Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников*

2893

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния структуры семьи и семейных установок, детско-родительских отношений, стилей семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Уделено внимание анализу влияния пола родителей и детей. Выборку составили 150 детей, 150 матерей и 75 отцов, все семьи проживают в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования выявили существенно большее влияние на интеллектуальное развитие ребенка системы детско-родительских отношений и атмосферы семьи по сравнению с ее структурой. Выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие установок на строгость, суровость, ускорение развития ребенка. Влияние пола родителей на интеллектуальное развитие детей проявилось: в ведущей роли отношений отца в показателях интеллекта девочек и воспитательных установок матерей — в показателях мальчиков. Выявлена значимость адекватности системы регуляции и контроля, строгости требований для развития девочек; отсутствия опеки и достаточность удовлетворения потребностей — для развития мальчиков. Обнаружена значимая роль восприятия дошкольниками, особенно девочками, эмоциональной атмосферы в семье для их интеллектуального развития.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №13-06-008480 «Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза»).

Ключевые слова: семья, психология дошкольника, семейное воспитание, интеллектуальное развитие детей, структура семьи, стилевые характеристики воспитания, эмоциональное взаимодействие родителей с детьми

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070302

Для цитаты: Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 18–32. DOI: 10.17759/sps.2016070302

Полный текст

Статья посвящена изучению влияния структуры семьи и семейных установок, детско-родительских отношений, стилей семейного воспитания на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Уделено внимание анализу влияния пола родителей и детей. Выборку составили 150 детей, 150 матерей и 75 отцов, все семьи проживают в г. Санкт-Петербурге. Результаты исследования выявили существенно большее влияние на интеллектуальное развитие ребенка системы детско-родительских отношений и атмосферы семьи по сравнению с ее структурой. Выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие установок на строгость, суровость, ускорение развития ребенка. Влияние пола родителей на интеллектуальное развитие детей проявилось: в ведущей роли отношений отца в показателях интеллекта девочек и воспитательных установок матерей — в показателях мальчиков. Выявлена значимость адекватности системы регуляции и контроля, строгости требований для развития девочек; отсутствия опеки и достаточность удовлетворения потребностей — для развития мальчиков. Обнаружена значимая роль восприятия дошкольниками, особенно девочками, эмоциональной атмосферы в семье для их интеллектуального развития.

 

Идеи воспитания ребенка средой существуют в психологии с начала ХХ в. Они основаны на работах Ж. Пиаже, Дж.Г. Мида, Л.С. Выготского, согласно которым существенную роль в развитии интеллекта ребенка играют процессы социального взаимодействия. Влияние семьи на интеллектуальное развитие детей традиционно изучалось в нескольких направлениях. В работе У. Бронфенбреннер (U. Bronfenbrenner), П.А. Морис (P.A. Moris) была выявлена прямая зависимость интеллектуального развития детей от социально-экономического статуса семьи [17], которая впоследствии стала оспориваться учеными, выдвигавшими в качестве основного фактора развития не экономический статус, а обогащенную и развивающую среду [3; 15]. Ряд исследователей указывают на роль образовательного и социального статуса родителей [9]. Исследования влияния структурных характеристик семьи выявили неблагоприятную роль многодетности, малых интервалов между рождени­ями [1; 6; 13; 26 и др.]. Исследования детей из полных и неполных семей указывают на некоторые особенности интеллектуального развития детей из неполных семей, подчеркивают роль отца в интеллектуальном развитии ребенка [7; 10 и др.].

Детско-родительские отношения рассматриваются преимущественно в контексте их влияния на развитие личности ребенка, гораздо меньше изучена их роль в развитии интеллекта. Вместе с тем исследователи отмечают, что наиболее эффективным для развития познавательных способностей является сочетание активной позиции родителей и амплификации, т. е. обогащение развития ребенка внутри возможностей его возраста [11]. Н.С. Денисенкова показала, что обязательными для успешного познавательного развития ребенка являются эмоционально-личностные отношения родителей к детям, такие как принятие и любовь, в то время как стиль контроля не столь существенен, выявлено значение оптимального сочетания активной позиции родителей и учета ими возрастных особенностей ребенка [5].

Зарубежные исследования влияния родительского отношения и семейной среды на когнитивное развитие сосредоточены в большей мере на раннем возрасте. Исследователи отмечают благоприятную роль теплоты, позитивного родительского взаимодействия, чувствительности к детским потребностям в когнитивном развитии ребенка [16; 18; 22; 23; 25]. Это согласуется и с нашими данными [12]. Позитивную роль родительской поддержки автономии ребенка для его когнитивного развития отмечают В.С. Грольник (W.S. Grolnick), Р.М. Райан (R.M. Ryan); М. Малвани (М. Mulvaney) и др.; Н. Хилл (N. Hill) [20; 21; 24]. В работе П. Эстрада (P. Estrada), В.Ф. Арсенио (W.F. Arsenio), Р.Д. Хесси (R.D. Hessu), С.Д. Холлоуэй (S.D. Hol-loway) была показана высокая прогностичность степени эмоционального участия в делах ребенка со стороны матери в отношении психологической готовности к школе в 5—6 лет, уровня интеллекта в возрасте 6 лет и успеваемости в 12 лет [19].

Таким образом, роль семьи (ее структурные и содержательные характеристики) активно исследуется в настоящее время, однако различные аспекты этого влияния изучены в разной степени. В меньшей степени изучено влияние семейных установок и стилей семейного воспитания (в том числе отклоняющихся), недостаточно исследований, в которых учитывался бы пол ребенка и пол родителя в общем контексте влияния семьи на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования явилось изучение влияния структурных характеристик семьи и параметров детско-родительского взаимодействия на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Задачами явились: 1) исследование влияния структуры семьи (полнота, количество детей), уровня образования и возраста родителей на интеллектуальное развитие дошкольника; 2) изучение родительского отношения и отклоняющихся стилей воспитания в качестве факторов интеллектуального развития мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Гипотезы: Мы предполагаем, что установки на дистантные, строгие отношения и отклоняющиеся стили воспитания могут выступать в качестве негативных факторов интеллектуального развития дошкольников. Влияние родительских установок, отношений и стилей воспитания на интеллектуальное развитие ребенка имеет специфику, связанную с полом ребенка и родителя.

Выборка: в исследовании приняли участие 150 дошкольников (74 мальчика и 76 девочек) в возрасте от 5 до 7 лет (средний возраст детей — 6,2 года), проживающих в г. Санкт-Петербурге, их матери (150 человек, средний возраст — 29,2 года) и отцы (75 человек, средний возраст — 34,8 лет).

Методы. Для диагностики интеллектуального развития использовался стандартизованный психометрический тест диагностики интеллекта Векслера (детский вариант), который позволяет измерить парциальные показатели интеллектуальных способностей и получить интегральные оценки вербального, невербального и общего интеллекта [14]. Для диагностики особенностей детско- родительского взаимодействия (стилевых характеристик, родительского отношения, установок на воспитание) были применены: методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйде- миллера, В.В. Юстицкиса; опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Вар­ги, В.В. Столина; опросник изучения родительских установок (PARI) Е. Шеф­фер и Р. Белл; рисунок «Моя семья» (для дошкольников) [8]. Применение данного комплекса позволяет наиболее полно оценить разные стороны детско-родительского взаимодействия [2].

Методы математической обработки: сравнительный анализ с применением параметрического t-критерия Стьюден­та, корреляционный анализ (Спирмена), регрессионный анализ.

