Социальная психология и общество
2018. Том 9. № 3. С. 197–207
doi:10.17759/sps.2018090319
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Дифференциация образов высокостатусного и низкостатусного человека у молодежи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальный статус, социальное познание, неравенство, смешанные методы исследования
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090319
Для цитаты: Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Дифференциация образов высокостатусного и низкостатусного человека у молодежи // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 197–207. DOI: 10.17759/sps.2018090319
Полный текст
В разных областях научного знания под социальным статусом понимается положение человека в обществе, определяемое рядом объективных и субъективных показателей [1; 4; 6; 7]. При этом единого мнения о перечне данных критериев нет. В различных концепциях выделяются такие характеристики, как образование, должность, доход, собственность, престиж, происхождение и др. [6; 8; 10; 15; 20]. В ряде источников подчеркивается, что возраст, пол и раса оказывают влияние на социальный статус человека [2; 13; 18; 21]. Далее, анализируя структуру общества в течение всей истории человечества, Л. Джонсон отмечает, что статус и критерии, лежащие в его основании, связаны с ценностями, разделяемыми в социуме в тот или иной момент [17]. Наконец, в рамках данного феномена принято рассматривать проблему восприятия собственного положения в обществе, а также оценку положения других людей [1; 12; 19; 21; 23].
При этом на первых этапах исследования социального статуса нами было установлено, что у людей возникает ряд проблем с определением данного феномена, в том числе с компонентами, входящими и определяющими его. В связи с этим помимо прочего встает необходимость поиска различных методов и методик для изучения социального статуса и его последующего анализа. В качестве косвенного способа изучения данного феномена может выступить анализ образов типичных представителей крайних групп, такой подход может позволить обойти трудности, возникающие у респондентов. Важно отметить, что в области изучения социального статуса, его компонентов, структуры и других аспектов основными являются количественные методы. Этот факт обусловлен самой природой данного феномена. Так, в основных теоретических подходах к его изучению подчеркивается именно социальная сторона статуса, соответственно, в исследованиях предпринимаются попытки выявить единые для всего общества критерии, что приводит к нивелированию различных внутригрупповых особенностей восприятия социального статуса и, как следствие, уплощению и упрощению этого феномена.
Отмечается, что качественные методы, в свою очередь, позволяют выявить и проанализировать в том числе особенности контекста, в котором существует данный феномен [5]. А также качественный анализ данных позволяет рассмотреть изучаемый объект более полно и целостно, как часть более широкого проблемного поля [14]. В соответствии с этим как отечественные, так и зарубежные ученые подчеркивают важность комбинирования качественных и количественных методов не только для повышения валидности исследований, но и для проведения полного, многоуровневого и глубокого анализа изучаемой области [9; 16].
Такой подход к изучению образов типичных представителей высокого и низкого статуса может позволить выявить различные аспекты этих образов, уточнить их структуру, а также дополнить компоненты социального статуса, значимые для молодежи. В свою очередь, полученные подобным способом данные могут быть применены в различных сферах практики, связанных с формированием образа публичных личностей, а также для дальнейшего анализа элементов социальной жизни, значимых для молодежи.
Программа исследования
Целью настоящего исследования было выявить и проанализировать образы типичных представителей разных статусов, а также оценить перспективность применения смешанных методов исследования в области изучения социального статуса.
Теоретическим объектом данного исследования выступил феномен социального статуса, в свою очередь, предмет исследования — компоненты социального статуса, значимые для современной молодежи.
Исследование было проведено в два независимых этапа с применением различного методического инструментария.
Методы. В связи со всем вышесказанным в данном исследовании были применены смешанные методы для изучения социального статуса, что, с нашей точки зрения, позволяет выявить и проанализировать именно психологические аспекты данного феномена, которые часто упускаются в теоретических и эмпирических работах.
В настоящем исследовании на первом этапе для выявления и изучения общих аспектов и компонентов образов типичных представителей различных статусов применена методика Куна — Макпарт- ленда «Тест 20 ответов» (в модификации Богомоловой [3]). Этап был реализован через интернет-ресурс «Google Форма».
В свою очередь, на втором этапе были собраны эссе, в которых респонденты описывали в свободной форме типичного представителя высокого и низкого статуса, данные обрабатывались как количественным, так и качественным контент- анализом; это позволило выявить ряд психологических аспектов образов, которые в том числе связаны с самим феноменом социального статуса. Респонденту предлагался лист бумаги А4 и синяя ручка, объем эссе и время не ограничивались.
Выборка. На первом этапе исследования респондентами выступили 70 человек в возрасте от 18 до 30 лет (М=23, SD=3,56), из них 40 — женского пола, 30 — мужского; в исследовании принимали участие студенты московских вузов и молодые специалисты различных родов деятельности.
Во втором этапе приняли участие 50 респондентов: 25 — мужского пола и 25 — женского, в возрасте от 17 до 25 лет (М=20,7, SD=2,71). В исследовании приняли участие студенты как гуманитарных, так и технических специальностей.
Всего выборкой в данном исследовании выступили 120 человек.
Результаты
Анализ методики Куна—Макпарт- ленда. Наиболее распространенными категориями образа высокостатусного индивида выступают «ум, образование и эрудированность» (30%). Респонденты описывали типичного представителя высокого статуса как человека, который достиг успеха во всех сферах жизни, который ориентируется только на себя и свое мнение. В образе особую роль играет внешний вид такого человека (25,71%) и его достаток и обеспеченность (21,43%). Высокостатусный человек — уверенный в себе (14,29%), успешный (14,29%), целеустремленный (12,86%), воспитанный (11,43%) и сильный (10%). Такой человек занимает руководящие посты или имеет собственный бизнес (11,43%). В образе выделяется ряд положительных характеристик образа жизни и внешнего вида человека с высоким статусом («дорогая машина», дорогие часы и прочие аксессуары»), а также отмечаются положительные черты характера («целеустремленный», «умный», «сильный» и др.). Тем не менее в образе также содержатся негативные категории, в том числе 199 относящиеся к личности такого человека («заносчивый», «эгоистичный», «нервный», «алкоголик» и др.).
Центральной категорией образа типичного представителя низкого статуса является пассивность и слабость (25,71%). В качестве характеристик, описывающих личность такого человека, указывались безынициативность (11,43%), депрессивность (17,14%), лень (12,86%) и неуверенность в себе (10%). Низкостатусный человек является необразованным (21,43%) и глупым (12,86%); он беден (22,86%), возможно, страдает алкогольной зависимостью (10%). Указывалось, что такой человек может быть бомжем (10%) или представителем низкооплачиваемой профессии (охранник, уборщица и др.) (10%). Во внешности отмечалось, что он плохо выглядит и не следит за собой (12,86%). Обобщая, можно заключить, что образ человека с низким статусом наделен множеством негативных категорий, характеризующих неблагополучное состояние всех областей жизни.
В целом для образов типичных представителей высокого и низкого статуса можно выделить ряд общих категорий, различающихся модальностью («внешний вид», «образование», «работа», «обеспеченность» и др.). Эти же категории встречаются в выявленных ранее социальных представлениях о статусе [11]. Соответственно, такие категории, как «работа, карьера», «семья, семейное положение», «образование», «деньги, богатство», и др. занимают особое место среди прочих компонентов данного феномена и имеют особое значение для определения и понимания его сущности.
Анализ эссе. Анализ эссе позволил выделить следующие элементы: объективные источники социального статуса, поведенческие особенности, качества личности, особенности внешности, невербального поведения и переживания подобных людей.
В качестве объективных источников социального статуса как в случае представителя высокого статуса, так и при рассмотрении образа человека с низким статусом чаще отмечается образование (77%), доход и материальное состояние (53%), должность и работа (47%), пол (41%) и др. Так, в образе человека с высоким статусом отмечались такие характеристики, как образованный (40%), с хорошим достатком (30%) и занимающий высокую должность (20%), 16% респондентов видят типичного человека с высоким статусом как мужчину, и только 8% отметили в своих описаниях, что это женщина. В свою очередь, человек с низким статусом наделяется следующими объективными проявлениями: необразованный (26%), с низким достатком или бедный (20%), работает на «низкоквалифицированной» работе. Интересно, что в отличие от ситуации с высокостатусным человеком низкостатусный в одинаковой мере рассматривается и как мужчина (8%), и как женщина (8%).
Далее респонденты отмечали различные поведенческие особенности представителей двух групп. Так, высокостатусный человек чаще всего имеет закрытый круг общения и разветвленную сеть контактов (20%): «времяпровождение у людей с высоким социальным статусом проходит в местах, куда допускаются только избранные люди, так называемые VIP», «общается в круге высокопоставленных людей» и др. При этом «он заботится о своем внешнем презентабельном виде», «любит учить окружающих», «любит утверждать, что всего добился сам», и др. Человек с низким статусом «отказывается (часто) от своих духовных стремлений, стремясь к материальному», «склонен к алкоголизму и деструктивному поведению», «постоянно обращается к богу», «не влияет на политику и события в стране» и др.
Описывая образы типичных представителей двух статусов, респонденты указывали на различные черты личности, которые связываются с данными группами. Представители высокого статуса наделяются такими качествами, как «уверенность в себе», «целеустремленность», «деловитый», «знает, что хочет от жизни», «честный», «серьезный» и др. В то же время представители низкого статуса являются «неуверенными в завтрашнем дне», «не думающими о будущем», «завистливыми», «озлобленными», «агрессивными», «грустными» и др.
При описании внешности человека с высоким социальным статусом больший акцент делается на аксессуары: часы, автомобиль, стиль одежды. Часть респондентов отмечала «потребность» в таких вещах, а также в их демонстрации: «высокая потребность в статусных вещах (автомобили, недвижимость, одежда)», «большое внимание обращает на внешние факторы» и др. В свою очередь, при описании внешности представителя низкого статуса чаще упоминается степень опрятности и аккуратности: «неопрятный вид», «одеты неважно, вещи поношенные» и др.
Важно отметить, что респонденты приводили различные описания невербального поведения людей с высоким статусом. Из невербального компонента общения чаще отмечалось то, что такому человеку свойственна прямая, «гордая» осанка (23%), «властный», «решительный» взгляд (8%), «громкий, спокойный, властный голос» (8%) и «твердая» походка (4%). Представителям низкого статуса свойственна плохо поставленная речь, наличие мата и ненормативной лексики (12%), а также он «занимает мало места» (10%).
Респонденты указывали на переживания, мысли и желания типичных представителей различных статусов. Представителю высокого статуса «в душе всегда чего-то не хватает», у него есть «потребность во власти», он «не очень беспокоится о том, что про него могут подумать». Отмечается, что «отношение их к людям низкого и среднего достатка в большинстве случаев пренебрежительно» и они «считают окружающих хуже себя». Низкостатусный человек «угнетен своим положением, не предполагающим больших перспектив», «чувствует свою ненужность», «много грустит и завидует людям с высоким статусом», «хочет подняться надо всеми; поменяться местами с верхами» и «не считает себя счастливым».
Обсуждение результатов
В образах типичных представителей различных социальных статусов помимо ожидаемых компонентов, таких как объективные источники социального статуса, особенности образа жизни, внешности и невербального поведения, выделились две категории, представляющие особый интерес, — переживания подобных людей и их личностные черты. С одной стороны, наличие двух специфичных характеристик может говорить о значимости психологического аспекта для данного феномена. Являясь результатом внешней активности человека, социальный статус, соответственно, играет значимую роль в различных сферах жизни человека. С другой — можно предположить, что появление этих категорий в образах представителей разных статусов является попыткой более глубокого анализа самого феномена со стороны респондентов. Так, возможно, выделение только объективных источников социального статуса, с точки зрения члена общества, слишком уплощает и упрощает причины выдвижения человека на высокую позицию в обществе или, наоборот, на помещение его в низ социальной иерархии, соответственно, встает необходимость обосновать это в том числе различными личностными аспектами, а также внутренними переживаниями людей, занимающих данные положения в обществе. Указанные два предположения требуют дальнейшей проработки и проведения дополнительных исследований для их проверки и изучения.
В целом полученные образы человека как с высоким, так и с низким статусом можно разделить на три группы: позитивный образ, негативный образ и нейтральный образ.
Примерами негативного образа человека с высоким статусом являются следующие формулировки: «Свой статус он воспринимает как должное и всегда стремится это продемонстрировать, также любит утверждать, что «всего добился сам», при этом преподнося это как факт, часто бездоказательный», «Высокий статус — очень гордо показывает себя, ставя посторонних хуже себя», и др. В данном случае человек с высоким статусом предстает как стремящийся продемонстрировать и подчеркнуть перед окружающими свое положение, которое в том числе дает ему основание «считать, что он лучше других».
В свою очередь, примерами негативного образа человека с низким статусом являются следующие формулировки: «человек с низким статусом — жалкий, злобный, злопамятный, ненадежный и др.», «человек с низким статусом — надменный, сутулый, не находящий себе места, часто в рабочей одежде, чувствующий свою ненужность и поэтому иногда мелко пакостящий» и др. В подобном образе выделяется множество негативных черт личности, которые, с точки зрения респондентов, приводят его к низкому статусу. Такой образ наделяется либо пассивностью и бездействием, нежеланием что-то менять в своей жизни, либо агрессивностью, девиантностью и опасностью для общества. Во всех описаниях этой группы отмечается факт отсутствия образования и глупости человека с низким статусом.
