Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних (окончание)

1435

Аннотация

Окончание. Начало статьи в «Вестнике практической психологии образования» № 1 – 2 за 2006 год

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 101–111. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n3/29113 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

Окончание начало статьи в •Вестніясе практической психологии образования» ГЛ1—2 за 2006 год

7. Комплексная работа специалистов по преодолению явлений оциальной дезадаптации несовершеннолетних

В свези с последним становится актуальным вопрос «что делатъ’к. Эффективная помощь учащимся (семьям. имеющим детей) из группы риска возможна только при условии компетентности тех или іыых слеималис- тое Поэтому для начала давайте решим, какова компе тенция разных социагъиых институтов и. в первую очередь нашей школы Это означает, что в ряде случаев определенную эффективную помощь, безусловно, могут оказать педагогические работники (учителя, вослитатег*. психологи, администрация). В ряде других случаев работа педагогического коллектива будет успешной при соблюдении некоторых условий, от учителей не зависящих Вместе с тем. есть случаи, определенно выходящие за рамки компетенции общеобразовательной шкоти. но их роль в социальной деза­даптации несовершеннолетних весьма велика

Итак, безусловно, главную роль школьные работники играют в устранении или мимимизащш отрицательного влияния следующих факторов

—     устойчивая школьная неуспешностъ.

—     прогулы учебных занятий.

—     отвержение одноклассниками

—     воспитание в сеьъе не обеспечивается.

—     излишне навязчивая забота родителей

Здесь надо иметь в виду что преодоление усто*«ивой ижоль- нсй неуспешное™, например отнюдь не означает отказа от выставления неудовлетворительных оценок учащимся, но создание ситуации успешности это не проблема двоек за не­выученный урок, но проблема подбора таких учебных заданий выполнение которых было бы по силам «слабым, ученжам На решение этой же проблемы направлено привлечение неус­пешных учеников к внешкольным мероприятиям, в которых двоечники могут проявить свои лучшие качества При таком комплексном подходе школьная неуспешностъ того или ююго ученика перестает быть устойчивой Подобным образом можно повы­ситъ самооценку неуспевающих школьнжов в их учебной деятельности, да и попросту создать им другое настроение, что оказывается важным.

Не менее интересной — в психолого-педагогическом плане — является проблема отвержения одноклассниками отдельных учеников. Ранее проведенные психологические исследования показали, что лидером в учебной группе (классе) становится не тот ученик, кто в действительности умнее, сильнее или храбрее других, а тот, кто только кажется самым сильным, самым умным, самым храбрым и т п. Аналогичная психологическая ситуация, только с противоположным знаком, складывается и с детьми, отвергаемыми своими одноклассниками. Вполне по силам учителям повысить социальный статус того или иного ученика в его микросоциальной группе.

Не вполне адекватные меры воспитательного воздействия со стороны родителей могут быть подкорректированы в ходе работы своеобразного «Родительского всеобуча», организовать который может администрация школы. И формы работы здесь могут быть самыми разнообразными.

Следующие случаи уже выходят за границу компетенции собственно образовательного учреждения, но и им могут быть противопоставлены адекватные меры силами специалистов из учреждений иной ведомственной принадлежности:

—     агрессивное поведение,

—     неконтактность,

—     проблемы с мышлением,

—     неусидчивость,

—     ослабленное здоровье,

—     жестокое обращение в семье.

Так, агрессивное поведение ребенка в сочетании с его неусидчивостью, неконтактностью и проблемами в интеллектуальной деятельности с высокой вероятностью могут свидетельствовать о наличии у данного ребенка проблем неврологического плана. Это — сфера компетенции работников здравоохранения, причем весьма специфической области последнего. В такой ситуации школа может инициировать целевое обследование своих учащихся по предварительному согласованию с их родителями.

(Хотя надо обязательно сказать, что часто неусидчивость учеников есть не более, чем проблема самих учителей. Особенно в начальной школе).

В соответствии с существующим законодательством учреждения образования отнесены к субъектам деятельности по профилактике и предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе их бродяжничества и безнадзорности. В таком случае работники школы обязаны предпринять надлежащие меры по фактам жестокого обращения с детьми и подростками в семье. К таким мерам относится обращение в КДН, органы внутренних дел, в прокуратуру.

Совсем уж выходит за рамки компетенции школы, да и многих других учреждений и организаций, по причине, что «жизнь так сложилась», следующее: — социальное сиротство, — неадекватность воспитывающего взрослого, — неполная семья, — малообеспеченная семья, — стесненные жилищные условия.

Любой из этих факторов по отдельности — еще пуще, если вместе — может сделать трудной жизнь любого ребенка и одновременно сделать «трудным» его самого.

Теперь давайте посмотрим на эту же проблему — проблему факторов, способных повлиять на линии психического развития и личностного становления несовершеннолетних, — с другой стороны, выйдя из стен одной конкретной школы.

Исследование обстоятельств жизни 4610 детей и подростков школьного возраста обучающихся в школах Восточного округа, дало такие результаты (рис. 1).

Надо пояснить, что в данном случае «общая выборка» есть все 4610 детей без различия пола, возраста, номера школы и т д. Так вот около четверти всех детей живут в неполных семьях; имеют ослабленное здоровье более 17% школьников, такое же количество детей характеризуется неусидчивостью. Следующие по частоте встречаемости факторы: проблемы с мышлением (или, иначе, очевидные трудности в усвоении учебного материала, низкая способность к обобщениям и анализу, медленное и не всегда верное течение мыслительных процессов) и малообеспеченность семьи (отсутствие денежных средств для обеспечения приемлемых условий жизни в семье, в том числе полноценного питания и предметно-вещевого окружения).

Представленная гистограмма презентует структуру проблем, с которыми сталкиваются дети (и воспитывающие их взрослые) в среднем. У кого-то больше, у кого-то меньше, но в целом у нормального школьника так и получается. Но если читатель помнит, то мы выделяли детей группы риска по социальному развитию, то есть детей, у которых проблем гораздо больше, чем у сверстников. Так вот у этой группы тоже есть проблемы и их структура, и эти две структуры интересно сравнить между собою (табл. 1).

Табл. 1. Структура проблем учащихся общеобразовательных школ

Ранг

Общая выборка

Группа риска

1

Проживание в неполной семье

Устойчивая школьная неуспешность

2

Ослабленное здоровье

Неусидчивость

3

Неусидчивость

Проживание в неполной семье

4

Проблемы с мышлением

Проблемы с мышлением

5

Малообеспеченность семьи

Малообеспеченность семьи

6

Устойчивая школьная неуспешность

Воспитание в семье не обеспечивается

7

Стесненные жилищные условия

Агрессивность

Для нас самих оказалось несколько неожиданным, что эти два проранжированных ряда очень похожи между собою, вплоть до того, что пункты 4 и 5 просто совпадают. Хотя у детей группы риска появляется то, чего нет у их социализированных сверстников: воспитание в семье не обеспечивается и агрессивность. Так что дело не в самой по себе структуре неприятностей, сваливающихся на детей и подростков, а в их количестве. И вот здесь появляются совершенно потрясающие числовые соотношения:

 
 

У детей группы риска по социальному развитию по сравнению с их социализированными сверстниками встречается...

...в 8 (восемь!) раз чаще: дублируют обучение, не посещают школу, воспитание в семье не обеспечивается.

.в 6 раз чаще: социальная заброшенность, неадекватность воспитывающего взрослого, агрессивность.

.в 5 раз чаще: отвержение одноклассниками, прогулы, школьная неуспешность, жестокое обращение в семье.

Вот такая социальная статистика в сфере жизнедеятельности наших детей и подростков, которые уже очень скоро будут влиять на социальный климат в нашем же городе.

Надо признать, что за этими цифрами и гистограммами вовсе не видно индивидуальных психологических моментов, без учета которых нельзя строить сколько-нибудь успешную коррекционную работу. Индивидуальную работу можно организовать только в малокомплектной школе, в штатном расписании которой есть место для должностей, неспецифичных для массовой общеобразовательной школы. Такими школами должны стать специальные общеобразовательные школы открытого типа для детей и подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением. К началу сентября 2004 года они открыты в каждом административном округе столицы.

8. Комплексная работа специалистов по преодолению явлений социальной дезадаптации несовершеннолетних (продолжение)

Давайте вернемся в стены образовательного учреждения и попытаемся спроектировать комплексную работу тех специалистов, которые включены в штатное расписание школы. Еще раз повторю, что нашей моделью станет организация деятельности сотрудников Экспериментального комплекса социальной помощи детям и подросткам «Лосиный остров» Московского департамента образования (ЭКСПДиП). Это напоминание необходимо потому, что в указанном учреждении работали люди тридцати различных специальностей, что не характерно, согласитесь, не только для обычной массовой общеобразовательной школы, но и для школы общеобразовательной специальной. Однако же практика показывает, что принципиальное значение для успешности психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий в отношении несовершеннолетних девиантов имеют комплексность, системность и систематичность работы, а не количество людей, включенных в диагностические и развивающие мероприятия.