Результаты исследования

Исследование влияния структуры семьи на интеллектуальное развитие детей в общей выборке дошкольников выявило тенденцию к более высоким интегральным оценкам вербального, невербального и общего интеллекта у детей из полных семей (в качестве полных рассматривались семьи, в которых имелись оба родителя, семья с одним родителем рассматривалась как неполная). Однако статистически значимые различия проявились лишь в оценках субтеста «Сходство» (p<0,01), которые существенно ниже у детей из неполных семей (табл.). Субтест диагностирует способности к сравнению, выделению существенного признака, обобщению, классификации, является прогностичным в отношении общего уровня интеллекта. Анализ результатов с учетом пола выявил влияние фактора полноты семьи преимущественно на интеллектуальное развитие девочек. У девочек из неполных семей обнаружены более низкие значения по субтесту «Сходство» (p<0,01), по интегральным оценкам вербального, невербального и общего интеллекта, хотя и не достигшие уровня значимых. Между мальчиками из полных и неполных семей достоверных различий не обнаружено.

Изучение влияния количества детей в семье на уровень интеллектуального развития дошкольников показало, что у детей из однодетных семей уровень интегральных показателей вербального, невербального и общего интеллекта несколько выше, чем у детей из двухдетных и многодетных. Различия на уровне статистической тенденции обнаружены по способности к вниманию (11-й субтест «Шифровка», p=0,069).

Изучение соотношения возраста родителей и интеллектуального развития детей выявило одну отрицательную взаимосвязь возраста матери и оценки 12-го суб­теста «Лабиринты» в общей выборке. Данный субтест требует эффективного использования аналитико-синтетических способностей, развитого представления, устойчивости и произвольности внимания, эффективности работы оперативной памяти. Анализ взаимосвязей с учетом пола детей показал, что выявленная связь характерна только для мальчиков, у которых этот показатель отрицательно связан с возрастом матери (p<0,01) и отца (p<0,05). Помимо этого, возраст матери положительно связан с арифметическими способностями мальчиков (3-й субтест, p<0,05). Возраст отца положительно связан с ана­литико-синтетическими способностями и воображением девочек (10-й субстест «Складывание фигур», p<0,05). Возраст матери не обнаружил связей с интеллектуальным развитием девочек. Уровень образования матерей имеет прямую связь с уровнем развития арифметических способностей (p<0,05) в общей выборке. Однако при анализе с учетом пола ребенка эта связь подтвердилась только в отношении девочек(р<0,05). В подгруппе мальчиков выявились отрицательные связи показателей внимания (11-й субтест «Шифровка») с образованием матери (p<0,01) и отца (p<0,05). Учитывая противоречивые и немногочисленные связи, можно предположить, что образование родителей скорее выступает не как самостоятельный фактор, его действие опосредуется другими факторамии прежде всего, системой детско-родительского взаимодействия.

В качестве основных составляющих детско-родительского взаимодействия мы выделяем: родительские установки, родительские отношения и стиль воспитания.