В положительном образе человека с высоким статусом отмечаются следующие проявления: «человек, работающий во благо общества, высокий культурный уровень, обладающий такими качествами, как доброта, честность, отзывчивость», «мудрый, талантливый, смелый, искренний», «занимается социально полезными программами, благотворительностью», «человек, занятый делом, приносящим пользу обществу», и др. Из данных фраз видно, что подобный человек выполняет значимую роль для общества, отмечается, что такой человек не обязательно богат, а также чаще не демонстрирует свой статус, он «сливается с любым обществом, не давая другим чувствовать себя ниже, неловко в его присутствии». Важно отметить, что в образах этой категории не отмечались внешние аксессуары, которые сопровождали негативный образ человека с высоким статусом: автомобиль, часы, запонки и др.
В свою очередь, примерами формулировок, отражающих положительный образ типичного представителя низкого статуса, являются: «он обладает чувством собственного достоинства», «он вынужден подчиняться людям с высоким статусом, чтобы выжить», «он очень вежливый» и др. Данный образ описывается как вынужденное нахождение человека в данной группе, подчеркивается независимость ситуативных и личностных компонентов.
Наконец, нейтральные образы представителей как высокого, так и низкого социального статуса содержат перечень либо объективных источников социального статуса, либо невербального поведения: «не имеет средств к существованию, постоянной работы нет, возможно, не имеет образования, чаще всего только окончил среднюю школу», «человек, занимающий высокую должность, образованный», «классический, строгий стиль одежды, ухоженный вид, наличие дорогих часов, начищенная обувь» и др. Соответственно, в данном случае приводится некоторый набор характеристик, иногда с указанием степени выраженности признака, который не несет прямой эмоциональной оценки и отношения респондента.
Появление эмоциональной нагрузки при описании образов типичных представителей высокого и низкого статуса можно объяснить, опираясь на вопросы, которые задавали респонденты. Так, часть респондентов спрашивала, какой конкретно образ необходимо описать — то, как считает респондент, или то, как считает общество. Соответственно, можно выдвинуть гипотезу, что в представлениях людей выделяется два отдельных образа людей с высоким и низким статусом: правильный, а соответственно, положительный образ того, как считает человек, в рамках которого он принижает значение материальных и властных компонентов социального статуса и подчеркивает значимость общественной деятельности; и неправильный, негативный образ, который, с точки зрения человека, разделяется в обществе его современниками, в котором отдельно подчеркивается значимость финансового аспекта, а также демонстративность поведения подобного человека.
Следовательно, особую роль для определения социального статуса другого человека играют индивидуальные интерпретационные схемы субъекта познания. В подобных схемах содержатся различные характеристики и категории, отражающие собственный смысл для конкретного человека. Таким образом, социальный статус является характеристикой, находящейся на стыке, с одной стороны, индивидуальных, собственных представлений человека о значимости различных сфер жизни и социальных норм — с другой.
В связи с этим можно заключить, что социальный статус определяется как на основании общественно значимых компонентов, так и на базе индивидуальных проявлений и интерпретаций, которые вырабатывает человек в рамках собственного опыта. Данные элементы влияют на процесс определения ценности индивида для общества и для субъекта познания, что и определяет его социальный статус. К подобным универсальным элементам статуса на основании проведенного исследования можно отнести профессию индивида, его доход, образование, семейное положение и др. Кроме того, социальный статус во многом зависит от ряда личностных качеств и особенностей, без которых человека не могут отнести к высокому статусу, а также социальный статус предполагает определенные проявления во внешнем виде и невербальном поведении, что свидетельствует о его ориентированности на внешнего наблюдателя.
Выводы
1. В образе типичных представителей высокого и низкого социального статуса можно выделить шесть категорий: объективные источники социального статуса, поведенческие особенности, качества личности, особенности внешности, невербального поведения и переживания подобных людей.
2. Значимыми объективными источниками социального статуса для молодежи выступают образование, профессия, доход, круг общения и др. В невербальном поведении отмечаются особенности мимических проявлений, проксемики и позы. Во внешности оценивается наличие различных атрибутов: часов, запонок, технических устройств, а также общая степень аккуратности и ухоженности. В качестве поведенческих особенностей представителей разного статуса часто указываются различные предпочтения, зависимости и действия таких людей. В категории качества личности раскрываются различные особенности характера представителей различных статусов, которые обусловливают их вхождение и нахождение в той или иной группе. Наконец, категория «переживания» содержит указания на какие-то внутренние процессы и мысли, свойственные членам данных групп, причем данные переживания являются следствием принадлежности к тому или иному статусу.