Первая и, быть может, самая главная сложность заключается в расплывчатости должностных обязанностей специалистов разного профиля, коль скоро мы будем ориентироваться только на тарифно-квалификационные требования по должностям работников образования, закрепленным в принятых нормативных документах[1]. Так, анализ требований, предъявляемых к ряду работников учреждений общего образования показывает, что основными для них являются четыре вида профессиональной деятельности: 1) воспитание и социализация учащихся (воспитанников), 2) коррекция и реабилитация, 3) разного рода диагностические и исследовательские мероприятия, 4) консультирование и выдача рекомендаций (табл. 2).

Табл. 2

Должность

Воспитание и социализация

Коррекция и реабилитация

Изучение и диагностика

Рекомендации и консультации

1

Учитель

X

 

 

 

2

Учитель-дефектолог

X

X

X

X

3

Воспитатель

X

X

X

X

4

Классный воспитатель

X

X

X

 

5

Социальный педагог

X

X

X

 

6

Педагог-психолог

X

X

X

X

При этом понятно, что учитель, например, не может не заниматься изучением личности своих учеников в силу специфики своей деятельности, хотя эта задача и не ставится перед учителем в указанном документе. Не менее понятно, что педагог-психолог (тем более, если он один в школе) не в состоянии охватить все те направления деятельности, работа по которым ему вменяется в обязанность не только данными квалификационными требованиями, но и другими нормативными документами, которым он обязан подчиняться. Ну и так далее по всем педагогическим должностям.

Еще хуже, когда одну и ту же работу в отношении одного и того же ребенка выполняют разные специалисты, не имея информации от коллег. А потому на первый план выступает проблема — мы об этом уже говорили по другому поводу — разграничения компетенции работников. Это — забота администратора, и здесь лежат истоки системности. В плане практическом можно порекомендовать дополнить стандартные, в общем-то, должностные обязанности педагогических работников разделом «Компетенция». В этом разделе одним-двумя предложениями записано, за что отвечает конкретный работник. Вариантов масса. Например, директор может поручить педагогу-психологу проведение, главным образом, всесторонних диагностических мероприятий с формулированием заключений и выдачей рекомендаций детям, родителям, учителям. Или поручить «...гармонизацию социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадапти- рованности»[2]. Или. Здесь надо смотреть варианты в нормативных документах. Так или иначе, но конкретизация сферы компетенции того или иного специалиста зависит от понимания директором или его заместителями конечных целей работы учреждения (что тоже не однозначно!), здравого смысла руководителя и уровня профессионализма и опыта работы конкретного сотрудника.

Примером комплексной системной работы по первичной диагностике может служить заполнение (по результатам исследований) таблицы (табл. 3). Если идти по строкам, то их заполняют:

1.   Воспитатель (классный воспитатель, классный руководитель)

2.   Педиатр (медицинский работник школьного медпункта)

3.   Психиатр

4.   Дефектолог

5.   Психолог

6.   Учитель (учителя, завуч)

7.   Нарколог

8.   Социальный педагог (социальный работник, зам. директора)

Табл. 3. Причины и проявления социальной

Параметры / степень

А

Б

1. Поведение

Адекватное социальное

Недисциплинированность, отказ подчиняться требованиям учителя

2. Соматическое здоровье

Практически здоров

Наличие некоторых (в т. ч. возрастных) функциональных нарушений

3. Психическое здоровье

Практически здоров

Пограничные отклонения или расстройства

4. Дефектологический статус

Развитая контекстная устная и письменная речь

Устная и письменная речь сформированы с трудностями оформления высказывания

5. Психологический статус — личность

Структура мотивации

и особенности взаимодействия — в рамках возрастной нормы

Характерные признаки возрастных кризисов психического развития в детском возрасте

6. Педагогический статус

Стабильные положительные оценки по всем предметам

Эпизодические пробелы в знаниях, «слабая» успеваемость

7. Наркологический статус

Психоактивные вещества (ПАВ), алкоголь и табак не употребляет

Табакокурение, эпизодическое употребление спиртных напитков (в т ч. слабоалкогольных)

8. Социальная ситуация развития (СР)

СР в семье и по месту жительства способствует развитию

СР в основном нормальна, допустима и желательна незначительная коррекция

Сейчас надо еще раз упомянуть, что причины социальной дезадаптированности несовершеннолетних многочисленны и разнообразны, и что в каждом конкретном случае они носят особенный характер. Хотя, вроде бы, все очевидно: ребенок из раза в раз «не вписывается» в актуально складывающуюся ситуацию, — но, повторю, похожие между собою проявления имеют непохожие причины.