Родительская установка — когнитивная составляющая системы «родитель— ребенок», представляет собой готовность родителей действовать на основе своего представления о родительстве и воспитании. Исследование выявило большое количество взаимосвязей установок матерей на воспитание (методика PARI) и интеллектуального развития детей в общей выборке. Более тесные связи обнаружили парциальные показатели вербальных способностей (4 связи при p<0,01) и интегральная оценка вербального интеллекта. Интегральная оценка вербального интеллекта образовала отрицательные связи с неудовлетворенностью ролью хозяйки дома, строгостью, раздражительностью и доминированием, властностью матери (все при p<0,05). Оценка общего интеллекта также отрицательно связана с установками на неудовлетворенность ролью хозяйки дома и строгость (p<0,05). Выраженное негативное влияние установки на строгость, суровость оказывают и на парциальные показатели интеллекта: способности к обобщению, сравнению, классификации (p<0,01), перцептивное внимание (p<0,05), ана­литико-синтетические способности и воображение(р<0,05). Установка на развитие активности ребенка образует отрицательные связи с интегральной оценкой невербального интеллекта (p<0,05) и с парциальными оценками способностей к обобщению, сравнению, классификации (p<0,01), способностей к выстраиванию смыслового сюжета (p<0,05), аналитико­синтетическими способностями и воображением (p<0,05). Регрессионный анализ показал, что установка на строгость выступает в качестве предиктора более низких показателей общего интеллекта (p<0,05); установка на неудовлетворенность ролью хозяйки дома — в качестве предиктора снижения вербального (p<0,05); а установка на развитие активности ребенка —невербального интеллекта (p<0,05). Однако роль установок претерпевает изменения в зависимости от пола ребенка. Наиболее тесно связаны с установками на воспитание интеллектуальные способности мальчиков: 24 связи показателей интеллекта мальчиков и лишь 7 — девочек. Выявленные взаимосвязи показателей интеллектуального развития с характером детско- родительского взаимодействия нашли подтверждение при регрессионном анализе. Регрессионный анализ выявил в качестве предиктора негативного влияния на общий и невербальный интеллект мальчиков установок матери на сверхавторитет родителей (p<0,001) и стремление ускорить развитие ребенка (p<0,001). Значимым предиктором снижения невербального интеллекта является установка на ощущение самопожертвования в роли матери (p<0,001). У девочек предиктором снижения общего и невербального интеллекта является установка матери на ограниченность интересов рамками семьи (p<0,05).

Родительское отношение характеризует эмоциональную сторону детско- родительского взаимодействия и проявляется в эмоциональном принятии или отвержении ребенка, межличностной дистанции, контроле над поведением. Анализ корреляционных связей выявил наибольшее влияние на интеллектуальное развитие дошкольников симбиотического типа отношения, и раз- нонаправленность этого воздействия со стороны матери и отца. Регрессионный анализ подтвердил позитивное влияние на вербальный интеллект близких отношений с матерью (p<0,05) и отрицательное — близких, симбиотических отношений с отцом (p<0,05). Однако эти влияния определяются полом ребенка. Для девочек значимым оказалось только влияние отношения отца. Выраженная направленность на кооперацию со стороны отца связана с низкими результатами перцептивного внимания (p<0,05); а высокий уровень симбиотических отношений — с низкими оценками ана­литико-синтетических способностей и воображения (p<0,01). При направленности отца на авторитарную гиперсоци­ализацию наблюдается более высокий уровень понятливости (p<0,01), оперативной памяти (p<0,05) и вербального интеллекта (p<0,01). Регрессионный анализ подтвердил результаты в отношении интегральных оценок интеллекта. Для мальчиков значимыми оказались отношения и матери, и отца. У мальчиков, так же, как и у девочек, симбиотические отношения отца отрицательно связаны с уровнем аналитико-синтетических способностей и воображения (p<0,05), но принятие отцом имеет положительные связи с оценками аналитико-синтетических способностей и умения работать по правилу (p<0,05). Направленность матери на авторитарную гиперсоциали­зацию оказывается фактором, негативно влияющим на аналитико-синтетические способности и воображение мальчиков (p<0,05), но позитивно — на показатели их внимания (p<0,01).

Стиль семейного воспитания представляет совокупность способов реализации воспитательных воздействий, основанных на эмоционально-ценностном отношении к ребенку и родительской позиции. К характеристикам стиля относят уровень внимания, уделяемого ребенку (гиперопека, гипоопека), степень удовлетворения его потребностей, последовательность, родительский контроль (требовательность, применение санкций и запретов). Крайние проявления стиля рассматриваются как отклонения в воспитании. Исследование (по методике АСВ) в общей выборке показало большее влияние отклонений в воспитании матерей, чем отцов. Поскольку в общей выборке обнаружилось очень большое количество корреляционных связей и большинство из них подтвердились результатами регрессионного анализа, остановимся на его результатах. Регрессионный анализ показал, что среди воспитательных стилей матери гиперпротекция выступает в качестве предиктора снижения оценок общего интеллекта (p<0,05); неустойчивость стиля воспитания, фобия утраты ребенка и вынесение конфликта в сферу воспитания являются предиктором сниженных оценок вербального(р<0,001), а предпочтение женских качеств — невербального интеллекта(р<0,05). Со стороны отца недостаточность удовлетворения потребностей ребенка оказалась пре­диктором сниженных оценок общего интеллекта (p<0,05); а в сочетании с неустойчивостью стиля, проекцией на ребенка нежелательных качеств этот стиль выступает предиктором низких оценок вербального интеллекта(р<0,001). В то же время недостаточность требований со стороны отца (p<0,05), особенно в сочетании с неустойчивостью стиля воспитания и низкой выраженностью фобии утраты ребенка, являются предиктора­ми более высоких оценок невербального интеллекта(р<0,001).

