Вестник практической психологии образования
2010. Том 7. № 1. С. 97–103
ISSN: 2658-3100 (online)
Техники семейной арт-терапии
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: семейная психотерапия, арт-терапия, методы психодиагностики и психокоррекции в семейной арт-терапии
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Для цитаты: Копытин А.И. Техники семейной арт-терапии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 97–103. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31934 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
В последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает семейная арт-терапия. В определенной мере это вызвано тем, что применяемые в образовательных и медицинских учреждениях методы лечения, коррекции и профилактики психических расстройств и нарушений адаптации у детей и подростков, приобретают все более системно-ориентированный характер, включают в процесс оказания помощи несовершеннолетним их родственников, учитывают семейный контекст и разные иные факторы социальной и культурной среды (Эйдемиллер Э.Г, 2005). Отдельные техники семейной арт-терапии могут применяться психологами системы образования и других учреждений, занимающихся оказанием психологической помощи детям и подросткам. Более значительные возможности для применения таких техник имеют специалисты, получившие дополнительное образование в области арт-терапии и семейного консультирования (семейной психотерапии). В данной статье представлены как общая характеристика семейной арт-терапии, так и ее отдельные методики диагностического и коррекционного характера.
Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства в работе с семьей и при этом опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии. Как и семейная психотерапия, семейная арт-терапия занимается диагностикой и психотерапией семейных проблем, но при этом в качестве ведущего инструмента взаимодействия с членами семьи применяет визуально-пластические средства. Именно изобразительная деятельность членов семьи в процессе семейной арт-терапии дает основной материал для исследования и решения семейных проблем.
Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Ханна Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря своему невербальному характеру средства визуальной экспрессии позволяют также членам семьи перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает многие ранее не осознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы более наглядными и понятными для членов семьи. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семьи нового опыта взаимодействия друг с другом.
Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):
— исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами;
— изучение родительского влияния;
— изучение прошлого и текущего опыта семьи;
— выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи;
— осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи;
— определение транзакционных конфигураций;
— выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия;
— диагностика актуальных семейных конфликтов;
— коррекция родительского поведения;
— обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем;
— развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.
Диагностика в семейной арт-терапии основана на выполнении членами семьи различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:
— рисование семейного герба;
— изображение сцен семейной жизни;
— совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;
— создание каракулей с последующим обсуждением и прорисовыванием образов;
— рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи (при метафорическом изображении участникам занятий предлагается изобразить членов своей семьи в образах животных или предметов, символически обозначить членов семьи разными цветами либо подобрать иллюстрации из журналов, ассоциирующиеся с разными членами семьи);
— изображение дома с находящимися в нем членами семьи, занимающимися какими-либо делами;
— изображение значимых семейных событий — приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и пр.);
— изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. п.);
— изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;
— иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;
— изображение желаемого будущего и целей семьи; — изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;
— изображение любимых занятий и увлечений;
— создание композиций в песочнице на свободную или заданную тему.
Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в некоторых случаях членам семьи предлагается сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членов семьи просят сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.
Психокоррекция в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:
— на осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
— на отреагировании и принятии чувств,
— на получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,
— на освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,
— на обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).
Коррекционные техники могут включать:
— парное рисование или выполнение в паре иных творческих проектов (связанных с созданием повествований, фотографий и т. д.), направленное на то, чтобы разбить триангуляции,
— создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию),
— совместное рисование и реализация фотопроектов на основе предварительного распределения ролей и функций,
— консультирование (инструктирование) родителей,
— определение правил поведения,
— выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения,
— изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления,
— положительное подкрепление в ходе совместной работы,
— техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов (например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций — ассамбляжей из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами: семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.).
Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений могут служить разные способы использования фотографий — техники семейной фототерапии и фотоарт-терапии.
Авторские методики семейной арт-терапии
Ниже дается характеристика некоторых авторских методик и техник семейной арт-терапии. Некоторые их них были разработаны пионерами семейной арт-терапии; другие же предложены сравнительно недавно и до настоящего времени в отечественной литературе представлены не были. Значительная информация, касающаяся арт-терапевтической работы с детьми, подростками и семьями, приводится в книге А.И. Копытина и Е.Е. Свистовской «Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии» (2010).