Систематичность коррекционно-развивающей деятельности в отношении конкретного учащегося обусловливается, в первую очередь, наличием и исполнением индивидуально сформированной программы психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, адекватных статусу именно этого ребенка. Какой должна быть эта программа и что она должна включать в себя в обязательном порядке, решается на психолого-медико-педагогическом консилиуме: «Психолого-медико-педагогические консилиумы формируются в составе образовательных учреждений любого типа и вида, дают рекомендации по выбору типа школы или учебных классов, необходимости и формам индивидуального обучения и воспитания, комплектуют классы кор­рекционно-развивающего обучения»[3]. Так вот, такой психолого-медико-педагогический консилиум является еще одной формой организации комплексной системной и систематической помощи социально дезадаптированным учащимся.

Позволю себе привести довольно обширную выписку из приказа по ЭКСПДиП об одном из аспектов организации комплексной системной и систематической деятельности коллектива учреждения в отношении учащихся и воспитанников «группы риска».

«1. Руководителям всех подразделений ЭКСП­ДиП, осуществляющих непосредственную работу с детьми и подростками, определить посредством наблюдения, специально организованных диагностических процедур и т д. круг учащихся и воспитанников, особенности психического и соматического статуса, а также поведение которых выходят за рамки нормы, и внести их фамилии в особый список — список учащихся «групп риска».

2.  Установить следующую классификацию «групп риска» (табл. 4).

 Табл. 4

Наименование

Характерные особенности детей

1

Соматическое здоровье

— третья группа здоровья по показаниям — длительно и часто болеющие

2

Психическое здоровье

— выраженные задержки психического развития

— устойчивые неадекватные реакции в межличностных контактах

3

Психологический статус

— крайне выраженные акцентуации характера

— аномалии интеллектуальной деятельности и (или) эмоциональной сферы

4

Дефектологический статус

— несформированность высших психических функций

5

Наркотизация

— злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), включая алкоголь — различные виды зависимости от ПАВ

6

Социальная ситуация развития

— отсутствие должного ухода со стороны родителей, взаимопонимания в семье — ситуация по месту жительства угрожает здоровью или жизни ребенка

7

Особенности поведения

— устойчивое агрессивное поведение по отношению к сверстникам и взрослым, вандализм — состоящие на учете в ОППН ОВД

8

Учебная деятельность

— наличие двух и более «неудов» по итогам четверти

— малограмотность, необходимость индивидуальной программы обучения

В

Г

Д

Совершение правонарушений, учет в ПДН

Имущественные преступления, хулиганство

Преступления против личности, мно- гочисл. рецидивы правонарушений

Общее недоразвитие, сниженная сопротивляемость организма, частые заболевания

Хронические заболевания, часто требующие особого режима жизни (в т ч. стационарного лечения)

Инвалидность

«Нездоровье», требующее систематического консультирования и амбулаторного лечения

Хронические заболевания, часто требующие особого режима жизни (в т ч. стационарного лечения)

Душевные заболевания

Фраза аграмматическая, предложения простые, словарный запас бедный

Нарушения процессов восприятия и анализа речи, планирования своего высказывания

Контекстная устная и письменная речь отсутствует (грубо нарушена)

Выраженные акцентуации характера

Значительные искажения мотивационной сферы, отвержение общепринятых ценностей

Злонамеренность как определяющий момент содержания деятельности. Злодейство

Пробелы в знаниях, требующие дублирования обучения по отдельным предметам

Уровень обученности много ниже возрастной нормы, неоднократное дублирование обучения

Неграмотность. Для среднего и старшего возрастов — знания в объеме 1—2-х лет учебы

Злоупотребление алкоголем, эпизоды употребления ПАВ

Систематическое употребление алкоголя или (и) ПАВ, формирование зависимости

Наркомания, токсикомания, алкоголизм. Физическая зависимость от ПАВ

СР неудовлетворительна, необходим разрыв конкретных социальных связей

Должный уход, воспитание, эмоциональный контакт отсутствуют.

Социальная заброшенность

СР в семье и по месту жительства опасна для здоровья и самой жизни ребенка

3.   Установить, что численный состав детей «группы риска» определяется способностью специалистов осуществлять систематические специальные мероприятия, реально снижающие вероятность возникновения конкретных случаев отклонений в развитии и поведении и имеющие очевидный коррекционный (компенсаторный) эффект.