Характер воздействия отклонений в воспитании различается в зависимости от пола ребенка. Для девочек негативны такие отклонения, как избыточность (p<0,05) и недостаточность требований (p<0,05), недостаточность запретов (p<0,05) и санкций (p<0,05) со стороны матери, предпочтение мужских качеств (p<0,05). На интеллектуальное развитие мальчиков отрицательное воздействие оказывают склонность к гиперпротекции (p<0,05), недостаточность удовлетворения потребностей (p<0,01), неустойчивость стиля воспитания (p<0,01), предпочтение детских качеств (p<0,01) и вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (p<0,01). Регрессионный анализ выявил в качестве преди­ктора, отрицательно влияющего на все стороны интеллектуального развития девочек, недостаточность требований- запретов, санкций со стороны матери (p<0,01; p<0,05; p<0,05). Для мальчиков в качестве предиктора, отрицательно влияющего на общий интеллект, выступила гиперопека (p<0,05), на вербальный интеллект — вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, неустойчивость стиля воспитания, фобия утраты ребенка, предпочтение детских качеств (p<0,001) и особенно сочетание этих отклонений.

Исследование восприятия дошкольниками отношений в семье (по методике «Рисунок семьи») показало наибольшую значимость семейной атмосферы для интеллектуального развития девочек. Об этом свидетельствуют многочисленные отрицательные связи как отдельных, так и интегральных оценок интеллекта с тревожностью, конфликтностью в восприятии отношений в семье, с эмоциональной дистанцией с отцом (5 связей при p<0,01; p<0,05). У мальчиков проявилось лишь негативное влияние конфликтности в восприятии отношений в семье на способности к обобщению, классификации и сравнению (p<0,05).

Обсуждение результатов

Анализ влияния структуры семьи на интеллектуальное развитие дошкольников показал, что воспитание в одно- или двухдетной семье не является значимым, хотя тенденции, проявляющиеся в более высоких показателях интеллектуального развития у единственных детей, сходны с данными Т.А. Думитрашку; Е.А. Си­линой, Л.Л. Баландиной; Р.Б. Зайонц (R.B. Zajonc) и др. [6; 13; 26]. Полученные нами данные о влиянии полноты семьи свидетельствуют о том, что особенности развития и воспитания в неполной семье, недостаток общения с отцом более негативно влияют на интеллектуальное развитие девочек. Выявлено различное влияние образования и возраста родителей на интеллектуальное развитие ребенка в зависимости от пола ребенка и родителя. Так, уровень образования матерей положительно связан с арифметическими способностями детей, особенно девочек (что согласуется с данными Н. Ньюкомб [9]), в то время как высокий уровень образования обоих родителей связан с более низким уровнем внимания у мальчиков. Возможно, родители с более высоким уровнем образования предоставляют мальчикам большую свободу в повседневной активности и не стремятся к организации их внимания. Влияние возраста родителей проявилось в отношении девочек: более высокий уровень перцептивного развития наблюдается у девочек, имеющих отцов более старшего возраста. У мальчиков влияние возраста родителей на интеллектуальное развитие оказалось разнонаправленным и противоречивым. Это не подтверждает распространенного мнения о прямой связи возраста родителей со способностями детей. По-видимому, эта связь не носит однозначного характера, она опосредована полом ребенка и родителя, а, возможно, и другими факторами.

Исследование установок на воспитание выявило негативное влияние на интеллектуальное развитие ребенка установки на строгость и суровость, что делает ребенка несвободным, обремененным непомерными требованиями и снижает возможности интеллектуального развития. Несколько неожиданным оказалось отрицательное влияние на интеллектуальное развитие установки родителей на активное развитие ребенка. Объяснение этому можно найти в распространенной среди современных родителей установке на активное, опережающее возраст развитие. Эта установка проявляется в ориентации на сверхраннее обучение, уменьшает время на свободное общение и игру, негативно отражаясь на интеллектуальном развитии ребенка. Наши данные согласуются с результатами Е.Л. Пороцкой [11], а также с результатами масштабного исследования воспитанников детских садов, выявившего тенденцию на ускорение развития, при которой развитие ребенка отождествляется с получением знаний, что ведет к задержке в формировании коммуникативной и когнитивной сфер [4].

Обнаружен факт специфики влияния пола родителей на интеллектуальное развитие детей: у девочек большую роль в развитии интеллекта играет отношение отца, а у мальчиков — воспитательные установки матери. Анализ отклонений в воспитании выявил большее влияние отклонений в воспитательных стилях матери, что, возможно, объясняется большим количеством времени, которое она проводит с детьми. Важно, что для интеллектуального развития мальчиков и девочек имеют значение разные стили воспитания: для девочек важна адекватность системы регуляции и контроля, строгость требований, а для мальчиков — отсутствие опеки и достаточность удовлетворения потребностей. Анализ восприятия эмоциональной атмосферы в семье показал ее важную роль в интеллектуальном развитии дошкольников, особенно девочек.

Сопоставляя роль структурных характеристик семьи, возраста и образования родителей, с одной стороны, и детско-родительских отношений, установок родителей, эмоциональной атмосферы семьи, — с другой, можно с уверенностью сказать о приоритетном значении для интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста системы отношений с родителями и атмосферы семьи. Адекватные стили воспитания и атмосфера семьи могут перекрывать и нивелировать негативное влияние структурных, возрастных, статусных характеристик семьи, что и было показано в исследовании. Необходимо обратить внимание также на важность учета пола ребенка и родителя. Как мы увидели, он не безразличен к стратегиям воспитания, которые могут иметь значение для интеллектуального развития.

Выводы

1.   Анализ влияния структурных характеристик семьи (полноты и количества детей) показал, что уровень интеллектуального развития детей в одно- и двухдетных семьях не различается. Влияние состава семьи проявилось в более высоком уровне способностей к сравнению, классификации, обобщению у девочек из полных семей.

2.   Влияние возраста и уровня образования родителей на интеллектуальное развитие дошкольников зависит от пола ребенка и родителя. Возраст матери обнаруживает разнонаправленные взаимосвязи с показателями вербальных и невербальных способностей мальчиков; перцептивные способности девочек положительно связаны с возрастом отца. Уровень образования матери и отца обнаружил отрицательные связи с показателями внимания у мальчиков.

3.   Анализ воспитательных установок обнаружил негативное влияние на интеллект дошкольников установок матерей на неудовлетворенность ролью хозяйки дома, суровость, излишнюю строгость и на развитие активности ребенка. Выявлена более тесная связь материнских установок с показателями общего и невербального интеллекта мальчиков, и их меньшее влияние на интеллект девочек.

4.   Исследование родительского отношения показало, что на интеллектуальное развитие девочек оказывают влияние только отношения отца: симбиоз и склонность к кооперации влияют негативно, авторитарная гиперсоциализа­ция — позитивно. На интеллектуальное развитие мальчиков влияет отношение обоих родителей: высокий уровень принятия и низкий уровень симбиотических отношений со стороны отца положительно связаны с их интеллектуальным развитием, в то время как авторитарная ги­персоциализация матери обнаруживает разнонаправленные связи.