Семейная оценочная процедура Ханны Квятковска
Х. Квятковску нередко считают прародительницей семейной арт-терапии. Ее карьера арт-терапевта началась, когда она устроилась на работу в Национальный институт психического здоровья США. Именно там она стала впервые применять изобразительные средства в работе с семьями. Она создала специальную оценочную процедуру и использовала ее с семьями, в которых есть взрослые или подростки с психическими расстройствами. Сама Х. Квятковска (Kwiatkowska H., 1978) отмечает, что «семейная арт-терапия в качестве основного метода лечебно-коррекционного воздействия на семью связана с применение инновационных изобразительных техник с целыми семьями. Она требует серьезной психотерапевтической подготовки в дополнение к специализации по арт-терапии» (p. 137).
Семейная диагностическая процедура Х. Квятков- ска связана с использованием листа бумаги, набора масляной пастели и карандашей. В ходе совместной работы члены семьи должны создать два рисунка на свободную тему и четыре рисунка согласно заданной инструкции. Все шесть рисунков должны быть созданы в ходе одного занятия. После создания каждого рисунка членам семьи предлагается поделиться своими впечатлениями, связанными с восприятием рисунков друг друга. Процедура включает следующие шесть заданий.
1. Свободный рисунок: каждый член семьи рисует то, что придет ему в голову.
2. Рисунок с изображением семьи: каждый член семьи должен нарисовать свою семью, включая всех ее членов, в том числе, себя. Фигуры членов семьи должны изображаться по возможности целиком.
3. Абстрактный портрет семьи. Данное задание является наиболее сложным для объяснения. Вначале специалист просит членов семьи изобразить абстрактный портрет всей семьи, затем дожидается возможных вопросов тех членов, кто не понимает инструкцию.
4. Рисунок на основе каракулей: членам семьи предлагается каждому нарисовать каракули, и на их основе затем создать образ. Члены семьи могут вращать лист вокруг оси, добавлять к каракулям новые изобразительные элементы или оставить исходный рисунок без изменений.
5. Совместное создание каракулей. Данное задание предполагает такое же начало, что и в предыдущем задании. Однако, создав индивидуальные каракули, члены семьи должны затем выбрать какой-либо один рисунок и на его основе совместно создать изображение. Данное задание позволяет увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом, насколько они способны работать в тесном контакте, на одном листе бумаги, и как проявляются их личные границы. После выполнения задания арт-терапевт переходит к сравнению индивидуальных каракулей с рисунком, который создан совместно.
6. Свободный рисунок. Второй свободный рисунок рассматривается как наиболее важный из всех заданий, поскольку он выявляет способность выдерживать стресс членами семьи, определяет их возможности сохранять внутреннюю стабильность и переживать изменения при переходе от первого задания к последнему.
Семейные портреты и фрески Джудит Рубин
Д. Рубин проводила семейную арт-терапию, начиная с 1963 г. При этом она опиралась на широкий набор разных теоретических подходов в семейной психотерапии, а также на психодинамические концепции и теорию привязанностей. Она предлагала своим клиентам различные задания, связанные с изобразительной деятельностью — как индивидуальной, так и совместной. Среди используемых ею техник можно назвать следующие.
1. Рисование каракулей. Данная техника, как правило, использовалась ею в начале сеанса, так как рассматривалась в качестве безопасной, но дающей ценную информацию. Она доступна для выполнения даже тем детям, которые затрудняются в создании оформленного образа. Она позволяет наладить с клиентом коммуникацию и стимулирует его к рассказу о себе.
2. Семейный портрет: Д. Рубин использовала разные версии техники рисования семейного портрета, в том числе реалистические и символические портреты, варианты, связанные с применением двух- и трехмерных изобразительных материалов. Наличие в распоряжении клиента широкого набора изобразительных материалов, а также возможность расположения листа бумаги на столе или мольберте, по ее мнению, способствали снижению напряжения.