4.   Проверять списки, пересматривая по необходимости, и представлять на утверждение в МППК ЭКСПДиП не реже одного раза в учебную четверть.

5.   .Данную информацию считать информацией категории «Для служебного пользования». Категорически запрещаю членам МППК ее необоснованное распространение и копирование любым способом без специального на то разрешения.

 

7.   Передать педагогам пофамильный списочный состав учащихся «групп риска» тех классов, в которых педагоги ведут занятия... без письменного указания причин, по которым учащийся был введен в данный список. Специалистам, отвечающим за формирование списков «групп риска», консультировать педагогов по их запросам в устной форме беспрепятственно и в полном объеме, исходя при этом из принципов профессиональной этики, а в письменной форме — ограниченно.

8.   Установить следующий перечень и порядок осуществления обязательных мероприятий, предпринимаемых в отношении учащихся «групп риска»:

8.1  ... врачам-педиатрам не реже одного раза в месяц осуществлять профилактические осмотры и при необходимости направлять учащегося для проведения углубленного обследования к специалистам в лечебные учреждения.

8.2   .врачам-психиатрам не реже одного раза в два месяца осуществлять профилактические осмотры и при необходимости направлять учащегося для проведения углубленного обследования к специалистам в лечебные учреждения.

8.3   .педагогам-психологам не реже одного раза в месяц проводить плановую индивидуальную работу с учащимся (воспитанником) и предоставлять педагогам развернутую психологическую характеристику учащегося с целью выработки или уточнения индивидуально ориентированных психолого-педагогических мероприятий.

8.4   .учителю-дефектологу по согласованию с непосредственным руководителем организовывать дополнительные занятия в соответствии с индивидуальным расписанием; сформировать конкретные рекомендации преподавателям на основании изучения индивидуальных особенностей учащегося; не реже одного раза в три месяца проводить срезы успешности учащегося.

8.5   .врачу-наркологу не реже одного раза в месяц осуществлять профилактические осмотры и при необходимости направлять учащегося для проведения углубленного обследования к специалистам в лечебные учреждения.

8.6   «Группа риска по социальной ситуации развития»: директорам школ вносить в повестку дня заседания МППК вопрос о помещении учащегося в интернатное отделение; социальному педагогу провести обследование жилищных условий с составлением соответствующего акта.

8.7   .классным руководителям и освобожденным классным воспитателям при проведении воспитательной работы руководствоваться «Перечнем психолого-педагогических мероприятий, предпринимаемых при систематическом нарушении учащимся правил внутреннего распорядка»; классным руководителям и освобожденным классным воспитателям в случаях пребывания учащегося на учете в ОППН ОВД по месту его жительства не реже одного раза в учебную четверть осуществлять содержательные контакты с инспектором ОППН по вопросам поведения учащегося...

8.8   «Группа риска по учебной деятельности»: директорам школ вносить в повестку дня заседаний МППК вопрос об обучении учащегося по индивидуальной программе; заведующим учебной частью совместно с методистами и педагогами проводить углубленную диагностику уровня (степени) обученности учащегося и в течение одного месяца составить индивидуальную программу его обучения.

9.   Включать в повестку дня заседаний МППК вопрос об исполнении требований, содержащихся в данном приказе, не реже одного раза в учебную четверть.

Генеральный директор ЭКСПДиП

Н.Р. Сидоров».

Практика показывает, что действительные и действенные комплексность, системность и систематичность специальной педагогической деятельности в отношении социально дезадаптированных детей и подростков вырабатываются только в течение ряда лет в стабильных педколлективах.

Даже на уровне здравого смысла понятно, что стабильность педагогического коллектива обусловливается удовлетворенностью работников, а последняя, в свою очередь, в немалой степени зависит от наличия взаимопонимания и взаимоуважения. В связи с этим целенаправленное формирование стабильного работоспособного коллектива нужно начинать с конвенции педагогов по ряду принципиальных вопросов.

Во-первых, надо понять, что единство педагогических требований, выраженное исключительно и только в единообразии требований дисциплинарных, есть момент второстепенный. Единство педагогических требований по-настоящему начинается с договора педагогов о приоритетных целях образовательного процесса. Специально и в первую очередь останавливаюсь на этом вопросе потому, что очевидность конечной цели педагогической деятельности иллюзорна, а возможных целей множество. Например:

—   приобщение к научным знаниям и культурным ценностям;

—     подготовка к самостоятельной жизни в обществе;

—   всемерное и всестороннее развитие природных задатков учащихся;

—   воспитание законопослушных и добропорядочных граждан;

—   «обслуживание подготовки производительных сил общества» (Б.Т Лихачев);

— хрестоматийное формирование гармонично развитой личности;

— многое другое.

Каждая из перечисленных выше позиций имеет право на существование и каждая может быть принята в качестве центральной (главной) при формировании образовательной программы школы. В жизни получается так, что у разных учителей имеются различные решения о том, какая цель является ведущей в их личной трудовой деятельности. Данные различия естественным образом обусловлены разницей жизненных установок, богатством жизненного опыта и другими обстоятельствами. В таких условиях единственную общую цель установить нельзя, а можно только договориться между собою. И иметь в виду, что такого рода единство значительно повысит эффективность конечного результата работы всего педагогического коллектива.

Во-вторых, надо договориться о единстве принципов взаимоотношений с учащимися (воспитанниками). Понятно, что наилучшим решением этого вопроса, если мы исходим из гуманистических установок, будет требовательная доброжелательность. Однако часто такой подход остается то ли благим пожеланием, то ли пустой декларацией. Неоднократно и в разных образовательных учреждениях автору встречались учителя и воспитатели с такой, примерно, позицией: «Если ребенок тебя не слушается, то он либо дурак, либо сволочь». А с другой стороны, лично знаком с педагогами, допускающими крайнюю степень попустительства (один из- за превратно понятого гуманизма, другой оттого, что боится своих учеников). Так давайте договоримся об общем взгляде на наших детей, о том, какие подходы и в каких случаях будут оптимальными с точки зрения ранее принятых нами целей учебно-воспитательного процесса. В частности, имеет смысл всем вместе найти и как можно более определенно сформулировать ответы на вопросы: «В чем и насколько свободны наши ученики? В чем и насколько не свободны наши учителя?».

В-третьих, огромное значение имеет понимание каждым работником смысла и способов деятельности каждого из своих коллег. То есть работа каждого специалиста, включая учителей, должна быть «прозрачной» в смысле ее целей и методов. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о компетенции и компетентности сотрудников образовательного учреждения: каждому должна быть понятна сфера компетенции каждого и, хорошо бы, степень компетентности.

9. Детская социальная программа

Сейчас давайте еще раз выйдем из школьных стен «в район». Здесь, как мы уже неоднократно отмечали, формируется специфический социально­психологический климат, в котором живут наши дети, и влияния которого они приносят в свои школы и свои классы.

С нашими детьми и подростками взаимодействует и работает множество людей: родители, родственники, воспитатели, учителя, медицинские работники, педагоги дополнительного образования и многие другие должностные и не должностные лица. Существует множество учреждений и организаций, цель которых в том и состоит, чтобы обслуживать несовершеннолетних или семьи, где есть несовершеннолетние.

При этом организация деятельности разных учреждений, непосредственно участвующих в развертывающейся жизнедеятельности детей и подростков или имеющих непосредственное отношение к сопровождению процессов их взросления и социализации, такова, что каждое из них имеет свою особенную сферу интересов, свои собственные цели и методы работы, которые зачастую лежат в разных плоскостях повседневности, а потому редко или неглубоко пересекаются. Собственно в наличии такой ситуации и заключается основная проблема: данные о возможном неблагополучии несовершеннолетнего в каком-либо аспекте его жизнедеятельности в принципе носят фрагментарный характер, поскольку выявлены в учреждении одного какого- то ведомства, и не известны сотрудникам учреждения другого ведомства, непосредственно работающим с этим ребенком или подростком, хотя всем понятно, что максимально эффективен именно комплексный подход в преодолении выявленных отклонений развития.

Мы предполагаем, что действительно эффективное межведомственное взаимодействие возможно на низшем уровне административно-территориального деления. В условиях большого города такой единицей должен стать отдельный городской район. Город в целом или такое муниципальное образование, как административные округа Москвы, слишком велики: большая и сложная система управления, практическая невозможность поименного учета несовершеннолетних жителей, значительный риск несанкционированного проникновения в информацию для служебного пользования, передаваемую посредством электронных сетей, — вот только некоторые из обстоятельств в пользу решения осуществления тех или иных программ именно на районном уровне.

Так или иначе, но именно районная Управа и Муниципалитет являются тем уровнем исполнительной и представительной власти, на котором только и возможна реализация такого рода программ: с одной стороны им присуща функция распорядитель­ства в отношении конкретных учреждений и организаций даже и разной ведомственной принадлежности, а с другой стороны — число несовершеннолетних жителей таково, что позволяет оставаться на уровне выявления и учета их индивидуальных различий.