3. В исследовании были установлены три вида сформированных образов представителей высокого и низкого статуса: позитивный, негативный и нейтральный. Позитивный образ человека с высоким статусом обусловливается его вовлеченностью в социально значимые сферы деятельности вне зависимости от материальных показателей; положительный образ низкостатусного индивида наделяется «чувством собственного достоинства», а его положение в обществе объясняется внешними факторами, от него не зависящими. Негативный образ высокостатусного человека связывается с материальными компонентами; негативный образ представителя низкого статуса наделяется отрицательными чертами характера. Нейтральные образы содержат перечень объективных источников социального статуса, особенностей внешности и невербального поведения с указанием модальности или степени проявления той или иной характеристики. При этом категории «качества личности» и «переживания представителей разных статусов» приписываются только в ситуации оценочных образов.
4. Применение смешанных методов сбора и анализа данных в области изучения образов типичных представителей низкого и высокого статуса позволило выявить ряд психологических закономерностей, которые не были установлены ранее на материале, полученном с применением количественных методов. Данный факт позволяет сделать вывод о высокой перспективности использования комбинированных качественных и количественных методов в данной области для более глубокого и полного изучения феномена социального статуса.
Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00980 «Историко-политические факторы трансформации коллективной памяти и идентичности российского общества»).
[*] Фоломеева Татьяна Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, t.folomeeva@mail.ru
[†] Федотова Светлана Владимировна — кандидат психологических наук, инженер, кафедра социальной психологии, факультет психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, fedotova-s@yandex.ru
Литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2008. 363 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.: Аспект Пресс, 1998. 517 с.
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: Моск. гос. университет, 1991. 128 с.
- Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, ИНФРА М-НОРМА, 1997. 304 с.
- Войскунский А.Е., Скрипкин С.В. Качественный анализ данных // Вестник Московского университета, Сер. 14. Психология. 2001. № 2. С. 93—109.
- Гидденс Э. Социология. М.: Едиториал УРСС, 2005. 632 с.
- Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. 333 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2009. 318 с.
- Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Предмет качественного исследования как методологическая проблема социальной психологии // Национальный психологический журнал. 2013. № 1 (9). С. 50—61.
- Радаев В.А., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.: Наука, 1995. 237 с.
- Федотова С.В. Структура социальных представлений молодежи о социальном статусе // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2015. № 4. С. 37—45.
- Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Феномен социального статуса в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Психологические исследования (электронный журнал). 2016. Т. 9. № 48. С. 7. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2014v7n37/1044-folomeeva37.html (дата обращения 17.03.2018)
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб: Прайм-Еврознак, 2002. 336 с.
- Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1991. Т. 1. № 1. С. 14—31.
- Auzoult L., Hardy-Massard S., Gangloff B. Casual attributions of compliance or rebellion according to the Raven’s bases of power // Cognition, Brain, Behavior. An Interdisciplinary Journal. 2013. Vol. 17, № 3. P. 237—248.
- Barnham C. Quantitative and qualitative research. Perceptual foundations // International Journal of Market Research. 2015. Vol. 57, Issue 6. P. 837—854.
- Johnson L.A. Social Stratification // Biblical Theology Bulletin. 2013. Vol. 43. № 3. P. 155—168.
- Kemper T.D., Collins R. Dimensions of microinteraction // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 96. P. 32—68.
- Kraus M.W., Keltner D. Signs of Socioeconomic Status: A Thin-Slicing Approach // Psychological Science. 2009. Vol. 20:99. P. 99—106.
- Levine J.M., Moreland R.L. Small Groups. NY: Psycology Press, 2006. 547 P.
- Lynn M., Williams J. Black-White Differences in Tipping: The Moderating Effects of Socioeconomic Status // Cornell Hospitality Quarterly. 2012. Vol. 53. P. 286—294.
- Nayebi H., Abdollahyan H. Social Stratification and its Indices: A Critique // Critique: Critical Middle Eastern Studies. 2006. Vol. 15, No. 3. P. 249—263.
- Pettit N.C., Sivanathan N. The Eyes and Ears of Status: How Status Colors Perceptual Judgment // Personality and Social Psychology Bulletin. 2012. Vol. 38. P. 570—582.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1996
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 722
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1