3. Семейная фреска. При использовании данной техники большой лист бумаги крепится к стене, и члены семьи рисуют на нем совместно какую-либо композицию на свой выбор. Прежде всего, они должны договориться, что будут рисовать. Помимо богатого диагностического материала, связанного с семейными отношениями, данная техника зачастую способствует налаживанию более тесной коммуникации между членами семьи.
4. Свободный рисунок. Данный вид работы обычно предлагался в тех случаях, когда члены семьи справлялись с другими видами деятельности. При создании свободного рисунка члены семьи могли использовать любые изобразительные средства.
Вербальные и невербальные семейные задания Хелен Ландгартен
Х. Ландгартен начала свою арт-терапевтическую карьеру в 1967 г. в амбулаторном психиатрическом центре в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния). В то время центр являлся одним из лидеров в развитии семейной психотерапии. Вскоре арт-терапия обнаружила свои неоспоримые достоинства в работе с семьями. Наблюдения за совместной изобразительной работой членов семьи позволили Х. Ландгартен получить важную информацию о семейной динамике. Большинству семей задания, связанные с применением изобразительных средств, кажутся безопасными. Зачастую данные, полученные с применением изобразительных средств во время первых бесед с членами семьи, служат основой для разработки плана вмешательства.
Одним из достижений Х. Ландгартен является разработка оригинальной диагностической процедуры, которая внешне напоминает игру, но обеспечивает всестороннюю оценку взаимоотношений и поведения членов семьи. Ее применение требует наличия таких изобразительных средств, как: фломастеры, белая и цветная бумага, клей, — и предполагает выполнение членами семьи следующих трех заданий.
1. Создание совместной изобразительной работы подгруппами в отсутствие словесного контакта. Вначале члены семьи должны сформировать две подгруппы, а затем каждая из них создает рисунок на отдельном листе бумаги. Каждый член семьи должен выбрать мелок определенного цвета, которым он пользуется на протяжении всего процесса работы. Этим мелком больше никто пользоваться не может. В процессе совместной работы члены семьи не могут разговаривать, но могут общаться с помощью жестов и знаков. Когда подгруппы почувствуют, что рисунок создан, они должны подать сигнал. Затем они переходит к представлению своего рисунка и обмену впечатлениями. Кроме того, каждая подгруппа должна дать работе название.
2. Создание совместной изобразительной работы всей семьей в отсутствие словесного контакта. Данное задание аналогично предыдущему, но отличается от него тем, что совместный рисунок создается на одном листе бумаги всеми членами семьи. После того как рисунок будет создан, члены семьи переходят к его обсуждению и выбору для него названия.
3. Создание совместной изобразительной работы всей семьей с возможностью словесного контакта. Члены семьи могут разговаривать друг с другом и свободно выбирать любые изобразительные материалы. Работая совместно, они должны создать рисунок или пластическую композицию. При этом каждый использует фломастер или пластилин одного цвета, которым другие пользоваться не могут.
Данная диагностическая процедура позволяет выявить и оценить семейные альянсы (коалиции) и вклад каждого члена семьи в создание совместного рисунка. Х. Ландгартен выделила 17 признаков, по которым оценивается семейное взаимодействие и которые связаны с ответами специалиста на следующие вопросы:
1. Кто первым стал рисовать, что этому предшествовало?
2. В каком порядке работали остальные члены семьи?
3. Чьи идеи находили поддержку, а чьи — нет?
4. Какова была степень вовлеченности в работу у разных членов семьи?
5. Кто работал на ограниченном пространстве общего рисунка, то есть в основном на своей территории, а кто вторгался на территории других, рисовал на всем пространстве?
6. Кто пытался «вытеснить» других, например, рисуя поверх их рисунков?
7. Кто стремился помочь другим, проявлял инициативу в налаживании сотрудничества и взаимодействия, а кто избегал контактов и работал обособленно?
8. Работали ли члены семьи по очереди или одновременно, формировали ли они подгруппы?
9. Если в процессе работы происходили изменения общего характера изображения, то с чьими инициативами это было связано?
