Динамика экономического самоопределения студентов в условиях обучающего эксперимента

1115

Аннотация

В статье представлена теоретико-методологическая модель экспериментального исследования динамики экономического самоопределения (ЭС) студентов коммерческой специальности в контексте их профессионально-личностного развития (профессионалгенеза). Генетико-моделирующее исследование позволяет выявить содержательные траектории развития ЭС и поддержать перспективные направления профессионалгенеза будущих коммерсантов.

Общая информация

Ключевые слова: экономическое самоопределение, профессионально-личностное развитие, генетико-моделирующее исследование, обучающий эксперимент

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Для цитаты: Шибаева Л.В. Динамика экономического самоопределения студентов в условиях обучающего эксперимента [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 56–61. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27739 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Экономическое самоопределение молодых людей является важнейшей составляющей процесса их успешной социализации и психологическим основанием профессионализации, в том числе в такой развивающейся социальной практике, как коммерческая деятельность.

Специфику экономического и профессионального самоопределения студентов коммерческих специальностей, а также взаимосвязь данных феноменов, с нашей точки зрения, целесообразно изучать в контексте выявления психологических условий и механизмов системного самоопределения юношества в процессе достижения ими социальной и личностной зрелости. Исследование сложной структуры, неоднозначности такого рода связей, взаимной опосредствованности жизненного, профессионального и личностного самоопределения имеет большое значение для разрешения фундаментальных теоретических проблем в области психологии развития личности, педагогической психологии.

Результаты изучения взаимосвязи экономического самоопределения и профессионально-личностного развития студентов востребованы для организации психологически обоснованного образования специалистов в области коммерции на разных этапах обучения (вузовского и поствузовского). Противоречие между интерпретацией развития ЭС как спонтанно осуществляющегося и необходимостью выявления организованных условий, влияющих на становление субъектно-творческой позиции специалистов нового поколения, призванных быть ответственными за развитие новой социально значимой отрасли, предопределило научную актуальность проводимого нами исследования

Теоретико-методологические основы исследования

Методологической основой исследования такого новообразования, как ЭС юношества, выбирающего профессию в коммерческой сфере, стали следующие принципы.

С нашей точки зрения, при исследовании психологического содержания и проявлений динамики ЭС в контексте профессионалгенеза правомерно ориентироваться на фундаментальные положения отечественной психологии о социальной и культурной детерминации психического развития и положения об интерпсихической природе новообразований человека в процессе его социализации, отвечающие традициям школы Л.С. Выготского. Опираясь на методологию исследований, выполненных в рамках концепций развивающего обучения, важно осуществить переход от метода «срезов» к методу изучения генезиса ЭС, который предполагает выявление психологических условий, ориентированных на достижение иных, чем при «стихийном» обучении, уровней его развития. Поставленная задача требует теоретического моделирования комплекса психологических условий, их верификацию в процессе генетико-мо- делирующего исследования, проведенного в форме обучающего эксперимента (Гальперин П.Я., 1998; Давыдов В.В., 1985,1990).

Планирование такого исследования предполагает обоснование гипотезы о психических новообразованиях, на которые ориентирована вся организация развивающих ситуаций в процессе экспериментального обучения. Для характеристики такого новообразования, как ЭС, правомерно обратиться к «за- дачному подходу», применяемому при изучении эссионалгенеза (Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю., Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В., Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю., 1998; энтьев Д.А., Шелобанова Е.В., 2001). Опора на эинципы задачного подхода в изучении ЭС будущих специалистов-коммерсантов позволяет предположить, что данный вид самоопределения характеризуется качеством ориентировки в проблемных ситуациях, требующих многоаспектного планирования профессиональной деятельности и оценки ее оптимальных направлений реализации в будущем.

Теоретическим основанием гипотезы о психологическом содержании ЭС в проводимом нами исследовании выступил принцип моделирования оптимального процесса решения задач, отвечающий «схеме двойного знания». Данный принцип, представленный в работе Г.П. Щедровицкого, применялся им для арактеристики мышления в условиях системо- ;ятельностного подхода (Щедровицкий Г.П., 5). При построении мыслительных схем много- ювого неоднородного объекта, каким, в данном е, выступает решение проблемной коммерческой задачи, правомерно в соответствии со «схемой двойного знания» давать его бимодальную интерпретацию. Так, оптимальное решение проблемных задач, возникающих в коммерческой практике, может быть интерпретировано как решение, осуществляемое субъектом на основе двух знаковых систем. Одна из них — экономико-математическая знаковая система, на языке которой моделируется процесс разрешения проблемной ситуации. Другая знаковая система — понятия, на основе которых субъект интерпретирует социальную роль коммерческой новации, социально-гуманитарный смысл планируемого коммерческого решения.

Несовершенство решений профессиональных задач начинающими коммерсантами при планировании ими деятельности предполагает ошибочность либо одного, либо двух этих планов (экономико-математического и социально-гуманитарного).

Мера овладения средствами и способами бимо­дальной ориентировки в коммерческих задачах и адекватность перехода с одних способов на другие может быть соотнесена с уровнями развития этичес­ки обоснованного экономического самоопределения, отвечающего уровням профессионализма в изучаемой сфере деятельности. Такое понимание связи изучаемых феноменов определяет тот факт, что развитие экономического самоопределения профессионала высокого уровня в области коммерции неразрывно связано с его личностным развитием как субъекта социально ответственной практики ( Журав­лев А.Л., Купрейченко А.Б., 2003, 2007).

Точность, ясность для субъекта экономико-математического моделирования сущности коммерческой задачи может достигаться на основе все более ясного понимания социального смысла профессиональных задач. Это позволяет детализировать бизнес-план, программу деятельности субъекта коммерческой практики. Однако, последнее возможно лишь при достижении молодым человеком определенного уровня личностной зрелости, принятия на себя ответственности за проведение оптимального плана действий в социальную практику своей деятельности.

Обозначенные методологические положения были положены нами в основу проводимого исследования.

Программа и основные этапы экспериментального исследования

Цель исследования состояла в теоретическом и экспериментальном изучении психологических условий, способствующих изменению уровня экономического самоопределения студентов — будущих коммерсантов и его взаимосвязи с динамикой их профессионально-личностного развития.

Нами были сформулированы следующие задачи исследования.

 

1.   Осуществить теоретический анализ развития экономического самоопределения как психологического новообразования, неразрывно связанного с ходом профессионально-личностного развития будущих и практикующих коммерсантов.

2.   Концептуально обосновать комплекс психологических условий, позволяющих в ходе обучающего эксперимента актуализировать переход студентов от низких к наиболее высоким уровням самоопределения в профессионально значимых задачах.

3.   Экспериментально проверить теоретически обоснованный комплекс психологических условий, обеспечивающих динамику экономического самоопределения студентов в его связи с профессионально-личностным развитием, проанализировать градации переходов к более высоким уровням, дать им психологически содержательную характеристику.

4.   Выявить связь динамики экономического самоопределения с показателями профессионально­личностного развития у студентов и практикующих коммерсантов, сравнить полученные результаты.

Гипотеза исследования основывалась на положении о том, что динамика экономического самоопределения студентов коммерческих специальностей, рассматриваемая в направлении повышения его уровня, может успешно осуществляться в условиях обучающего эксперимента при решении проектных задач развития коммерческой практики.

В констатирующем этапе исследования, ориентированном на изучение эмпирических показателей экономического самоопределения в их связи с показателями профессионально-личностного развития, приняли участие 43 студента 3-го курса факультета коммерции Орловского государственного института экономики и торговли и 19 практикующих коммерсантов. Проведение генетико-моделирующего исследования в условиях развивающего обучения осуществлялось в экспериментальной группе студентов 3-го курса в количестве 21 человека на основе развивающего спецкурса «Эффективный коммерсант». В контрольную группу в основном эксперименте входили 22 студента этого же курса, не посещавших занятия по данному спецкурсу (Меренкова Л.Ю., Ши­баева Л.В., 2007).

В рамках концептуального подхода психологическое содержание ЭС соотносилось с содержанием системной ориентировки субъекта в стратегических и тактических профессионально значимых задачах, успешность разрешения которых определяется организацией его собственной деятельности. Качество и уровни развития ЭС при таком подходе соотносимы со способами планирования, моделирования студентами собственной деятельности, связанной с решением задач, значимых для достижения ими высоких уровней профессионально-личностного развития, и в их составе — задач, прямо отвечающих содержанию коммерческой практики. Согласованность стратегии и тактики, интегрированность всех планов моделирования, в частности, этико-ценностных и экономико-математических, соответствуют высоким уровням ЭС молодого человека как инициативного, продуктивного субъекта коммерческой практики.

Основываясь на положении о том, что изменение ЭС — это сложный многоуровневый процесс, который характеризуется динамикой комплекса эмпирических показателей, изучение развития ЭС возможно и правомерно ориентировать на уровневый анализ.

На первом этапе исследования в качестве ведущего применялся метод сопоставления данных диагностики для сравнения комплекса эмпирических показателей профессионально-личностного развития студентов, который включал и показатели ЭС, с аналогичными данными практикующих коммерсантов.

На втором этапе осуществлялось генетическое исследование ЭС студентов и психологических условий, позволяющих поддержать переход от низких исходных его уровней к наиболее высоким. Работа проводилась в форме обучающего курса «Эффективный коммерсант», ориентированного на развитие ценностно-смысловых и операциональ­но-технических компонентов профессиональной деятельности студентов, связанных с изменением уровней ЭС. Изучение особенностей ЭС проводилось на основе авторского полустандартизованного интервью «Экономическое самоопределение», которое предполагает актуализацию испытуемыми экономических планов в четырех сферах (учебно-профессиональная, профессиональная, быт, досуг) и в четырех временных интервалах (ближайшее будущее, будущее завтрашнего дня, отдаленное будущее, неопределенное будущее). Полученные данные обрабатывались с помощью контент-анализа и позволили выявить характеристики, свидетельствующие о степени представленности, развернутости, детализиро- ванности экономических планов. Анализ проводился сначала отдельно относительно каждого из направлений экономического планирования для ближайшего, среднего и отдаленного будущего, а затем обобщенно.

Обобщенные показатели служили основанием для отнесения индивидуальных данных к низкому, среднему и высокому уровню развитости ЭС.

Для оценки профессионально-личностной зрелости студентов и практикующих коммерсантов как субъектов жизнедеятельности применялись: методика «Уровень субъективного контроля (УСК)» (Е.Ф. Ба­жин, С.А. Голынкин, А.М. Эткинд), опросники «Организация времени жизни (ОВЖ)» (Т.А. Павлов) и «Стиль саморегуляции поведения (ССП)» (В.И. Моросанова), методика личностного дифференциала (В.Ф. Петренко).

Итак, на первом этапе исследования сравнивали комплекс показателей, выявленных на основе полу- стандартизированного интервью ЭС у студентов 3-го курса специальности «коммерция» (43 человека) и практикующих коммерсантов (19 человек), а также комплекса показателей профессионально-личностного развития (особенности приемов саморегуляции деятельности, ее временной организации, выраженность интернальности-экстернальности, мера идентификации с профессией). В этой части исследования были получены эмпирические показатели профессионально-личностного развития, различающие успешных и менее успешных практикующих коммерсантов. Статистически (по критерию Манна — Уитни) было установлено соответствие между высокими значениями показателей профессионально­личностной зрелости коммерсантов, объективными оценками их успешности (по объему продаж) и показателями динамики ЭС. Результаты подтвердили адекватность использованных в работе методов, позволяющих охарактеризовать специфику экономического планирования различных направлений организации жизни (прежде всего, профессиональной и учебно-профессиональной) на разных временных промежутках и эмпирических показателей профессионально-личностного развития.

 

На данном этапе работы мы выявили, что успешность практикующих коммерсантов связана с высоким уровнем развития у них способов самостоятельной осознанной регуляции собственной деятельности, разработанности планов на будущее, самооценки личностных качеств, значимых для организации своей работы, профессиональной идентификации.

Полученные данные позволили оценить особенности ЭС и профессионально-личностного развития студентов — будущих коммерсантов. Сравнение показателей ЭС в группах студентов и практикующих коммерсантов выявило наличие статистически значимых различий (по критерию Манна — Уитни) по следующим шкалам: экономический план организации учебно-профессиональной сферы (U=210,0; p=0,002), экономический план организации профессиональной сферы (U=54,5; p=0,001), экономический план организации отдаленного будущего (U=94,5; p=0,001), экономический план организации неопределенного будущего (U=13,5; p=0,001), общий уровень ЭС (U=156,5; p=0,001).

Также выявляли связь показателей динамики ЭС и профессионально-личностного развития у студентов. В студенческой выборке такие показатели, характеризующие экономические планы, как мера развернутости и детализированности, были значительно ниже при планировании экономических аспектов организации деятельности в учебно-профессиональной и профессиональной сферах, чем в группе успешных коммерсантов.

