Литвинова Е.Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: elen-litvinova@ya.ru
Киселева Н.В. аспирантка кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия e-mail: 2133940@mail.ru
В статье представлен анализ существующих определений феномена вовлеченности обучающихся, подчеркнута его многоаспектность и отсутствие единого понимания его структуры. Проанализированы некоторые актуальные модели вовлеченности в обучение, предлагаемые отечественными и зарубежными исследователями, подчеркнута значимость изучения особенностей вовлеченности в непрерывное образование и огромный дефицит подобных исследований. Предпринята попытка систематизации многочисленных определений и моделей феномена вовлеченности, существующих в зарубежной и отечествен- ной психологической науке и отражающих отсутствие единого понимания его структуры. Представлена аргументация необходимости рассмотрения феномена вовлеченности в непрерывное образование как многомерного конструкта. В статье предложена и обоснована авторская пятикомпонентная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование, включающая когнитивный, аффективный, поведенческий, мотивационный и ценностный компоненты.
В современном информационно- и технологически-ориентированном мире,
претерпевающем постоянные преобразования и нововведения, трудно представить
эффективно функционирующего человека вне контекста непрерывного обучения.
Непрерывное образование, образование через всю жизнь (ongoing education,
continuing education, lifelong education) становится все более актуальным и
востребованным.
Литература
Барабанщикова В.В., Климова О.А. Представления о вовлеченности в
работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях //
Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 52—60.
Денисова Л.Е. Организационно-педагогические механизмы формирования
мно- гоуровневой модели непрерывного профессионального образования в условиях
кор- поративного сетевого взаимодействия: магистерская диссертация, М.
2014.
Камзанова А.Т. Психологические особенности вовлеченности в решение
когни- тивных задач: диссертация на соискание ученой степени доктора философии
(PhD) по специальности психология, Казахстан, Алматы. 2011. 150 с.
Литвинова Е.Ю. Непрерывное образование в контексте профессионального
и личностного роста // Сб. научных материалов I Международной научно-практиче-
ской конференции «Социальная психология в образовательном пространстве». М.:
ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 32—33.
Малошонок Н. Студенческая вовлеченность: почему важно изучать
процесс обу- чения, а не только его результат? // Мониторинг университета,
2011, № 6. С. 11—21.
Малошонок Н.Г. Вовлеченность студентов в учебный процесс в
российских ву- зах // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 37—44.
Осин Е.Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и
перспек- тивы // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 4. С.
79—88.
Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в непрерывное образование как
соци- ально-психологический феномен // Молодые ученые — столичному образованию:
тезисы городской научно-практической конференции. МГППУ XIV. М: ГБОУ ВПО МГППУ,
2015. С. 160—162.
Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл,
2002. 343 с.
Федорова Н.А. Контрольно-диагностическая деятельность преподавателя
вуза как средство управления процессом обучения студента: Автореф. дисс. …
канд. пед. наук. Тверь, 2011.
Admiraal W., Wubbels T., Pilot A. College teaching in legal
education: Teaching method, students’ time-on-task and achievement // Research
in Higher Education. 1999. Vol. 40. № 6. P. 687—704.
Astin A. Student involvement: a developmental theory for higher
education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. № 4. Р.
297—308.
Astin A.W. Involvement in Learning Revisited: Lessons we have
Learned. Journal of College Student Development. 40 (5). 1999. P. 587—598.
Bakker A.B., Leiter M.P. Work engagement: a handbook of essential
theory and re- search. Hove and New York: Psychology press, 2010. 205 p.
Coates H. The Value of Student Engagement for Higher Education
Quality Assur- ance // Quality in Higher Education. 2005. Vol. 11. № 1. P.
25—36.
Coates H. A Model of Online and General Campus-Based Student
Engagement. As- sessment and Evaluation in Higher Education. 32 (2). 2007. P.
121—141.
Fredricks J., Blumenfeld P., Paris A. School Engagement: Potential
of the Concept, State of the Evidence // Review of Educational Research. 2004.
Vol. 74. № 1. P. 59—109.
Fredricks J.A., McColskey W. The measurement of student engagement:
a compara- tive analysis of various methods and support self-report
instruments. In S.L. Christen- son, A.L. Reschly, & C. Wylie (Eds.),
Handbook of research on student engagement. New York: Springer. 2012. P.
763—782.
Kuh G.D. and Umbach P.D. College and Character: Insights from the
National Survey of Student Engagement. New Directions for Institutional. 2004.
Research. 122 (Summer). P. 37—54.
Mann S.J. Alternative perspectives on the student experience:
Alienation and engage- ment // Studies in Higher Education. 2001. Vol. 26. № 1.
P. 7—20.
National Survey of Student Engagement (NSSE) Experiences that Matter:
Enhanc- ing Student Learning and Success. Bloomington, IN: Indiana Center for
Postsecondary Research. 2007. 60 p.
National Survey of Student Engagement (NSSE) Assessment for Improvement:
Tracking Student Engagement Over Time. Annual Results 2009. Bloomington, IN:
NSSE. 2009. 52 p.
Schaufeli W.B. What is engagement? // In C. Truss, K. Alfes, R.
Delbridge, A. Shantz, & E. Soane (Eds.), Employee Engagement in Theory and
Practice. London: Routledge, Chapter 1, 2013. 37 p.
Trowler V. Student engagement literature review. New-York: The
Higher Education Academy. 2010. 74 p.
Trygstad. P.Student engagement and student voices.
[Электронныйресурс] //Dis- sertation for the degree of PhD, University of North
Carolina,ChapelHill, 2010, 169 p. URL:
https://cdr.lib.unc.edu/indexablecontent/uuid:76d8b87d-761a-441a-a5dd-2c3-
c52127303 (дата обращения: 21.01.2016).
Vekkaila J. Doctoral student engagement. The dynamic interplay
between students and scholarly communities. [Электронныйресурс] // Dissertation
for the degree of PhD, University of Helsinki, Helsinki, 2014. 110 p.URL:
https://helda.helsinki.fi/bit-
stream/handle/10138/42717/vekkaila_dissertation.pdf?sequence=1 (дата обращения:
21.01.2016).