Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8568Ключевые слова 21004 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей 1211

Воскресенская Н.Г., кандидат психологических наук, cтарший преподаватель кафедры теории политики и коммуникации, Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ФГБОУ ВПО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, navoskr@mail.ru

Аннотация

Исследуются особенности выбора зрителями киножанров с разными динамическими характеристиками с учетом субъективного восприятия насыщенности жизни во временной перспективе. Студентам, участникам исследования, предлагалось выбрать из 16 фильмов тот, который они в данный момент вре- мени предпочли бы посмотреть. Данный список был предварительно составлен на основании оценок 187 популярных у студентов фильмов. Отобранные фильмы имели статистически-значимые различия по временным и динамическим характеристикам и были хорошо узнаваемы респондентами исследуемой выборки в количестве 60 человек. Студентам также предлагалось дать оценку насыщенности собственной жизни во временной перспективе. Анализ полученных результатов выявил, что предпочтение студентами тех или иных художественных фильмов носит компенсаторный характер. Восприятие своей жиз- ни как скучной и бедной событиями определяет выбор динамичных фильмов со стимуляцией непроизвольного внимания за счет ориентировочного рефлекса и актуализации базовых потребностей. Восприятие своей жизни как динамичной и наполненной переживаниями способствует выбору в пользу обстоятельного киноповествования и стимуляции произвольного внимания за счет актуализации в процессе кинопросмотра социальных потребностей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Художественные фильмы способны корректировать настроение зрителя. Ряд исследователей предполагают, что выбор зрителя часто носит компенсаторный характер, заменяя недостающие в жизни эмоции, помогая расслабиться или снять излишнее возбуждение [12; 13; 15; 19].

Литература
  1. Брайант, Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: пер. с англ. М.: Издатель- ский Дом «Вильямс», 2004. С. 377—390.
  2. Воскресенская Н.Г. Социально-психологическая характеристика любителей определенных киножанров // Вопросы психологии. 2015. № 2, С. 78—87.
  3. Зейгарник Б.Ф. Теория поля Курта Левина. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. 118 с.
  4. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.
  5. Кирилова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический Проект; Культура, 2008. 496 с.
  6. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф.Зимбардо (ZIPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. 2008. № 4. С. 67—89.
  7. Молчанов А. Букварь сценариста. М.: Эксмо, 2016. 352 с.
  8. Неяскина Ю.Ю., Мазуркевич А.В. Взаимосвязь субъективного качества жизни и временной перспективы личности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 1 (23). С. 94—105.
  9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леон- тьева. М.: Смысл. 2004. 608 с.
  10. Психические состояния: Хрестоматия / Сост. и общая ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 105—167; С. 299—316.
  11. Толстых Н.Н. Время думать о будущем // Мир психологии. 2013. № 2. С. 96—107.
  12. Bartsh A. Emotional Gratification in Entertainment Experience. Why Viewers of Movies and Television Series Find it Rewarding to Experience Emotions // Media Psy- chology. 2012. Vol. 15, I. 3. P. 267—302. doi: 10.1080/15213269.2012.693811
  13. Bryant J., Zillmann D. Using television to alleviate boredom and stress // Journal of Broadcasting. 1984. № 28. P. 1—20.
  14. Frank L.K. Time perspective // Journ. of Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293—312.
  15. Knobloch-Westerwick S. Mood management: Theory, evidence, and advancements //
  16. J. Bryant & P. Vorderer (еds.). Psychology of entertainment. Mahwah, NJ: Lawrence Erl- baum Associates. 2006. Р. 239—254.
  17. Petty R.E., Cacioppo J.T. The Effects of Involvement on Responses to Argument Quan- tity and Quality: Central and Peripheral Routes to Persuasion // Journ. of Personality and Social Psychology. 1984. Vol. 4. № 1. P. 69—81.
  18. Rooney В., Hennessy E. Actually in Cinema: A Field Study Comparing Real 3D and 2D Movie Patrons’ Attention, Emotion, and Film Satisfaction // Media Psychology. 2013. № 16. Р. 441—460. doi: 10.1080/15213269.2013.838905
  19. Zillmann D. Mood management through communication choices // American Behav- ioral Scientist. 1988. № 31(3). P. 327—340. doi: 10.1177/000276488031003005
  20. Zillmann D., Hezel R.T. & Medoff N.J. The effect of affective states on selective expo- sure to televised entertainment fare // Journal of Applied Social Psychology. 1980. № 10. Р. 323—339. doi: 10.1111/j.1559-1816.1980.tb00713.x
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика