Специфика ценностных ориентаций будущих специалистов социономической сферы

2

Аннотация

В статье представлен анализ специфики ценностных ориентаций будущих специалистов социономической сферы, проведенный на базе Арзамасского филиала ННГУ. Представлены материалы эмпирического исследования взаимосвязи между ценностными ориентациями студентов и их временной перспективой на младших курсах (n = 120, возраст 18–21 год). В результате было выявлено, что в качестве предпочитаемых студенты выделяют ценности, направленные на саморазвитие, достижение собственных успехов, улучшение качества жизни. Ценности, направленные на выстраивание отношений с другими людьми, напротив, являются незначимыми для них. Большинство студентов ориентированы на настоящее, стремятся удовлетворить свои потребности, но одновременно часто вспоминают негативные события и эмоции из прошлого, в то время как будущее кажется им далеким. Также выявлены особенности ценностных ориентаций студентов с разными преобладающими временными факторами. По полученным данным можно заключить, что современные студенты сталкиваются с кризисом ценностных установок. .

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации, временная перспектива, самореализация, студент, личностно-профессиональное развитие, высшее образование

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210411

Получена: 05.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Гоглева А.В., Щелина Т.Т. Специфика ценностных ориентаций будущих специалистов социономической сферы [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 4. С. 111–118. DOI: 10.17759/bppe.2024210411

Полный текст

Исследование системы ценностных ориентаций личности представляет собой важный научный подход, который позволяет более глубоко понять индивидуальные и социальные особенности личности. Ценностные ориентации играют важную роль в нашей жизни, определяя наши предпочтения, стремления и цели. Они помогают нам понять самих себя, наши мотивации и смысл жизни. У каждого из нас есть свои уникальные ценностные ориентации, которые формируются в процессе нашего развития и опыта.

Роль ценностных ориентаций в жизни человека стали объектом изучения таких ученых, как: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и другие.

Для Б.Г. Ананьева ценностные ориентации «являются центром духовного развития личности, они выражают общности целей деятельности, направленности жизни и мотивации поведения» [1].

А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «социально обусловленную, более или менее устойчивую, избирательную позицию человека по отношению к материальным и духовным благам и идеалам, которые могут быть предметами, целями или средствами удовлетворения потребностей жизнедеятельности человека» [4].

Д.А. Леонтьев понимал ценностные ориентации как «метод, с помощью которого возможно изучать индивидуальные и групповые представления о ценностях, выявлять структуру ценностей и устанавливать общие ориентиры жизнедеятельности людей» [8].

По мнению Л.Х. Нагоевой, ценностные ориентации являются «одним из центральных личностных новообразований, которые выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и, в этом своем качестве, определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности» [10].

С.Л. Рубинштейн отмечал, что «планирование будущего осуществляется исходя из иерархической системы ценностей, представленной в сознании человека. Ценностная ориентация — это базовый элемент, обеспечивающий общую направленность поведения индивида, способы регуляции поведения, его формы» [12].

Таким образом, ценностные ориентации играют важную роль в формировании жизненного пути личности. Они являются основой мотивации ее жизнедеятельности и способствуют разработке смысложизненных ориентаций в процессе жизни.

Исследование системы ценностных ориентаций имеет большое практическое значение. Мы можем говорить не только о мелких выборах в повседневной жизни, но и о глобальных и значимых — о таких как выбор будущей профессии.

О.П. Терновская выделяет следующие особенности карьерных ориентаций в студенческие годы [13].

  • Карьерные ориентации студентов оформляются на завершающем этапе обучения в вузе, это связано с построением карьерных планов и стратегией реализации карьерных целей. Кроме того, карьерная ориентация помогает студентам развивать необходимые навыки и умения для успешного трудоустройства и профессионального роста.
  • Среди студентов-выпускников социономических профессий характерно преобладание ориентации на служение человечеству. Такая ориентация личности студента может быть обусловлена как внутренними убеждениями и ценностями, так и спецификой выбранной ими профессии, где главной целью является помощь другим людям. Важным моментом является также социальная ответственность, которая стимулирует студентов-выпускников социономических профессий к деятельности в интересах общества.
  • Выбор студентами приоритетной карьерной ориентации зависит от тендерных характеристик личности: для андрогинного типа личности в большей степени, по сравнению с другими группами, характерно преобладание ориентации на стабильность, для маскулинного типа — ориентация на менеджмент, для феминного — ориентация на автономию и служение, а также отсутствие ориентации на конкуренцию.
  • Студентам в стенах вуза на завершающем этапе обучения важно оказать психолого-педагогическую помощь, направленную на формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации планов развития себя как субъекта карьерного пути, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в профессиональной деятельности и карьере. Психолого-педагогическая поддержка реализуется с помощью карьерных консультаций, специализированных тренингов и семинаров, участия в ярмарке вакансий и других ресурсов для поиска интересующей работы или возможностей для дальнейшего обучения.
  • Специфика карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе заключается в низком уровне осознанности. Уровень осознанности ведущей карьерной ориентации зависит от уровня развития рефлексивных способностей студентов и, в свою очередь, осознанность карьерных ориентаций выступает условием эффективного планирования карьеры, обуславливая степень выраженности внутриличностных противоречий, связанных с карьерными замыслами.

Остановимся на последнем пункте подробнее.

Действительно, часто студенты ставят перед собой размытые цели, не имея четкого плана действий, стремятся достичь сразу нескольких целей, не умея при этом правильно расставлять приоритеты. Именно эти факторы являются причиной низкого уровня планирования карьеры и выраженности внутреннего напряжения у студентов.

Структура ценностных ориентаций студента представляет особый интерес и значимость, прежде всего потому, что динамику в ценностно-ориентационной сфере в процессе подготовки молодых специалистов и их дальнейшего профессионального развития можно исследовать, только имея целостную картину ценностей в профессиональной деятельности [7; 9; 11; 15].

По мнению И.В. Васениной и Т.Н. Кухтевич, «познание смысложизненных установок и целей современного студенчества, динамики его ценностного сознания является важным условием повышения эффективности процессов формирования профессионализма и высокой духовной культуры специалиста XXI века» [3].

Без понимания того, чем живет сегодняшняя студенческая молодежь, невозможно выстроить с ней работу. Если наша работа в вузе строится на основе ценностей десятилетней или даже пятилетней давности, мы рискуем наткнуться на непонимание, отрицание и протест студентов.

Как показывают данные исследований [2; 5; 6 и др.], отмечается тенденция снижения у студентов потребности в получении глубоких фундаментальных знаний. Уменьшилась доля студентов, которая готова и способна осваивать сложные фундаментальные знания. У этой части молодежи слабы навыки умения учиться, не сформировались интересы и потребности в приобретении нового знания. Меняются представления студентов о процессе получения знаний: им кажется, что он должен быть легким, быстрым и развлекательным.

Развитие духовной культуры, освоение фундаментальных знаний уходит на второй план. Печальным фактом стало то, что у студентов, получающих социономическую профессию, оказались невостребованными такие ценности, как чуткость, эмпатия, альтруизм [14]. Несмотря на это на рынке труда современной России профессия педагога и психолога представляется все чаще.

Наша цель как социального института общества — подвести студентов к пониманию важности организации своего будущего, определить векторы профессиональной и личностной самореализации. В стенах вуза мы стремимся создать условия для развития личности каждого студента, помочь им найти свое место в обществе и стать успешными профессионалами. 

Цель нашего исследования: изучить специфику ценностных ориентаций будущих специалистов социономической сферы.

В проведенном нами исследовании принимали участие студенты 1–2 курсов бакалавриата направлений «Психолого-педагогическое образование», «Психология» и студенты специалитета 1–2 курсов специальности «Психология и педагогика девиантного поведения» психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ. Возраст участников от 18 до 21 года, количество 120 человек. Респондентам были предложены методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич) и «Опросник временной перспективы Зимбардо» (ZTPI).

По методике «Ценностные ориентации» были получены следующие результаты, представленные на рисунках 1 и 2.

Исследование показало, что среди предпочитаемых терминальных ценностей наиболее высокую оценку получили ценности, являющиеся основой для достижения личного счастья и удовлетворения. Наименьшую значимость имели ценности, связанные с альтруистической и эстетической направленностью.

Рис. 1. Представленность терминальных ценностей студентов

Рис. 2. Представленность инструментальных ценностей студентов
Выявлено, что среди предпочитаемых инструментальных ценностей наибольшее признание получили те, что дают возможность быть самостоятельными, проявить себя, показать свою взрослость и значимость. Среди отвергаемых представлены ценности, которые связаны с контролем своего поведения и качествами, связанными с отношением к другим людям.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что современные студенты ориентированы в своей жизни на саморазвитие, достижение собственных успехов, улучшение качества жизни. Ценности, направленные на выстраивание отношений с другими людьми, напротив, являются незначимыми для них.

По результатам методики ZTPI получились следующие результаты: у студентов преобладают такие показатели, как гедонистическое настоящее (56%) и негативное прошлое (19%); в меньше степени преобладают показатели фаталистическое настоящее (15%); будущее (7%); позитивное прошлое (3%).

Таким образом, данные говорят о том, что студенты в большинстве своем склонны жить настоящим моментом, стремятся к удовлетворению своих потребностей, но в то же время склонны постоянно вспоминать негативные события и эмоции из прошлого. Будущее кажется им далеким. Меньшинство студентов ориентированы на планирование и стремление к достижению целей в будущем. По мере продвижения в старшие курсы студенты начинают придавать большее значение будущему, оно им все еще кажется достаточно далеким и вызывает определенное беспокойство.

Далее нами были сопоставлены данные ценностных ориентаций студентов и показателей временной перспективы. Выяснилось, что:

  • для студентов, ориентированных на гедонистическое настоящее, наиболее предпочитаемыми ценностями оказались: творчество, развлечения, материально обеспеченная жизнь;
  • для студентов, ориентированных на негативное прошлое, предпочитаемыми ценностями являются: фаталистическое настоящее, творчество, счастливая семейная жизнь, широта взглядов;
  • для студентов, ориентированных на будущее, предпочитаемыми ценностями являются: любовь, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость;
  • для студентов, ориентированных на позитивное прошлое, предпочитаемыми ценностями являются: наличие хороших и верных друзей, счастье других, терпимость, чуткость.

С помощью критерия H Крускала — Уоллиса также были обнаружены статистически достоверные различия между студентами с преобладанием разных временных факторов (Н = 18,473, p ≤ 0,01).

Таким образом, полученные результаты исследования говорят о том, что современные студенты имеют кризис ценностных установок. Ориентация на гедонистический образ жизни, стремление к накоплению материального, безразличие или отрицание ценностей альтруистической направленности, преобладание процесса «схватить все по верхам» вместо получения глубоких знаний по профессии — являются индикаторами слабой заинтересованности студентов в получении будущей специальности.

Перед нами встает задача организовать особое учебное пространство с целью развития профессиональных ценностей у будущих специалистов социономической сферы.

Литература

  1. Андреева Г.А. Педагог-профессионал и ученик как субъекты образовательного процесса // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы: сборник научных статей и материалов Международной научно-практической конференции, Коломна, 22–24 мая 2008 года. В 2 т. Т. 2. Коломна: Коломенский государственный педагогический институт, 2008. С. 30–33.
  2. Бакушкин И.А., Ильичева И.М. Содержательные компоненты ценностных ориентаций студентов [Электронный ресурс] // Вестник университета. 2021. № 3. С. 168–176. doi:10.26425/1816-4277-2021-3-168-176
  3. Васенина И.В., Кухтевич Т.Н. Социальный потенциал российского студенчества: по результатам социологических исследований // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 133–148.
  4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология в СССР. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965. С. 189–208.
  5. Кожевникова О.А. Ценностные ориентации современного студента [Электронный ресурс] // Russian Journal of Education and Psychology. 2020. Том 11. № 1. С. 25–31. doi:10.12731/2658-4034-2020-1-25-31
  6. Косикова Л.В. Особенности мотивации и ценностных ориентаций студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 431–434.
  7. Костюченкова О.Е. Сравнительное лонгитюдное исследование ценностных ориентации и направленности личности педагогов общеобразовательных школ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2011. № 5 (222). С. 62–67.
  8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 4-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2019. 584 с.
  9. Маслова Т.М. Корреляция ценностных ориентаций и направленности студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2022. № 4 (49). С. 79–87. doi:10.24412/2227-1384-2022-449-79-87
  10. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. № 4. С. 286–289. 
  11. Романов В.А. Ценностные ориентации студентов как аспект представления о профессиональной культуре личности // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 344–351.
  12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с. 
  13. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения: Дисс. ... канд. психол. наук. Оренбург, 2006. 155 с.
  14. Хахутадзе Н.М. Особенности ценностных ориентаций студентов в различных этнических группах // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 2 (17). С. 25–30.
  15. Щелина Т.Т. Высшее образование в контексте социально-гуманитарных проблем современности [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6-2. С. 213–218. doi:10.12731/2218-7405-2017-6-2-213-218

Информация об авторах

Гоглева Анастасия Владимировна, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н.И. Лобачевского»), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0945-8734, e-mail: werefox13@gmail.com

Щелина Тамара Тимофеевна, доктор психологических наук, заведующий, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал (Арзамасский филиал ННГУ), Арзамас, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8637-0111, e-mail: arz65@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 0
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2