Психологические аспекты безопасности личности (окончание)

3062

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2009 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Для цитаты: Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 40–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28206 (дата обращения: 17.04.2024)

Полный текст

Окончание. Начало в «Вестнике практической
психологии образования» №1 за 2009 год.

Психологическая устойчивость личности, жизнестойкость

Концепция психического здоровья неразрывно связана с проблемой психологической устойчивости личности, так как без сохранения психологической устойчивости реализация физического и духовного потенциала человека невозможна. Психологическая устойчивость представляет собой сложное качество личности, в котором объединены: «уравновешенность, соразмерность, стойкость, стабильность, сопротивляемость» [33, с. 106]. Психологическая устойчивость личности интерпретируется как «подвижное равновесное ее состояние, сохраняемое путем противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам, и как целенаправленное нарушение этого равновесия в соответствии с задачами, возникающими во взаимодействии личности со средой» [21, с. 13]. Речь идет о парадиг- мальной альтернативе рассмотрения таких личностных характеристик, как «стабильность» и «изменчивость» в широком смысловом континууме, которые только в совокупности могут дать представление о понятии «психологическая устойчивость личности». Очевидна связь психологической устойчивости и процесса адаптации. Личностная адаптация, рациональная когнитивная и поведенческая стратегии, т. е. эффективные способы противостояния жизненным трудностям, обусловлены психологической устойчивостью и ресурсом личности.

Считается, что психологическая устойчивость препятствует дезинтеграции личности, способствует установлению гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. «Психологическая устойчивость личности непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье» [33, с. 104]. Жизнеспособность личности связана с проблемой психологической безопасности и проявляется в «способности личности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям» [30, с. 6]. Это положение согласуется с идеей о жизнестойкости как основании психологической безопасности личности в кризисных ситуациях. Автор концепции жизнестойкости С. Мадди определяет этот термин как «интегральную личностную черту, ответственную за успешность преодоления личностью жизненных трудностей, которая включает: вовлеченность в процесс жизни; уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их контролировать; принятие вызова жизни» [34, с. 582]. Немаловажную роль в позитивной оценке человеком своей жизни и выборе им продуктивных стратегий в кризисных ситуациях играют такие психологические феномены, как оптимизм, диспозиционная надежда, интернальный локус контроля, высокое самоуважение, а также ориентированность на настоящее и на будущее [25, 26]. Можно сказать, что психическое здоровье, психологическая устойчивость личности, жизнестойкость и «воля к жизни» являются необходимыми условиями формирования психологической безопасности личности.

 
 

Интерпретация психологической безопасности личности

Под «психологической безопасностью» понимают состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем. Акцент делается на чувствах и переживаниях человека, связанных с его положением в настоящем и перспективами на будущее [2]. Следует заметить, что «временная перспектива как организованные представления о будущем играет важную роль в регуляции поведения зрелой личности, особенно в тех ее аспектах, которые связаны с выбором и целеполаганием» [22, c. 63].

В другой трактовке понятия «психологической безопасности» личности, не противоречащей вышеприведенной, в определении подчеркиваются два смысловых значения. Первое ассоциируется с состоянием, обеспечиваемым системой мер (мероприятий) со стороны окружающих, действиями извне, направленными на удовлетворение базовой потребности личности в безопасности, физическом и психологическом самосохранении. Второе значение связано со стремлением к самоудовлетворению этой базовой потребности и, как результат, с чувствами психологической защищенности, устойчивости, уверенности, которые испытывает (или не испытывает) субъект в сложившейся ситуации [49]. Суть этих смысловых значений сводится, с одной стороны, к наличию объективных факторов, обеспечивающих «психологическую безопасность» абстрактной личности и, с другой стороны, к переживанию, к субъективному восприятию этих факторов конкретной личностью на уровне эмоциональной сферы. Связь «психологической безопасности» личности с аффективной сферой объясняется тем, что психологическая безопасность на уровне личности является переживанием, а «всякое переживание ... обязательно включено в сферу эмоциональности» [38, c. 572].

Переживания могут возникать в связи с поступлением извне различного рода информации или же в результате изначальной информированности как предпосылки осознания собственного отношения к тем или иным событиям, объектам или субъектам.

Сегодня разработка проблемы психологической безопасности ведется с учетом возрастания влияния средств массовой коммуникации на жизнь общества и человека. «Человек как субъект не только и не просто «потребляет» информацию... Он сам ее «производит» в той или иной степени, поскольку в ходе своей деятельности, общения он самоопределяется, занимает определенную жизненную позицию и потому весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни, обучения, пропаганды» [11, c. 41—42]. Информационно-психологическое воздействие на человека может представлять угрозу психологической безопасности личности. Поэтому под «психологической безопасностью» предлагается понимать «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности, функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)» [20, c. 4].

Психологическая безопасность зависит не только от качества среды и условий жизнедеятельности, но и непосредственно обусловлена «совокупностью свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды» [19, c. 10]. Представления о безопасности в общественном сознании связаны, в первую очередь, с состояниями, чувствами и переживаниями человека. Предлагается определение гипотетически безопасной личности как «человека, строящего свою жизнь в контексте единства с обществом, природой, Вселенной, регулирующего свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддержать свое здоровье за счет преобразования опасностей и факторов собственного развития» [34, c. 580].

Интерпретация психологической безопасности личности основывается на представлениях «о целостности физической структуры человека, соответствующих нормам стабильного функционирования организма» [34, c. 578]. Существуют также представления о психологической безопасности на природно-психическом уровне, когда рассматривается адекватность отражения мира и отношения к нему, защищенность психики, адаптивность ее функционирования, защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека. Безопасная личность имеет «определенную защищенность сознания от воздействий, способных против ее воли и желания изменить психические состояния, что может кардинальным образом влиять на человека вплоть до изменения его жизненного пути» [8, c. 139].

При рассмотрении проблемы психологической безопасности на личностном уровне акцент делается на переживаниях человека, которые сводятся к континууму оппозиций: удовлетворенность—неудовлетворенность жизнью; безопасность—опасность; уверенность—неуверенность в будущем и т. д. Рассмотрение понятия психологической безопасности личности в рамках широкого значения термина «переживание» показывает, что «характеристика того или иного психического факта указывает на укорененность данного факта в индивидуальной жизни личности» [6, c. 356].

Для качественной диагностики такого осмысления на уровне переживания, которое можно отнести к «динамической смысловой системе, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов» [6, с. 355], надо рассмотреть ряд факторов, обеспечивающих психологическую безопасность личности. Выявление таких факторов, с одной стороны, связано с поиском и накоплением целого ряда объективных параметров, соответствующих общепринятым нормам и ценностям общества. С другой стороны, оно предполагает выделение субъективных, алогичных с общепринятых позиций, «трикстерных» факторов на уровне личности как индивидуальности. Эти факторы являются особо специфичными личностными смыслами, часто не согласующимися с логикой «здравого смысла», однако, в конкретном случае, выступающими в виде компонентных составляющих «смысла жизни» конкретного человека и приводящими к формированию тех или иных смысловых установок [27].

Мы предлагаем сгруппировать значимые факторы психологической безопасности личности в три относительно независимых ряда в соответствии со степенью объективности. Такое подразделение условно, но для упрощения исследования феномена психологической безопасности подобный схематизм допустим.

1   ряд — факторы объективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность личности на уровне индивидуума. Это универсальные факторы, не зависящие от культурно-исторического развития общества. В определенной степени к ним относится удовлетворение базовых потребностей человека.

2   ряд — факторы объективно-субъективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность личности как социального типа. К таким факторам можно отнести общепринятые стандартные нормативы, обусловленные культурно-историческими особенностями развития данного общества. Среди них: личностный потенциал адаптивных возможностей человека в рамках социально приемлемых нравственных норм, умение понимать и принимать других, быть социально значимым среди других, принятым другими. Это сложное равновесие может поддерживаться личностью психически здоровой, способной к адекватной самооценке [1].

3   ряд — факторы субъективного порядка, обеспечивающие психологическую безопасность личности как индивидуальности. К ним относятся мотивационно­смысловые отношения личности. Сам смысл интерпретируется как «нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны... Однако единственно, что субъективно — это перспектива, в которой мы видим реальность, и эта субъективность, в конце концов, не умаляет объективности реальности как таковой» [42, с. 291]. Смысл воспринимается как «значение, опосредованное мотивом» [34, с. 56]. В этом ряду можно рассматривать личностный смысл и смысловую установку, обеспечивающие становление индивидуальности и направленность личности. Следует подчеркнуть, что «без выявления специфики ценностно-смысловой сферы личности невозможно адекватное описание как типичных, так и индивидуально неповторимых способов бытия человека в мире» [41, с. 7].

Согласно принципу системности, только полный учет и анализ всех факторов, особенно мотивацион­но-смысловых отношений (в частности, системы личностных смыслов наряду с переживаниями), позволит приблизиться к осмыслению семантического пространства понятия «психологическая безопасность личности».

Рассмотрение «человека в системе» как «элемента», одновременно принадлежащего различным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества [6], позволяет понять, насколько эти качества отражают степень сформированности психологической безопасности личности.

Под психологической безопасностью мы подразумеваем осознание психически здоровым человеком на уровне переживания как личностного смысла степени конгруэнтности идеальных, желаемых представлений о себе, о своем месте в жизни и реально существующего положения вещей в конкретной жизненной ситуации. Подобное осознание связано с выявлением ряда параметров, оптимально приближающих человека к переживанию психологической безопасности.

Заключение

Предложенные в данной статье теоретический анализ содержательной стороны феномена психологической безопасности личности и изучение ряда родственных, близких ему по значению психологических понятий (таких, как психическое, психологическое здоровье; психологическая устойчивость; жизнестойкость и др.) позволили составить более полное представление об изучаемом феномене и о факторах, влияющих на закономерности проявления психологической безопасности личности.

Рассмотрение психологической безопасности личности в разных плоскостях и на различных уровнях, а также описание ряда подходов к исследованию личности с точки зрения психологической безопасности выявили широкий диапазон интерпретации исследуемого феномена.

