Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся

1177

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: доклад

Для цитаты: Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 46–48. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28856 (дата обращения: 18.12.2024)

Полный текст

Без анализа реальной ситуации невозможно проектировать будущее. Оценка качества образования во многом зависит от профессиональной способности психологов исследовать происходящие в образовании процессы, выделять тенденции, решать проблемы. Успешное проектирование эффективных социальных и образовательных программ, выстраивание эффективной системы психолого-медико-социального сопровождения учебного процесса, организация безопасных, развивающих образовательных условий — невозможны без информации о социально-психологическом состоянии детской популяции мегаполиса. На сегодняшний день научными сотрудниками лаборатории психологического мониторинга МГППУ созданы и апробированы мониторинговые программы, направленные на исследование деятельности службы практической психологии образования, изучение социально-психологических проблем обучения, развития и адаптации московских школьников. В стадии разработки находится проект по созданию содержательного наполнения и организационной модели проведения мониторинга эффективности образовательной системы.

Разработанная сотрудниками лаборатории концепция и программа мониторинга социально-психологических проблем развития учащихся предлагается в качестве основы проектно-аналитической деятельности образовательных учреждений, выстраивающих развивающую образовательную среду. Цель мониторинга — получение значимой для органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений информации о психологическом развитии детей в системе образования региона, социально-психологических факторах образовательной среды, влияющих на развитие детей. На основе результатов пилотного исследования социально-психологических проблем в развитии, образовании и социальной адаптации отдельных контингентов детской популяции Москвы (одаренные дети, дети с девиантным поведением) был разработан комплекс психологических рекомендаций управленческим структурам, педагогическим коллективам для дальнейшего проектирования образовательных условий.

Первичной выборкой для проведения исследования стали 240 учеников 5-х и 9-х классов четырех московских школ: с соответствующим возрастной норме уровнем психофизиологического развития, с ограниченными психофизиологическими возможностями, а также одаренные дети и дети с девиантным поведением. После выбраковки некорректно заполненных опросников, окончательной обработке подверглись 104 комплекта, заполненных пятиклассниками, и 104 комплекта, заполненных девятиклассниками. Соотношение мальчиков и девочек в выборке учеников 5-х классов равно 1, в выборке учеников 9-х классов — мальчиков в 1,7 раза больше, чем девочек. Среди учеников 5-х классов 17 человек растут в двуязычных семьях или же русский язык для них не родной (16,35% выборки). Среди учеников 9-х классов таких респондентов — 11 (10,58% выборки).

 

В целях более детального определения актуального образовательного запроса было проведено экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений Москвы и других городов России, которым было предложено оценить степень важности факторов, влияющих на учебную успешность, эмоциональное благополучие и развитие детей. В группу значимых факторов, влияющих на развитие ребенка в образовании, вошли: интерес к учебе (желание ребенка учиться), объем учебного материала, наличие развивающей образовательной среды в образовательном учреждении, отношения учителя и ученика, интересы и ценности самого ученика, психологический климат в детском коллективе, вероятность социально-неблагополучного влияния, травля в детском коллективе. В целом, материал анкетирования позволил определить конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных ранее параметров психолого-педагогического статуса, а именно: способность к обучению; социально-психологическая адаптация; социальная ответственность; школьная успешность; характеристики образовательной среды с точки зрения ее психологической безопасности и рисков отклоняющегося поведения. Данные показатели положены в основу программы мониторингового исследования. Для решения поставленных задач в исследовании было использовано следующее программное обеспечение: пакет Statistica для многомерного анализа данных; пакет Statistica Neural Networks для решения задач классификации на основе нейронных сетей; программная среда Delphi7 для разработки программы, позволяющей на основе выявленных критериев проводить диагностику.

Анализ данных состоял из нескольких этапов:

—    подсчет нормативных показателей;

—    корреляционный анализ — для выявления существенных связей между исследуемыми параметрами,

для формулирования предварительных гипотез качественного анализа полученных данных и большей информативности первичной интерпретации результатов;

— регрессионный анализ — для определения факторов-предикторов социально-психологической адаптации и успеваемости;

— построение нейронных сетей — для решения задач классификации испытуемых на группы одаренных и девиантных, подтверждения результатов, полученных с помощью регрессионного анализа, а также для минимизации размерности исходных данных;

— написание программы диагностики испытуемых.

Для разделения детей на группы девиантных и одаренных в настоящей работе использован метод распространения классификаций, на основе которого были выявлены параметры, позволяющие отнести конкретного испытуемого к группе риска, группе возрастной нормы или группе интеллектуально-одаренных детей. Применение методов корреляционного и регрессионного анализа, построения нейронных сетей, распространения классификаций позволило установить связи между личностными особенностями испытуемых (такими, как принятие себя, тревожность, гнев, внутренний локус контроля, эмоциональный комфорт, мотивация достижения, познавательная активность), их социальными связями (количество друзей, оценка школьной политики в отношении травли, частота страданий и осуществлений травли) и интеллектуальными способностями. Это, в свою очередь, позволило решить две значимые задачи: определить параметры, оказывающие влияние на степень социально­психологической адаптации и успеваемость, и выявить совокупность факторов, необходимых для отнесения ребенка к группе риска. В целом, настоящее исследование ориентировано на разработку единой концепции проведения и анализа психологического мониторинга.

В результате анализа полученных данных выявлено, что на адаптацию школьника существенное влияние оказывают не столько особенности его личности, сколько характеристики образовательной среды: ценностные ориентации участников образовательного процесса, их направленность на сотрудничество или конкуренцию, унижение одних участников другими или построение партнерских отношений, агрессивный стиль общения (травля) или построение эмоционально комфортного взаимодействия. Современная образовательная среда в качестве основных ценностей транслирует направленность на достижение успеха и соперничество, таким образом, школьники, чьи субъективные ценности лежат в другой плоскости (например, предпочитающие сотрудничество), хуже адаптируются в этой среде. Выявление различий между школьниками из разных школ позволило подтвердить, что психологический климат и ценности в них различаются. Комфортнее всего дети чувствуют себя в школе, где акцент ставится не на соперничество в области формальных достижений, а на способствование проявлению познавательной активности школьников. По данным опроса, 28,8% пятиклассников и 27,7% девятиклассников отметили, что были объектами травли, а 28% пятиклассников и 47,1% девятиклассников отметили, что сами принимали участие в травле и унижали других. Резкое возрастание процентного показателя объясняется не столько увеличением частоты актов травли, сколько развитием рефлексии учащихся. Следует также отметить, что пятиклассники относят к травле акты физического унижения, а для девятиклассников более значимо вербальное и эмоциональное давление. Другим важным фактором, влияющим на процесс адаптации и социализации школьников, является тот факт, что школьники не только являются жертвами унижения или унижают сами, но систематически являются свидетелями подобных ситуаций. Среди девятиклассников вдвое больше тех, кто считает, что школа не справляется сданной проблемой. Игнорирование ситуации травли взрослыми и несправедливое наказание пострадавшего становится источником агрессивного поведения и неконструктивных форм протеста со стороны учащихся. С возрастом существенно изменяется отношение к школе. Общее количество школьников 9-го класса, которые положительно относятся к школе, по сравнению с 5-м классом уменьшается вдвое. Хорошее отношение к школе у девятиклассников напрямую связано с доверием к взрослым, готовностью принимать установленные ими нормы и правила.

На адаптацию и успешность обучения влияют и некоторые социально-психологические особенности развития самих школьников. По результатам исследования, у современных пятиклассников плохо развиты навыки эмоциональной регуляции и рефлексии, вследствие чего большая часть эмоциональных ситуаций находит разрешение в агрессивных моделях поведения. Для пятиклассников мотивация достижения существенно связана с познавательной активностью, что, видимо, диктуется особенностями школьной системы и, в частности, увеличивающейся при переходе из младшего в среднее звено конкуренцией. Те школьники, у которых мотивация достижения сформирована (а для этого необходима ситуация успеха и позитивное отношение со стороны значимых людей, особенно — со стороны учителя), отличаются более развитой познавательной активностью. Большое влияние на адаптацию в пятом классе оказывает уровень тревожности. Это, по-видимому, связано с кризисным переходом из младшей в среднюю школу, который сопровождается стрессом, связанным с многочисленными изменениями в жизни ребенка. Высокий уровень тревожности снижает возможности учащегося для здоровой адаптации к новым условиям. Кроме того, еще раз подтвердились известные данные о том, что девочки в целом адаптируются лучше мальчиков. Тревожность в опыте пятиклассников связана с такими переживаниями, как гнев и неприятие себя. Вместе с тем, она является фактором, способствующим дезадаптации. Вполне естественно, что, не принимая себя таким, каков он есть, ребенок испытывает тревогу по поводу собственной успешности, состоятельности и отношения к нему со стороны других людей. На успешность адаптации влияют уровень развития вер­бально-логических и пространственных характеристик интеллекта, которые в исследовании измерялись с помощью теста Амтхауэра. Таким образом, значимость первого параметра можно интерпретировать как умение выделять целостную формулировку задачи (выявлять важные аспекты, видеть структуру — детали и целое), переводить ее в символический вид, определять этапы решения для достижения результата. Пространственный же интеллект важен для перехода к абстрактно-логическому мышлению, подразумевает высокий уровень абстрагирования, а также развитые воображение и аналитическую функцию. В процессе исследования выявлена взаимозависимость между склонностью ребенка к неконструктивному (агрессивному) поведению и уровнем у него развития логического мышления. Чаще унижают других детей те, у кого логическое мышление слабо развито — они не умеют предвидеть последствия своих действий, у них отсутствует умение посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека.

В состав синдрома дезадаптации у девятиклассников входит недоверие взрослым, нежелание подчиняться вводимым взрослыми правилам, низкая познавательная активность, плохое отношение к школе, склонность к частым негативным переживаниям, неконструктивные формы самоутверждения и преодоления сложных ситуаций. Основными параметрами, способствующими снижению проявлений дезадаптации, являются субъектность (самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия), независимость, инициативность и познавательная активность. Познавательная активность для девятиклассников связана с общим отношением к школе. Это объясняется сформировавшейся устойчивой позицией в отношении школьной системы. Если школьная система удовлетворяет потребность ребенка в самореализации и ощущении собственной успешности, другие социальные нужды, то познавательная его активность будет более развита.

Результаты исследования показывают, что параметры, определяющие адаптацию и успешность обучения у пятиклассников и девятиклассников, несколько различаются. Успешная адаптация пятиклассников зависит от пола (лучше адаптируются девочки), пространственно-логического интеллекта, показателя уровня тревожности и вербально-логического интеллекта. Важными факторами, влияющими на успеваемость в пятом классе, являются пол, готовность следовать указаниям и умственная работоспособность. Для девятиклассников существенными факторами, влияющими на адаптацию, являются общее отношение к школе, познавательная активность и уровень тревожности. Основными факторами успеваемости являются пространственно-логический интеллект и умственная работоспособность.

В соответствии с задачами исследования из общей выборки респондентов были выделены учащиеся, склонные к девиантному поведению, и определены особенности их психолого-педагогического статуса. По сравнению со своими сверстниками пятиклассники, демонстрирующие девиантные формы поведения, менее доверяют взрослым и следуют правилам, чаще переживают тревогу и непринятие себя, в целом отличаются значительно более низким уровнем адаптации, более низкой умственной работоспособностью и значительно менее развитым пространственно-логическим мышлением. Девятиклассники, склонные кдеза- даптации и девиантному поведению, по сравнению со своими ровесниками, чаще переживают тревогу и непринятие себя, отличаются более низкой умственной работоспособностью и хуже относятся к школе.

На основании результатов исследования были сформулированы рекомендации для администрации и педагогического коллектива по развитию эмоциональной саморегуляции и рефлексии в начале подросткового периода; совместной выработке норм и правил в рамках детско-взрослого сообщества; о необходимости комплексного учета факторов, обеспечивающих успешную адаптацию школьников, при разработке программ и технологий повышения успешности обучения и т.д.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1138
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1177
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0