Критический обзор исследований отношения к работе поколения Z в Китае

2841

Аннотация

В настоящее время во всем мире проведено сравнительно мало эмпирических исследований, посвященных поколению Z, а имеющиеся исследования, хотя и информативны, приводят к различным, часто противоречивым заключениям. Между тем уже сейчас поколение Z вступает в трудоспособный возраст, и важно понимать специфику его ценностей и культурную ориентацию для того, чтобы смягчить конфликты между поколениями на рабочих местах и обеспечить эффективную деятельность предприятия или организации. Китай является растущей сверхдержавой, и влияние поколения Z этой страны будет чувствоваться на глобальном уровне, что обуславливает значимость его изучения. В статье проведен критический анализ текущих эмпирических исследований поколения Z в кросс-культурном контексте и предложены новые направления исследований по проблеме смены поколений в Китае и других странах вне Запада. Только благодаря лучшему пониманию поколения Z организации смогут разрабатывать стратегию и политику с учетом потребностей и перспектив этого нового поколения, что позволит обеспечить продуктивную, прибыльную среду и межпоколенческое сотрудничество в будущем.

Общая информация

Ключевые слова: смена поколений, поколение Z, культурная ориентация, ценностные различия, методы исследования, Китай, взаимодействие поколений

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100203

Для цитаты: Тан Ф. Критический обзор исследований отношения к работе поколения Z в Китае // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 2. С. 19–28. DOI: 10.17759/sps.2019100203

Литература

  1. Bencsik A., Horváth-Csikós G., Juhász T. Y and Z Generations at workplaces. Journal of Competitiveness, 2016. Vol. 8, no. 3, pp. 90—106.
  2. Braungart R.G., Braungart M.M. Life-course and generational politics. Annual Review of Sociology, 1986. Vol. 12, no. 1, pp. 205—231.
  3. Braungart R.G. Historical and generational patterns of youth movements: A global perspective. Comparative Social Research, 1984. Vol. 7, no. 1, pp. 3—62.
  4. Bursch D., Kelly K. Managing the multigenerational workplace, Chapel Hill: UNC Executive Development, 2014. 18 p.
  5. Campbell W.K., Campbell S.M., Siedor L.E., Twenge J.M. Generational differences are real and useful. Industrial and Organizational Psychology, 2015. Vol. 8, no. 3, pp. 324—331.
  6. Cogin J. Are generational differences in work values fact or fiction? Multi-country evidence and implications. The International Journal of Human Resource Management, 2012. Vol. 23, no. 11, pp. 2268—2294.
  7. Costanza D.P., Badger J.M., Fraser R.L., Severt J.B., Gade P.A. Generational differences in work-related attitudes: A meta-analysis. Journal of Business and Psychology, 2012. Vol. 27, no. 4, pp. 375—394.
  8. Costanza D.P., Darrow J.B., Yost A.B., Severt J.B. A review of analytical methods used to study generational differences: Strengths and limitations. Work, Aging and Retirement, 2017. Vol. 3, no. 2, pp. 149—165.
  9. Costanza D.P., Finkelstein L.M. Generationally based differences in the workplace: Is there a there there? Industrial and Organizational Psychology, 2015. Vol. 8, no. 3, pp. 308—323.
  10. Egri C.P., Ralston D.A. Generation cohorts and personal values: A comparison of China and the United States. Organization Science, 2004. Vol. 15, no. 2, pp. 210—220.
  11. Goh E., Lee C. A workforce to be reckoned with: The emerging pivotal Generation Z hospitality workforce. International Journal of Hospitality Management, 2018. Vol. 73, pp. 20—28.
  12. Gu Q., Wang L., Sun J.Y., Xu Y. Understanding China’s post-80 employees’ work attitudes: an explorative study. Journal of Chinese Human Resources Management, 2010. Vol. 1, no. 2, pp. 74—94.
  13. Hung K.H., Gu F.F., Yim C.K.B. A social institutional approach to identifying generation cohorts in China with a comparison with American consumers. Journal of International Business Studies, 2007. Vol. 38, no. 5, pp. 836—853.
  14. Inglehart R. Human values and social change: Findings from the values surveys. Boston: Brill, 2003.
  15. Keogh O. Growing pains as Generation Z makes transition to workplace. Dublin: The Irish Times, 2018.
  16. Kupperschmidt B.R. Multigeneration employees: Strategies for effective management. The Health Care Manager, 2000. Vol. 19, no. 1, pp. 65—76.
  17. Lian H. The post-1980s generation in China: Exploring its theoretical underpinning. Journal of Youth Studies, 2012. Vol. 17, No. 7, pp. 965-981.
  18. Liu F. The rise of the “priceless” child in China. Comparative Education Review, 2016. Vol. 60, no. 1, pp. 105—130.
  19. Ma J., Hu Z., Gocłowska M.A. Cultural orientation in China: Differences across five generations of employees. Social Behavior and Personality, 2016. Vol. 44, no. 4, pp. 529— 540.
  20. Mannheim K. The problem of generations. In P. Kecskemeti (Ed.), Essays on the Sociology of Knowledge. London: Routledge and Kegan Paul, 1952, pp. 276—320.
  21. Meret C., Fioravanti S., Iannotta M., Gatti M. The digital employee experience: Discovering generation Z. In C. Rossignoli, F. Virili, S. Za (Eds), Digital Technology and Organizational Change. Cham: Springer, 2018, pp. 241—256.
  22. North M.S., Fiske S.T. Intergenerational resource tensions in the workplace and beyond: Individual, interpersonal, institutional, international. Research in Organizational Behavior, 2015. Vol. 35, pp. 159—179.
  23. Ozkan M., Solmaz B. The changing face of the employees: Generation Z and their perceptions of work (A study applied to university students). Procedia Economics and Finance, 2015. Vol. 26, pp. 476—483.
  24. Pishchik V.I., Koroleva N.V. Situational analysis of conflict interaction of employees belonging to generations X and Y. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2018. Vol. 9, no. 1, pp. 78—89.
  25. Pishchik V.I. Generations: Socio-psychological analysis of mentality. Sotsial’naia psikhologiia i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2011. Vol. 2, pp. 80—88.
  26. Sabet D. Confucian or communist, post-Mao or postmodern? Exploring the narrative identity. resources of Shanghai’s post-80s generation. Symbolic Interaction, 2011. Vol. 34, pp. 536—511.
  27. Seemiller C., Grace M. Generation Z: Educating and engaging the next generation of students. About Campus, 2017. Vol. 22, no. 3, pp. 21—26.
  28. Sheahan P. Generation Y: Thriving and surviving with Generation Y at work. Prahran: Hardy Grant, 2005.
  29. Smith T.J., Nichols T. Understanding the millennial generation. The Journal of Business Diversity, 2015. Vol. 15, no. 1, pp. 39—47.
  30. Sun J., Cheng D. China’s generation gap. New York: Routledge, 2018.
  31. Sun J., Wang X. Value differences between generations in China: A study in Shanghai. Journal of Youth Studies, 2010. Vol. 13, no. 1, pp. 65—81.
  32. Thompson C., Gregory J.B. Managing Millennials: A framework for improving attraction, motivation, and retention. The Psychologist-Manager Journal, 2012. Vol. 15, no. 4, pp. 237—246.
  33. Triandis H.C., Gelfand M.J. Converging measurement of horizontal and vertical individualism and collectivism. Journal of Personality and Social Psychology, 1998. Vol. 74, no. 1, pp. 118—128.
  34. Tulgan B. Meet Generation Z: The second generation within the giant “Millennial” cohort. Rainmaker Thinking, 2013, pp. 1—12.
  35. Turner A. Generation Z: Technology and social interest. The Journal of Individual Psychology, 2015. Vol. 71, no. 2, pp. 103—113.
  36. Yi X., Ribbens B., Fu L., Cheng W. Variation in career and workplace attitudes by generation, gender, and culture differences in career perceptions in the United States and China. Employee Relations, 2015. Vol. 37, no. 1, pp. 66—82.
  37. Yi X., Ribbens B., Morgan C.N. Generational differences in China: Career implications. Career Development International, 2010. Vol. 15, no. 6, pp. 601—620.
  38. Zhang Y.J., Cheng Y.Z. Di Si Dai Ren [The fourth generation]. Beijing: Dongfang Chuban She (Oriental Press), 1988.
  39. Zhao E., Liu L. China’s Generation Y: Understanding the workforce. 4th IEEE International Conference on Management of Innovation and Technology. Bangkok, 2008, pp. 612—616.
  40. Zhao Y. Managing Chinese millennial employees and their impact on human resource management transformation: an empirical study. Asia Pacific Business Review, 2018, pp. 1—18.
  41. Zorn R.L. Coming in 2017: A New Generation of Graduate Students — The Z Generation. College and University, 2016. Vol. 92, no. 1, pp. 61—63.
  42. Zupan N., Kaše R., Rašković M., Yao K., Wang C. Getting ready for the young generation to join the workforce: A comparative analysis of the work values of Chinese and Slovenian business students. Journal of East European Management Studies, 2015. Vol. 20, no. 2, pp. 174—201.

Информация об авторах

Тан Фэй, кандидат психологических наук, преподаватель-исследователь, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: tangfei1101@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2765
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 2841
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 9