Опираясь на идеи системного подхода и имея в виду, что «комплексные, системные проблемы побуждают ученых рассматривать анализируемые психические феномены не только с позиций исследования их отдельных сторон, признаков, характеристик, но и как нечто единое, феноменологически целое», [41, с. 16], мы сформулировали определение психологической безопасности личности с учетом содержательно-мотивационной и ценностной направленности проблемы.

Формирование представления о феномене психологической безопасности личности будет способствовать разработке методологической базы для дальнейших эмпирических исследований означенной проблемы.

Литература

  1. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологическая безопасность личности и причинная обусловленность депрессии // Современные проблемы прикладной психологии: Межвузовский сб. науч. статей. — Ереван,
    2007. — С. 32—40.
  2. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Проблема психологической безопасности личности в период поздней взрослости и старости // Психологический журнал, 2008, Т. 29, №3. — С. 22—29.
  3. Айкакан банак: Военно-научный журнал института национальных стратегических исследований им. Д. Канаяна Мин-ва обороны РА, 2007, №2—3(52—53).
  4. Андреева Г.М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии, 1979, №6. — С. 26—38. 
  5. Анцыферова Л.П. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал, 1999, Т. 20, №1. — С. 6—19.
  6. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М., 2007.
  7. Баева И.А. Психологическая безопасность как интегративная категория психологического исследования. // Материалы Всероссийской конференции «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании». — СПб, 2003.
  8. Баева И.А., Емелин Н.М. К вопросу о критериях психологической безопасности личности // Материалы Всероссийской конференции «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании». — СПб, 2003.
  9. Безопасность жизнедеятельности. — М., 2008. 
  10. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
  11. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта //  Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалы конференций. — М., 1996.
  12. Бурлачук Л.Ф. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.
  13. Бурлачук Л.Ф., Михайлова И.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал, 2002, Т. 23, №1. — С.5—17.
  14. Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982. 
  15. Гражданкин А.И.. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности, 2002, №9. — С. 41—43. 
  16. Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье //  Практическая психология: Учеб. пособие. — СПб, 1993.
  17. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №2. — С. 40—48.
  18. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. — М., 2002.
  19. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. — СПб, 2003.
  20. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия.— М., 2002.
  21. Крупник Е.П., Лебедева Е.Н. Психологическая устойчивость личностных конструктов в период взрослости // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №6. — С. 12—23.
  22. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал, 2008, Т. 29, №4. — С. 54—65.
  23. Маслоу А. По направлению к психологии бытия. — М., 2002.
  24. Маслоу А. Психология бытия. — М., 1997. 
  25. Музыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал, 1999, Т. 20, №4. — С. 26—35. 
  26. Музыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал, 2000, Т. 21, №4. — С. 5—21. 
  27. Мурадян Е.Б. Психологическая безопасность личности // Проблемы педагогики и психологии: научное периодическое издание межвузовского консорциума. — Ереван, 2008. — С. 126—131.
  28. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., 1995. 
  29. Николов Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности // Идеологический процесс и воспитание личности. — М., 1980. 
  30. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Практ. рук-во. — СПб, 2006. 
  31. Оллпорт Г. Личность в психологии. — М.—СПб, 1998. 
  32. Психология: Словарь. — М., 1990. 
  33. Психология здоровья: Учебник для вузов. — СПб, 2006.
  34. Психология личности: Учеб. пособие. — М., 2007.
  35. Рабочие тетради: Приложение к военно-научному журналу «Айкакан Банак», 2007, № 1(1).
  36. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. — М., 2000.
  37. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: перспективы социальной психологии. — М., 1999. 
  38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб, 2002.
  39. Русалов В.М. Атрибутивные стили и характер // Психологический журнал, 2008, Т. 29, №4. — С. 6—19. 
  40. Селигман М. Как научиться оптимизму. — М., 1997. 
  41. Субъект, личность и психология человеческого бытия. — М.:, 2005.
  42. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
  43. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб, 2007.
  44. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М., 2006.
  45. Кеllу G.А. Тhе рsусhоlogу оf реrsоnаl сonstructs. — N.Y.: Norton, 1955.
  46. Lundу R.М. Аssimilative ргojection аnd ассurасу оf рrеdiction in interpersonal реrсеptions // Jоurn. оf аbnormal аnd social рsychologу, 1956,
    V. 52. — Р. 30—48.
  47. Seligman М.E.Р. What уоu саn change and what you can’t — N.Y.: Кnорf, 1993.
  48. httр://wеb.Ruscenter.Ru/соnt2/bаеvа.dос — Психологическая защищенность и психологическая безопасность современною человека.
  49. http://www.aidos.ru/publish.html — Лебедева Л.Л. Психологическая безопасность личности в арт-терапевтической работе.

Информация об авторах

Агузумцян Рубен Вазгенович, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории «Психология личности и профессиональной деятельности» Ереванского государственного университета

Мурадян Елена Борисовна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Психология личности и профессиональной деятельности» Ереванского государственного университета

Метрики

Просмотров

Всего: 2331
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3062
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 26