенаправленного по- ведения М. Перуджини и Р. Багоцци, согласно которой детерминантами использования велосипеда как основного вида транспорта служат намерение реализовывать данное поведение, воспринимаемый поведенческий контроль и частота реализации данного поведения в прошлом, а на желание использовать велосипед влияют установки, воспринимаемое социальное одобрение, а также эмоции, ассоциирующиеся с данным поведением. Модель была протестирована на выборке, состоящей из 814 человек, проживающих в нескольких регионах России, с помощью метода опроса (медиана по возрасту — 31 год, 70,6 % мужчин). Шкалы измерения социально-психологических детерминант были переведены и адаптированы из опросников предшествующих исследований. Результаты проведенного исследования, основанные на данных конфирматорного факторного анализа и моделирования структурными уравнениями, позволили лишь частично подтвердить гипотезы. Было подтверждено, что позитивные установки, воспринимаемое социальное одобрение и ожидаемые положительные эмоции от езды на велосипеде, частота езды на велосипеде в прошлом ведут к большему желанию использовать велосипед для ежедневных поездок; а желание ездить на велосипеде и частота езды на велосипеде в прошлом позитивно влияют на намерение использовать велосипед для ежедневных поездок, тогда как воспринимаемые поведенческий контроль (т. е. воспринимаемая трудность реализации такого поведения) влияет на намерение использовать велосипед негативно. В противоположность нашим ожиданиям было выявлено, что отрицательные эмоции и воспринимаемый поведенческий контроль не оказались значимыми детерминантами желания использовать велосипед для поездок на работу/учебу. В статье выдвигаются и тестируются новые гипотезы о возможных причинах отсутствия данных связей в Российском контексте.

Общая информация

Ключевые слова: велосипед, желание ездить на велосипеде, намерение ездить на велосипеде, модель целенаправленного поведения, социально-психологические детерминанты поведения, моделирование структурными уравнениями, медиация

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070109

Для цитаты: Прозорова К.В., Григорян Л.К. Социально-психологические детерминанты использования велосипеда как основного вида транспорта в российском контексте: проверка модели целенаправленного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 123–139. DOI: 10.17759/sps.2016070109

Фрагмент статьи

Велосипед как вид транспорта имеет огромные преимущества как для велосипедистов (например, низкие финансовые затраты, улучшает физическое состояние и пр.), так и для общества (например, низкий уровень загрязнения воздуха). Велосипедизация позволяет избежать коллапса транспортной системы и улучшает качество жизни в больших городах [2]. В рейтингах городов, наиболее удобных для жизни, наивысшие показатели у тех городов, которые инвестируют в велосипедную инфраструктуру и исследования [1]. В связи с этим количество городов, внедряющих политику продвижения велосипедов, растет по всему миру.

