Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10333Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021
SJR: Q3
Подробнее на scimagojr.com

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Исследование особенностей нарративной идентичности русских и китайских студентов 109

|

Суворова И.Ю.
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (ОАНО ВО МПСУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3804-2129
e-mail: i.suvorova89@gmail.com

Глебов В.В.
кандидат психологических наук, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3390-161X
e-mail: vg44@mail.ru

Ван Х.
студент экологического факультета, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6973-3523
e-mail: w397857500@gmail.com

Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу нарративной идентичности китайских и российских студентов. Предполагалось, что отражение социально-политической ситуации более очевидно и проявляет себя в основных темах и установках, отражающих как содержательную сторону нарратива, так и его структуру, тогда как выявление культурного влияния требует дополнительного анализа. Контекст и актуальность. Кросс-культурные исследования указывают на необходимость анализа нарратива на индивидуальном, политическом, социальном, экономическом и культурном уровнях. Теоретически каждый из уровней имеет свое влияние на структуру и содержание нарратива. Тем не менее существует сравнительно небольшое количество данных о сопоставлении различных видов анализа и особенностей их проявления в нарративе. Дизайн исследования. В работе анализировались различия в изложении фрагментов биографии, в манере преподнесения информации и в упоминании основных тем жителями стран с различным социально-политическим строем. Участники. Выборку составили 80 человек: 35 нарративов студентов из КНР (19 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 26 лет) и 45 нарративов студентов из Российской Федерации (РУДН) (17 мужчин и 28 женщин в возрасте от 20 до 23 лет). Все участники исследования родились в период с 1997 по 2000 годы. Методы (инструменты). В статье применялся нарративный анализ идентичности К. Маклин и Д. МакАдамса как теория и метод исследования. Статистический анализ включил вычисление различий между двумя выборками (критерий U Манна-Уитни) и иерархический кластерный анализ. Результаты. Полученные результаты показывают, что в нарративах российских и китайских студентов отражены непоследовательность и большая степень неопределенности социально-политической ситуации в России, а также большое социальное давление и высокая конкуренция в Китае. Основные выводы. В структуре нарративной идентичности в первую очередь отражается социально-политическая ситуация как связанная с непосредственным опытом студентов. Культурный опыт затрагивает более фундаментальные конструкты личности и в обычном нарративном анализе не считывается.

Ссылка для цитирования

Литература

 

