Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 18 место — направление «Психология» 0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,245 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Копинг-стратегии и образовательная среда подростков 240Хломов К.Д. Бочавер А.А. Корнеев А.А. АннотацияЦель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных образовательных организациях, может помочь в разработке программ психологического сопровождения и повышения благополучия участников образовательного процесса; на настоящий момент опубликованных данных по этой теме недостаточно. Дизайн исследования. Опрос проводился в образовательных организациях, разделенных на три группы в зависимости от позиции в рейтинге Департамента образования города Москвы и стратегии работы сотрудников со сложными ситуациями и школьным климатом. Выборка. В исследовании приняли участие 646 подростков. Методы. Использовались «Опросник способов совладания» Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк (2007) и «Опросник диспозиционного оптимизма» Т.О. Гордеевой и др. (2010). Результаты. Показан ряд значимых различий в предпочитаемых копинг-стратегиях. В школах третьей группы чаще используются такие стратегии, как «планирование решения проблемы», «позитивная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль». В образовательных организациях первой группы — «конфронтация» (среди младших подростков). Оптимизм участников от младшего к старшему подростковому возрасту растет независимо от группы образовательной организации. Основные выводы. Предпочитаемые копинг-стратегии и их репертуар у подростков в разных образовательных средах различаются. Можно предполагать, что в разных образовательных организациях имеет место разный средовой ответ на подростковое копинг-поведение, способствующий развитию разных адаптационных навыков. Ключевые слова: копинг-стратегии, подростковый возраст, образовательная среда, оптимизм, стресс Рубрика: Эмпирические исследования Тип: научная статья Подкаст Литература
1. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54- (дата обращения: 15.02.2020). 2. Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с. 3. Вартанян Г.А., Горбатов С.В. Особенности личности и детско-родительских отношений несовершеннолетних, совершивших насильственные преступления сексуального характера [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 2. С. 106—122. DOI:10.17759/psylaw.2017060209 (дата обращения: 15.02.2020). 4. Власова Н.В. Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и факторов суицидальных рисков в подростковом возрасте (на примере учащихся кадетской школы-интерната) // Материалы VII Международной научно-практической конференции «Системогенез учебной и профессиональной деятельности» (г. Ярославль, 20—22 октября 5. Гаранян Н.Г., Иванов П.А. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) // Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 69—81. 6. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 36—64. 7. Давыдова М.О., Остапенко Р.И. Исследование связи оптимизма и совладающего поведения в период ранней взрослости [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2016. Том 21. № 3. С. 76—81. DOI:2016210311 8. Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13. М.: 2006. 22 с. 9. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004. 701 с. 10. Коноплева И.Н., Чупракова М.В. Агрессивное поведение подростка как копинг- стратегия в стрессовой ситуации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66195.shtml (дата обращения: 30.06.2018). 11. Корзун С.А. Взаимосвязь личностных характеристик и копинг-поведения у подростков с девиантным поведением // Психология обучения. 2013. № 8. С. 45—52. 12. Красило Д.А. Эмпирическое исследование особенностей реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 89—101. 13. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Изд. 2-е, исправленное, дополненное. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, Авантитул, 2010. 64 с. 14. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 2. С. 5—16. 15. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93—112. 16. Луева М.В. Особенности стратегий совладающего поведения младшего подростка в условиях образовательного процесса // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 1. С. 88—91. 17. Мартынова И.Р., Ошевский Д.С. Копинг-стратегии у подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n3/62507.shtml (дата обращения: 30.06.2018). 18. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20—30. 19. Никольская И.М., Грановская Р.М. Кризисная психологическая помощь и психология веры [Электронныйресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 1 (30). С. 4. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 20.06.2018). 20. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000. 266 с. 21. Носов С.С. Особенности механизмов психологических защит у мальчиков- подростков, склонных к проявлению ксенофобии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2011/n1/39932.shtml (дата обращения: 30.06.2018). 22. Отыч Д.Д., Гузь К.В. Креативность как копинг-ресурс подростков // Молодийвчений[Молодой ученый]. 2015. Т. 2. № 9 (24). С. 131—135. 23. Павлова Т.С. Копинг-стратегии подростков с антивитальными переживаниями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59152.shtml (дата обращения: 30.06.2018). 24. Прихожан А.М. Особенности совладающего поведения подростков- воспитанников детского дома // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2012. № 15 (95). С. 116—129. 25. Рейтинг вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://school.moscow/ files/kriterii_reitinga_2019.pdf (дата обращения: 30.06.2019). 26. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками, воспитывающимися в семье и в детском доме // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1993. № 1. С. 53—60. 27. Сунцова Я.С. Взаимосвязь копинг-стратегий и компонентов готовности к профессиональному выбору у учащихся общеобразовательной школы-интерната // Материалы международной научно-практической конференции «Социальная работа в поликультурном обществе (г. Ижевск, 30-31 мая 28. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 160—169. 29. Черенева Е.А., Ермакова Л.В. Копинг-стратегии подростков с аддиктивной и деликвентной формой девиантного поведения. Красноярск, 2016. 212 с. 30. Чиркина Т.А., Хавенсон Т.Е. Школьный климат: История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 207—229. 31. Ahn A.J., Park Y.S., Kim B.S.K. Asian Cultural Values Gap, Cognitive Flexibility, Coping Strategies, and Parent-Child Conflicts Among Korean Americans // Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2008. Vol. 14. № 4. P. 353—363. 32. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. № 55 (5). P. 469—480. 33. Berg 34. Cocoradă E., Mihalaúcu V. Adolescent coping strategies in secondary school // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 33. P. 188—192. 35. 36. Milojevich H.M., Levine L.J., Quas J.A. The role of maltreatment in the development of coping strategies // Journal of Applied Developmental Psychology. 2018. Vol. 54. P. 23—32. 37. 38. Vigil J.M., Geary D.C. A Preliminary Investigation of Family Coping Styles and Psychological Well-Being Among Adolescent Survivors of Hurricane Katrina // Journal of Family Psychology. 2008. Vol. 22. № 1. P. 176—180. Статьи по теме
Психология развития | Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Павленко К.В. Психология образования | Ермолова Т.В., Литвинов А.В., Савицкая Н.В., Логвинова О.К. Приоритеты психолого-педагогической работы с поколением Z (зарубежный опыт) Социальная психология, Теория и методология | Кан А.В., Козловская Я.Д., Кадушкин Н.А., Хорошилов А.А. Автоматическая кластеризация документов СМИ на основе анализа их смыслового содержания Инклюзивное образование, Психология личности | Куляцкая М.Г., Камин А.А. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|