Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки

165

Аннотация

Цель: анализ различий событийной структуры жизненной перспективы кровных и некровных опекунов. Контекст и актуальность. Реализация политики семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, приводит к росту числа опекунских семей. Исследование выполнено в парадигме ситуационного и субъектного подходов, опека рассматривается как особая жизненная ситуация, а исследовательское внимание сфокусировано на психологических ресурсах опекунских семей, позволяющих им успешно справляться с жизненными трудностями. В качестве одного из таких ресурсов изучается жизненная перспектива опекунов. Дизайн исследования. Исследование проводилось в форме структурированного интервью. Для обработки данных использовались частотный анализ, описательные статистики, сравнительный анализ. Участники. В исследовании участвовали 158 женщин-опекунов детей школьного возраста, проживающих в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге (56 кровных опекунов и 102 некровных опекуна). Группы сравнения составили 70 женщин — матери и бабушки детей школьного возраста. Методы (инструменты). Для сбора эмпирических данных использовалась модификация методики «Психологическая автобиография». Результаты. Результаты показывают, что некровные опекуны демонстрируют более высокий уровень субъектности в отношении собственного будущего, меньшую эмоциональную вовлеченность во взаимодействие с детьми и менее глубокое осмысление жизненного опыта и жизненной перспективы, чем кровные опекуны. Основные выводы. Жизненная перспектива кровных и некровных опекунов жестко очерчена и отличается узким кругом значимых переживаний в сравнении с женщинами того же возраста, не являющимися опекунами. Результаты исследования указывают на необходимость дифференцированного подхода к психологическому сопровождению семей кровной и некровной опеки.

Общая информация

Ключевые слова: жизненная перспектива, семейные отношения, опекунская семья, кровная опека, некровная опека, субъектность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110306

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00085

Для цитаты: Коржова Е.Ю., Волкова Е.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А., Юркова Е.В. Событийная наполненность жизненной перспективы опекунов как характеристика отношений в семьях кровной и некровной опеки // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 86–98. DOI: 10.17759/sps.2020110306

Литература

 

1.        Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.

2.        Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

3.        Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

4.        Буянова В.В., Самосадова Е.В., Александрина О.П. Изучение детско-родительских отношений в приемных семьях // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 54 (4). С. 158—165.

5.        Вагапова А.Р., Маркелова А.Ю. Особенности родительской позиции в семьях разного типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Том 7. № 2 (26). С. 170—175. DOI:10.18500/2304-97902018-7-2-170-175.

6.        Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии. Курск: Изд-во КГМУ, 2011. 575 с.

7.        Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: дисc. … докт. психол. наук. М., 1998. 308 с.

8.        Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.

9.        Гришина Н.В., Погребицкая В.Е., Абдульманова Д.М., Аллахвердов М.В. Психология ситуаций: Теории и исследования. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 340 c.

10.    Калачева И.В. Особенности родительско-детских отношений в приемных семьях // Вектор науки ТГУ. 2012. № 1 (8). С. 166—169.

11.    Коржова Е.Ю., Безгодова С.А., Микляева А.В., Юркова Е.В. Типология жизненных ситуаций опекунских семей // Развитие человека в современном мире. 2018. № 1. С. 50—60.

12.    Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006. 384 с.

13.    Логинова Н.А. Психобиографический метод исследований и коррекции личности. Алматы: Казак университетi, 2001. 176 с.

14.    Магнуссон Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношений выходов из ситуаций // Психологический журнал. 1983. № 2. С. 29—54.

15.    Морозова И.С., Белогай К.Н., Отт Т.О. Особенности детско-родительских отношений в приемных семьях // Вестник КемГУ. 2014. № 3 (59). С. 146—152.

16.    Мухаметзянова Ф.Г., Шабельников В.К., Осмина Е.В., Коржова Е.Ю., Рудыхина О.В. Размышления и представления о феномене субъектности в различных образовательных пространствах. Казань: Издательский центр Университета управления «ТИСБИ», 2016. 252 с.

17.    Психология субъекта и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 371 с.

18.    Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2002. 152 с.

19.    Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. 189 c.

20.    Толстых Н.Н. Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход: дисс. … докт. психол. наук. М., 2010. 545 с.

21.    Толстых Н.Н. Хронотоп: культура и онтогенез. М.: Универсум, 2018. 292 с.

22.    Dunne E.G., Kettler L.J. Grandparents raising grandchildren in Australia: Exploring psychological health and grandparents’ experience of providing kinship care // International Journal of Social Welfare. 2008. Vol. 17 (4). P. 333—345. DOI:10.1111/j.1468-2397.2007.00529.x.

23.    Frank L.K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293—312.

24.    Lewin K. Principles of Topological Psychology. New York; London: McGraw-Hill Book company, inc., 1936. 231 p.

25.    Matejevic M., Jovanovic D., Lazarevic V. Functionality of family relationships and parenting style in families of adolescents with substance abuse problems // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 281—287. DOI:10.1016/j.sbspro.2014.03.157

26.    Mischel W., Shoda Y., Ayduk O. Introduction to personality: Toward an integrative science of the person. New York: Wiley, 2007. 594 p.

27.    Sinclair I., Wilson K., Gibbs I. Foster placements: why they succeed and why they fail. London: Jessica Kingsley Publishers, 2005. 272 p.

28.    Smilkstein G. The family APGAR: a proposal for a family function test and its use by physicians // The Journal of family practice. 1978. Vol. 6. P. 1231—1239.

29.    Zimbardo Ph. G., Boyd, John N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77 (6). P. 1271—1288.

 

Информация об авторах

Коржова Елена Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1128-1421, e-mail: elenakorjova@gmail.com

Волкова Елена Николаевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), профессор кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения, ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9667-4752, e-mail: envolkova@yandex.ru

Микляева Анастасия Владимировна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275, e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Безгодова Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии социального взаимодействияИнститута психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5425-7838, e-mail: sbezgodova@herzen.spb.ru

Юркова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии человека Института психологии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3235-5642, e-mail: elena_lion@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 511
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 165
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 8