5.   В исследовании выявлено негативное влияние на интеллектуальное развитие дошкольника таких отклонений в воспитании, как гиперопека, неустойчивость стиля воспитания матери и недостаточность удовлетворения потребностей ребенка обоими родителями. Показано, что отклонения в воспитании со стороны матерей в большей степени влияют на интеллектуальные способности дошкольников, чем отклонения в воспитании со стороны отцов. Для девочек негативным фактором является неадекватность требований-запретов со стороны матери; для мальчиков — ги­перпротекция, недостаточность удовлетворения потребностей, неустойчивость стиля воспитания.

6.   Восприятие отношений в семье как тревожных и конфликтных отрицательно связано с интеллектуальным развитием дошкольников. Эмоциональная атмосфера в семье более значима для девочек.

Заключение

Проведенное исследование выявило ряд важных тенденций детско-родительского взаимодействия, которые оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста. Необходимо отметить, что существующие системы общественного воспитания детей очень слабо учитывают особенности семьи и практически не пытаются каким-либо образом влиять на воспитательные установки, стили родительского воспитания. Вместе с тем, очевидна необходимость работы, направленной на коррекцию детско-родительского взаимодействия, учет половых особенностей ребенка и родителя, что может способствовать созданию оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка.

На основании результатов проведенного исследования можно сформулировать некоторые рекомендации по определению направлений такой работы. Психологам и педагогам, работающим с семьей, следует обращать внимание родителей на то, что излишняя опека и стремление ускорить развитие ребенка, препятствующие формированию его собственной активности и ограничивающие возможности его игровой деятельности, могут негативно влиять на интеллектуальное развитие. Учитывая, что излишняя строгость и суровость, с одной стороны и недостаточность требований, запретов и санкций, — с другой , выступают в качестве факторов, негативно влияющих на показатели интеллектуального развития, в процессе работы с семьей полезно уделить внимание формированию у родителей устойчивых стилей воспитания, постоянству требований и запретов, их адекватности возрастным особенностям и полу ребенка. Необходимо всячески содействовать созданию теплых, эмоциональных отношений и атмосферы в семье, учитывая их значимость для интеллектуального развития дошкольников.

