Эффективность работы психолога в образовательном учреждении (продолжение)

902

Аннотация

Продолжение. Начало статьи — в «Вестнике практической психологии образования» №1 2007.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. Эффективность работы психолога в образовательном учреждении (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 2. С. 30–41. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n2/28730 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Планирование является важной составляющей работы как руководителя психологической службы, так и педагога-психолога (психолога), вне зависимости от того, работает ли он в составе службы, либо является единственным специалистом-психологом в данном образовательном учреждении. Планирование деятельности целесообразно начать с определения цели и постановки задач. Существуют общие цели, характерные для деятельности всех без исключения психологических служб образовательных учреждений, например, гармоничное развитие личности обучающихся, воспитанников в образовательном процессе на основе сохранения и укрепления их здоровья, повышения адаптационных возможностей.

Одновременно, в каждом образовательном учреждении могут быть определены и более конкретные цели, достижение которых необходимо именно в работе с данными контингентами обучающихся, воспитанников с учетом специфики самого образовательного учреждения (ППМС-центр, общеобразовательная школа, лицей, гимназия, вуз и т.д.). Например, реабилитация и социальная адаптация детей с высокой степенью криминальности в условиях открытого образовательного пространства (Центр педагогической реабилитации детей, г. Хабаровск, директор А.Г. Петрынин); создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями (ГОУ «Областной центр диагностики и консультирования», г. Новосибирск, директор Т.Л. Чепель), психологическое сопровождение социализации личности, и развития ее творческого потенциала (Областной дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поля- ничко, г. Оренбург, руководитель психологической службы Т.П. Лукина) и др.

Важно четко сформулировать цель деятельности психологической службы, педагога-психолога (психолога) того образовательного учреждения, в котором служба или педагог-психолог (психолог) работает, поскольку впоследствии при постановке задач главным критерием их корректности будет соответствие заявленной цели.

 

Задачи психологической службы, педагога-психолога (психолога) формулируются на основе общих задач образовательного учреждения на установленный период и должны быть:

1)   специфичны, т.е. из всего спектра задач, стоящих перед образовательным учреждением в целом, должны быть выделены подзадачи, решение которых может быть обеспечено исключительно за счет профессиональной деятельности психологов;

2)  четко сформулированы, т.е. не должно быть различного толкования содержания задач администрацией и специалистами;

3)   согласованы с администрацией, т.е. необходимо единое понимание того, что решение психологической службой именно этих задач является для данного образовательного учреждения оптимальным и обеспечит в своей части решение более общих задач образовательного учреждения;

4)  обеспечены необходимыми ресурсами (кадровыми, материальными и нематериальными) для их решения;

4)   доведены до сведения всех заинтересованных участников образовательного процесса, что позволит специалистам службы работать в условиях понимания и принятия их деятельности со стороны педагогического, ученического и родительского коллективов;

5)   должны иметь четкие критерии, по которым руководитель и специалисты психологической службы, администрация образовательного учреждения смогут сделать вывод о том, что поставленные в этом учебном году задачи решены в том или ином объеме.

Профессиональные возможности психолога

Чтобы вычленить специфические задачи психологической службы, педагога-психолога (психолога), являющиеся подзадачами общих задач образовательного учреждения, необходимо понимание того, каковы профессиональные возможности психолога, и согласование этих возможностей с потребностями других участников образовательного процесса при решении общих задач. Итак, каковы профессиональные возможности психолога:

1.                Психолог является профессиональным коммуникатором, поэтому необходим там, где требуется донести необходимую информацию до слушателя с минимальными потерями и обеспечить ее максимальное усвоение, а также получить от него обратную связь и сделать корректные выводы. В системе образования, где усвоение информации является одним из ключевых условий обучения и воспитания, а умение обучающей и воспитывающей стороны «услышать» ребенка (подростка, молодого человека), распознать его проблемы позволяет своевременно внести коррективы в этот процесс и избежать ошибок, эффективная коммуникация психолога, является особенно важной как для него самого, так и для педагогов, которым он может оказывать консультативно-методическую помощь в налаживании эффективной коммуникации с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудностями в обучении, воспитании, развитии.

2.   При реализации любых проектов в образовательном учреждении администрации и педагогическому коллективу необходимо точно знать, к каким результатам они приведут, и располагать эффективной системой профилактики и коррекции нежелательных психологических последствий. Психолог на основе сравнения требований проекта1 и реальных данных психологической диагностики коллектива обучающихся может не только предоставить заключение о психологической адекватности самого проекта возможностям его участников, но и помочь администрации и педагогическому коллективу спланировать психологически приемлемые для данного контингента обучающихся, воспитанников формы его внедрения, оказать консультативно-методическую помощь психологического характера педагогам при реализации проекта.

3.   Психолог является носителем профессиональных психологических знаний среди участников образовательного процесса, он может донести до них эти знания в доступной форме и повысить их психологическую компетентность. Поэтому в любой общей задаче обязательно вычленяется подзадача — предоставление психологических знаний всем заинтересованным сторонам в соответствии с профилем общей задачи. Это обеспечивает более ответственное отношение участников к действиям и поступкам в отношении себя и окружающих людей, понимание собственных и чужих мотивов, дает возможность прогнозировать ситуацию и принимать решения с учетом психологических факторов.

4.   И, наконец, психолог умеет оказывать профессиональную психологическую помощь в форме индивидуальных и групповых психологических консультаций. Здесь важно, чтобы помощь была качественной и доступной для всех участников образовательного процесса. Решение любой общей задачи затрагивает интересы всех членов коллектива, поэтому должна быть предусмотрена возможность психологической помощи тем, кто в ней нуждается.

Направления и виды деятельности

Все эти профессиональные умения психолога реализуются в рамках следующих направлений его профессиональной деятельности:

1.   Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды — разработка и участие в реализации системы мер, направленных на устранение факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности обучающихся, воспитанников, в том числе психологического насилия; а также на формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса, обеспечивающей возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого.

Специфическими видами профессиональной деятельности психолога в рамках данного направления являются:

•      Социально-психологический мониторинг — система информационного сопровождения инновационных процессов в образовании, позволяющая администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и образовательных технологий на качество обучения, качество жизни и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

•      Социально-психологическая экспертиза — оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и тп.) поставленным развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.

•      Социально-психологическое проектирование — разработка системы социально-психологических мероприятий, обеспечивающих внедрение в образовательную практику инноваций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников, их восприимчивости к различного рода педагогическим технологиям, возможности усваивать предлагаемые объемы информации, эмоционального благополучия и т.д. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить и укрепить психическое и социальное здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

2.   Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса — реализация системы мероприятий, направленных на преодоление психологических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональная ориентация; оказание психологической помощи в трудных жизненных ситуациях, в планировании и реализации профессиональной карьеры.

Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:

•      психологическое просвещение — система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательного учреждения психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

•      психологическая профилактика — мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

•      психологическая диагностика — определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, воспитанников, их потенциальных возможностей, особенностей социального взаимодействия; выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации с применением профессиональных психодиагностических методов, технологий, инструментария.

•      психологическое консультирование — оказание психологической помощи обучающимся, воспитанникам в форме индивидуальных и групповых бесед в самопознании личности, формировании адекватной самооценки, адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно­мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию;

•      психологическая коррекция и развитие — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы, нарушениями в воспитании. Целью психологической коррекции и развития является достижение адаптации в образовательной среде, гармонизация личности и межличностных отношений.

3.   Повышение качества и доступности психологической помощи участникам образовательного процесса — разработка и участие в реализации системы мер, направленных на развитие кадрового потенциала, материально-технической и информационной базы службы; повышение уровня профессионализма через систему повышения квалификации, участие в деятельности профессиональных объединений и организаций.

Технология формулировки специфических задач

Для выделения задач, специфичных для психологической службы, педагога-психолога (психолога) конкретного образовательного учреждения, удобно воспользоваться предлагаемой таблицей, самостоятельное заполнение граф которой позволит сформулировать их на предстоящий период максимально четко (таб.1). В таблице предложены возможные (и наиболее востребованные в современных условиях) формулировки задач образовательного учреждения, предпринята попытка на их основе определить специфические задачи его психологической службы. Задачи могут быть иными по содержанию и в ином количестве. Это внутреннее дело образовательного учреждения, реализующего те или иные образовательные программы, работающего с конкретными контингентами детей и молодежи. Важно, чтобы задачи психологической службы, педагога- психолога (психолога) шли в контексте задач образовательного учреждения в целом, работали на достижение главной цели, были обеспечены необходимыми для решения ресурсами, имели конкретное воплощение в результатах деятельности.

Предположим, заявленной целью деятельности психологической службы образовательного учреждения, педагога-психолога (психолога) является «гармоничное развитие личности обучающихся, воспитанников в образовательном процессе на основе сохранения и укрепления их здоровья, повышения адаптационных возможностей», а перед образовательным учреждением в планируемом периоде стоят следующие задачи: 1) внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность; 2) усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения; 3) сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; 4) развитие конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг (таб.1). Для решения каждой из них требуются согласованные действия всего коллектива образовательного учреждения, всех его служб, в том числе психологической, результаты работы которой обеспечат ее специфический вклад в решение общих задач.

Рассмотрим теперь первую из предложенных задач - «внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность». Эта задача в ее практической реализации с учетом заявленной цели - «гармоничное развитие личности обучающихся, воспитанников в образовательном процессе на основе сохранения и укрепления их здоровья, повышения адаптационных возможностей», представляет собой такую организацию внедрения инноваций, которая должна:

1.  учитывать уровень развития, интеллектуальные, личностные и мотивационные особенности конкретной группы детей, подростков или молодежи;

2.   иметь объективный метод оценки влияния внедряемых инноваций на здоровье, уровень развития, психологическое состояние каждого обучающегося, воспитанника;

3.   обеспечивать оказание индивидуальной психологической и педагогической помощи тем, кто испытывает устранимые затруднения при освоении программы (технологии, средства обучения);

4.   обеспечивать оказание консультативной методической помощи педагогам и родителям по преодолению психологических проблем при внедрении инноваций в данной группе обучающихся, воспитанников.

Таким образом, конкретизируются специфичные для психолога задачи:

1)   Содействие педагогическому коллективу в адаптации внедряемых инноваций к условиям конкретного образовательного учреждения и контингента обучающихся, воспитанников.

2)   Выявление характера и степени воздействия внедряемых инновационных технологий на уровень развития, психологическое состояние, психическое здоровье обучающихся, воспитанников

3)   Организация психологической помощи обучающимся, воспитанникам и их родителям, связанным с внедрением инноваций

Виды деятельности педагога-психолога (психолога) планируются в рамках основных направлений деятельности психологической службы, педагога- психолога (психолога) образовательного учреждения применительно к содержанию вышеуказанных задач (таб.1). Виды деятельности должны быть обеспечены необходимыми ресурсами: кадровыми (наличие необходимого количества дипломированных психологов в штате образовательного учреждения — из расчета 1 специалист на 250 обучающихся, воспитанников, соответствие их профессиональной подготовки уровню и специфике задач, мотивационная готовность к данным видам деятельности и т.д.); материальными (наличие необходимого психологического инструментария оборудования, технических средств, помещений для работы, методических, расходных материалов и т.д.); нематериальными (наличие согласованного плана мероприятий по реализации проекта и организация схемы взаимодействия всех его участников; позитивная мотивация всех участников проекта на его реализацию; возможность повышения квалификации психолога в соответствии с требованиями к его профессиональной подготовке для осуществления данного вида деятельности и т.д.).

