Песочная терапия травмы незавершённой сепарации от матери

923

Аннотация

Вопрос сепарации — один из сложнейших вопросов современной психологии и психотерапии. Он рассматривался всеми психологическими теориями, так как без успешного завершения сепарационных процессов на разных стадиях развития личности невозможно становление автономного, уверенного в своих силах, знающего свое место в окружающей действительности и умеющего грамотно распоряжаться своими ресурсами человека. В статье описаны алгоритмы и техники работы с травмой незавершённой сепарации дочери от матери методом песочной терапии. Рассмотрена взаимосвязь полученной дочерью в детстве травмы отвержения с травмой ранней сепарации от матери. Показаниями для проведения песочной терапии стали: запрос клиентки на кратковременное вмешательство; возможность изобретения новых форм — как основа использования креативности, как ресурса; многократность создания новых сюжетов. Создание последовательных песочных композиций помогло отразить цикличность психической жизни, разные уровни психических содержаний, обеспечило доступ к довербальным уровням психики и обеспечило динамику психических изменений. Показано, что метод песочной терапии позволяет диагностировать и исцелить невротический конфликт между «Внутренним Родителем» и «Внутренним Ребёнком» клиентки и, недирективно воздействуя на бессознательное, активизировать процессы самоисцеления с опорой на имеющиеся ресурсы. Клиент погружается в суть своей проблемы и изменяет её в желаемом направлении, в зависимости от наличия ресурсов. Песочная картина позволяет диагностировать травму, расконтейнировать её, перепрожить и трансформировать освободившуюся энергию в ресурс любви. Роль терапевта заключается в направлении и поддержке процесса, следовании за клиентом. В статье подтверждено, что песочная терапия является эффективным методом работы с травмой незавершённой сепарации.

Общая информация

Ключевые слова: травма , незавершённая сепарация, невротический конфликт, песочная терапия, сепарационная травма

Для цитаты: Дмитриева Н.В., Рядинская Н.Ю., Хохлева Е.В. Песочная терапия травмы незавершённой сепарации от матери // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 34. № 2. С. 7–13.

Литература

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. В. Старовойтова. 2‑е изд. М.: Академический Проект, 2004. 232 с.
  2. Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ. Н. Г. Григорьевой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2003. 287 с.
  3. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2‑е изд. М.: Джангар, 2012. 369 с.
  4. Малер М. С., Пайн Ф., Бергман А. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуа­ция / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2011. 413 с.
  5. Харламенкова Н. Е., Кумыкова Е. В., Рубченко А. К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механиз­мы. М.: Институт психологии РАН, 2015. 367 с.
  6. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / пер. с англ. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  7. Юнг К. Г. Символическая жизнь / пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2013. 326 с.
  8. Jung C. G. Introduction to Frances G. Wickes. The Inner World of Childhood. New York, 1927.

Информация об авторах

Дмитриева Наталья Витальевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии девиантного поведения, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: dnv2@mail.ru

Рядинская Наталья Юрьевна, кандидат химических наук, специалист по песочной терапии, магистрант Восточно-Европейского института психоанализа, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: riadin@yandex.ru

Хохлева Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры прикладной педагогики и логопедии, Санкт-Петербургский государственный института психологии и социальной работы, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: radugagizni28@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 554
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 923
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 9