От «Открытия» к «Погружению»

490

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Решетникова О.В. От «Открытия» к «Погружению» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 24–26. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29039 (дата обращения: 25.04.2024)

Полный текст

 

Мы уже привыкли к тому, что в начале октября происходит одно из самых ярких событий в жизни практических психологов образования. Я имею в виду Всероссийскую неделю школьной психологии, которая третий год подряд проходит на базе Всероссийского детского центра «Орленок».

О том, что это мероприятие является значимым для психологов, работающих в образовании, говорит хотя бы тот факт, что число желающих принять в нем участие растет с каждым годом. Если два года назад на первую Неделю приехало около 70 человек, то участников третьей Недели было 264. Причем география приехавших была самая обширная: в «Орленке» собрались представители 74 городов и населенных пунктов России: от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, а также гости из ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Германии, Латвии, Молдовы, Украины.

К, сожалению, для всех желающих в этом году мест элементарно не хватило. Почему же Неделя школьной психологии пользуется у специалистов такой неизменной популярностью? Ведь это происходит на фоне того, что многие серьезные институты и центры, занимающиеся повышением квалификации, жалуются на падение интереса слушателей к курсам, декадникам, семинарам и тренингам психолого-педагогической тематики!

Мне кажется, дело в том, что Неделя школьной психологии за три года своего активного существования стала настоящим событием в жизни сообщества психологов, работающих в образовании. Да и не только для них. Ведь участниками Недели становятся педагоги, воспитатели, логопеды и даже руководители учреждений образования.

С самого начала Всероссийская неделя школьной психологии была задумана и воплощена как целостное, можно даже сказать, саморазвивающееся мероприятие. Свою высокую профессиональную планку и развивающий потенциал оно получило два года назад. На первой Неделе, которая носила название «Открытие», стало понятно: у профессионального сообщества достаточно знаний и ресурсов для того, чтобы, собравшись вместе, стать творцами что-то действительно нужного и полезного. Тематика следующей Недели — «Восхождение» — предполагала не только напряженную работу по саморазвитию на самом мероприятии, но и давала своеобразный импульс для дальнейшего профессионального и личностного роста. Ведь, совершив Восхождение, надо еще удержаться на вершине!

В этом году лейтмотивом встречи было «Погружение», которое тесно связано с глубиной, то есть чем-то неизведанным и непознанным. Кроме того, любое погружение требует от ныряльщика серьезной подготовки и определенных знаний.

Каждая Неделя давала участникам определенный стимул к развитию. И это, мне кажется, одно из главных достоинств этих мероприятий. Точнее — мероприятия, поскольку все три встречи воспринимаются как единое целое. Практически все участники Недель были единодушны в том, что они увозят с собой не только конкретные методы и приемы работы, а желание работать по-новому, делать что-то свое. Часто это имело вполне конкретное воплощение, и участники предыдущих встреч в «Орленке» впоследствии выносили на суд коллег собственные наработки.

Каждая из Недель строилась таким образом, чтобы органично сочетать в себе практическую и научную, точнее, методологическую составляющие работы психолога в образовании. К сожалению, часто отсутствие серьезного базового образования по психологии и смежным наукам создает у педагогов-психологов методологический вакуум, проявляющийся в том, что многие из них не осознают цели своей деятельности. То, для чего они находятся в школе, какие задачи они должны решать.

Отсюда и возникает чрезмерное увлечение спонтанной диагностикой, тренингами или другими формами групповой работы, цели и смысл которых не ясен даже самим специалистам. Поэтому составляющие «стержень» Недель «Прологи» и «Монологи дня», а также проблемные лекции, круглые столы и дискуссии занимают все больше места в структуре этого мероприятия.

Кстати, изменения, происходящие на Неделе, отражают общую ситуацию в практической психологии образования. Первая Неделя проходила тогда, когда эра тотальной «диагностики ради диагностики» уже прошла. Наступил резкий дефицит методов практической работы.

Поэтому ее участники были, в первую очередь, ориентированы на их получение. Это, безусловно, важно и нужно, но сейчас и этот вакуум заполнился, во многом, благодаря большому количеству всевозможных обучающих семинаров, массе практической литературы, и самому многотиражному психологическому изданию «Школьный психолог».

К сожалению, все имеет свою обратную сторону, и чрезмерное увлечение копированием чужих, пусть даже самых достойных, образцов вылилось в своеобразный «кризис жанра». Стали множиться и тиражироваться одни и те же разработки, игры и упражнения. Это наглядно проявилось в этом году при знакомстве с программами, присланными на Третью дистанционную олимпиаду психологов образования и Конкурс методических и научно-практических разработок «Практический психолог образования — 2006», объявленный «Школьным психологом». Среди сотен добротно составленных разработок очень трудно выделить что-то по-настоящему уникальное. Как правило, из работы в работу переходят одни и те же разминки, упражнения, метафоры.

Неделя школьной психологии предоставляет уникальную возможность встретиться с настоящим творчеством. Для того чтобы попасть в программу Недели, ведущие мастер-классов и авторских мастерских проходят жесткий отбор.

В этом году многие участники отмечали, что качество представленных мероприятий существенно улучшилось по сравнению с первой и даже второй Неделями. Как, кстати, и количество. Приятно было видеть не только яркую работу признанных «мэтров»: Ольги Хухлаевой, Натальи Сакович, Александра Шаду- ры, Михаила и Натальи Семаго, Марины Битяновой, Игоря Вачкова, Ольги Кардашиной, Людмилы Лебе­девой, Татьяны Клюевой, Александра Савенкова, — но и многих других, приближающихся к ним «звездочек». Перечислять не буду, чтобы никого не обидеть.

На осмысление и рефлексию собственной деятельности, построение модели взаимодействия с окружающим миром были ориентированы круглые столы, дискуссионные клубы и проблемные лекции, которым в этом году было уделено гораздо больше внимания. Они, кстати, пользовались не меньшим успехом, чем многие из практических занятий. Вопросы, которые обсуждались на них, были самые серьезные. Назову лишь несколько: «Норма в психологии развития» (В. Слободчиков), «О современных подходах к периодизации развития» (М. Семаго), «Арт-терапия в теории и на практике: границы метода, или “Погружение без снаряжения”» (Л. Лебеде­ва), «Актуальные проблемы современного детства, или Психолог как русский левша» (О. Хухлаева), «Психология индоктринации» (А. Савенков), «Психолог в школе — пока не обучили педагога?» (М. Битянова).

В этом году появились и новая форма: стендовые доклады, которые вызвали большой интерес. Расширился и начатый год назад «Гайд-парк». Каждый из заявивших проблему для обсуждения в этом году работал в собственном помещении, поэтому появилась возможность выслушать мнения всех желающих и даже организовать дискуссию.

В этом году участников Недели порадовали и «заморские» гости. Как всегда, яркими были выступления белорусских коллег (Н. Сакович, Э. Осипчук, Е. Осиповой, Е. Набойкиной), которые на третью Неделю приехали целой делегацией.

Органично влились в работу Недели и гости из Германии, которые были в восторге от всего того, что происходило вокруг. А методы, представленные ими на мастер-классах: «Консультирование в школьной системе: тренинг компетентности для учителей» (М. Релле), «Многогранный тренинг для учителей и директоров: теоретический концепт с практическими упражнениями» (А. Бервольфф), «Помехи (нарушения) на уроке — программа укрепления личной ответственности» (Х. Брюндель), — пополнили арсенал российских специалистов.

Вообще в этом году программа была крайне насыщенной. Ушли в небытие неспешные послеобеденные «Философско-маринистские прогулки»: работа начиналась в 9.45 утра и заканчивалась глубоким вечером. Моральный дух и единение участников поддерживались неформальными мероприятиями, где желающие могли проявить свою фантазию, творчество и, конечно же, юмор. Кроме традиционных «капустников» на открытии и закрытии Недели, одним из ярких воспоминаний будет «Психологический КВН», шутки и афоризмы которого разъехались по всей стране. А кроме него были не менее остроумный «Вечер вопросов и ответов» и романтические «Вечерние профессиональные посиделки и сказки на ночь». Ну и, конечно же, — общение, иногда продолжающееся до утра.

«Погружение» закончилось «всплытием», причем «всплытием» в неожиданный мир. Точнее, мир, ставший неожиданным и неузнаваемым при свете внезапно разгоревшегося костра, буквально вырвавшего всех нас из темных глубин психологических реалий, в которые некоторые погрузились очень глубоко... Может быть, тематикой следующей Недели школьной психологии будет «Озарение»? Давайте делать ставки!

Фоторепортаж с III Всероссийской недели школьной психологии размещен на CD.

«Вестник практической психологии образования» приглашает всех своих читателей стать виртуальными участниками III Недели школьной психологии. Начиная с этого номера, мы будем размещать на страницах журнала и компакт-диске наиболее значимые и интересные материалы этого мероприятия.

На CD этого номера мы представляем монолог М. Битяновой «Психолог и педагог: две стороны одной медали».

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 684
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 490
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2