10. Где располагаются изображения, создаваемые разными членами семьи (в центре, в углах, по всему пространству и т. д.)?
11. Сколько места занимают изображения, созданные разными членами семьи?
12. Какова символическая нагрузка изображений, созданных разными членами семьи?
13. Кто проявлял независимость, а кто был зависим от других?
14. Кто проявлял инициативу? Кто следовал за инициативой других?
15. Возникали ли в процессе работы конфликты и как они решались?
16. Какие эмоции были проявлены в ходе работы?
17. Носило ли взаимодействие членов семьи в процессе работы хаотичный или организованный характер; насколько проявлялась тенденция к индивидуализму?
Во время сеансов арт-терапевт должен также комментировать положительные аспекты семейных отношений, а именно:
— стремление к сотрудничеству,
— уважение позиции другого,
— адекватное проявление лидерских тенденций,
— использование эффективных стратегий преодоления сложных ситуаций,
— проявление чувства юмора,
— внимание друг к другу,
— сопереживание.
Свои теоретические позиции в работе с семьями и парами Х. Ландгартен характеризовала как в наибольшей степени связанные со структурной семейной психотерапией. Она считала свой подход преимущественно директивным, полагая, что он отвечает ее индивидуальным психологическим особенностям, позволяет клиентам почувствовать себя в безопасности и способствует формированию доверия в психотерапевтических отношениях.
Техники семейной арт-терапии Мексин Джунге
М. Джунге училась арт-терапии у Х. Ландгартен и по ее приглашению в 1974 г. начала заниматься преподавательской деятельностью. Несколько позже она увлеклась семейной психотерапией, разработала свой подход, характеризуя его как системно-ориентированный. Вплоть до настоящего времени она проводит консультации по семейной арт-терапии. Она также разработала свою оценочную методику для работы с семьями, взяв за основу разработки Х. Лан- дгартен. Первая встреча с семьей у нее проводится исключительно в форме интервью, а вторая встреча связана с использованием изобразительных средств. Структура данного сеанса следующая.
1. «Разогрев» всех членов семьи. Им предлагается создать на листе бумаги изображение своих инициалов, а затем украсить их по своему усмотрению. Затем члены семьи должны взять рисунки в руки и показать их друг другу. При этом автору рисунка могут задаваться вопросы. На данный вид работы отводится 10 минут.
2. Семейный совместный рисунок, создаваемый на большом листе бумаги, расположенном на стене. Членам семьи предлагается вместе создать рисунок любого характера. Во время работы они должны соблюдать три правила: а) каждый выбирает фломастер одного цвета и работает им на протяжении всего процесса создания семейного рисунка; б) члены семьи рисуют по очереди; в) разговаривать нельзя. Когда рисунок создан, члены семьи делятся впечатлениями друг с другом и подбирают для рисунка название. Время на выполнение данного задания варьируется от 10 до 20 минут. Если остается время, то семье может быть предложено третье задание, однако, опыт показывает, что это случается весьма редко.
Семейные пейзажи Дорис Аррингтон
Д. Аррингтон более 30 лет занималась арт-тера- певтической практикой и преподавательской деятельностью. В своей работе с семьями она пыталась использовать некоторые данные психологической теории привязанностей и нейропсихологии. Одной из техник, разработанных ею, является техника создания семейного пейзажа, позволяющая исследовать границы семьи и ее членов. При создании семейного пейзажа членам семьи предлагается воспользоваться такими материалами, как цветные карандаши, акварельные краски и ручки с черными чернилами. Им даются следующие задания.
1. Вспомнить какое-либо событие, случившееся в их жизни, когда им было от 3 до 12 лет, представить и ощутить атмосферу и пространство, в котором оно происходило (например, ощущалось ли это пространство как комфортное или некомфортное, свободное или стесненное и т. д.).
2. Нарисовать символический пейзаж, отражающий психологическую атмосферу того события, включив в него также символические образы членов семьи, присутствовавших в тот период, постараться передать степень их психологической близости к автору рисунка.
3. Изобразить систему условных обозначений для членов семьи, включив ее в карту семьи в качестве ее легенды.