Принципиально важным обстоятельством является тот факт, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН) района в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются элементом названной системы и обязаны осуществлять необходимые профилактические мероприятия, в том числе выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в защите.

Предлагаемые нами подходы в выстраивании системы межведомственного и междисциплинарного взаимодействия в работе с социально дезадап­тированными детьми и подростками разворачиваются по двум магистральным линиям:

1.   Получение всесторонней информации об обстоятельствах, в которых протекают процессы жизнедеятельности несовершеннолетних жителей района, и, таким образом, выделение детей и подростков, составляющих группу риска по социальному развитию и личностному становлению, а также описание факторов, провоцирующих появление аномалий развития в детском возрасте.

2.   Выстраивание многоуровневой системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки и помощи несовершеннолетним или семьям, имеющим несовершеннолетних детей, характеризующихся непреодолимыми (обыденными средствами) отклонениями в своем развитии.

По линии получения всесторонней социальной информации предполагается необходимым следующее.

1. Составление номенклатуры учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в отношении несовершеннолетних жителей района или их учет Составление номенклатуры учреждений и организаций, обладающих информацией, которая потенциально может иметь значение для оценки обстоятельств жизнедеятельности несовершеннолетних. В состав такого рода учреждений и организаций входят:

—   образовательные учреждения: учреждения дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, дополнительного образования;

—   учреждения здравоохранения: детские и взрослые поликлиники, диспансеры разного профиля, другие лечебные и оздоровительные учреждения;

—   правоохранительные органы: межрайонная прокуратура, ОВД района (в том числе ПДН);

—   подразделения Муниципалитета и Управы: КДН, УСЗН, ЦСО, отдел опеки и попечительства, паспортные столы;

—   окружные управления: Департамента труда и занятости, Комитета по делам семьи и молодежи.

2.   Учреждение в установленном порядке Районного центра социальной информации по несовершеннолетним (РЦСИН), постановка конкретных целей и задач, решение вопросов взаимодействия с другими подразделениями Муниципалитета и Управы, материально-техническое оснащение, формирование трудового коллектива.

3.   Организация рабочего совещания руководителей, главных или ведущих специалистов учреждений районного звена для ознакомления с содержанием Детской социальной программы, определением порядка взаимодействия в ходе работы, решение вопросов защиты от необоснованного распространения информации.

4.   Уведомление руководителей и главных специалистов учреждений окружного звена о начале работ по Детской социальной программе, формулирование к ним запросов на получение необходимой социальной информации, определение порядка взаимодействия.

5.   Формирование полного списка несовершеннолетних жителей района посредством обращения к базе ГАС «Выборы» либо к базам данных паспортных столов ДЭЗов.

6.   Получение специфической информации из учреждений районного и окружного звена, работающих с несовершеннолетними либо ведущих их учет

7.   Проведение перекрестной сверки полученной от учреждений информации.

8.   Формирование базы данных РЦСИН

9.   Проведение исследования в образовательных учреждениях района, анализ полученных результатов, выделение несовершеннолетних группы риска по школам.

10. Выделение несовершеннолетних группы риска социального развития из числа жителей района.

11. Планирование мероприятий, направленных на профилактику социальной дезадаптированнос- ти детей и подростков.

Надо заметить, что общеобразовательная школа, как, впрочем, и другие образовательные учреждения, играет важнейшую роль в сборе социальной информации, прежде всего, потому, что подавляющее число несовершеннолетних жителей района посещает образовательные учреждения по месту жительства. Кроме того, педагоги, заинтересованные в судьбах своих учеников, знают очень много о жизни последних. А технологию работы специалистов в школе мы уже описали.

Вторая линия Детской социальной программы — создание системы ранней профилактики социальной дезадаптации, отклоняющегося поведения и безнадзорности несовершеннолетних жителей района, в основном, базируется на уже существующих элементах. При необходимости она дополняется новыми элементами, что зависит от концепции социальной политики района в части работы с несовершеннолетними (табл. 5).

Табл. 5

Элемент системы

Основное содержание деятельности

1

РЦСИ*

— Выделение группы несовершеннолетних жителей района, нуждающихся в поддержке и помощи в целях адекватной социализации.

— Выдача информации социально-психологического характера в учреждения и организации для оптимизации работы с несовершеннолетним или семьей.

2

Психологи детских учреждений

— Углубленная психологическая диагностика индивидуальных личностных особенностей детей и подростков, входящих в группу риска по социальной адаптации.

