Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9760Новости 1909Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Социальная психология и общество - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологическое самочувствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского оздоровительного лагеря 38

|

Филинкова Е.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9802-4497
e-mail: Jane421@yandex.ru

Ковалев П.А.
аспирант кафедры социальной психологии, Московский государственный областный университет, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0898-8434
e-mail: pavelkovalev0611@gmail.ru

Аннотация

Цель. Изучение психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском оздоровительном лагере в разных социальных ситуациях и в разном социальном окружении. Контекст и актуальность. Негативные эффекты воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных учреждениях возможно компенсировать за счет их пребывания в альтернативных условиях социализации, в том числе — в детском оздоровительном лагере. Важным является изучение психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях оздоровительного лагеря как фактора, определяющего эффективность их социализации. Дизайн исследования. В работе изучалось влияние на психологическое самочувствие детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лагере двух факторов — типа социальной ситуации и состава социального окружения. Наличие связи проверялось через применение U-критерия Манна-Уитни, критерия Краскела-Уоллиса. Участники. Воспитанники центров содействия семейному воспитанию (N=115), находящиеся на отдыхе в детских оздоровительных лагерях в смешанных отрядах (N=64) и в обособленных отрядах (N=51). Из них 55 мальчиков и 60 девочек в возрасте от 12 до 15 лет. Методы (инструменты). Опрос с использованием методики самооценки эмоциональных состояний А. Уэссмана и Д. Рикса, включенное программированное наблюдение. Результаты. У подростков в смешанных отрядах («семейные» подростки и дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей) психологическое самочувствие более благоприятно в ситуации общения с вожатыми, наименее благоприятно — в ситуации совместной деятельности со сверстниками. В отрядах, состоящих только из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самочувствие более благоприятно в ситуациях совместной деятельности и повседневного общения. В целом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в обособленных отрядах чувствуют себя более комфортно по сравнению со своими сверстниками, находящимися в смешанных отрядах. Основные выводы. Тип социальной ситуации и состав социального окружения являются детерминантами психологического самочувствия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском оздоровительном лагере.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7—14. DOI:10.17759/ jmfp.2017060201
  2. Байбородова Л.В., Симонова Г.И., Харисова И.Г. Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2(107). С. 8—16. DOI:10.24411/1813-145X-2019-10345
  3. Бардышевская М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей // Дефектология. 2006. № 1. С. 6—20.
  4. Бубнова А.Н. Особенности социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках специализированной лагерной смены // Образование личности. 2017. № 4. С. 134—138.
  5. Кашкина Л.В. Психологическое самочувствие населения многопрофильного города европейского севера // Экология человека. 2013. № 2. С. 46—51.
  6. Ковалев П.А. Психологическое и социальное самочувствие: анализ содержания понятий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Том 8. № 6—1. С. 146—156. DOI:10.34670/AR.2020.46.6.168
  7. Куликов Л.В. Регулятивные функции настроения // Материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности» (г. Омск, 5—6 октября 2016 г.). Омск: Издательство Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2017. С. 38—41.
  8. Лопатина И.А., Никитина А.А. Особенности культурного опосредования переживания подростков из детских домов // Преподаватель XXI века. 2017. № 4(1). С. 165—175.
  9. Маленова А.Ю., Федотова Е.Е. Эмоциональное самочувствие как индикатор психологического благополучия молодежи // Материалы третьей Международной научной конференции «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы» (г. Казань, 8—10 ноября 2018 г.). Казань: Изд-во Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2018. С. 318—320.
  10. Отинова Е.П. Проблемы социальной адаптации детей из центров содействия семейному воспитанию // Научные исследования и современное образование. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 102—107. DOI:10.21661/r-470161
  11. Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Образовательно-воспитательный потенциал детского оздоровительного лагеря как средство социализации воспитанников // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 6. С. 152—156.
  12. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 3. С. 5—12.
  13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007. 456 с.
  14. Прохоров А.О. Ментальные репрезентации психических состояний: феноменологические и экспериментальные характеристики // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 23—37. DOI:10.17759/exppsy.2016090203
  15. Самохвалова А.Н., Олиярник Ю.И. Коммуникативные трудности детей-сирот и условия их преодоления // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. Т. 22. № 2. С. 244—248.
  16. Сонин В.А. Психодиагностическое познание в профессиональной деятельности. СПб.: Речь, 2004. 408 с.
  17. Станибула С.А. Роль нарушений привязанности в развитии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Псковского государственного университета. 2017. № 5. С. 76—80.
  18. Тугайбаева Б.Н., Харитонова Е.В., Холондович Е.Н. Психологическое самочувствие современной личности // Человек. Искусство. Вселенная. 2019. № 1. С. 146—153.
  19. Усынина Т.П., Степанова Н.В. Особенности социального интеллекта у детей-сирот // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики» (г. Калуга, 20—21 мая 2016 г.). Калуга: Издательство ИП Стрельцов И.А., 2016. С. 538—544.
  20. Филинкова Е.Б., Ковалев П.А. Понимание детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, психологического самочувствия у себя и у других // Вестник Московского государственного областного университета. 2020. № 2. С. 71—86. DOI:10.18384/2310-7235-2020-2-71-86
  21. Фильчагина Т.В., Нугаева О.Г. Особенности организации работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для детей-сирот // Материалы межрегиональной научно- практической конференции студентов, аспирантов, магистрантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» (г. Екатеринбург, 25—26 апреля 2019 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральский государственный педагогический университет, 2009. С. 222—223.
  22. Харитонова Е.В. Психологическое самочувствие личности и его составляющие // Человек. Искусство. Вселенная. 2018. № 1. С. 166—171.
  23. Холондович Е.Н. Психологическое самочувствие человека как психологическая проблема // Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 4(12). С. 61—81.
  24. Чижова К.И. Психологические особенности эмоциональной сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Наука и образование в современной конкурентной среде. 2016. № 1(3). С. 84—88.
  25. Шевякова Н.А. Социализация детей старшего возраста в условиях центра содействия семейному воспитанию // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 4. С. 516—519. DOI:10.5281/zenodo.1218475
  26. Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 36—50. DOI:10.17759/pse.2019240403

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика