Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Копинг-стратегии и образовательная среда подростков 171

Хломов К.Д.
кандидат психологических наук, начальник психологической службы, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ИОН РАНХиГС), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154
e-mail: kyrill@rambler.ru

Бочавер А.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт образования, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602
e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Корнеев А.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лабораториии нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6389-8215
e-mail: korneeff@gmail.com

Аннотация

Цель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных образовательных организациях, может помочь в разработке программ психологического сопровождения и повышения благополучия участников образовательного процесса; на настоящий момент опубликованных данных по этой теме недостаточно. Дизайн исследования. Опрос проводился в образовательных организациях, разделенных на три группы в зависимости от позиции в рейтинге Департамента образования города Москвы и стратегии работы сотрудников со сложными ситуациями и школьным климатом. Выборка. В исследовании приняли участие 646 подростков. Методы. Использовались «Опросник способов совладания» Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк (2007) и «Опросник диспозиционного оптимизма» Т.О. Гордеевой и др. (2010). Результаты. Показан ряд значимых различий в предпочитаемых копинг-стратегиях. В школах третьей группы чаще используются такие стратегии, как «планирование решения проблемы», «позитивная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль». В образовательных организациях первой группы — «конфронтация» (среди младших подростков). Оптимизм участников от младшего к старшему подростковому возрасту растет независимо от группы образовательной организации. Основные выводы. Предпочитаемые копинг-стратегии и их репертуар у подростков в разных образовательных средах различаются. Можно предполагать, что в разных образовательных организациях имеет место разный средовой ответ на подростковое копинг-поведение, способствующий развитию разных адаптационных навыков.

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература

 

1.                   Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54- (дата обращения: 15.02.2020).

2.                   Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с.

3.                   Вартанян Г.А., Горбатов С.В. Особенности личности и детско-родительских отношений несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления сексуального характера [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 2. С. 106—122. DOI:10.17759/psylaw.2017060209 (дата обращения: 15.02.2020).

4.                   Власова Н.В. Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и факторов суицидальных рисков в подростковом возрасте (на примере учащихся кадетской школы-интерната) // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (г. Ярославль, 20—22 октября 2015 г.). Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 37—40.

5.                   Гаранян Н.Г., Иванов П.А. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 69—81.

6.                   Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36—64.

7.                   Давыдова М.О., Остапенко Р.И. Исследование связи оптимизма и совладающего поведения в период ранней взрослости [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. Том 21. № 3. С. 76—81. DOI:2016210311

8.                   Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. М.: 2006. 22 с.

9.                   Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004. 701 с.

10.               Коноплева И.Н., Чупракова М.В. Агрессивное поведение подростка как копинг- стратегия в стрессовой ситуации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66195.shtml (дата обращения: 30.06.2018).

11.               Корзун С.А. Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-поведения у подростков с девиантным поведением // Психология обучения. 2013. № 8. С. 45—52.

12.               Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 89—101.

13.               Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Изд. 2-е, исправленное, дополненное. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Авантитул, 2010. 64 с.

14.               Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 5—16.

15.               Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93—112.

16.               Луева М.В. Особенности стратегий совладающего поведения младшего подростка в условиях образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 88—91.

17.               Мартынова И.Р., Ошевский Д.С. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n3/62507.shtml (дата обращения: 30.06.2018).

18.               Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20—30.

19.               Никольская И.М., Грановская Р.М. Кризисная психологическая помощь и психология веры [Электронныйресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 1 (30). С. 4. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 20.06.2018).

20.               Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 266 с.

21.               Носов С.С. Особенности механизмов психологических защит у мальчиков- подростков, склонных к проявлению ксенофобии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n1/39932.shtml (дата обращения: 30.06.2018).

22.               Отыч Д.Д., Гузь К.В. Креативность как копинг-ресурс подростков // Молодийвчений[Молодой ученый]. 2015. Т. 2. № 9 (24). С. 131—135.

23.               Павлова Т.С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59152.shtml (дата обращения: 30.06.2018).

24.               Прихожан А.М. Особенности совладающего поведения подростков- воспитанников детского дома // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15 (95). С. 116—129.

25.               Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://school.moscow/ files/kriterii_reitinga_2019.pdf (дата обращения: 30.06.2019).

26.               Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 1. С. 53—60.

27.               Сунцова Я.С. Взаимосвязь копинг-стратегий и компонентов готовности к профессиональному выбору у учащихся общеобразовательной школы-интерната // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная работа в поликультурном обществе (г. Ижевск, 30-31 мая 2011 г.) . Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2011. С. 245—247.

28.               Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 160—169.

29.               Черенева Е.А., Ермакова Л.В. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и деликвентной формой девиантного поведения. Красноярск, 2016. 212 с.

30.               Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат: История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207—229.

31.               Ahn A.J., Park Y.S., Kim B.S.K. Asian Cultural Values Gap, Cognitive Flexibility, Coping Strategies, and Parent-Child Conflicts Among Korean Americans // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2008. Vol. 14. № 4. P. 353—363.

32.               Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. № 55 (5). P. 469—480.

33.               Berg C.A., Skinner M., Ko K., Butler J.M., Palmer D.L., Butner J., Wiebe D.J. The Fit Between Stress Appraisal and Dyadic Coping in Understanding Perceived Coping Effectiveness for Adolescents With Type 1 Diabetes // Journal of Family Psychology. 2009. Vol. 23. № 4. P. 521—530.

34.               Cocoradă E., Mihalaúcu V. Adolescent coping strategies in secondary school // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 33. P. 188—192.

35.               Crosnoe R. Schools, peers, and the big picture of adolescent development // Adolescent vulnerabilities and opportunities: Developmental and constructivist perspectives / In E. Amsel, J. Smetana (eds.). NY: Cambridge University Press, 2011. P. 182—204.

36.               Milojevich H.M., Levine L.J., Quas J.A. The role of maltreatment in the development of coping strategies // Journal of Applied Developmental Psychology. 2018. Vol. 54. P. 23—32.

37.               Palermo G.B. Editorial: delinquency: risks and protective factors // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2009. Vol. 53. № 3. P. 247— 248.

38.               Vigil J.M., Geary D.C. A Preliminary Investigation of Family Coping Styles and Psychological Well-Being Among Adolescent Survivors of Hurricane Katrina // Journal of Family Psychology. 2008. Vol. 22. № 1. P. 176—180.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика