Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело»

4294

Аннотация

Настоящая статья является продолжением цикла исследований, посвященных выявлению особенностей восприятия и понимания современными подростками фильма Ролана Быкова «Чучело». Предыдущая статья «“Я” в пространстве киноперсонажей фильма “Чучело”: особенности мотивационной атрибуции», была опубликована в «Вестнике практической психологии образования» №3(12) за 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Собкин В.С., Маркина О.С. Влияние опыта переживания «школьной травли» на понимание подростками фильма «Чучело» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 48–57. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28271 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград. Он поднимал такие темы, как духовность и бездуховность, дружба и предательство, самоутверждение личности и конформизм. Новаторство фильма заключалось в том, что он привлекал общественное внимание к серьезной социально-психологической проблеме современной школы — буллингу (школьной травле). Эта тема никогда ранее не озвучивалась так открыто и громко, никогда не получала столь яркого освещения в отечественном кинематографе. Серьезная, глубоко реалистичная и, вместе с тем, лирическая картина Р. Быкова открывает мир подростков не таким, каким его официально привыкли видеть. На экране предстают дети внешне благополучные, но жестокие и циничные внутри; подростки с опустошенными душами, бравирующие своей борьбой за правое дело и готовые ради этого прибегнуть к психологическому террору и физическому насилию. Вполне очевидно, что путь такой картины на экран лежал сквозь бюрократические и идеологические барьеры.

Литература

  1. Быков Р. До и после «Чучела» // Юность, 1985, №9 (364). — С. 84—105.
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  3. Игнатьева Н. Возмужание // Искусство кино, 1984, №12. — С. 45—54.
  4. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб: Макет, 1995. 
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб: Искусство — СПБ, 1998. — С. 14—285.
  6. Лэйн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. — СПб: Питер, 2001. — С. 240—276. 
  7. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. — М.: МГУ, 1998.
  8. Кон И. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, 2006, №11. — С. 15—18.
  9. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога, 2007, Вып. 1. — С. 72—90.
  10. Притуленко В. «Чучело» // Шедевры Российского кино. — М.: Андреевский флаг, 2000. — С. 895—898. 
  11. Собкин В.С., Маркина О.С. «Я» в пространстве киноперсонажей фильма «Чучело»: особенности мотивационной атрибуции // Вестник практической психологии образования, 2007, №3(12). — С. 49—59.
  12. Собкин В.С., Маркина О.С. Структурные компоненты Я-концепции подростка (на материале восприятия фильма Р.Быкова «Чучело») // Вопросы психологии, 2008, №5. — С. 44—53.
  13. Собкин В.С., Маркина О.С. Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа (по материалам восприятия фильма Р. Быкова «Чучело») // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XIII. Вып. XXII / Под ред. В.С. Собкина. — М.: ИСО РАО, 2009. — С. 215—255. 
  14. Фромм Э. Бегство от свободы / Общ. ред. П.С. Гуревича. — М.: Прогресс, 1989.
  15. Craig W.M., Harel Y. Bullying, physical fighting and victimization // Young people’s health in context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study:
    international report from the 2001/2002 survey / Edited by Candace Currie / Health Policy for Children and Adolescents, №4. — P. 133—145.
  16. Kelly E. Multi-cultural issues in bullying // Conference paper, Exeter University. — 1990.
  17. O’Moore A.M., Hillery B. Bullying in Dublin schools // Irish Journal of Psychology, 1989, 10(3). — P. 426—441.
  18. Olweus D. Bullying at school. What we know and what we can do. — Oxford: Blackwell, 1993.
  19. Rigby, K. Addressing bullying in schools: theoretical perspectives and their implications // School Psychology International, 2004, 25. — Р. 287—300.
  20. Roland E., Munthe E. Bulling: An International Perspective. — London, 1989.
  21. Tattum D.A Whole-School Response: From Crisis Management to Prevention // Irish Journal of Psychology, 1997, 18(2). — Р. 221—232.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Маркина Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (ФГОБУ ВО «Финансовый университет»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3853-7789, e-mail: osmarkina@fa.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2271
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 45

Скачиваний

Всего: 4294
В прошлом месяце: 57
В текущем месяце: 33