Социально-психологический феномен «закрытости» М.Ю. Кондратьева: от «закрытой группы» — к «закрытому обществу»

1196

Аннотация

В статье представлена логика развития исследований феномена «закрытости» от малой группы до «закрытого общества». Работы М.Ю. Кондратьева, посвященные закрытым группам, рассматриваются в контексте изучения сиротских интернатных учреждений, а также как определяющие психологическое содержание феномена «социальной закрытости». В качестве примера переноса ключевых идей М.Ю. Кондратьева о закрытой группе представлено эмпирическое исследование «закрытого общества». Доказывается, что все основные социально-психологические закономерности, открытые М.Ю. Кондратьевым на малой закрытой группе, релевантны социально-психологическим закономерностям, выявленным на большой закрытой группе — «закрытом обществе».

Общая информация

Ключевые слова: трехфакторная модель значимого другого, власть, аттракция, референтность, закрытая группа, закрытое общество

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070104

Для цитаты: Радина Н.К. Социально-психологический феномен «закрытости» М.Ю. Кондратьева: от «закрытой группы» — к «закрытому обществу» // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 45–58. DOI: 10.17759/sps.2016070104

Фрагмент статьи

В современных работах, посвящен- ных социальному сиротству, достаточно редко встречается глубокая рефлексия теоретического наследия российской психологии, в то время как проблема социального сиротства в СССР постоянно находилась в исследовательском поле педагогов и психологов.

Литература

  1. Ефимчук И.В. Собственность как социальная система. Нижний Новгород. Из- дательство Нижегородского университета. 2004. 320 с.
  2. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. М.; СПб.: Московский философский фонд; «Университетская книга», 1999. 236 с.
  3. Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискур- се // О муже(N)ственности: сб. статей / Сост. С. Ушакин. М.: Новое литературное обозрение, 2002. C. 432—451.
  4. Кондратьев М.Ю. Особенности интрагруппового структурирования в сообще- ствах несовершеннолетних правонарушителей в условиях принудительной изоля- ции // Социальная психология и общество. 2011. № 4. С. 50—70.
  5. Кондратьев М.Ю. Специфика группообразования и отношений межличностной значимости подростков — воспитанников интернатных учреждений для реальных и социальных сирот // Развитие личности. 2011. № 3. С. 94—110.
  6. Кондратьев М.Ю. Особенности межличностных отношений в профессионально специализированных интернатах // Вопросы психологии. 1995. № 6. С. 33—42.
  7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.: Институт практи- ческой психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 336 с.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 608 с.
  9. Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до госу- дарственной власти. М.: Инфра-М, 2001. 418 с.
  10. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психо- логии. 1991. № 1. С. 7—18.
  11. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. М.: Феникс, 1992.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития школьни- ков, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 80—86.
  13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспиты- вающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образо- вание. 2009. № 3. С. 5—12.
  14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Младший школьник // Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990. С. 175—204.
  15. Радина Н.К. Власть, аттракция и референтность в социальных отношениях ма- кроуровня: «закрытая группа» и «закрытое общество» // Социальная психология и общество. 2015. № 1. С. 45—59.
  16. Радина Н.К. Город в пространстве и времени: проблемы территориальной иден- тичности в контексте социально-экономических изменений. Нижний Новгород: Де- ком, 2015. 344 с.
  17. Российский гендерный порядок: социологический подход / Под ред. Е. Здра- вомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт- Петербурге, 2007. 306 с.
  18. Шрейдер Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. 1990. № 7. C. 32—41.
  19. Bergson H. The Two Sources of Morality and Religion. N. Y.: Doubleday, 1956. P. 298.
  20. Campbell B. Helvetius and the Roots of the “Closed” Society // The American Politi- cal Science Review. 1974. Vol. 68. № 1. P. 153—168. doi:10.2307/1959748
  21. Fransella F. (ed.) International handbook of personal construct psychology.Chiches- ter, UK: Wiley, 2003. 505 р.
  22. Longrigg A.J. Soviet Science and the Closed Society // The World Today. 1972. Vol. 28. № 5. P. 216—228.
  23. Parel A. Values of Closed Society // International Political Science Review. 1982. Vol. 3. № 2. P. 230—237.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2840
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 1196
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 7