Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков

372

Аннотация

Цель. Выявление особенностей материнского отношения к детям подросткового возраста в зависимости от их пола, состава семьи, места проживания, а также в связи с ценностными ориентациями детей. Контекст и актуальность. На фоне продолжающихся дискуссий о воспитательной роли семьи и возрастающего интереса к феноменам современного детства и родительства представляется важным выявление основных аспектов современных детско-родительских отношений и их влияния на становление мировоззрения подростков. Дизайн исследования. В работе исследовались особенности материнского отношения (в аспектах эмоциональной вовлеченности и гиперопеки) в связи с формированием мировоз-зренческих ориентаций современных подростков. Структура мировоззренческих ориентаций выявлялась при помощи эксплораторного факторного анализа, характер связей — при помощи корреляционного анализа. Участники. Исследование было проведено на выборке подростков, средний возраст 16,3 года, 42% — юноши, всего — 7384 испытуемых, проживающих в разных федеральных округах Российской Федерации. Методы (инструменты). Русскоязычная версия Опросника родительского отношения PBI (Parental Bonding Instrument), авторская методика «Пословицы» А.А. Реана. Результаты. Материнское отношение является значимо связанным с полом ребенка, составом семьи, местом ее проживания. Высокие показатели материнского принятия положительно связаны с мировоззренческими установками, основывающимися на ценностях справедливости, поддержки, трудолюбия. Испытуемые, которые описывают своих матерей как чрезмерно опекающих, склонны к воззрениям, отражающим важность умения подстраиваться и стремиться получить личную выгоду, а также большую сосредоточенность на себе. Основные выводы. Существует значимая взаимосвязь между материнским отношением и ценностными ориентациями современных подростков.

Общая информация

Ключевые слова: ценностные ориентации подростков, детско-родительские отношения, гиперопекающее родительское отношение, эмоциональная близость родителя

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2021120209

Для цитаты: Новикова М.А., Реан А.А. Особенности материнского отношения в связи с формированием ценностных ориентаций современных подростков // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 2. С. 148–165. DOI: 10.17759/sps.2021120209

Литература

  1. Арестова О.Н. Интуитивное понимание смысла пословиц // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 129—138.
  2. Арестова О.Н. Аффективные искажения в понимании пословиц // Вопросы психологии. 2006. № 1. C. 83—93.
  3. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2013.
  4. Геворкян Т.В. Подростки и родители о семье как ценности [Электронный ресурс] // Гуманизация образования. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostki-i-roditeli-o-semie-kak-tsennosti (дата обращения: 05.06.2019).
  5. Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик // Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 1. С. 84—89.
  6. Зотова Р.А., Кондратюк О.Е., Цветкова Н.А. Особенности стилей родительского воспитания в семьях, проживающих в различных условиях [Электронный ресурс] // Проблемы современной науки и образования. 2015. Т. 39. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/osobennosti-stiley-roditelskogo-vospitaniya-v-semyah-prozhivayuschih-v-razlichnyh-usloviyah (дата обращения: 05.06.2019).
  7. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2012. 112 с.
  8. Кочеткова Т.Н. Характер отношений родителей к детям в полной и неполной семье // Перспективы науки. 2015. № 8. С. 24—28.
  9. Кузнецова Е.Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков // Вестник ОГУ. 2012. Т. 138. № 2. C. 198—203.
  10. Лазарева Т.А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 102. C. 371—377.
  11. Леонтьев Д.А., Тарвид Е.В. Выбор пословиц как мировоззренческая проекция // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 7. C. 70—71.
  12. Подольский А.И., Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. 2016. Т. 22. № 2. С. 84—92. DOI:10.11621/npj.2016.0208
  13. Реан А.А. Восприятие матери: общие тенденции и гендерно-социальные особенности // Национальный психологический журнал. 2017. Т. 26. № 2. С. 85—91.
  14. Реан А.А., Коновалов И.А., Новикова М.А. Семья в представлении подростков с просоциальным и асоциальным поведением // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2018. № 1. С. 75—88.
  15. Смык Ю.В. Соотношение детско-родительских ценностей в коммуникативном пространстве современной семьи [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2016. Т. 4. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/23PSMN416.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
  16. Толстых Н.Н. Подростки и их родители: что ценят и чего хотят сегодня? // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 70—78.
  17. Хижкина Н.А. Влияние семьи на формирование ценностных ориентаций подростков // Вестник ТГУ. 2007. № 10. C. 140—144.
  18. Ainsworth M.S. Infant—mother attachment // American psychologist. 1979. Vol. 34(10). P. 932—937.
  19. Akhtar Z. Attachment styles of adolescents: Characteristics and contributing factors // Academic Research International. 2012. Vol. 2(2). P. 613—621.
  20. Aktan G.B., Kumpfer K.L., Turner C.W. Effectiveness of a family skills training program for substance use prevention with inner city African-American families // Substance Use & Misuse. 1996. Vol. 31(2). P. 157—175. DOI:10.3109/10826089609045805
  21. Bowlby J. The Making and Breaking of Affectional Bonds: II. Some Principles of Psychotherapy: The Fiftieth Maudsley Lecture (expanded version) // The British Journal of Psychiatry. 1977. Vol. 130(5). P. 421—431.
  22. Buss K.A., Brooker R.J., Leuty M. Girls most of the time, boys some of the time: Gender differences in toddlers’ use of maternal proximity and comfort seeking // Infancy. 2008. Vol. 13(1). P. 1—29. First published: 03 February 2010. DOI:10.1080/15250000701779360
  23. Canetti L., Bachar E., Galili-Weisstub E., De-Nour A.K., Shalev A.Y. Parental bonding and mental health in adolescence // Adolescence. 1997. Vol. 32(126). P. 381—394.
  24. Enns M.W., Cox B.J., Clara I. Parental bonding and adult psychopathology: results from the US national comorbidity survey // Psychological Medicine. 2002. Vol. 32. P. 997—1008. DOI:10.1017/ S0033291702005937
  25. Liu Y.L. Parent—child interaction and children’s depression: the relationships between Parent— Child interaction and children’s depressive symptoms in Taiwan // Journal of adolescence. 2003. Vol. 26(4). P. 447—457. DOI:10.1016/S0140-1971(03)00029-0
  26. Mak A.S. Parental neglect and overprotection as risk factors in delinquency // Australian Journal of Psychology. 1994. Vol. 46. P. 107—111.
  27. Martin G., Waite S. Parental bonding and vulnerability to adolescent suicide // Acta Psychiatrica Scandinavica. 1994. Vol. 89(4). P. 246—254. DOI:10.1111/j.1600-0447.1994.tb01509.x
  28. Palmer R.L., Oppenheimer R., Marshall P.D. Eating-disorded patients remember their parents: A study using the parental-bonding instrument // International Journal of Eating Disorders. 1988. Vol. 7(1). P. 101—106. DOI:10.1002/1098-108X(198801)7:1<101::AID-EAT2260070110>3.0.CO;2-8
  29. Parker G., Tupling H., Brown L.B. A parental bonding instrument // British journal of medical psychology. 1979. Vol. 52(1). P. 1—10. DOI:10.1111/j.2044-8341.1979.tb02487.x
  30. Parker G. Parental “affectionless control” as an antecedent to adult depression: a risk factor delineated //Archives of General Psychiatry. 1983. Vol. 40(9). P. 956—960. DOI:10.1001/ archpsyc.1983.01790080038005
  31. Rigby K., Slee P.T., Martin G. Implications of inadequate parental bonding and peer victimization for adolescent mental health // Journal of Adolescence. 2007. Vol. 30(5). P. 801—812. DOI:10.1016/j.adolescence.2006.09.008
  32. Roe A., Siegelman M. A parent-child relations questionnaire // Child Development. 1963. Vol. 34. P. 355—359.
  33. Schafer E.S. Children report of parental behavior // An inventory Child Development. 1965. Vol. 36(1965). P. 413—414.
  34. Silove D., Parker G., Hadzi-Pavlovic D., Manicavasagar V., Blaszczynski A. Parental representations of patients with panic disorder and generalized anxiety disorder // British Journal of Psychiatry. 1991. Vol. 159. P. 835—841. DOI:10.1192/bjp.159.6.835
  35. Simons R.L., Beaman J., Conger R.D., Chao W. Stress, support, and antisocial behavior trait as determinants of emotional well-being and parenting practices among single mothers // Journal of Marriage and Family. 1993. Vol. 55(2). P. 385—398. DOI:2307/352809
  36. Stein D., Williamson D.E., Birmaher B., Brent D.A., Kaufman J., Dahl R.E., Ryan N.D. Parent— child bonding and family functioning in depressed children and children at high risk and low risk for future depression // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 2000. Vol. 39(11). P. 1387—1395. DOI:10.1097/00004583-200011000-00013
  37. Tiet Q.Q., Huizinga D., Byrnes H.F. Predictors of resilience among inner city youths // Journal of Child and Family Studies. 2010. Vol. 19(3). P. 360—378. DOI:10.1007/s10826-009- 9307-5
  38. Tikhomirova T., Malykh S. Adaptation of the Russian-Language Version of the Parental Bonding Instrument // ICPE 2018 International Conference on Psychology and Education. 2018. P. 671— 678.
  39. Wilhelm K.A.Y., Niven H., Parker G., Hadzi-Pavlovic D. The stability of the Parental Bonding Instrument over a 20-year period // Psychological medicine. 2005. Vol. 35(3). P. 387—393. DOI:10.1017/S0033291704003538
  40. Wu N., Lester P., Jiang L., Weiss R., Slocum S., Rotheram-Borus M.J. Substance use among adolescents of parents living with HIV in New York City // Substance use & misuse. 2011. Vol. 46(6). P. 795—807. DOI:10.3109/10826084.2010.538262

 

Информация об авторах

Новикова Мария Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник, Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3836-4240, e-mail: mnovikova@hse.ru

Реан Артур Александрович, доктор психологических наук, профессор, руководитель лаборатории профилактики асоциального поведения, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Действительный член (академик) РАО, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1107-9530, e-mail: profrean@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 659
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 372
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 10