В целом полученные данные подтвердили гипотезу о том, что показатели ЭС будущих и практикующих коммерсантов соотносимы с такими показателями профессионально-личностного развития, как: выраженность характеристик интернальности, степень идентификации с профессией, представленность спектра приемов саморегуляции, организация времени жизни. Данные исследования позволяли интерпретировать такого рода связь как сложную взаимную зависимость: процесс становления студента как субъекта социальной практики опосред­ствован успешностью развития ЭС, его динамика, в свою очередь, влияет на процесс профессионально­личностного развития студентов как успешных коммерсантов.

На втором этапе работы проводился обучающий эксперимент на основе спецкурса «Эффективный коммерсант». В работе приняли участие студенты 3-го курса специальности «коммерция». В соответствии с гипотезой были разработаны задачи и сценарии развивающих занятий для групповой работы, которые обеспечивали студентам ориентировку в социально-гуманитарных средствах и способах анализа коммерческих и экономико-математических задач. В процессе занятий применялся специализированный комплекс условий, позволяющих студентам отрабатывать гибкость переходов от одних средств и способов анализа задач к другим. Социально-гуманитарный анализ предполагал выявление социальной роли коммерческой организации и социального смысла деятельности коммерсанта. Экономико-математический анализ предполагал моделирование всех ресурсов коммерсанта, причем не только финансовых, но и ресурсов межличностных отношений, ресурсов времени при организации своей деятельности. В ходе обучения студентам предлагались задачи, с которыми сталкиваются практикующие коммерсанты в рамках своей профессиональной деятельности (в таких сферах, как: сетевой маркетинг, услуги страхования, коммерческие услуги в области инвестиций и т. п.).

Условиями, способствующими овладению студентами обобщенными способами интерпретации и решения коммерческих задач и обеспечивающими высокий уровень осознанности разрабатываемых решений, явились принципы организации групповых занятий с взаимным комментированием студентами высказываний друг друга (под руководством преподавателя). Использовались принципы организации развивающих учебно-воспитательных ситуаций, предполагающих динамику форм взаимодействия преподавателя со студентами. Данная работа имела своей целью повышение самоорганизации студентов при формулировании, выборе способов создания программ коммерческой деятельности в условиях разных временных периодов ее планирования.

Вместо заключения

Кратко изложим основные результаты исследования, включающего обучающий эксперимент. Было выявлено, что создаваемые психологические условия способствовали изменению уровня ЭС студентов. На первых занятиях обнаружились «дефекты» способов планирования и решения студентами коммерческих задач. Так, были редуцированы способы анализа социально-гуманитарной роли коммерческой практики, ее адекватности запросам и возможностям целевой группы потребителей.

Наряду с этим, были выявлены тенденции характеризовать перспективы прибыли без ее необходимой экономико-математической детализации, без учета полноты расходов, необходимости планировать фонды развития коммерческих предприятий и социальной защиты работников. Деятельность планировалась в основном относительно ближайших временных отрезков и отдаленного будущего. Зафиксированы трудности планирования содержания коммерческой деятельности в средней временной перспективе в ее преемственности с ближайшими и отдаленными планами. На низком уровне осуществлялось моделирование ситуаций переговоров с потенциальными партнерами, поставщиками сырья и потребителями. В ходе эксперимента исследователь создавал условия, способствующие овладению студентами обобщенными способами анализа условий задачи, бимодальной интерпретации программы ее успешного разрешения (на основе экономико-математической интерпретации сущности задачи и ее социально-гуманитарного смысла). Кроме того, в процессе обучающих занятий создавались дополнительные условия, направленные на идентификацию студентов с субъектом коммерческой деятельности. К таким условиям относились ролевые игры, предполагающие отождествление студентов с «персонажами» руководителей организации.

Сравнение экспертной оценки показателей во­влеченности студентов в обсуждение и демонстрируемой ими продуктивности позволило выявить различия, которые были статистически подтверждены (по критериям Вилкоксона и Фишера). Так, была обнаружены значимые различия между экспертными оценками, сделанными на первом и последнем занятиях обучающего спецкурса. В группе студентов, участвовавших в эксперименте, значимо преобладали положительные сдвиги значений — их продемонстрировали 86,4%, вто время как среди студентов, не принимавших участие в эксперименте, — 42,9%.

При сопоставлении изучаемых показателей ЭС студентов до и после экспериментальной работы, было выявлено, что проведенный образовательный эксперимент позитивно повлиял на изменение как уровней ЭС студентов, так и показателей их профессионально-личностного развития в целом. Проверка статистической значимости различий (по критерию Вилкоксона) подтвердила достоверное преобладание положительного сдвига показателей по всем существенным шкалам, касающимся профессии и учебной деятельности, у студентов, посещавших занятия спецкурса, по сравнению с непо­сещавшими.

Наибольшие изменения произошли по таким характеристикам, как: оценка испытуемыми наличия у них более осознанных и разработанных планов организации времени жизни, в частности, на среднюю перспективу и сопряженные с этим изменения способов планирования экономических составляющих организации учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Зафиксированы изменения в уровне интернальности в производственных отношениях таких компонентов саморегуляции, как планирование, моделирование, оценка результатов. У студентов, принимавших участие в эксперименте, возросла мера идентификации с профессией. Ряд показателей у них приблизился к показателям, характерным для успешных коммерсантов в пре-тестах.

Исследование позволило охарактеризовать условия, влияющие на качество и динамику ЭС студентов — будущих коммерсантов. К первой группе условий правомерно отнести те из них, которые позволяют оказать поддержку студентам в понимании сущности, смысла профессионально значимых задач, в их анализе и овладении обобщенными способами планирования их решения. Как и предполагалось, необходимо обеспечить бимодальность направлений анализа содержания коммерческих задач, среди которых экономико-математическое планирование должно выступать системообразующим, связывающим все другие (в частности, социальные, этические аспекты организации деятельности в разных временных категориях).

Вторая значимая группа условий в проведенном эксперименте состояла в оказании поддержки студентам в идентификации с субъектом успешной, инициативной коммерческой практики, изменении уровня рефлексии по отношению к способам самоорганизации своей деятельности, моделированию преемственных ситуаций в различных временных режимах жизни, прогнозированию успешности.

В целом проведенное исследование подтвердило неразрывную связь ЭС с профессионально-личностной зрелостью молодых людей, вступающих в область социально ответственной инновационной коммерческой практики. Оно позволило дать детальную характеристику этой связи и выделить направление динамики ЭС, проявляющееся в особенностях решения проектных коммерческих задач, отвечающих современным тенденциям развития сферы коммерции, а также в особенностях планирования экономических аспектов организации коммерсантом собственной жизни при достижении высоких уровней профессионализма.

Итак, исследование с опорой на принципы сис­темодеятельного подхода при теоретическом обосновании гипотезы о психических новообразованиях юношества, детерминированных многозначностью интерпретации социально-экономической реальности, позволило конкретизировать представление о направлениях динамики экономического самоопределения студентов — будущих коммерсантов в контексте достижения ими наиболее высоких уровней профессионального развития.

 

Применение принципов генетико-моделирующе- го эксперимента в исследовании позволило сделать вывод о перспективном направлении в изучении развития юношества. В качестве предмета, позволяющего интегрировать области профессионалгенеза и экономического самоопределения, здесь выступает сложный процесс превращения общественно значимых задач (в области коммерции) в личностно значимые, поскольку ориентировка в них влияет на образ жизни молодого человека и самоорганизацию всех временных планов его жизнедеятельности.

Литература

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Собр. соч.: в 6 т. — Т. 3. Гл. 1. — М.: Педагогика, 1983. — С. 6—41.
  2. Гальперин П.Я. Избранные психологические труды. — Воронеж, 1998. — 524 с.
  3. Давыдов В.В. Организационно-имитационные игры как новые формы подготовки кадров // Теория и практика физической культуры. — 1985, №9. — С. 40—43.
  4. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопросы психологии. — 1990, №3 — С. 76—84.
  5. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. — М.: РАГС, 1998. — 248 с.
  6. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. — М.: ИП РАН, 2003. — 436 с.
  7. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. — М.: ИП РАН, 2007. — 480 с.
  8. Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. — 1983, №2. — С. 51—59.
  9. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образцов возможного будущего // Вопросы психологии. — 2001, №3. — С. 57—66.
  10. Меренкова Л.Ю., Шибаева Л.В. Психологические условия развития экономического самоопределения будущих коммерсантов. — Орел: ОРАГС, 2007. — 191 с.
  11. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. — 1994, №5. — С. 134-140.
  12. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983. — 248 с.
  13. Павлова Т.А. Организация времени жизни как компонент структуры личности студентов: Дисс… канд. психол. наук . — М., 1987. — 150 с.
  14. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб: Речь, 2002. — 350 с.
  15. Щедровицкий Г.П. Заметки о мышлении по схемам двойного знания // Материалы к симпозиуму по логике науки 1966 г. // Избранные труды. — М., 1995. —С. 474—477.

Информация об авторах

Шибаева Л.В., доцент Орловского государственного университета

Метрики

Просмотров

Всего: 992
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1115
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0