  1. Гао Л., Пахмутова М.А. Культурные характеристики России и Китая с точки зрения Запада и Востока // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1(18). C. 45—48.
  2. Козлова М. Проблемы и механизмы развития психосоциальной идентичности в юношеском возрасте (на примере молодежных групп обских угров) // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 68—86.
  3. Ларина Е. Казахи в России // Родина. 2004. № 2. С. 98—101.
  4. Миськова Е.В. Травма сталинских репрессий в контексте коллективных травм геноцидов // Психология и психотерапия семьи. 2019. № 4. C. 31—49.
  5. Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории. СПб.: ЕУ, 2003. С. 322—356.
  6. Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. № 6. С. 27—48.
  7. Соловьева О. Граждане России предпочитают жить одним днем [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. URL: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/ economics/2019-08-21/4_7655_fom.html (дата обращения: 30.09.2020).
  8. Татценко К.В. Тенденции экономического взаимодействия Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. СПб.: Дальнаука, 2006. 215 с.
  9. Терехова Т.А., Малахаева С.К. Нарративный анализ как понимающий метод // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1(41). С. 143—152.
  10. Харламенкова Н.Е. Эго-идентичность и ее особенности у лиц с разным уровнем посттравматического стресса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1. С. 107—111.
  11. Черненко Е. Роструд: 27% россиян работают по специальности [Электронный ресурс] // Коммерсант. 2017. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3319368 (дата обращения: 18.03.2020).
  12. Adler J.M. et al. Research methods for studying narrative identity: A primer // Social Psychological and Personality Science. 2017. Vol. 8. № 5. P. 519—527.
  13. Adler J.M. et al. The nature of narrative coherence: An empirical approach // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. P. 30—34.
  14. Chua R.Y.J., Huang K.G., Jin M. Mapping cultural tightness and its links to innovation, urbanization, and happiness across 31 provinces in China // Proc Natl AcadSci USA. 2019. Vol. 116. P. 6720—6725.
  15. Cohler B.J. Personal narrative and life course // Life span development and behavior. 1982. Vol. 4. № 8. P. 205—241.
  16. Dhillon N.T., Jousef T. Generation in Waiting. The Unfulfilled Promise of Young People in the Middle East. Washington, DC: Brookings Institution Press, 2009. 269 p.
  17. Fleiss J.L. An introduction to applied probability, and assessing significance in a fourfold table // Statistical methods for rates and proportions. 1981. 321 p.
  18. Gelfand M.J. Universal and culture-specific patterns of tightness-looseness across the 31 Chinese provinces // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 14. P. 6522—6524.
  19. Hammack P.L. Narrative and the cultural psychology of identity // Personality and Social Psychology Review. 2008. Vol. 12. № 3. P. 222—247.
  20. Hammack P.L. Narrative and the politics of meaning // Narrative Inquiry. 2011. Vol. 21. № 2. P. 311—318.
  21. Heine S.J., Buchtel E.E. Personality: The universal and the culturally specific // Annual review of psychology. 2009. Vol. 60. P. 369—394.
  22. Kitayama S. et al. A cultural task analysis of implicit independence: comparing North America, Western Europe, and East Asia // Journal of personality and social psychology. 2009. Vol. 97. № 2. P. 236.
  23. Kroger J., Marcia J.E. The identity statuses: Origins, meanings, and interpretations // Handbook of identity theory and research. New York: Springer, 2011. P. 31—53.
  24. Lamy M.G., Liu J.H., Ward C. Integrating paradigms, methodological implications: Using history to embody Breakwell’s (1993) theoretical links between Social Identity Theory and Social Representations Theory // Papers on Social Representations. 2011. Vol. 20. № 2. P. 15.1—15.7.
  25. Lind M. et al. Inpatient adolescents with borderline personality disorder features: Identity diffusion and narrative incoherence // Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2019. Vol. 10. № 4. P. 389.
  26. Lin L., Dahl D.W., Argo J.J. Refining the tightness and looseness framework with a consumer lens // Journal of Consumer Psychology. 2017. Vol. 27. № 3. P. 392—397.
  27. Marcia J.E. The ego identity status approach to ego identity // Ego identity. New York: Springer, 1993. P. 3—21.
  28. McAdams D.P. The “imago”: A key narrative component of identity // Review of personality and social psychology. Sage, 1985. P. 114—141.
  29. McAdams D.P. “First we invented stories, then they changed us”: The Evolution of Narrative Identity // Evolutionary Studies in Imaginative Culture. 2019. Vol. 3. № 1. P. 1—18.
  30. McAdams D.P., Pals J.L. A new Big Five: fundamental principles for an integrative science of personality // American psychologist. 2006. Vol. 61. № 3. P. 204.
  31. McAdams D.P., McLean K.C. Narrative identity // Current directions in psychological science. 2013. Vol. 22. № 3. P. 233—238.
  32. McAdams D.P., Guo J. Narrating the generative life // Psychological Science. 2015. Vol. 26. № 4. P. 475—483.
  33. MacDonald S., Uesiliana K., Hayne H. Cross-cultural and gender differences in childhood amnesia // Memory. 2000. Vol. 8. № 6. P. 365—376.
  34. McEvoy-Levy S. Stuck in circulation: children, ‘waithood’ and the conflict narratives of Israelis and Palestinians // Children’s Geographies. 2014. Vol. 12. № 3. P. 312—326.
  35. McLean K.C. Late adolescent identity development: narrative meaning making and memory telling // Developmental psychology. 2005. Vol. 41. № 4. P. 683.
  36. Mitroiu S. Narrative identity and trauma: Sebald’s memory landscape // The European Legacy. 2014. Vol. 19. № 7. P. 883—900.
  37. Reese E. Culture, Narrative, and Imagination 14 // The Oxford handbook of the development of imagination. 2013. 196 p.
  38. Reese E., Hayne H., MacDonald S. Looking back to the future: Māori and Pakeha mother—child birth stories // Child development. 2008. Vol. 79. № 1. P. 114—125.
  39. Reese E., Neha T. Let’s kōrero (talk): The practice and functions of reminiscing among mothers and children in Māori families // Memory. 2015. Vol. 23. № 1. P. 99—110.
  40. Rewi P. Culture: Compromise or perish // Indigenous identity and resistance: Researching the diversity of knowledge. 2010. P. 55—74.
  41. Ricoeur P. Narrative identity // Philosophy today. 1991. Vol. 35. № 1. P. 73—81.
  42. Syed M., Nelson S.C. Guidelines for establishing reliability when coding narrative data // Emerging Adulthood. 2015. Vol. 3. № 6. P. 375—387.
  43. Singer J.A., Salovey P. Remembered self: emotion and memory in personality. Simon and Schuster, 2010. 257 p.
  44. Wang Q., Conway M.A. The stories we keep: Autobiographical memory in American and Chinese middle-aged adults // Journal of personality. 2004. Vol. 72. № 5. P. 911—938.
  45. Wang Z. Never forget national humiliation: Historical memory in Chinese politics and foreign relations. Columbia University Press, 2014. 279 p.
  46. Williams K.D. Ostracism: The kiss of social death // Social and Personality Psychology Compass. 2007. Vol. 1. № 1. P. 236—247.
  47. Zhao Y., Karypis G., Fayyad U. Hierarchical clustering algorithms for document datasets // Data mining and knowledge discovery. 2005. Vol. 10. №. 2. P. 141—168.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика