Психологическая наука и образование
2025. Том 30. № 5. С. 62–74
doi:10.17759/pse.2025300505
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Гендерная динамика самоустойчивости: данные среди учеников старшей школы в Индонезии
Резюме
Контекст и актуальность. На основании предыдущих исследований, выделяющих гендерные различия в уровнях устойчивости у подростков, настоящее исследование сосредоточено на анализе учащихся старшей школы с целью получения актуальной информации, которая может быть использована для разработки целенаправленных мер и программ по повышению психологического благополучия и академической успешности данной возрастной группы. Цель. Цель исследования – проанализировать различия в уровне самоустойчивости среди учеников старшей школы в Индонезии в зависимости от пола. Гипотеза. Существует значительное различие в самоустойчивости между мальчиками и девочками в старшей школе, при этом одна из групп может демонстрировать более высокий уровень устойчивости по различным измерениям. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 1000 учащихся старшей школы округа Магеланг. Результаты. Результаты показали, что общий уровень самоустойчивости учащихся был средним, причем девочки (M = 3,52, SD = 0,65) демонстрировали значительно более высокий уровень самоустойчивости, чем мальчики (M = 3,38, SD = 0,70), по всем измерениям (p = 0,001). Среди пяти измеряемых аспектов наивысший балл был у оптимизма (M = 3,61), за ним следовали эмпатия, регуляция эмоций, анализ причин проблем и самоэффективность. Высокий уровень оптимизма свидетельствует о том, что учащиеся в целом сохраняют позитивный взгляд на будущее, а высокий уровень эмпатии отражает их способность понимать и сопереживать чувствам других. Более высокая самоустойчивость, наблюдается у девочек, что может быть связано с их большей эмоциональной осознанностью, социальной связностью и склонностью к эмпатии, которые часто формируются в процессе социализации и под влиянием культурных ожиданий. Выводы. Исследование выявило значительное, но небольшое гендерное различие в самоустойчивости среди учащихся старшей школы, при этом девочки демонстрировали более высокую устойчивость. Эти результаты подчеркивают необходимость разработки целенаправленных мер, учитывающих различия между полами, для повышения устойчивости и психологического благополучия подростков.
Общая информация
Ключевые слова: самоустойчивость, гендерные различия, оптимизм, регуляция эмоций
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300505
Финансирование. Исследование было профинансировано Институтом исследований и службы обществу (LPPM) Университета АУРИ Джокьярты в рамках гранта № 0207/LPPM-UPY/I/2024.
Благодарности. Авторы выражают благодарность начальнику Управления образования округа Магеланг, Индонезия, за предоставление разрешения и поддержку в проведении данного исследования на их территории. Также выражается признательность директорам, учителям и сотрудникам участвующих школ за их сотрудничество и помощь в процессе сбора данных. Мы искренне благодарим учащихся, которые добровольно согласились принять участие в этом исследовании в качестве респондентов. Авторы также признают вклад коллег-исследователей и научных ассистентов за их преданность делу в процессе сбора и обработки данных. Наконец, авторы выражают глубокую признательность экспертам, которые предоставили ценные рекомендации и замечания на всех этапах разработки исследовательских инструментов и анализа данных.
Дополнительные данные. Наборы данных доступны по адресу: https://doi.org/10.17605/OSF.IO/2D8WA
Поступила в редакцию 27.01.2025
Поступила после рецензирования 12.08.2025
Принята к публикации
Опубликована
Для цитаты: Праново, Т.А., АльХалик, А. (2025). Гендерная динамика самоустойчивости: данные среди учеников старшей школы в Индонезии. Психологическая наука и образование, 30(5), 62–74. https://doi.org/10.17759/pse.2025300505
© Праново Т.А., АльХалик А., 2025
Лицензия: CC BY-NC 4.0
Литература
- Abdillah, M.H., Tentama, F., Widiana, H.S., Zurqoni, Z. (2023). Self-regulation, self-evaluation, and self-efficacy: How does its impact on employability? International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 12(3), 1165. https://doi.org/10.11591/ijere.v12i3.25076
- Blakemore, S.-J. (2019). Adolescence and mental health. The Lancet, 393(10185), 2030–2031. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(19)31013-X
- Chung, J., Lam, K., Ho, K., Cheung, A., Ho, L., Gibson, F., Li, W. (2020). Relationships among resilience, self-esteem, and depressive symptoms in Chinese adolescents. Journal of Health Psychology, 25(13–14), 2396–2405. https://doi.org/10.1177/1359105318800159
- Diekema, D.S. (2020). Adolescent Brain Development and Medical Decision-making. Pediatrics, 146(Supplement 1), S18–S24. https://doi.org/10.1542/peds.2020-0818F
- Dow-Edwards, D., MacMaster, F.P., Peterson, B.S., Niesink, R., Andersen, S., Braams, B.R. (2019). Experience during adolescence shapes brain development: From synapses and networks to normal and pathological behavior. Neurotoxicology and Teratology, 76, 106834. https://doi.org/10.1016/j.ntt.2019.106834
- Dray, J., Bowman, J., Campbell, E., Freund, M., Wolfenden, L., Hodder, R.K., McElwaine, K., Tremain, D., Bartlem, K., Bailey, J., Small, T., Palazzi, K., Oldmeadow, C., Wiggers, J. (2017). Systematic Review of Universal Resilience-Focused Interventions Targeting Child and Adolescent Mental Health in the School Setting. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 56(10), 813–824. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2017.07.780
- Fan, J., Huang, Y., Yang, F., Cheng, Y., Yu, J. (2024). Psychological health status of Chinese university students: based on Psychological Resilience Dynamic System Model. Frontiers in Public Health, 12. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1382217
- Feng, L., Li, B., Yong, S.S., Tian, Z. (2024). Effects of Exercise Intervention on Physical and Mental Health of Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-analysis Based on ICF-CY. Journal of Science in Sport and Exercise. https://doi.org/10.1007/s42978-024-00295-8
- Fengjun, Q., Jing, Z., Liguang, L. (2022). The Effect of Mental Toughness on Learning Burnout of Junior Middle School Students: Putting School Adaptation as a Mediator Variable. Discrete Dynamics in Nature and Society, 2022(1). https://doi.org/10.1155/2022/9706046
- Fritz, J., de Graaff, A.M., Caisley, H., van Harmelen, A.-L., Wilkinson, P.O. (2018). A Systematic Review of Amenable Resilience Factors That Moderate and/or Mediate the Relationship Between Childhood Adversity and Mental Health in Young People. Frontiers in Psychiatry, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00230
- Gartland, D., Riggs, E., Muyeen, S., Giallo, R., Afifi, T.O., MacMillan, H., Herrman, H., Bulford, E., Brown, S.J. (2019). What factors are associated with resilient outcomes in children exposed to social adversity? A systematic review. BMJ Open, 9(4), e024870. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-024870
- Hill, A.P., Madigan, D.J., Olamaie, M. (2021). Combined effects, total unique effects and relative weights of perfectionism. Personality and Individual Differences, 183, 111136. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111136
- Hjemdal, O., Friborg, O., Stiles, T.C., Martinussen, M., Rosenvinge, J.H. (2006). A New Scale for Adolescent Resilience: Grasping the Central Protective Resources Behind Healthy Development. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 39(2), 84–96. https://doi.org/10.1080/07481756.2006.11909791
- Li, Y., Li, X., Li, Y., Xiao, Y., Li, C., Chen, J., Li, Y., Luo, L., Su, D., Jia, J., Cheng, H., Liu, T., Du, N. (2023). The effects of family environment cognition and its difference perceived by adolescents and their parents on the treatment effect of non-suicidal self-injury behaviors in adolescents: a 1-year prospective cohort study. Frontiers in Psychiatry, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1183916
- Maddi, S.R. (2005). On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist, 60(3), 261–262.
- Min, H.J., Park, S.-H., Lee, S.-H., Lee, B.-H., Kang, M., Kwon, M.J., Chang, M.J., Negi, L.T., Samphel, T., Won, S. (2024). Building Resilience and Social–Emotional Competencies in Elementary School Students through a Short-Term Intervention Program Based on the SEE Learning Curriculum. Behavioral Sciences, 14(6), 458. https://doi.org/10.3390/bs14060458
- Nilsson, D., Svedin, C.G., Lundqvist, C., Dahlström, Ö. (2023). Resilience in Swedish adolescents—Does resilience moderate the relationship between trauma experience and trauma symptoms? Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 15(Suppl 1), S125–S134. https://doi.org/10.1037/tra0001338
- Nishimi, K., Choi, K.W., Cerutti, J., Powers, A., Bradley, B., Dunn, E.C. (2021). Measures of adult psychological resilience following early-life adversity: how congruent are different measures? Psychological Medicine, 51(15), 2637–2646. https://doi.org/10.1017/S0033291720001191
- Pan, Y., Zhou, D., Shek, D.T.L. (2022). Participation in After-School Extracurricular Activities and Cognitive Ability Among Early Adolescents in China: Moderating Effects of Gender and Family Economic Status. Frontiers in Pediatrics, 10. https://doi.org/10.3389/fped.2022.839473
- Patton, G.C., Sawyer, S.M., Santelli, J.S., Ross, D.A., Afifi, R., Allen, N.B., Arora, M., Azzopardi, P., Baldwin, W., Bonell, C., Kakuma, R., Kennedy, E., Mahon, J., McGovern, T., Mokdad, A.H., Patel, V., Petroni, S., Reavley, N., Taiwo, K., … Viner, R.M. (2016). Our future: a Lancet commission on adolescent health and wellbeing. The Lancet, 387(10036), 2423–2478. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)00579-1
- Pfeifer, J.H., Allen, N.B. (2021). Puberty Initiates Cascading Relationships Between Neurodevelopmental, Social, and Internalizing Processes Across Adolescence. Biological Psychiatry, 89(2), 99–108. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2020.09.002
- Radez, J., Reardon, T., Creswell, C., Lawrence, P.J., Evdoka-Burton, G., Waite, P. (2021). Why do children and adolescents (not) seek and access professional help for their mental health problems? A systematic review of quantitative and qualitative studies. European Child & Adolescent Psychiatry, 30(2), 183–211. https://doi.org/10.1007/s00787-019-01469-4
- Reivich, K., Shatté, A. (2003). The resilience factor: 7 keys to finding your inner strength and overcoming life’s hurdles. Broadway Books.
- Silva, J.M. da, Dias, P.H.G., Silva, T.M. de S., Francisquini, M.C.J., Correa, R.C., Barbosa, R. de O., Santos, G.C. dos, Stabelini Neto, A. (2024). Efeitos de um programa multicomponente para promoção da atividade física nos indicadores de saúde mental de adolescentes: um estudo randomizado controlado piloto. Journal of Physical Education, 35(1). https://doi.org/10.4025/jphyseduc.v35i1.3517
- Squeglia, L.M. (2020). Alcohol and the developing adolescent brain. World Psychiatry, 19(3), 393–394. https://doi.org/10.1002/wps.20786
- Stratta, P., Capanna, C., Patriarca, S., de Cataldo, S., Bonanni, R.L., Riccardi, I., Rossi, A. (2013). Resilience in adolescence: Gender differences two years after the earthquake of L’Aquila. Personality and Individual Differences, 54(3), 327–331. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.09.016
- Tomas, J.M., Caycho-Rodríguez, T., Ventura-León, J., Sancho, P., García, C.H., Arias, W.L. (2021). Measurement Invariance of the Brief Resilient Coping Scale (BRCS) in Peruvian and Spanish Older Adults. Journal of Cross-Cultural Gerontology, 36(4), 431–444. https://doi.org/10.1007/s10823-021-09441-z
- Ungar, M., Theron, L. (2020). Resilience and mental health: how multisystemic processes contribute to positive outcomes. The Lancet Psychiatry, 7(5), 441–448. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(19)30434-1
- Valido, A., Robinson, L.E., Woolweaver, A.B., Drescher, A., Espelage, D.L., Wright, A.A., Ishmeal, D., Dailey, M.M., Long, A.C.J., LoMurray, S. (2023). Pilot Evaluation of the Elementary Social-Emotional Learning Program Sources of Strength. School Mental Health, 15(2), 528–539. https://doi.org/10.1007/s12310-023-09567-0
- Wilson, C., Secker, J., Kent, L., Keay, J. (2017). Promoting mental wellbeing and social inclusion through art: six month follow-up results from Open Arts Essex. International Journal of Mental Health Promotion, 19(5), 268–277. https://doi.org/10.1080/14623730.2017.1345688
- Yang, J., Xu, J., Zhang, H. (2022). Resiliency and academic engagement: A moderated mediation model. Psychology in the Schools, 59(5), 900–914. https://doi.org/10.1002/pits.22654
- Zhou, Y., Yu, N.X., Liang, Z., Feng, S., Zhang, Q. (2024). Preadolescents’ executive functions and resilience development: A cascade model of resilience resources and resilient functioning. Journal of Adolescence, 96(8), 1929–1941. https://doi.org/10.1002/jad.12392
- Zukerman, N., Bottone, E., Low, M., Ogourtsova, T. (2024). Resilience and adolescence-transition in youth with developmental disabilities and their families: a scoping review. Frontiers in Rehabilitation Sciences, 5. https://doi.org/10.3389/fresc.2024.1341740
Информация об авторах
Вклад авторов
Тауфик Агунг Праново — идеи; концептуализация; аннотация, составление черновика; написание и оформление рукописи; планирование исследования; контроль за проведением исследования.
АльХалик АльХалик — идеи; применение статистических методов для анализа данных; проведение эксперимента; сбор и анализ данных.
Все авторы участвовали в обсуждении результатов и одобрили окончательный текст рукописи.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Декларация об этике
Исследование было одобрено и поддержано начальником Управления образования округа Магеланг, Индонезия, в пределах их юрисдикции.
Метрики
Просмотров web
За все время: 89
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 10
Скачиваний PDF
За все время: 16
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1
Всего
За все время: 105
В прошлом месяце: 94
В текущем месяце: 11