Суворова И.Ю. кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (ОАНО ВО МПСУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3804-2129 e-mail: i.suvorova89@gmail.com
Глебов В.В. кандидат психологических наук, кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3390-161X e-mail: vg44@mail.ru
Ван Х. студент экологического факультета, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (ФГАОУ ВО РУДН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6973-3523 e-mail: w397857500@gmail.com
Цель. Статья посвящена анализу нарративной идентичности китайских и российских студентов. Предполагалось, что отражение социально-политической ситуации более очевидно и проявляет себя в основных темах и установках, отражающих как содержательную сторону нарратива, так и его структуру, тогда как выявление культурного влияния требует дополнительного анализа.
Контекст и актуальность. Кросс-культурные исследования указывают на необходимость анализа нарратива на индивидуальном, политическом, социальном, экономическом и культурном уровнях. Теоретически каждый из уровней имеет свое влияние на структуру и содержание нарратива. Тем не менее существует сравнительно небольшое количество данных о сопоставлении различных видов анализа и особенностей их проявления в нарративе.
Дизайн исследования. В работе анализировались различия в изложении фрагментов биографии, в манере преподнесения информации и в упоминании основных тем жителями стран с различным социально-политическим строем.
Участники. Выборку составили 80 человек: 35 нарративов студентов из КНР (19 мужчин и 16 женщин в возрасте от 19 до 26 лет) и 45 нарративов студентов из Российской Федерации (РУДН) (17 мужчин и 28 женщин в возрасте от 20 до 23 лет). Все участники исследования родились в период с 1997 по 2000 годы.
Методы (инструменты). В статье применялся нарративный анализ идентичности К. Маклин и Д. МакАдамса как теория и метод исследования. Статистический анализ включил вычисление различий между двумя выборками (критерий U Манна-Уитни) и иерархический кластерный анализ.
Результаты. Полученные результаты показывают, что в нарративах российских и китайских студентов отражены непоследовательность и большая степень неопределенности социально-политической ситуации в России, а также большое социальное давление и высокая конкуренция в Китае.
Основные выводы. В структуре нарративной идентичности в первую очередь отражается социально-политическая ситуация как связанная с непосредственным опытом студентов. Культурный опыт затрагивает более фундаментальные конструкты личности и в обычном нарративном анализе не считывается.
Гао Л., Пахмутова М.А. Культурные характеристики России и Китая с
точки зрения Запада и Востока // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 1(18).
C. 45—48.
Козлова М. Проблемы и механизмы развития психосоциальной
идентичности в юношеском возрасте (на примере молодежных групп обских угров) //
Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. М.: Ин-т этнологии и
антропологии РАН, 2002. С. 68—86.
Ларина Е. Казахи в России // Родина. 2004. № 2. С. 98—101.
Миськова Е.В. Травма сталинских репрессий в контексте коллективных
травм геноцидов // Психология и психотерапия семьи. 2019. № 4. C. 31—49.
Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора,
которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью //
Хрестоматия по устной истории. СПб.: ЕУ, 2003. С. 322—356.
Рождественская Е., Семенова В. Социальная память как объект
социологического изучения // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. № 6. С.
27—48.
Соловьева О. Граждане России предпочитают жить одним днем
[Электронный ресурс] // Независимая газета. 2019. URL:
https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/ economics/2019-08-21/4_7655_fom.html (дата
обращения: 30.09.2020).
Татценко К.В. Тенденции экономического взаимодействия Дальнего
Востока России и Северо-Востока Китая. СПб.: Дальнаука, 2006. 215 с.
Терехова Т.А., Малахаева С.К. Нарративный анализ как понимающий
метод // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1(41). С.
143—152.
Харламенкова Н.Е. Эго-идентичность и ее особенности у лиц с разным
уровнем посттравматического стресса // Вестник Костромского государственного
университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 1.
С. 107—111.
Черненко Е. Роструд: 27% россиян работают по специальности
[Электронный ресурс] // Коммерсант. 2017. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3319368 (дата обращения: 18.03.2020).
Adler J.M. et al. Research methods for studying narrative identity:
A primer // Social Psychological and Personality Science. 2017. Vol. 8. № 5. P.
519—527.
Adler J.M. et al. The nature of narrative coherence: An empirical
approach // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. P. 30—34.
Chua R.Y.J., Huang K.G., Jin M. Mapping cultural tightness and its
links to innovation, urbanization, and happiness across 31 provinces in China
// Proc Natl AcadSci USA. 2019. Vol. 116. P. 6720—6725.
Cohler B.J. Personal narrative and life course // Life span
development and behavior. 1982. Vol. 4. № 8. P. 205—241.
Dhillon N.T., Jousef T. Generation in Waiting. The Unfulfilled
Promise of Young People in the Middle East. Washington, DC: Brookings
Institution Press, 2009. 269 p.
Fleiss J.L. An introduction to applied probability, and assessing
significance in a fourfold table // Statistical methods for rates and
proportions. 1981. 321 p.