— Осуществление коррекционно-развивающих мероприятий в отношении детей группы риска и семей.

3

Центр по оказанию психолого­педагогической и медико­социальной помощи несовершеннолетним

— Углубленная комплексная диагностика индивидуальных особенностей несовершеннолетних по программам, выходящим за рамки компетенции психологов детских учреждений.

— Осуществление коррекционно-развивающих мероприятий в отношении детей группы риска и семей по программам, выходящим за рамки компетенции психологов детских учреждений.

4

Специалисты учреждений районного и окружного звена

— Осуществление мероприятий по показаниям в рамках основной профессиональной деятельности.

— Передача в РЦСИ информации в отношении особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних.

— Участие — при необходимости — в совместной оценке социальной ситуации развития детей и подростков группы риска.

5

Муниципальное образовательное учреждение*

— Комплектование контингента учащихся и воспитанников из числа несовершеннолетних, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.

— Обучение по модели школ ЭКСПДиП.

— Реализация коррекционно-развивающих социализирующих программ.

— Передача в РЦСИ информации в отношении особенностей

жизнедеятельности несовершеннолетних.

6

Окружная школа надомного обучения

— Комплектование контингента учащихся по показаниям.

— Реализация образовательных программ в установленном порядке.

7

Учреждения дополнительного образования

— Комплектование воспитанников из числа несовершеннолетних, составляющих группу риска социального развития.

— Реализация коррекционно-развивающих социализирующих программ.

8

Окружная Специальная общеобразовательная школа открытого типа

— Комплектование контингента учащихся и воспитанников из числа несовершеннолетних, составляющих группу риска социального развития, характеризующихся делинквентным поведением.

— Учебно-воспитательная деятельность в соответствии с нормативными документами.

— Передача в РЦСИ информации в отношении особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних.

9

Городская Специальная общеобразовательная школа закрытого типа

— Комплектование контингента учащихся и воспитанников из числа несовершеннолетних, составляющих группу риска социального развития, характеризующихся делинквентным и криминальным поведением.

— Учебно-воспитательная деятельность в соответствии с нормативными документами.

* Вновь создаваемые муниципальные учреждения.

Выстраивание системы междисциплинарного взаимодействия в работе с социально дезадапти­рованными детьми и подростками необходимо начинать с конвенции о том, что такое «группа риска» и каковы критерии отнесения несовершеннолетнего в эту группу.

В частности, инвалидность ребенка является тем фактором, который может оказывать серьезное негативное влияние на процессы его психического развития и личностного становления. В то же время, с точки зрения медицинских работников, ребенок-инвалид не входит в группу риска. Для них зоной риска является, например, обострение серьезных хронических заболеваний.

Для работников служб социального обеспечения или организаций, осуществляющих гуманитарную помощь населению, принципиально важным фактом оказывается проживание ребенка в семье, доходы в которой ниже определенного уровня. В таких случаях включаются механизмы оказания социальной помощи, хотя социальная помощь несовершеннолетним должна носить психолого-педагогический характер.

Работники правоохранительных органов относят в группу риска несовершеннолетних правонарушителей и проводят с ними соответствующую профилактическую работу, тогда как не менее важным делом является профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков, еще не попавших в поле зрения ПДН.

Примерно то же и у работников школ: на внутри- школьном учете состоят чаще всего неуспевающие нарушители правил поведения школьника.

Заключение

Проблема социальной дезадаптированно- сти сложна и многопланова. Здесь я имею в виду, во-первых, аспекты теоретический и практический (прикладной) и, во-вторых, планы: социальный, педагогический, медицинский, психологический и какие-то другие. Но в любом случае проработка этой проблемы должна осуществляться комплексно, специалистами разных областей.

Пока же складывается так, что основную тяжесть работы по преодолению проявлений дезадаптированности принимают на себя работники самых разных образовательных учреждений. Именно по этой причине данная статья адресована в первую очередь им.

И им же адресую пожелание быть внимательнее к тем детям, которым по разным причинам живется безрадостно. Если мы можем что- то сделать для таких детей — давайте сделаем.



[1] Приказ Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31 августа 1995 года.

[2] Приказ Министерства образования РФ и Госкомитета РФ по высшему образованию № 463/1268 от 31 августа 1995 года.

[3] Положение о службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы. Утверждено приказом Руководителя Департамента образования от 14.05.2003 № 553.

Информация об авторах

Сидоров Николай Русланович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психологические проблемы детей с девиантным поведением», ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: siniru@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 879
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1435
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0