Гендерная динамика самоустойчивости: данные среди учеников старшей школы в Индонезии

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом

Резюме

Контекст и актуальность. На основании предыдущих исследований, выделяющих гендерные различия в уровнях устойчивости у подростков, настоящее исследование сосредоточено на анализе учащихся старшей школы с целью получения актуальной информации, которая может быть использована для разработки целенаправленных мер и программ по повышению психологического благополучия и академической успешности данной возрастной группы. Цель. Цель исследования – проанализировать различия в уровне самоустойчивости среди учеников старшей школы в Индонезии в зависимости от пола. Гипотеза. Существует значительное различие в самоустойчивости между мальчиками и девочками в старшей школе, при этом одна из групп может демонстрировать более высокий уровень устойчивости по различным измерениям. Методы и материалы. В исследовании приняли участие 1000 учащихся старшей школы округа Магеланг. Результаты. Результаты показали, что общий уровень самоустойчивости учащихся был средним, причем девочки (M = 3,52, SD = 0,65) демонстрировали значительно более высокий уровень самоустойчивости, чем мальчики (M = 3,38, SD = 0,70), по всем измерениям (p = 0,001). Среди пяти измеряемых аспектов наивысший балл был у оптимизма (M = 3,61), за ним следовали эмпатия, регуляция эмоций, анализ причин проблем и самоэффективность. Высокий уровень оптимизма свидетельствует о том, что учащиеся в целом сохраняют позитивный взгляд на будущее, а высокий уровень эмпатии отражает их способность понимать и сопереживать чувствам других. Более высокая самоустойчивость, наблюдается у девочек, что может быть связано с их большей эмоциональной осознанностью, социальной связностью и склонностью к эмпатии, которые часто формируются в процессе социализации и под влиянием культурных ожиданий. Выводы. Исследование выявило значительное, но небольшое гендерное различие в самоустойчивости среди учащихся старшей школы, при этом девочки демонстрировали более высокую устойчивость. Эти результаты подчеркивают необходимость разработки целенаправленных мер, учитывающих различия между полами, для повышения устойчивости и психологического благополучия подростков.

Общая информация

Ключевые слова: самоустойчивость, гендерные различия, оптимизм, регуляция эмоций

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300505

Финансирование. Исследование было профинансировано Институтом исследований и службы обществу (LPPM) Университета АУРИ Джокьярты в рамках гранта № 0207/LPPM-UPY/I/2024.

Благодарности. Авторы выражают благодарность начальнику Управления образования округа Магеланг, Индонезия, за предоставление разрешения и поддержку в проведении данного исследования на их территории. Также выражается признательность директорам, учителям и сотрудникам участвующих школ за их сотрудничество и помощь в процессе сбора данных. Мы искренне благодарим учащихся, которые добровольно согласились принять участие в этом исследовании в качестве респондентов. Авторы также признают вклад коллег-исследователей и научных ассистентов за их преданность делу в процессе сбора и обработки данных. Наконец, авторы выражают глубокую признательность экспертам, которые предоставили ценные рекомендации и замечания на всех этапах разработки исследовательских инструментов и анализа данных.

Дополнительные данные. Наборы данных доступны по адресу: https://doi.org/10.17605/OSF.IO/2D8WA

Поступила в редакцию 27.01.2025

Поступила после рецензирования 12.08.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Праново, Т.А., АльХалик, А. (2025). Гендерная динамика самоустойчивости: данные среди учеников старшей школы в Индонезии. Психологическая наука и образование, 30(5), 62–74. https://doi.org/10.17759/pse.2025300505

© Праново Т.А., АльХалик А., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Литература