Gelfand M.J. Universal and culture-specific patterns of
tightness-looseness across the 31 Chinese provinces // Proceedings of the
National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 14. P. 6522—6524.
Hammack P.L. Narrative and the cultural psychology of identity //
Personality and Social Psychology Review. 2008. Vol. 12. № 3. P. 222—247.
Hammack P.L. Narrative and the politics of meaning // Narrative
Inquiry. 2011. Vol. 21. № 2. P. 311—318.
Heine S.J., Buchtel E.E. Personality: The universal and the
culturally specific // Annual review of psychology. 2009. Vol. 60. P.
369—394.
Kitayama S. et al. A cultural task analysis of implicit
independence: comparing North America, Western Europe, and East Asia // Journal
of personality and social psychology. 2009. Vol. 97. № 2. P. 236.
Kroger J., Marcia J.E. The identity statuses: Origins, meanings, and
interpretations // Handbook of identity theory and research. New York:
Springer, 2011. P. 31—53.
Lamy M.G., Liu J.H., Ward C. Integrating paradigms, methodological
implications: Using history to embody Breakwell’s (1993) theoretical links
between Social Identity Theory and Social Representations Theory // Papers on
Social Representations. 2011. Vol. 20. № 2. P. 15.1—15.7.
Lind M. et al. Inpatient adolescents with borderline personality
disorder features: Identity diffusion and narrative incoherence // Personality
Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2019. Vol. 10. № 4. P. 389.
Lin L., Dahl D.W., Argo J.J. Refining the tightness and looseness
framework with a consumer lens // Journal of Consumer Psychology. 2017. Vol.
27. № 3. P. 392—397.
Marcia J.E. The ego identity status approach to ego identity // Ego
identity. New York: Springer, 1993. P. 3—21.
McAdams D.P. The “imago”: A key narrative component of identity //
Review of personality and social psychology. Sage, 1985. P. 114—141.
McAdams D.P. “First we invented stories, then they changed us”: The
Evolution of Narrative Identity // Evolutionary Studies in Imaginative Culture.
2019. Vol. 3. № 1. P. 1—18.
McAdams D.P., Pals J.L. A new Big Five: fundamental principles for
an integrative science of personality // American psychologist. 2006. Vol. 61.
№ 3. P. 204.
McAdams D.P., McLean K.C. Narrative identity // Current directions
in psychological science. 2013. Vol. 22. № 3. P. 233—238.
McAdams D.P., Guo J. Narrating the generative life // Psychological
Science. 2015. Vol. 26. № 4. P. 475—483.
MacDonald S., Uesiliana K., Hayne H. Cross-cultural and gender
differences in childhood amnesia // Memory. 2000. Vol. 8. № 6. P. 365—376.
McEvoy-Levy S. Stuck in circulation: children, ‘waithood’ and the
conflict narratives of Israelis and Palestinians // Children’s Geographies.
2014. Vol. 12. № 3. P. 312—326.
McLean K.C. Late adolescent identity development: narrative meaning
making and memory telling // Developmental psychology. 2005. Vol. 41. № 4. P.
683.
Mitroiu S. Narrative identity and trauma: Sebald’s memory landscape
// The European Legacy. 2014. Vol. 19. № 7. P. 883—900.
Reese E. Culture, Narrative, and Imagination 14 // The Oxford
handbook of the development of imagination. 2013. 196 p.
Reese E., Hayne H., MacDonald S. Looking back to the future: Māori
and Pakeha mother—child birth stories // Child development. 2008. Vol. 79. № 1.
P. 114—125.
Reese E., Neha T. Let’s kōrero (talk): The practice and functions of
reminiscing among mothers and children in Māori families // Memory. 2015. Vol.
23. № 1. P. 99—110.
Rewi P. Culture: Compromise or perish // Indigenous identity and
resistance: Researching the diversity of knowledge. 2010. P. 55—74.
Ricoeur P. Narrative identity // Philosophy today. 1991. Vol. 35. №
1. P. 73—81.
Syed M., Nelson S.C. Guidelines for establishing reliability when
coding narrative data // Emerging Adulthood. 2015. Vol. 3. № 6. P.
375—387.
Singer J.A., Salovey P. Remembered self: emotion and memory in
personality. Simon and Schuster, 2010. 257 p.
Wang Q., Conway M.A. The stories we keep: Autobiographical memory in
American and Chinese middle-aged adults // Journal of personality. 2004. Vol.
72. № 5. P. 911—938.
Wang Z. Never forget national humiliation: Historical memory in
Chinese politics and foreign relations. Columbia University Press, 2014. 279
p.
Williams K.D. Ostracism: The kiss of social death // Social and
Personality Psychology Compass. 2007. Vol. 1. № 1. P. 236—247.
Zhao Y., Karypis G., Fayyad U. Hierarchical clustering algorithms
for document datasets // Data mining and knowledge discovery. 2005. Vol. 10. №.
2. P. 141—168.