Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ (окончание)

3450

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №4 за 2008 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чибисова М.Ю. Психологическая готовность выпускника к сдаче ЕГЭ (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 77–81. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28293 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Задачи и стратегии психологической подготовки выпускников к ЕГЭ

Введение и содержательный анализ понятия психологической готовности к ЕГЭ позволяет нам заявить, что психолог, работающий непосредственно с выпускниками, не может браться за задачу формирования этой готовности, поскольку подобные цели попросту недостижимы. Вопрос о том, как школа в целом формирует готовность ребенка к сдаче экзамена, представляет собой непростую научную и практическую проблему, так что мы, понимая всю ее важность, сконцентрируемся на работе с выпускниками. Определим основную цель психологической подготовки выпускников к ЕГЭ как «скорую помощь» на основе уже сформированных навыков и функций. Исходя из этого, сформулируем частные цели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ:

1.   ознакомление с процедурой ЕГЭ;

2.    формирование адекватного мнения о ЕГЭ;

3.    формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

В зависимости от специфики образовательного учреждения, контингента выпускников, состава психологической службы и ряда других параметров психолог ставит перед собой именно те задачи, которые актуальны в данной конкретной школе.

Для достижения поставленных целей возможны две стратегии деятельности психолога:

—   ресурсно-ориентированная стратегия. Она направлена на поиск сильных сторон учащихся и путей их использования на этапе подготовки и на самом экзамене;

—   технологически-ориентированная стратегия. Ее цель — освоение некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника.

Опишем возможные методы психологической подготовки к ЕГЭ в зависимости от стоящей перед психологом цели.

Цель 1. Ознакомление с процедурой ЕГЭ

Как мы уже отмечали, успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с его специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем, именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ЕГЭ. Как показывает анализ практики, учитель-предмет­ник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.

 

Для достижения этой цели нами применяются следующие формы работы:

1.   рассказ с последующим обсуждением;

2.    просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.

Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ мы в качестве наглядных материалов используем видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. В подготовленных нами записях мы обратили особое внимание на следующие процедурные моменты.

1)   Общая ситуация экзамена: обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.

2)   Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.

3)   Раздача конвертов с материалами экзамена.

4)   Начало работы: заполнение бланков и т. д.

Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во

время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры.

Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.

3. Игра-драматизация также является эффективным методом, обеспечивающим знакомство с процедурой ЕГЭ. С содержательной стороны игра-драматизация представляет собой проигрывание процедуры экзамена на знакомом материале

(юмористическом или общеизвестном). Проведение такой игры позволяет в эмоционально комфортной и безопасной форме освоить основные элементы процедуры экзамена, поскольку знакомое и/или юмористически окрашенное содержание создает благоприятную атмосферу и позволяет сконцентрироваться именно на процессуальных сторонах экзамена.

Игра максимально точно воспроизводит основные процедурные моменты экзамена (задания вложены в конверты и т. д.). Например, мы используем «настоящие» экзаменационные бланки. В качестве профилактики возможных трудностей на экзамене мы рекомендуем при проведении данной игры смоделировать ситуации, совладание с которыми может представлять определенные сложности для учащихся, например, в некоторые конверты кладется неполный комплект материалов. Для повышения мотивирующего потенциала игры она завершается игровым «поступлением» в учебные заведения (которые также могут быть как реальными, так и фантастическими) на основе количества набранных баллов.

Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ

Эта цель направлена на преодоление «мифологии», содержание которой было раскрыто ранее, а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности).

Проработка мифологии является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.

С нашей точки зрения, оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно отметить, что перед ведущим не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и найти ресурсные моменты в новой форме экзамена.

Ведущему необходимо владеть фактической информацией, с помощью которой он может проиллюстрировать обсуждение темы. (Например, известно, что введение ЕГЭ имеет большое позитивное значение для тех регионов России, где в силу природных условий у выпускников нет возможности часто покидать место проживания для сдачи нескольких экзаменов. Это касается, к примеру, Якутии.) Как правило, в ходе дискуссии участники, высказав свои опасения и услышав разные точки зрения, в конечном счете начинают занимать более конструктивную позицию.

Приведем пример дискуссии, используемой нами при работе с выпускниками и родителями.

 

«Шкала согласия»

Возможны два варианта проведения этого упражнения.

Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате два крайних полюса: согласия и несогласия. Например, крайнее согласие — у окна, крайнее несогласие — у двери. Затем он предлагает участникам различные утверждения и просит их занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с данным утверждением. После этого ведущий просит желающих прокомментировать свою позицию.

Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, и участников просят обозначить свою позицию в виде точки на линии. В остальном упражнение проводится аналогично.

Варианты утверждений для выражения степени согласия или несогласия:

—   я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ;

—   ЕГЭ предоставляет школьникам новые возможности;

—   сдать ЕГЭ мне по силам.

Сформированность личностно-смыслового отношения к экзамену имеет большое значение при подготовке к ЕГЭ. Это своего рода фундамент, на который надстраиваются любые технологии. Безусловно, огромную роль в формировании отношения играет семья, но для психолога также остается возможность повлиять на него. Для работы с этой проблемой мы рекомендуем использовать упражнения, направленные на поиск места экзамена в жизни выпускника.

Приведем в качестве примера упражнение «Дом знаний».

«Дом знаний»

Детям предлагается представить, что все знания, весь опыт, которые они получили за время обучения в школе, превратились в дом. Этот дом необходимо нарисовать, решив для себя, какого он будет размера, какие в нем будут элементы и т. д. По завершении рисунка детям предлагается определить, каким элементом дома будут выпускные экзамены. При обсуждении работы важно обратить внимание детей на то, что экзамен представляет собой неотъемлемую часть их школьной жизни, что он как бы завершает здание, которое строилось в течение 11 лет.

Мы полагаем, что при дефиците времени на подготовку к экзамену стоит сделать акцент именно на преодолении мифологии и формировании ценност­но-смыслового отношения.

Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене

Как показывают наши исследования, к сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа. Она может проводиться в различных формах.

1.   Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.

2.   Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка.

При групповой форме работы учащиеся делятся на мини-группы (до 8—10 человек), с которыми и работает психолог. Критерием для деления могут выступать схожие особенности учебной деятельности. Такая форма, с одной стороны, достаточно экономична по времени, а с другой — обеспечивает возможность дифференцированной работы по проблеме подготовки к экзамену.

Работу по формированию конструктивной стратегии деятельности на экзамене мы рекомендуем строить в несколько этапов.

1.    Анализ особенностей учебной деятельности. Данный анализ может опираться на различные источники:

— психолого-педагогическая диагностика. В нашей практике часто используются результаты диагностики прошлых лет: если выпускник пришел в школу не в текущем учебном году, то, как правило, в школе уже имеются диагностические данные, которые вполне можно применять. Безусловно, возможен также анализ по итогам скрининговой диагностики, если ученики пришли в школу недавно;

— самоанализ ученика. Данный метод предполагает, что выпускник с помощью психолога анализирует особенности своей учебной деятельности, выделяя собственные сильные и слабые стороны. При кажущейся субъективности такая форма имеет значительное преимущество в том, что ставит ученика в активную позицию, тем самым повышая его ответственность;

— экспертные оценки педагогов. В этом случае педагоги совместно с психологом анализируют особенности учебной деятельности ребенка, выделяя его сильные и слабые стороны.

2.    Выделение «места наименьшего сопротивления». Мы используем здесь термин, предложенный А.Е. Личко в совершенно ином контексте, для обозначения ситуации или процессуальных особенностей экзамена, которые представляют для ученика максимальную трудность. Например, для ребенка-отличника таким «местом наименьшего сопротивления» может стать возможность выполнить минимально нужный объем заданий, отказавшись от других, или необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

3. Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов. Адресность предполагает, что рекомендации даются не о подготовке к экзаменам вообще, а с учетом сильных и слабых сторон учебной деятельности ребенка.

В процессе формирования конструктивной стратегии деятельности на экзамене в качестве эффективного методического инструмента могут использоваться памятки, адресованные выпускникам либо их родителям. Памятка представляет собой краткий перечень основных рекомендаций, направленных на помощь выпускнику или взрослым, его окружающим, при решении той или иной проблемы.

При использовании памятки необходимо учитывать следующие моменты.

1.   При первом предъявлении памятки необходимо прорабатывать, т. е. обсуждать ее содержание, проводить параллели с реальным жизненным опытом учащихся, иллюстрировать примерами.

2.   К ранее предложенным памяткам следует апеллировать на дальнейших этапах работы. Например, если была предложена памятка «Как повторять материал к экзамену», через некоторое время необходимо обсудить с детьми, какими рекомендациями из памятки они воспользовались, что оказалось для них полезно и т. д.

3.   Необходимо, чтобы эти памятки были знакомы различным специалистам, работающим с выпускниками: предметникам, классным руководителям и т. д. В этом случае возможна реализация единой стратегии: если все педагоги, работающие с выпускниками, так или иначе апеллируют к этим памяткам при общении с ребенком или родителем, это значительно повышает эффективность работы.

На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки.

Групповые психологические занятия для различных категорий учеников (например, для подростков с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы занятия носили дифференцированный характер, т. е. чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.

Индивидуальные консультации выпускников . Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности имеют в основном личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).

Составление рекомендаций для учащихся и их родителей. Эта форма работы особенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или застревающих детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и подростки могли их использовать в качестве памятки.

Индивидуальные консультации родителей выпускников.

Информация об авторах

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 878
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 3450
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0