Литература

  1. A summary of the liveability ranking and overview. Economist. August 2013. URL:http://www.eiu.com/Handlers/WhitepaperHandler.ashx?fi=WEB_Liveability_ rankings_Promotional_August_2013.pdf&mode=wp&campaignid=Liveability2013 (дата обращения 26.05.2014)
  2. Behavioural Challenges for Urban Cycling. Copenhagenize blog. November 2009. http://www.copenhagenize.com/2009/11/behaviour-is-tricky-subject-and-getting.html (дата обращения 26.05.2014)
  3. Behavioural Insights Toolkit. London: Department for Transport. DfT, 2011. URL: http:// www.dft.gov.uk/publications/behavioural-insights-toolkit (дата обращения 07.11.2014)
  4. Bamberg S., Ajzen I., Schmidt P. Choice of Travel Mode in the Theory of Planned Behavior: The Roles of Past Behavior, Habit, and Reasoned Action // Basic and Applied Social Psychology.2003. Vol. 25:3, P. 175—187. doi: 10.1207/S15324834BASP2503_01
  5. Chatterjee K., Sherwin H., Jain J. Triggers for changes in cycling: the role of life events and modifications to the external environment // Journal of Transport Geography.2013. No 30. P.183–19. doi: 10.1016/j.jtrangeo.2013.02.007
  6. De Geus B., De Bourdeaudhuij I., Jannes C., Meeusen R. Psychosocial and environmental factors associated with cycling for transport among a working population // Health Education Research. 2008. 23 (4), 697–708. doi: 10.1093/her/cym055
  7. Dill J. and Voros K. (2007) Factors Affecting Bicycling Demand: Initial Survey Findings from the Portland Region // http://web.pdx.edu/~jdill/Dill-Voros_TRB_11- 15-06.pdf (дата обращения 26.05.2014)
  8. Eriksson L., Forward S.E. 2011. Is the intention to travel in a pro-environmental manner and the intention to use the car determined by different factors? // Transportation Research Part D 16(5): 372–376. doi: 10.1016/j.trd.2011.02.003
  9. Gatersleben B., Katherine M. Appleton. Contemplating cycling to work: Attitudes and perceptions in different stages of change //Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2007. Volume 41, Issue 4. p. 302–312. doi: 10.1016/j.tra.2006.09.002
  10. Gatersleben B., Haddad H. Who is the typical bicyclist? // Transportation Research Part F. 2010. No 13. P. 41—48. doi: 10.1016/j.trf.2009.10.003
  11. De Geus B., De Bourdeaudhuij I., Jannes C., Meeusen R. Psychosocial and environmental factors associated with cycling for transport among a working population // Health Education Research. 2008. 23 (4), 697–708. doi: 10.1093/her/cym055
  12. Handy S., Bert van Wee, Kroesen M.  Promoting  cycling  for  transport:  re- search needs and challenges// Transport Reviews.2014. Vol. 34, No. 1. P. 4—24. doi: 10.1080/01441647.2013.860204
  13. Heinen E., Bertvan Wee, Kees Maat. Commuting by Bicycle: An Overview of the Litera- ture// Transport Reviews. 2010. Vol. 30, No. 1. P. 59–96. doi: 10.1080/01441640903187001
  14. Hopkinson P., Wardman M., 1996. Evaluating the demand for new cycle facilities. Transport Policy 3, 241–249. doi: 10.1016/S0967-070X(96)00020-0
  15. Milakis D., Vlastos T., Barbopoulos N. 2008. Relationships between urban form and travel behavior in Athens, Greece: A comparison with Western European and North American results // European Journal of Transport and Infrastructure Research 8(3): 201–215.
  16. Passafaro P., Rimano A., Piccini M.P., Metastasio R., Gambardella V., Lettieri C. The bicycle and the city: Desires and emotions versus attitudes, habits and norms // Journal of Environmental Psychology.2014. No 38. P. 76—83 doi: 10.1016/j.jenvp.2013.12.011
  17. Perugini M., Bagozzi R.P. The role of desires and anticipated emotions in goal-directed behaviors: Broadening and deepening the theory of planned behavior // British Journal of Social Psychology. 2001. No 40. P. 79—98. doi: 10.1348/014466601164704
  18. Rietveld P., Daniel V. Determinants of bicycle use: do municipal policies matter? // Transportation Research Part A. 2004. No 38. P. 531–550. doi: 10.1016/j.tra.2004.05.003
  19. Wardman M., Tight M. and Page M. Factors influencing the propensity to cycle to work // Transportation Research Part A. 2007. No 41(4). P. 339–350.

Информация об авторах

Прозорова Кристина Владимировна, специалист по документам компании, Халлибуртон Интернэшнл ГмбХ, Москва, Россия, e-mail: wakeupmakelove@gmail.com

Григорян Лусине Корюновна, магистр психологии, научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», аспирант, Бременская Международной Школы Социальных Наук (БМШСН), Бремен, Германия, Москва, Россия, e-mail: grigoryanlusine@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2103
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 716
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4