Таблица № 1

Разработка специфических задач психологической службы, педагога-психолога (психолога) на основе общих задач образовательного учреждения на планируемый период

 

Цель деятельности психологической службы, педагога-психолога (психолога) образовательного учреждения — гармоничное развитие личности обучающихся, воспитанников в образовательном процессе на основе сохранения и укрепления их здоровья, повышения адаптационных возможностей

 

№ п/п

Задачи образовательного учреждения

Специфические задачи психологической службы, педагога-психолога (психолога) образовательного учреждения

Виды деятельности в рамках основных направлений работы психологической службы, педагога- психолога (психолога) образовательного учреждения, обеспечивающие решение данной задачи

Обеспечение психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды

Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса

Повышение качества и доступности психологической помощи участникам образовательного процесса

1

2

3

4

5

6

1

Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность

1.1. Содействие педагогическому коллективу в адаптации внедряемых инноваций к условиям конкретного образовательного учреждения и контингента обучающихся, воспитанников

• Психологическое проектирование и психологическая экспертиза Программы внедрения инноваций

• Психологическое просвещение и консультирование педагогов по психологическим аспектам практической реализации Программы внедрения инноваций

Повышение квалификации психолога в сфере психологического проектирования, экспертизы инновационных программ и технологий.

Развитие материально-технической и информационной базы психологической службы.

1.2. Выявление характера и степени воздействия внедряемых инновационных технологий на уровень развития, психологическое состояние, психическое здоровье обучающихся, воспитанников

• Социально-психологический мониторингобразовательной среды, уровня интеллектуального, личностного, социального развития обучающихся, воспитанников

 

• Повышение квалификации психолога по разработке программы, организации и проведению мониторинга образовательной среды, уровня интеллектуального, личностного, социального развития обучающихся, воспитанников

1.3.Организация психологической помощи обучающимся, воспитанникам и их родителям связанным с внедрением инноваций

• Психологическая диагностика, консультирование обучающихся, воспитанников с целью профилактики и психологической коррекции состояний дезадаптации.

• Повышение квалификации психолога в сфере психологического диагностики и консультирования

2

Усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения

2.1. Исследование воспитательных тенденций, выявление обучающихся, воспитанников «группы риска»

• Мониторинг индивидуально­личностных характеристик обучающихся воспитанников, уровня их социальной зрелости, адаптационных возможностей

 

• Повышение квалификации психолога по разработке программы, организации и проведению мониторинга социальной зрелости и воспитательных тенденций

1

2

3

4

5

6

 

 

 

2.2. Содействие педагогическому коллективу в выборе и реализации наиболее адекватных методов и форм воспитательного воздействия при работе с различными контингентами обучающихся, воспитанников

• Психологическое проектирование и психологическая экспертиза Программы воспитания в образовательном учреждении

• Психологическое просвещение и консультирование педагогов по психологическим аспектам практической реализации Программы воспитания в образовательном учреждении

• Повышение квалификации психолога в сфере психологического проектирования,экспертизы воспитательных программ и технологий

 

2.3. Содействие обучающимся, воспитанникам в преодолении трудных жизненных ситуаций, выработке эффективных страте- гий поведения в различных социальных ситуациях; повышение их адаптационных возможностей

 

• Психологическое просвещение, диагностика, консультирование обучающихся, воспитанников с целью самопознания, профессиональной ориентации, выбораи планирования профессиональной карьеры, выработки эффективных стратегий поведения в различных социальных ситуацияхи т.д.

• Повышение квалификации психолога в сфере психологического диагностики и консультирования, профориентации, проведения семинаров и тренингов

 

3

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников

 

3.1. Выявление факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние психологического и социального здоровья обучающихся, воспитанников

• Мониторинг образовательной среды, социально­психологического здоровья и психологической компетентности обучающихся, воспитанников

 

• Повышение квалификации психолога по разработке программы, организации и проведению мониторинга психосоциального здоровья

 

4

Развитие конку- рентоспособ- ности образовательного учрежденияна рынке образова- тельных услуг

 

3.2. Содействие обучающимся, воспитанникам в выработке здоровьесберегающих стратегий поведения

• Психологическое просвещение, консультирование обучающихся, воспитанников в вопросах психогигиены и психопрофилактики

• Повышение квалификации психолога в сфере психогигиены и психопрофилактики

 

4.1 .Повышение качества образования, формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении за счет комплексного психологического обеспечения образовательного процесса

• Организация системы контроля за безопасностью и развивающим характером образовательной среды

• Организация системы психологической помощи обучающимся, воспитанникам, педагогам и родителям

• Развитие кадрового потенциала, материально-технической и информационной базы службы.

 
 

Таблица № 2

Разработка мероприятий, обеспечивающих решение специфических задач психологической службы, педагога-психолога (психолога) образовательного учреждения на планируемый период

Специфическая задача психологической службы, педагога-психолога (психолога) образовательного учреждения на планируемый период

Мероприятия, направленные на ее решение

Планируемый результат (промежуточный для достижения общей цели ОУ)

Формы отчетных документов

Общая задача образовательного учреждения: 1. Внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность

1.1. Содействие педагогическому коллективу в адаптации внедряемых инноваций к условиям конкрет- ного образовательного учреждения и контингента обучающихся, воспитанников

1.1.1. Проведение психологического анализа инноваций, разработка рекомендаций по их внедрению

Психологические рекомендации по внедрению инноваций для администрации и педагогического коллектива

Аналитический отчет, рекомендации для администрации и педагогического коллектива

1.1.2. Психологическое консультирование обучающихся, воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы

Профилактика состояний дезадаптации, психологическая готовность к освоению образовательной программы всеми обучающимися, воспитанниками

План-график консультаций, рекомендации для обучающихся, воспитанников

1.1.3. Посещение занятий

Практические рекомендации для педагога по повышению эффективности проведения занятий за счет учета психологических факторов

План-график посещения занятий, рекомендации для педагога

1.1.4. Совещания-консультации с педагогом.

Преодоление текущих психологических проблем

План-график совещаний- консультаций с указанием обсужденных вопросов

1.1.5. Беседы с родителями по психологическим аспектам взаимодействия с ребенком, оказания ему помощи в освоении программы и.т.п.

Психологическое принятие родителями инновационной программы, повышение их психологической компетентности во взаимодействии с детьми; создание, поддержание благоприятной психологической обстановки в семье для развития и обучения ребенка.

Выполнение плана-графика проведения бесед с указанием тем. Методические материалы по их проведению

1.1.6. Тематические выступления на педагогических советах

Информированность педагогического коллектива о психологическом состоянии обучающихся, воспитанников, их готовности к усвоению инновационных образовательных программ

Выполнение плана-графика выступлений с указанием их тематики.Материалы выступлений.

1.2. Выявление характера и степени воздействия внедряемых инновационных технологий на уровень развития, психологическое состояние, психическое здоровье обучаю- щихся, воспитанников

1.2.1. Разработка программы и технологии проведения мониторинга

Методическая, организационная, материально- техническая готовность к проведению мониторинга

Научно-обоснованная, методически выверенная программа проведения мониторинга, организационно согласованная с администрацией и педагоп/меским коллективом

1.2.2. Проведение мониторинга

Статистические данные для анализа

План-график проведения мониторинга, статистические данные мониторинга

 

1.2.3. Подготовка аналитического отчета

Рабочая информация для администрации и педагогического коллектива о характере и степени воздействия внедряемых инновационных технологий на уровень развития, психологическое состояние, психическое здоровье обучающихся, воспитанников

Аналитический отчет

1.2.4. Разработка практических рекомендаций для администрации, педагогического коллектива, родителей

Практические рекомендации по планированию дальнейшей работы с учетом профилактики нежелательных последствий, организации индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам.

Практические рекомендации:

для администрации,

  педагогического коллектива,

родителей

1.3.Организация психологической помощи обучающимся, воспитанникам, связанным с внедрением инноваций

1.3.1. Групповые психологические занятия (лекции, беседы, деловые игры, тренинги и т.д.)

Повышение психологической компетентности обучающихся, воспитанников, обеспечение их психологической готовности к обучению (снижение уровня тревожности, приобретение навыков эффективной коммуникации и т.д.)

План-график проведения занятий в конкретной группе обучающихся, воспитанников с указанием тематики. Программа занятия.Методические материалы, наглядные пособия, образцы раздаточных материалов.

1.3.2. Индивидуальные психологические консультации

Обеспечение индивидуальной готовности обучающегося, воспитанника к освоению программы обучения (психологическая диагностика проблем в обучении, их обсуждение, рекомендации по преодолению и т.д.)

План-график проведения индивидуальных психологических консультаций.Журнал консультативного приема

1.3.3. Направление на консультации в ППМС-центры

Обеспечение индивидуальной готовности обучающегося, воспитанника к освоению программы обучения (психологическая диагностика проблем в обучении, их обсуждение, рекомендации по преодолению и т.д.)

Журнал индивидуальных консультаций (графа «Направление на консультацию в другое учреждение»)

1.3.4. Консультации для родителей

Обеспечение психологической готовности родителей к оказанию помощи детям (подросткам, молодым людям), обучение навыкам эффективной коммуникации.Формирование и поддержание позитивного отношения к ребенку

План-график проведения психологических консультаций для родителей (групповых и индивидуальных).Журнал консультативного приема.

Общая задача образовательного учреждения: 2. Усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения

2.1. Исследование воспитательных тенденций, выявление обучающихся, воспитанников «группы риска»

2.1.1. Разработка программы и технологии проведения мониторинга

Методическая, организационная, материально- техническая готовность к проведению мониторинга

Наличие научно-обоснованной, методически выверенной программы проведения мониторинга, организационно согласованной с администрацией и педагогическим коллективом

2.1.2. Организация и проведение мониторинга

Получение статистических данных

Программа проведения мониторинга. Статистические данные.

2.1.3. Подготовка аналитического отчета

Рабочая информация для администрации и педагогического коллектива о личностных и характеристиках обучающихся, воспитанников, характере их социального взаимодействия, тенденциях в семейном воспитании и т.д.

Аналитический отчет

 

2.1.4. Разработка практических рекомендаций для администрации, педагогического коллектива, родителей

Практические рекомендации по планированию воспитательной работы, преодолению нарушений в воспитании детей и молодежи «группы риска»

Практические рекомендации:

  для администрации,

  педагогического коллектива,

  родителей

2.2.1 Разработка предложений по типовым мероприятиям восп1/гга- тельной направленности: для каждой возрастной группы; для всего контингента обучающихся, воспитанников образовательного учреждения

Предложения по типовым мероприятиям воспитательной направленности для каждой возрастной группы, а также —для всего контингента обучающихся, воспитанников образовательного учреждения с обоснованием

Перечень предложений с обоснованием

2.2. Содействие педагогическому коллективу в выборе и реализации наиболее адекватных методов и форм воспитательного воздействия при работе с различными контингентами обучающихся, воспитанников

2.2.2. Проведение психологического анализа программы воспитательной деятельности, разработка рекомендаций по ее внедрению

Психологические рекомендации по внедрению программы воспитательной деятельности с обоснованием

Методика проведения психологического анализа воспитательных мероприятий

2.2.3. Посещение мероприятий воспитательного характера

Аналитическая информация для педагога о поведении детей во время проведения мероприятия, их включенности в процесс и т.д.

План-график посещения воспитательных мероприятий, рекомендации для педагога

2.2.4. Совещания-консультации с классными руководителями, специалистами по воспитательной работе.

Решение текущих воспитательных задач

План-график проведения совещаний-консультаций для классных руководителей, специалистов по воспитательной работе с указанием обсужденных вопросов.

2.2.5. Консультации для родителей по психологическим аспектам воспитания

Психологическая готовность родителей к взаимодействию с педагогическим коллективом по вопросам воспитания; создание благоприятной среды для развития и обучения ребенка.

План-график проведения психологических консультаций для родителей (групповых и индивидуальных) Журнал консультативного приема.

2.2.6. Тематические выступления на педагогических советах

Текущее информирование педагогического коллектива о психологическом состоянии обучающихся, воспитанников, их готовности к усвоению инновационных образовательных программ

План-график тематических выступлений на педагогических советах. Материалы выступлений

2.3. Содействие обучающимся, воспитанникам в преодолении трудных жизненных ситуаций, выработке эффективных стратегий поведения в различных социальных ситуациях; повышение их адаптационных возможностей

2.3.1. Организация групповых занятий для обучающихся, воспитанников

Преодоление психологических проблем, открытость обучающихся, воспитанников к позитивному социальному взаимодействию, активизация их участия в мероприятиях воспитательного характера

План-график проведения групповых занятий

Журнал проведения групповых занятий

2.3.2. Организация индивидуальных психологических консультаций для обучающихся, воспитанников

Преодоление психологических проблем, открытость обучающихся, воспитанников к позитивному социальному взаимодействию, активизация их участия в мероприятиях воспитательного характера

План-график проведения индивидуальных психологических консультаций

Журнал консультативного приема

Общая задача образовательного учреждения: 3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников

3.1. Выявление факторов образовательной среды, негативно влияющих на состояние психологического и социального здоровья обучающихся, воспитанников

3.1.1. Разработка программы и технологии проведения мониторинга социально-психологического здоровья обучающихся, воспитанников

Методическая, организационная, материально- техническая готовность к проведению мониторинга

Научно-обоснованная, методически выверенная программа проведения мониторинга, организационно согласованная с администрацией и педагогическим коллективом

3.1.2. Проведение мониторинга

Статистические данные для анализа

План-график проведения мониторинга, статистические данные мониторинга

3.1.3. Подготовка аналитического отчета

Рабочая информация для администрации и педагогического коллектива о состоянии социально­психологического здоровья контингента обучающихся, воспитанников

Аналитический отчет

3.1.4. Разработка практических рекомендаций для администрации, педагогического коллектива, родителей

Практические рекомендации по планированию и реализации мероприятий по профилактике социальной дезадаптации, отлонений в психическом и социальном здоровье учащихся, воспитанников

Практические рекомендации: -для администрации,

-  педагогического коллектива,

- родителей

3.2. Содействие обучающимся, воспитанникам в выработке здоровьесберегающих стратегий поведения

3.2.1. Организация групповых занятий для обучающихся, воспитанников

Овладение обучающимися, воспитанниками здоровьесберегающими стратегиями поведения, технологиями противостояния вредным привычкам

План-график проведения групповых занятий.

Журнал проведения групповых занятий.

3.2.2. Организация индивидуальных психологических консультаций для обучающихся, воспитанников

Овладение обучающимися, воспитанниками здоровьесберегающими стратегиями поведения, технологиями противостояния вредным привычкам

План-график проведения индивидуальных психологических консультаций.

Журнал консультативного приема

Общая задача образовательного учреждения: 4. Развитие конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг

4.1 .Повышение качества образования, формирование и поддержание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении за счет комплексного психологического обеспечения образовательного процесса

4.1.1. Разработка и реализация психологического обеспечения образования в образовательном учреждении

Нормативная правовая база по организации и функционированию психологического службы образовательного учреждения

Положение о психологической службе образовательного учреждения

Материально-техническая база психологической службы образовательного учреждения в соответствии

Перечень оборудования, закрепленного за специалистами психологической службы

Кадровая обеспеченность психологической службы образовательного учреждения (наличие необходимого количества специалистов с квалификацией, соответствующей профилю задач)

Штатное расписание

Информационная обеспеченность (подключение к сети Интернет, подписка на профессиональные периодические издания, представленность раздела психологической службы на сайте образовательного учреждения)

Подшивки психологических газет и журналов. Библиотечка методической литературы

Положение о системе контроля за безопасностью и развивающим характером образовательной среды (психологический компонент).

План мероприятий на соответствующий период.

Положение о системе комплексной психолого-медио-социаль- но-правовой помощи обучающимся, воспитанникам, педагогам и родителям (психологический компонент) План мероприятий на соответствующий период

Создание системы психологического контроля за безопасностью и развивающим характером образовательной среды, включение ее в систему общего контроля за качеством образования

Создание системы комплексной психолого-медио- социально-правовой обучающимся, воспитанникам, педагогам и родителям

4.1.2. Разработка и реализация системы психологического контроля за безопасностью и развивающим характером образовательной среды

4.1.3. Разработка и реализация системы комплексной психолого- медио-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам, педагогам и родителям (психологический компонент)

 


Формулировка трех других задач — «усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения», «сохранение и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников» и «развитие конкурентоспособности образовательного учреждения на рынке образовательных услуг», осуществляется по тем же принципам (таб.1).

Задача решена, если достигнут запланированный результат. При этом необходимо учитывать, что поскольку решение общих задач образовательного учреждения обеспечивается за счет скоординированной деятельности всех участников образовательного процесса, то успешное решение чисто психологических задач является необходимым, но недостаточным условием решения общих задач. По отношению к общим задачам образовательного учреждения результат деятельности психологической службы, педагога-психолога (психолога) является промежуточным и обеспечивает эффективность деятельности педагогов, воспитателей, администраторов, других специалистов. Критериями успешного решения задач психологической службой являются:

1)   реализация мероприятий в соответствии с утвержденным планом;

2)   возможность использования результатов ее работы для решения общих задач администрацией, педагогическим коллективом, другими специалистами;

3)   позитивное отношение к деятельности психологов и готовность к сотрудничеству со стороны администрации, педагогического и ученического (студенческого) коллективов, родительской общественности.

C администрацией образовательного учреждения необходимо достичь полного взаимопонимания не только в части формулировки целей и задач, но и в том, готова ли администрация обеспечить специалиста необходимыми ресурсами. Только после этого целесообразно переходить к разработке плана мероприятий.

Разработка плана мероприятий

Решение любой задачи осуществляется через практическую реализацию ряда последовательных мероприятий, конечным итогом каждого из которых является конкретный результат, используемый в процессе дальнейшего решения (таб. 2).

 

Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:

•    психологический (внутренняя позитивная оценка самим психологом рабочего процесса, своей роли, взаимодействия с партнерами, результатов работы; позитивная оценка со стороны партнеров (обучающихся, воспитанников, администрации, педагогов, других специалистов образовательного учреждения, родителей) рабочего процесса, взаимодействия с психологом, результатов работы; готовность участников образовательного процесса к продолжению сотрудничества);

•    организационный (разработка и выполнение согласованного сторонами плана проведения мероприятия; наличие согласованной схемы взаимодействия всех участников в процессе реализации мероприятия; своевременное предоставление ресурсов, необходимых для реализации данного вида деятельности и согласованных с администрацией образовательного учреждения; преемственность в использовании результатов проделанной работы);

методический (профессиональная подготовленность специалиста к выполнению данного вида работ; выполнение работ в соответствии с утвержденной уполномоченными органами технологией; подготовка отчетных документов (отчетов, рекомендаций, заключений, программ, планов и т.д.) в соответствии с установленными к их содержанию и оформлению требованиями).

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 892
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 902
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1