Социальная психология и общество
2016. Том 7. № 1. С. 123–139
doi:10.17759/sps.2016070109
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Социально-психологические детерминанты использования велосипеда как основного вида транспорта в российском контексте: проверка модели целенаправленного поведения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: велосипед, желание ездить на велосипеде, намерение ездить на велосипеде, модель целенаправленного поведения, социально-психологические детерминанты поведения, моделирование структурными уравнениями, медиация
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070109
Для цитаты: Прозорова К.В., Григорян Л.К. Социально-психологические детерминанты использования велосипеда как основного вида транспорта в российском контексте: проверка модели целенаправленного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 123–139. DOI: 10.17759/sps.2016070109
Фрагмент статьи
Велосипед как вид транспорта имеет огромные преимущества как для велосипедистов (например, низкие финансовые затраты, улучшает физическое состояние и пр.), так и для общества (например, низкий уровень загрязнения воздуха). Велосипедизация позволяет избежать коллапса транспортной системы и улучшает качество жизни в больших городах [2]. В рейтингах городов, наиболее удобных для жизни, наивысшие показатели у тех городов, которые инвестируют в велосипедную инфраструктуру и исследования [1]. В связи с этим количество городов, внедряющих политику продвижения велосипедов, растет по всему миру.
Литература
- A summary of the liveability ranking and overview. Economist. August 2013. URL:http://www.eiu.com/Handlers/WhitepaperHandler.ashx?fi=WEB_Liveability_ rankings_Promotional_August_2013.pdf&mode=wp&campaignid=Liveability2013 (дата обращения 26.05.2014)
- Behavioural Challenges for Urban Cycling. Copenhagenize blog. November 2009. http://www.copenhagenize.com/2009/11/behaviour-is-tricky-subject-and-getting.html (дата обращения 26.05.2014)
- Behavioural Insights Toolkit. London: Department for Transport. DfT, 2011. URL: http:// www.dft.gov.uk/publications/behavioural-insights-toolkit (дата обращения 07.11.2014)
- Bamberg S., Ajzen I., Schmidt P. Choice of Travel Mode in the Theory of Planned Behavior: The Roles of Past Behavior, Habit, and Reasoned Action // Basic and Applied Social Psychology.2003. Vol. 25:3, P. 175—187. doi: 10.1207/S15324834BASP2503_01
- Chatterjee K., Sherwin H., Jain J. Triggers for changes in cycling: the role of life events and modifications to the external environment // Journal of Transport Geography.2013. No 30. P.183–19. doi: 10.1016/j.jtrangeo.2013.02.007
- De Geus B., De Bourdeaudhuij I., Jannes C., Meeusen R. Psychosocial and environmental factors associated with cycling for transport among a working population // Health Education Research. 2008. 23 (4), 697–708. doi: 10.1093/her/cym055
- Dill J. and Voros K. (2007) Factors Affecting Bicycling Demand: Initial Survey Findings from the Portland Region // http://web.pdx.edu/~jdill/Dill-Voros_TRB_11- 15-06.pdf (дата обращения 26.05.2014)
- Eriksson L., Forward S.E. 2011. Is the intention to travel in a pro-environmental manner and the intention to use the car determined by different factors? // Transportation Research Part D 16(5): 372–376. doi: 10.1016/j.trd.2011.02.003
- Gatersleben B., Katherine M. Appleton. Contemplating cycling to work: Attitudes and perceptions in different stages of change //Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2007. Volume 41, Issue 4. p. 302–312. doi: 10.1016/j.tra.2006.09.002
- Gatersleben B., Haddad H. Who is the typical bicyclist? // Transportation Research Part F. 2010. No 13. P. 41—48. doi: 10.1016/j.trf.2009.10.003
- De Geus B., De Bourdeaudhuij I., Jannes C., Meeusen R. Psychosocial and environmental factors associated with cycling for transport among a working population // Health Education Research. 2008. 23 (4), 697–708. doi: 10.1093/her/cym055
- Handy S., Bert van Wee, Kroesen M. Promoting cycling for transport: re- search needs and challenges// Transport Reviews.2014. Vol. 34, No. 1. P. 4—24. doi: 10.1080/01441647.2013.860204
- Heinen E., Bertvan Wee, Kees Maat. Commuting by Bicycle: An Overview of the Litera- ture// Transport Reviews. 2010. Vol. 30, No. 1. P. 59–96. doi: 10.1080/01441640903187001
- Hopkinson P., Wardman M., 1996. Evaluating the demand for new cycle facilities. Transport Policy 3, 241–249. doi: 10.1016/S0967-070X(96)00020-0
- Milakis D., Vlastos T., Barbopoulos N. 2008. Relationships between urban form and travel behavior in Athens, Greece: A comparison with Western European and North American results // European Journal of Transport and Infrastructure Research 8(3): 201–215.
- Passafaro P., Rimano A., Piccini M.P., Metastasio R., Gambardella V., Lettieri C. The bicycle and the city: Desires and emotions versus attitudes, habits and norms // Journal of Environmental Psychology.2014. No 38. P. 76—83 doi: 10.1016/j.jenvp.2013.12.011
- Perugini M., Bagozzi R.P. The role of desires and anticipated emotions in goal-directed behaviors: Broadening and deepening the theory of planned behavior // British Journal of Social Psychology. 2001. No 40. P. 79—98. doi: 10.1348/014466601164704
- Rietveld P., Daniel V. Determinants of bicycle use: do municipal policies matter? // Transportation Research Part A. 2004. No 38. P. 531–550. doi: 10.1016/j.tra.2004.05.003
- Wardman M., Tight M. and Page M. Factors influencing the propensity to cycle to work // Transportation Research Part A. 2007. No 41(4). P. 339–350.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2103
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 716
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4