  1. Abdillah, M.H., Tentama, F., Widiana, H.S., Zurqoni, Z. (2023). Self-regulation, self-evaluation, and self-efficacy: How does its impact on employability? International Journal of Evaluation and Research in Education (IJERE), 12(3), 1165. https://doi.org/10.11591/ijere.v12i3.25076
  2. Blakemore, S.-J. (2019). Adolescence and mental health. The Lancet, 393(10185), 2030–2031. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(19)31013-X
  3. Chung, J., Lam, K., Ho, K., Cheung, A., Ho, L., Gibson, F., Li, W. (2020). Relationships among resilience, self-esteem, and depressive symptoms in Chinese adolescents. Journal of Health Psychology, 25(13–14), 2396–2405. https://doi.org/10.1177/1359105318800159
  4. Diekema, D.S. (2020). Adolescent Brain Development and Medical Decision-making. Pediatrics, 146(Supplement 1), S18–S24. https://doi.org/10.1542/peds.2020-0818F
  5. Dow-Edwards, D., MacMaster, F.P., Peterson, B.S., Niesink, R., Andersen, S., Braams, B.R. (2019). Experience during adolescence shapes brain development: From synapses and networks to normal and pathological behavior. Neurotoxicology and Teratology, 76, 106834. https://doi.org/10.1016/j.ntt.2019.106834
  6. Dray, J., Bowman, J., Campbell, E., Freund, M., Wolfenden, L., Hodder, R.K., McElwaine, K., Tremain, D., Bartlem, K., Bailey, J., Small, T., Palazzi, K., Oldmeadow, C., Wiggers, J. (2017). Systematic Review of Universal Resilience-Focused Interventions Targeting Child and Adolescent Mental Health in the School Setting. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 56(10), 813–824. https://doi.org/10.1016/j.jaac.2017.07.780
  7. Fan, J., Huang, Y., Yang, F., Cheng, Y., Yu, J. (2024). Psychological health status of Chinese university students: based on Psychological Resilience Dynamic System Model. Frontiers in Public Health, 12. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1382217
  8. Feng, L., Li, B., Yong, S.S., Tian, Z. (2024). Effects of Exercise Intervention on Physical and Mental Health of Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: A Systematic Review and Meta-analysis Based on ICF-CY. Journal of Science in Sport and Exercise. https://doi.org/10.1007/s42978-024-00295-8
  9. Fengjun, Q., Jing, Z., Liguang, L. (2022). The Effect of Mental Toughness on Learning Burnout of Junior Middle School Students: Putting School Adaptation as a Mediator Variable. Discrete Dynamics in Nature and Society, 2022(1). https://doi.org/10.1155/2022/9706046
  10. Fritz, J., de Graaff, A.M., Caisley, H., van Harmelen, A.-L., Wilkinson, P.O. (2018). A Systematic Review of Amenable Resilience Factors That Moderate and/or Mediate the Relationship Between Childhood Adversity and Mental Health in Young People. Frontiers in Psychiatry, 9. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2018.00230
  11. Gartland, D., Riggs, E., Muyeen, S., Giallo, R., Afifi, T.O., MacMillan, H., Herrman, H., Bulford, E., Brown, S.J. (2019). What factors are associated with resilient outcomes in children exposed to social adversity? A systematic review. BMJ Open, 9(4), e024870. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-024870
  12. Hill, A.P., Madigan, D.J., Olamaie, M. (2021). Combined effects, total unique effects and relative weights of perfectionism. Personality and Individual Differences, 183, 111136. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111136
  13. Hjemdal, O., Friborg, O., Stiles, T.C., Martinussen, M., Rosenvinge, J.H. (2006). A New Scale for Adolescent Resilience: Grasping the Central Protective Resources Behind Healthy Development. Measurement and Evaluation in Counseling and Development, 39(2), 84–96. https://doi.org/10.1080/07481756.2006.11909791
  14. Li, Y., Li, X., Li, Y., Xiao, Y., Li, C., Chen, J., Li, Y., Luo, L., Su, D., Jia, J., Cheng, H., Liu, T., Du, N. (2023). The effects of family environment cognition and its difference perceived by adolescents and their parents on the treatment effect of non-suicidal self-injury behaviors in adolescents: a 1-year prospective cohort study. Frontiers in Psychiatry, 14. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2023.1183916
  15. Maddi, S.R. (2005). On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist, 60(3), 261–262.
  16. Min, H.J., Park, S.-H., Lee, S.-H., Lee, B.-H., Kang, M., Kwon, M.J., Chang, M.J., Negi, L.T., Samphel, T., Won, S. (2024). Building Resilience and Social–Emotional Competencies in Elementary School Students through a Short-Term Intervention Program Based on the SEE Learning Curriculum. Behavioral Sciences, 14(6), 458. https://doi.org/10.3390/bs14060458
  17. Nilsson, D., Svedin, C.G., Lundqvist, C., Dahlström, Ö. (2023). Resilience in Swedish adolescents—Does resilience moderate the relationship between trauma experience and trauma symptoms? Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 15(Suppl 1), S125–S134. https://doi.org/10.1037/tra0001338
  18. Nishimi, K., Choi, K.W., Cerutti, J., Powers, A., Bradley, B., Dunn, E.C. (2021). Measures of adult psychological resilience following early-life adversity: how congruent are different measures? Psychological Medicine, 51(15), 2637–2646. https://doi.org/10.1017/S0033291720001191
  19. Pan, Y., Zhou, D., Shek, D.T.L. (2022). Participation in After-School Extracurricular Activities and Cognitive Ability Among Early Adolescents in China: Moderating Effects of Gender and Family Economic Status. Frontiers in Pediatrics, 10. https://doi.org/10.3389/fped.2022.839473
  20. Patton, G.C., Sawyer, S.M., Santelli, J.S., Ross, D.A., Afifi, R., Allen, N.B., Arora, M., Azzopardi, P., Baldwin, W., Bonell, C., Kakuma, R., Kennedy, E., Mahon, J., McGovern, T., Mokdad, A.H., Patel, V., Petroni, S., Reavley, N., Taiwo, K., … Viner, R.M. (2016). Our future: a Lancet commission on adolescent health and wellbeing. The Lancet, 387(10036), 2423–2478. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(16)00579-1
  21. Pfeifer, J.H., Allen, N.B. (2021). Puberty Initiates Cascading Relationships Between Neurodevelopmental, Social, and Internalizing Processes Across Adolescence. Biological Psychiatry, 89(2), 99–108. https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2020.09.002
  22. Radez, J., Reardon, T., Creswell, C., Lawrence, P.J., Evdoka-Burton, G., Waite, P. (2021). Why do children and adolescents (not) seek and access professional help for their mental health problems? A systematic review of quantitative and qualitative studies. European Child & Adolescent Psychiatry, 30(2), 183–211. https://doi.org/10.1007/s00787-019-01469-4
  23. Reivich, K., Shatté, A. (2003). The resilience factor: 7 keys to finding your inner strength and overcoming life’s hurdles. Broadway Books.
  24. Silva, J.M. da, Dias, P.H.G., Silva, T.M. de S., Francisquini, M.C.J., Correa, R.C., Barbosa, R. de O., Santos, G.C. dos, Stabelini Neto, A. (2024). Efeitos de um programa multicomponente para promoção da atividade física nos indicadores de saúde mental de adolescentes: um estudo randomizado controlado piloto. Journal of Physical Education, 35(1). https://doi.org/10.4025/jphyseduc.v35i1.3517
  25. Squeglia, L.M. (2020). Alcohol and the developing adolescent brain. World Psychiatry, 19(3), 393–394. https://doi.org/10.1002/wps.20786
  26. Stratta, P., Capanna, C., Patriarca, S., de Cataldo, S., Bonanni, R.L., Riccardi, I., Rossi, A. (2013). Resilience in adolescence: Gender differences two years after the earthquake of L’Aquila. Personality and Individual Differences, 54(3), 327–331. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012.09.016
  27. Tomas, J.M., Caycho-Rodríguez, T., Ventura-León, J., Sancho, P., García, C.H., Arias, W.L. (2021). Measurement Invariance of the Brief Resilient Coping Scale (BRCS) in Peruvian and Spanish Older Adults. Journal of Cross-Cultural Gerontology, 36(4), 431–444. https://doi.org/10.1007/s10823-021-09441-z
  28. Ungar, M., Theron, L. (2020). Resilience and mental health: how multisystemic processes contribute to positive outcomes. The Lancet Psychiatry, 7(5), 441–448. https://doi.org/10.1016/S2215-0366(19)30434-1
  29. Valido, A., Robinson, L.E., Woolweaver, A.B., Drescher, A., Espelage, D.L., Wright, A.A., Ishmeal, D., Dailey, M.M., Long, A.C.J., LoMurray, S. (2023). Pilot Evaluation of the Elementary Social-Emotional Learning Program Sources of Strength. School Mental Health, 15(2), 528–539. https://doi.org/10.1007/s12310-023-09567-0
  30. Wilson, C., Secker, J., Kent, L., Keay, J. (2017). Promoting mental wellbeing and social inclusion through art: six month follow-up results from Open Arts Essex. International Journal of Mental Health Promotion, 19(5), 268–277. https://doi.org/10.1080/14623730.2017.1345688
  31. Yang, J., Xu, J., Zhang, H. (2022). Resiliency and academic engagement: A moderated mediation model. Psychology in the Schools, 59(5), 900–914. https://doi.org/10.1002/pits.22654
  32. Zhou, Y., Yu, N.X., Liang, Z., Feng, S., Zhang, Q. (2024). Preadolescents’ executive functions and resilience development: A cascade model of resilience resources and resilient functioning. Journal of Adolescence, 96(8), 1929–1941. https://doi.org/10.1002/jad.12392
  33. Zukerman, N., Bottone, E., Low, M., Ogourtsova, T. (2024). Resilience and adolescence-transition in youth with developmental disabilities and their families: a scoping review. Frontiers in Rehabilitation Sciences, 5. https://doi.org/10.3389/fresc.2024.1341740

Информация об авторах

Тауфик Агунг Праново, преподаватель программы обучения по направлению «Руководство и консультирование», факультет подготовки учителей и педагогического образования,, Университет АУРИ Джокьярты, Джокьякарта, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1806-4777, e-mail: taufikagung@upy.ac.id

АльХалик АльХалик, преподаватель программы обучения по направлению «Исламское руководство и консультирование», факультет ушулуддин, адаба и да’вы, Государственный исламский институт Метро Лампунг, Индонезия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6331-0637

Вклад авторов

Тауфик Агунг Праново — идеи; концептуализация; аннотация, составление черновика; написание и оформление рукописи; планирование исследования; контроль за проведением исследования.

АльХалик АльХалик — идеи; применение статистических методов для анализа данных; проведение эксперимента; сбор и анализ данных.

Все авторы участвовали в обсуждении результатов и одобрили окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Декларация об этике

Исследование было одобрено и поддержано начальником Управления образования округа Магеланг, Индонезия, в пределах их юрисдикции.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 89
В прошлом месяце: 79
В текущем месяце: 10

 Скачиваний PDF

За все время: 16
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 105
В прошлом месяце: 94
В текущем месяце: 11