Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций)

363

Аннотация

В данной статье рассматриваются факторы, обусловливающие поведение водителя как основного участника дорожно-транспортной среды. Показано, что на управление транспортным средством могут влиять, с одной стороны, индивидуально-психологические особенности, с другой — социальные нормы и правила, усвоенные водителем как на уровне взаимодействия (например, влияние сверстников), так и в плане организационно-структурном (например, давление со стороны других участников движения). Взаимодействие индивидуальных и социальных факторов с факторами средовыми — инфраструктурой и принятыми правилами — существенно дополняют представления о конкретных поведенческих проявлениях водителя транспортного средства. В этом ключе в статье представлен краткий обзор основных областей прикладных исследований современной психологии дорожного движения, которые позволяют подробнее рассмотреть и содержательно охарактеризовать предметное поле данного направления в рамках проблематики изучения человеческого фактора в условиях дорожно-транспортной среды, а также его влияния на дорожную безопасность в целом

Общая информация

Ключевые слова: психология дорожного движения, дорожно-транспортная среда, поведение водителя, индивидуально-психологические различия, дорожно-транспортное происшествие

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090410

Для цитаты: Плотникова М.А. Практико-ориентированные исследования психологии дорожного движения (по материалам зарубежных публикаций) // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 108–118. DOI: 10.17759/sps.2018090410

Литература

 

1.                 Allahyari T. et al. Cognitive failures, driving errors and driving accidents // International Journal of Occupational Safety and Ergonomics. 2008. Vol. 14. № 2. P. 149—158.

2.                 Biernacki M., Tarnowski A. The effect of age and personality on the main cognitive processes of drivers // International Journal of Occupational Medicine and Environmental Health. 2011. Vol. 24. № 4. P. 367—379. doi: 10.2478/s13382-011-0035-x.

3.                 Bjerre B., Laurell H. The Swedish Alcohol Ignition Interlock Programme. [Electronic] URL: http://www.icadtsinternational.com/files/documents/2000_166.pdf (Accessed 20.11.2018)

4.                 Blows S., Ameratunga S., Ivers R., Kai Lo S., Norton R. Risky driving habits and motor vehicle driver injury // Accident Analysis and Prevention. 2005. Vol. 37. № 4. P. 619— 624. doi:10.1016/j.aap.2005.03.003

5.                 Brammnes J., Skurtveit S., Neutel C., Morland J., Engeland A. Minor increase in risk of road traffic accidents after prescriptions of antidepressants: a study of population registry data in Norway // The Journal of Clinical Psychiatry. 2008. Vol. 69. № 7. P. 1099—1103. doi:10.4088/JCP.v69n0709

6.                 Broadbent D., Cooper P., FitzGerald P., Parkes K. The cognitive failures questionnaire (CFQ) and its correlates // British Journal of Clinical Psychiatry. 1982. Vol. 21. P. 1—16.

7.                 De Lotto R., Esopi G., Venco E. Urban modifications and infrastructural system: A research to ease integrated and flexible approaches // Town and Infrastructure Planning for Safety and Urban Quality: Proceedings of the XXIII International Conference on Living and Walking in Cities. Italy, 2017. 442 р.

8.                 Drinking and Driving: a road safety manual for decision makers and practitioners. Geneva: Global Road safety Partnership, 2007. 173 p.

9.                 Falk E., Risser R., Hyden Ch., Draskoczy M. Arterial roads do not have to be big, ugly and difficult for non-motorists // ICTCT workshop. Vancouver, 2003. P. 1 — 12

10.             Gibson J. The contribution of experimental psychology to the formulation of the problem of safety: a brief for basic research // Behavioral approaches to accident research. New York, 1961. P. 77—89.

11.             Global status report on road safety, World Health Organisation. Geneva, 2015. 88 р.

12.             Hollò P. Some general considerations and examples in the field of road safety // Town and Infrastructure Planning for Safety and Urban Quality: Proceedings of the XXIII International Conference on Living and Walking in Cities. Italy, 2017. 442 р.

13.             Kuiken M., Heijer T. Driver support systems and traffic safety. SWOV Institute for Road Safety Research. The Netherlands, 1995. 24 р.

14.             Luczak A., Tarnowsky A. Validation of selected temperament and personality questionnaires for diagnosing drivers aptitude for safe driving // Accident Analysis & Prevention. Warsaw, 2014. Vol. 70. P. 293—300.

15.             McKenna F., Poulter D. Speed Awareness: The effect of education versus punishment on driver attitudes // Proceedings of the 3rd Fit to Drive Congress (Prague), Kirschbaum Verlag, Bonn, 2008. 95 р.

16.             Mercier-Guyon C., Malleret M., Drouet P. Experimental program of interlock ignition devices in first offenders in France // Proceedings of the 1st Fit to Drive Congress (Berlin), Kirschbaum Verlag, Bonn, 2006. 80 р.

17.             Michon J. A critical review of driver behavior models: what do we know, what should we do // Human Behavior and Traffic safety, Plenum Press, New York. 1985. P. 475—524.

18.             Rimmo P., Hakamies-Blomqvist L. Older drivers’ aberrant driving behavior, impaired activity and health as reasons for self imposed driving limitations. // Transportation research, Par F. 2002. Vol. 5. № 1. P. 47—62.

19.             Risser R. Areas of Impact — areas that traffic psychology should deal with. // The proceedings of the 8th International Traffic Experts Congress, 2014. P. 10—14.

20.             Risser R. It’s all about communication [Electronic resource] // 5th AENEAS training workshop, Salzburg, 2010. URL: http://www.aeneas-project.eu/?page=SalzburgTrainin gWorkshop (Accessed 20.10.2018)

21.             Speed management: a road safety manual for decision makers and practitioners. Geneva: Global Road safety Partnership, 2008. 191 р.

22.             Suchaa M., Dostal D., Risser R. Pedestrian-driver communication and decision strategies at marked crossings // Accident Analysis & Prevention Journal. 2017. Vol. 102. P. 41—50.

23.             Theeuwes J., Horst R., Kuiken M. Designing safe road systems. A human factor perspective. Surray: Ashgate Publishers, 2012. 192 р.

24.             Tingvall C. The Swedish ‘Vision Zero’ and how parliamentary approval was obtained // Road Safety Research, Policing, Education Conference — 1998 in Wellington. New Zealand. 1998. Vol. 1. P. 6—8.

25.             Tornowsky A., Luczak A. Fitted personality — beyond the traits // The proceedings of the 8th Fit to Drive International Traffic Experts Congress, 2014. P. 16—18.

26.             Ulleberg P., Rundmo T. Personality, attitude and risk perception of risky driving behavior among young drivers // Safety Science. 2003. Vol. 41. № 5. P. 427—443.

27.             Ulleberg P., Rundmo T. Risk-taking attitudes among young drivers: the psychometric qualities and dimensionality of an instrument to measure young drivers’ rsik taking attitudes // Scandinavian Journal of Psychology. 2002. Vol. 43. № 3. P. 227—237.

28.             Vasconcellos E. Urban transport, environment and equity. The Case for Developing Countries. Earthscan Publications Ltd. UK, 2013. 324 p.

29.             World Report on Road Traffic Injury Prevention. Word Health Organization, Geneva, 2004. 244 р.

Информация об авторах

Плотникова Маргарита Алексеевна, магистр психологии, научный сотрудник, Проблемная лаборатория организации и безопасности движения имени Л. Афанасьева, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (ФГБОУ ВО «МАДИ»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5662-6780, e-mail: m.plotnikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1199
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 363
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2