Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 112Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях 309

Федоров В.В.
старший преподаватель факультета социальной псхологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8289-3775
e-mail: val.vl.fed@yandex.ru

Аннотация

Цели исследования состоят в разработке опросников, позволяющих оценить выраженность характеристик самопрезентации подростков в реальном и цифровом коммуникативных пространствах, а также в сравнении основных структурных компонентов самопрезентации. Контекст и актуальность исследования. Современные подростки являются активными пользователями социальных сетей. На данный момент не так много исследований, посвященных изучению характеристик самопрезентации подростков и их сравнению в реальном и цифровом коммуникативных пространствах. Существует недостаток в исследовательском инструментарии, позволяющем оценивать выраженность характеристик самопрезентации подростков. Дизайн исследования. Исследование включало 6 основных этапов: 1) выявление содержательных характеристик подростков, свойственных им в реальном и цифровом коммуникативных пространствах; 2) составление двух опросников для выявления выраженности характеристик самопрезентации в реальном и цифровом коммуникативных пространствах; 3) проведение исследования с использованием двух опросников для выявления выраженности характеристик самопрезентации подростков; 4) поиск факторных структур компонентов самопрезентации подростков; 5) экспертный анализ содержания выявленных компонентов и присвоение им названий; 6) сопоставление выявленных компонентов самопрезентации подростков в реальном общении и общении в социальной сети. Выборка состояла из 290 учащихся подросткового возраста (44% мужского пола, 56% — женского) с 6 по 9 классы общеобразовательной школы г. Москвы. Методы. Для определения характеристик подростков, свойственных им в реальном и цифровом коммуникативных пространствах, использовалась авторская модифика¬ция методики М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?». Для определения выраженно¬сти характеристик самопрезентации подростков были разработаны два авторских опросника. Для поиска факторных структур компонентов самопрезентации приме¬нялся эксплораторный факторный анализ, метод главных компонент. Вычисления проводились в программе SPSS 23.0. Результаты. Выявлены наиболее сильные и устойчивые компоненты самопрезентации подростков в реальном коммуникативном пространстве и коммуникативном пространстве социальной сети — «Дружелюбность», «Враждебность», «Талантливость и оригинальность», «Популярность» и «Робость». Эти компоненты имеют содержательные сходства с известными типами самопрезентаций в отечественных и зарубежных классификациях, что подтверждает их содержательную валидность. Основные выводы. Частные акты самопрезентации подростков в реальном коммуникативном пространстве и коммуникативном пространстве социальной сети могут быть объединены в группы, образующие структурные компоненты самопрезентации. Устойчивые структурные компоненты самопрезентации подростков в реальном и цифровом коммуникативных пространствах совпадают по смыслу, но имеют внутренние содержательные отличия.

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3. С. 72—80.
  3. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.
  4. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
  5. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44—53.
  6. Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. М.: ИНФА-М, 2015. 320 с.
  7. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. Серия: Бакалавр. Академический курс. М.: Издательство Юрайт, 2016. 408 с.
  8. Фёдоров В.В., Милеев И.Д. О мотивации подростков — пользователей социальных сетей // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 98—108. doi:10.17759/sps.2015060307
  9. Хороших В.В. Особенности самопрезентации пользователей социального сайта «Вконтакте» // Материалы научной конференции «Ананьевские чтения — 2011. Социальная психология и жизнь» (г. Санкт-Петербург, 18—20 октября 2011 г.) / Отв. ред. А.Л. Свенцицкий. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 44—45.
  10. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер Ком, 1999. 272 с.
  11. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  12. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. NY.: Doubleday Anchor, 1959. 259 p.
  13. Jones E.E. Interpersonal perception. NY, 1990. 256 p.
  14. Lee S.J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. 26. Р. 701—722.
  15. Rosenfeld P., Giacalone R., Riordan C. Impression management: building and enhancing reputations at work. London: Thomson Learning, 2002. 244 p.
  16. Schlenker B. Self-presentation // Handbook of self and identify / M.R. Leary, J.P. Tangney (eds.), 2003. P. 488—518.
  17. Schutz A. Self-presentational tactics of talk-show guests: a comparison of politicians, experts and entertainers // Journal of Psychology. 1998. Vol. 132 (6). P. 611—628.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика