Цель. Апробация методик, позволяющих симулировать ситуацию социального остракизма (игнорирование, исключение, отвержение).
Контекст и актуальность. Социальный остракизм может носить мимолетный характер или проявляться в хронической затяжной форме, приводя к депрессии, вызывая ощущение потери смысла в жизни. Исследование данного феномена в реалиях российской действительности ставит перед отечественными учеными ряд теоретических (отсутствие сложившейся теоретической базы) и, как следствие, методологических и методических проблем.
Дизайн исследования. Были проведены три эксперимента с разными сценариями и приемами симуляции условий включения/исключения, применялась техника психологического дебрифинга. В двух экспериментах («Остракизм-камера», «Кибербол») была использована методика Шкала нарушенных потребностей-Остракизм (ШНП-О) (адаптация Бойкиной Е.Э., 2019) в двух модификациях: для взрослых и детей. В исследовании проводилась калибровка параметров условий включения/исключения в программе «Кибербол».
Участники. Исследование включало три выборки: апробация приема «Остракизм в поезде»: N=66, женщины — 61, мужчины — 5, средний возраст — 18,3; «Кибербол»: N=96, девочки — 57, мальчики — 39, средний возраст — 12,84; «Остракизм-камера»: N=37, девочки — 19, мальчики — 18, средний возраст — 13,6.
Методы (инструменты). Метод эксперимента, самоотчетная методика Шкала нарушенных потребностей-Остракизм (ШНП-О), компьютерная программа «Cyberball» (Williams, Cheung, Choi, 2000), качественный анализ данных.
Результаты. Апробированные приемы подтвердили свою надежность как методики симуляции ситуации социального остракизма.
Основные выводы. В качестве рекомендаций сформулированы следующие критерии выбора приема: 1) симуляция условий игнорирования/исключения/отвержения, 2) наименьший психологический дискомфорт объекта, 3) жизнеспособность организации исследования (включая количество участников эксперимента и достоверность легенды), 4) избегание конфронтации участников. Апробированные авторами методики могут использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях с учетом соблюдения этических принципов психологического эксперимента.
Белозерова Л.А., Поляков С.Д., Жидяева О.О. Социокультурные
особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования [Электронный ресурс]
// Поволжский педагогический поиск (научный журнал). 2018. № 3. Т. 25. С.
16—23.
Богачева Н.В., Сивак Е.В. Мифы о «поколении Z» / Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования.
М.: НИУ ВШЭ, 2019. 56 с.
Бойкина Е.Э. Роль игнорирования и социального исключения в
формировании антисоциального поведения у детей. Результаты экспериментального
исследования. Часть 1: Методология // Профилактика девиантного поведения детей
и молодежи: региональные модели и технологии: сборник научных трудов по
материалам Международной научно- практической конференции (г. Ялта, 8—9 октября
2019 г.). Ялта: Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 2019.
С. 29—36.
Бойкина Е.Э., Чиркина Р.В. Социальный остракизм: современное
состояние проблемы, методология и методы исследования [Электронный ресурс] //
Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С. 152—170.
DOI:10.17759/psylaw.2020100114
Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические,
социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные
заведения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 1. С.
97—110. DOI:10.17759/ psylaw.2020100208
Твенге Дж.М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило
бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не
готовым к взрослой жизни и что это значит для всех остальных. Пер. с англ.
Толмачев А.М.: РИПОЛ классик, 2019. 406 с.
Are all ostracism experiences equal? A comparison of the autobiographical
recall, Cyberball, and O-Cam paradigms Adolescents [Электронный ресурс] /
Godwin A. [et al.] // Behavior Research Methods. 2013. Vol. 46. Iss. 3. P. 1—8.
DOI:10.3758/s13428-013-0408-0
Baumeister R.F., Twenge J.M., Nuss C.K. Effects of social exclusion
on cognitive processes: anticipated aloneness reduces intelligent thought // J.
Personal. Soc. Psychol. 2002. Vol. 83. P. 817—827.
Eisenberger N. Social Pain and the Brain: Controversies, Questions,
and Where to Go from Here [Электронный ресурс] // Annual Review of Psychology.
2014. Vol. 66. № 1. P. 601—629. DOI:10.1146/annurev-psych-010213-115146
Goodacre R., Zadro L. O`Cam: A new paradigm for investigating the
effects of ostracism [Электронный ресурс] // Behavior Research Methods. 2010.
Vol. 42. Iss. 3. P. 768—774. DOI:10.375/BMR.42.3.768
Heckhausen J., Schulz R.A. The life-span theory of Control
[Электронный ресурс] // Psychological Review. 1995. Vol. 102. Iss. 2. P.
284—304. DOI:10. 1037/0033-295X.102.2.284
If you can’t join them, beat them: effects of social exclusion on
aggressive behavior [Электронный ресурс] / Twenge J.M. [et al.] // Journal of
Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. Iss. 6. P. 1058—1069.
DOI:10.1037//0022-3514.81.6.1058
Leary M.R. Sociometer theory and the pursuit of relational value:
Getting to the root of self-esteem [Электронный ресурс] // European Review of
Social Psychology. 2005. Vol. 16. P. 75— 111.
DOI:10.1080/10463280540000007
MacDonald G., Kingsbury R., Shaw S. Adding insult to injury: Social
pain theory and response to social exclusion / In K.D. Williams, J.P. Forgas,
W. von Hippel (Eds.) // The social outcast: Ostracism, social exclusion,
rejection, and bullying. New York, NY: Psychology Press, 2005. P. 77— 90.
One-month Stability of Cyberball Post-exclusion Ostracism Distress in
Adolescent [Электронный ресурс] / Davidson Ch.A. [et al.] // Journal of
Psychopathology and Behavioral Assessment. Inpress. 2019. URL:
https://www.researchgate.net/publication/331000393_One-month_Stability_of_Cyberball_Post-exclusion_Ostracism_Distress_in_Adolescents.
(дата обращения: 18.06.2020).
Ostracized and observed: The presence of an audience affects the experience
of being excluded [Электронный ресурс] / Hales A., [et al.] // Self and
Identity. 2020. Vol. 1. P. 1—22. DOI:10.108 0/15298868.2020.1807403
Ostracism Online: A social media ostracism paradigm [Электронный ресурс] /
Wolf W. [et al.] // Behavior Research Methods. 2015. Vol. 47. P. 361—373.
DOI:10.3758/s13428-014-0475-x
Pelliccio L.J., Walkerb S. What is an interpersonal ostracism
message?: bringing the construct of ostracism into communication studies
[Электронный ресурс] // ATLANTIC JOURNAL OF COMMUNICATION. 2020. P. 1—16.
DOI:10.1080/15456870.2020.1859509
Pfundmair M. Ostracism promotes a terroristic mindset [Электронный
ресурс] // Behavioral Sciences of Terrorism and Political Aggression. 2019.
Vol. 11. Iss. 2. P. 134—148. DOI:10.1080/19 434472.2018.1443965
Pickett C.L., Gardner W.L. The social monitoring system: Enhanced
sensitivity to social clues as an adaptive response to social exclusion / In
K.D. Williams, J.P. Forgas, W. von Hippel // The social outcast: Ostracism,
social exclusion, rejection, and bullying. New York: Psychology Press, 2005. P.
213—226.
Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. Part 1 // On the
Horizon. 2001. Vol. 9. Issue 5. P. 1—6.
Social media ostracism: The effects of being excluded online [Электронный
ресурс] / Schneider F.M. [et al.] // Computers in Human Behavior. 2017. Vol.
73. P. 385—393. DOI:10.1016/j. chb.2017.03.052
Sommer F., Leuschner V., Scheithauer H. Bulling, romantic rejection,
and conflicts with teachers: the crucial role of social dynamics of school
shootings — A systematic review [Электронный ресурс] // International Journal
of Developmental Science. 2014. Vol. 8. P. 3—24. DOI:10.3233/ DEV-140129
The Ordinal Effects of Ostracism: A Meta-Analysis of 120 Cyberball Studies
[Электронный ресурс] / Hartgerink C.H.J. [et al.] // PLoS ONE. 2015. Vol. 10.
Iss. 5. P. 1—25. DOI:10/1371/ journal.pone. 0127002
Van Beest I., Williams K.D. When Inclusion Costs and Ostracism Pays,
Ostracism Still Hurts [Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social
Psychology. 2006. Vol. 91. Iss. 5. P. 918—928.
DOI:10.1037/0022-3514.91.5.918
Williams K.D. Ostracism [Электронный ресурс] // The Annual Review of
Psychology. 2007. Vol. 58. P. 425—452.
DOI:10.1146/annurev.psych.58.110405.085641
Williams K.D. Ostracism: A Temporal Need-Threat Model [Электронный
ресурс] // Advances in Experimental Social Psychology. 2009. Vol. 41. P.
275—314. DOI:10.1016/S0065- 2601(08)00406-1
Williams K.D., Cheung C.K., Choi W. Cyberostracism: Effects of being
ignored over the Internet // Journal of Personality and Social Psychology.
2000. Vol. 79. P. 748—762.
Williams K.D. Ostracism: The kiss of social death. Compass: Social
and Personality Psychology, 2007. Vol. 1. P. 236—247.
Williams K.D., Jarvis B. Cyberball: a program for use in research on
interpersonal ostracism and acceptance [Электронный ресурс] // Behavior
Research Methods. 2006. Vol. 38. Iss. 1. P. 174—180.
Wölfer R., Scheithauer H. Ostracism in Childhood and
Adolescence: Emotional, Cognitive, and Behavioral Effects of Social exclusion
[Электронный ресурс] // Journal Social Influence. 2013. Vol. 8. Iss. 4. P.
217—236. DOI:10.1080/15534510.2012.706233
Zadro L., Williams K.D., Richardson R. Riding the `O` Train:
Comparing the Effects of Ostracism and Verbal Dispute on Targets and Sources
[Электронный ресурс] // Group Processes and Intergroup Relations. 2005. Vol. 8.
Iss. 2. P. 125—143. DOI:10/1177/1368430205051062
Zadro L., Williams K.D., Richardson R. How low can you go? Ostracism
by a computer lowers belonging, control, self-esteem, and meaningful existence
// J. Exp. Soc. Psychol. 2004. Vol. 40. P. 560—567.