Литература

  1. Андреева Т.Н. Когнитивные и личностные характеристики детей в многодетной семье: дис. … канд. психол. наук. М., 1994. 304 с.
  2. Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е., Энгельгардт Е.Е. К проблеме диф- ференциации основных понятий в системе отношений «родитель—ребенок»: теоре- тический и эмпирический аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 2. С. 84—95.
  3. Берк Е. Развитие ребенка. СПб: Питер, 2006. 1056 с.
  4. Бурлакова И.А., Смирнова Е.О. Диагностическое обследование 5-летних детей: результаты и выводы // Психологическая наука и образование. 2003. № 4. С. 30—39.
  5. Денисенкова Н.С. Сопряженность детско-родительских отношений и развития познавательных способностей дошкольников // Начальная школа. До и после. 2013. № 4. С. 3—8.
  6. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 104—112.
  7. Калинина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2012. 112 с.
  8. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: Издательский центр «Ака- демия», 2008. 432 с.
  9. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб: Питер, 2002. 640 с.
  10. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. М.: МПСИ, 2006. 496 с.
  11. Пороцкая Е.Л. Исследование особенностей позиции родителей по отношению к психическому развитию дошкольника // Психолог в детском саду. 2000. № 2—3.
  12. Савенышева С.С., Чижова В.Ф. Материнское отношение как фактор психическо- го развития ребенка раннего возраста // Вестник Санкт-Петербургского Универси- тета. Серия 12. 2013. Вып. 3. С. 32—41.
  13. Силина Е.А., Баландина Л.Л. Психологические особенности детей из многодет- ных семей. Пермь: ПГГПУ, 2013. 160 с.
  14. Филимоненко Ю., Тимофеев В.  Методика исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. СПб: Иматон, 1992. 94 с.
  15. Bradley R.H., Caldwell B.M., Rock. S.L. Home environment and school performance: A ten-year follow-up and examination of three models of environmental action // Child Development. 1988. Vol. 59. P. 852—867. DOI: 10.2307/1130253
  16. Bradley R.H., Caldwell B.M., Rock S.L., Ramey C.T., Barnard K.E., Gray C., Hammond M.A., Mitchell S., Gottfried A.W., Siegel L., Johnson D.L. Home environment and cogni- tive development in the first three years of life: A collaborative study involving six sites and three ethnic groups in North America // Developmental Psychology. 1989, Vol. 25. P. 217—235. DOI: 10.1037/0012-1649.25.2.217
  17. Bronfenbrenner U., Morris P.A. The ecology of developmental processes // W. Damon (Ser. Ed.), R.M. Lerner (Ed.). Handbook of child psychology. Vol. 1: Theory (5-th ed.). New York: Wiley, 1998. P. 993—1028.
  18. Burchinal M.R., Campbell F.A., Bryant D.M., Wasik B.H., Ramey C.T. Early inter- vention and mediating processes in cognitive performance of children of low-income
  19. African American families // Child Development. 1997. Vol. 68. P. 935—954. DOI: 10.1111//1467-8624.1997.tb01972.x
  20. Estrada P., Arsenio W.F., Hess R.D., Holloway S.D. Affective quality of the mother-child relationship: Longitudinal consequences for children’s school-relevant cognitive func- tioning // Developmental Psychology. 1987. Vol. 23. P. 210—215. DOI: 10.1037/0012- 1649.23.2.210
  21. Grolnick W.S., Ryan R.M. Parent styles associated with children’s self-regulation and competence in school // Journal of Educational Psychology. 1989. Vol. 81. P. 143—154. DOI:  10.1037/0022-0663.81.2.143
  22. Hill N.E. Parenting and academic socialization as they relate to school readiness: The roles of ethnicity and family income // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. P. 686—697. DOI: 10.1037//0022-0663.93.4.686
  23. Landry S.H., Smith K.E., Swank P.R., Assel M.A., Vellet S. Does early responsive par- enting have a special importance for children’s development or is consistency across early childhood necessary? // Developmental Psychology. 2001. Vol. 37. P. 387—403. DOI: 10.1037//0012-1649.37.3.387
  24. Morrison F.J., Cooney R.R. Parenting and academic achievement: Multiple paths to early literacy // J.G. Borkowski, C. Ramey, S. Landesman, et al. (Eds.). Parenting and the child’s world: Influences on academic, intellectual, and social-emotional development. Mahwah, NJ: Erlbaum, 2002. P. 141—160.
  25. Mulvaney M., McCartney K., Bub K.L., Marshall N.L. Determinants of dyadic scaf- folding and cognitive outcomes in first graders // Parenting: Science and Practice. 2006. Vol. 6. P. 297—320. DOI: 10.1207//15327922par0604_2
  26. Tamis-LeMonda C.S., Bornstein M.H. Maternal responsiveness and early language acquisition // Advances in child development & behavior. 2002. Vol. 29. P. 89—127. DOI:10.1016/S0065-2407(02)80052-0
  27. Zajonc R.B. Family configuration and intelligence // Science. 1976. Vol. 192, Issue 4236, pp. 227-236. DOI: 10.1126/science.192.4236.227

Информация об авторах

Головей Лариса Арсеньевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, e-mail: lgolovey@yandex.ru

Савенышева Светлана Станиславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7529-1493, e-mail: owlsveta@mail.ru

Энгельгардт Елена Евгеньевна, ст. преподаватель кафедры психологии развития и дифференциальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: engelena@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5020
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 2893
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 10