4. Вспомнить событие, которое повлекло за собой более или менее существенные изменения в жизни семьи, случившееся, когда им было от 3 до 12 лет (смерть, развод, повторное замужество или женитьба родителя, усыновление), особое внимание обратить на его эмоциональную атмосферу. Для данного события также необходимо создать карту и придумать для него легенду.
5. Последним этапом при выполнении данной техники является создание карты, отражающей восприятие данного события тем членом семьи, с которым испытуемый ощущает наименьшую эмоциональную близость.
Д. Аррингтон считает, что последний этап работы приводит к переосмыслению прошлого. Методика в целом способствует исследованию семейного пространства, защитных механизмов, границ и степени близости родственников в пределах семейной системы.
Групповая диадическая детско- родительская арт-терапия Люсиль Пролкс
Большой интерес представляет модель групповой диадической детско-родительской арт-терапии, предложенная канадским арт-терапевтом Л. Пролкс (Пролкс Л., 2006). Данная модель рассчитана на совместную работу родителей и детей начиная с полуторагодовалого возраста. Л. Пролкс показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, находящимися на том этапе психического развития, когда их изобразительные навыки еще слабо развиты. В то же время, Л. Пролкс считает, что творческое взаимодействие ребенка и родителей может быть реализовано в самых разных формах, обеспечивая укрепление и коррекцию детско-родительских отношений.
Программа детско-родительской диадической арт-терапии включает серию групповых занятий с участием не более десяти человек. При этом формируются пять диад «родитель — ребенок». Каждое занятие рассчитано на полтора часа и имеет характерную структуру, включающую:
1. приветствие и арт-терапевтические занятия за столом;
2. свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевти- ческого занятия с родителями;
3. пение, чтение книг, двигательные упражнения;
4. совместное употребление пищи, завершение занятия.
Программа способствует коррекции и укреплению эмоциональных связей между родителями и детьми и создает богатые возможности для развития комплекса умений как у детей, так и у родителей. Она предполагает поэтапное освоение различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем их использование в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и в группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия детей со своими сверстниками и взрослыми.
Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, призванное помочь им осознать важность свободы творческих проявлений и самостоятельности ребенка.
Техники семейной арт-терапии Янис Хошино
В последние годы американский арт-терапевт Я. Хошино, работая на базе Антиохского университета в г. Сиетле (шт. Вашингтон), адаптировала ряд техник семейной психотерапии к условиям арт-те- рапевтической работы. Одной из таких техник является изображение генограммы. Я. Хошино (Hoshino J., 2008) предлагает создавать генограммы с использованием самых разных изобразительных средств и объектов (предметов, принадлежащих членам семьи, фотографий и т. п.). В некоторых случаях основой для создания генограммы может служить тот или иной символический образ (например, дерево). Если при этом используются трехмерные объекты и материалы (природные и техногенные), то генограмма может представлять собой подобие инсталляции или предметной скульптуры (ассамбляжа). В некоторых случаях задание по созданию семейного дерева может даваться для выполнения на дом.
Я. Хошино (Hoshino J., 2008) также использовала оригинальный вариант исследования семейных ролей в процессе арт-терапии: она предлагала клиентам вспомнить себя в возрасте шести лет и те страхи, которые они в тот период испытывали. Затем она просит их создать куклу-марионетку, которая символизировала бы их страхи, и поговорить с куклой о семейных ролях и страхах. Данная техника позволяет исследовать ранние источники эмоциональных нарушений, связанные с семейными отношениями и ролями.
Техника создания семейных масок детства также является разработкой Я. Хошино (Hoshino J., 2008) и направлена на исследование того, как семья предъявляет себя в социуме, а также семейных границ и различий между внешним и внутренним планом восприятия семейной системы. Данная техника имеет значительный потенциал и для изучения культурной идентичности членов семьи и процесса ее формирования.
Литература
- Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. — М.: Когито-центр, 2006. — 250 с.
- Ландгартен Х. Семейная артпсихотерапия // Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч. Шеффера и Л. Кери. — СПб: Питер, 2001. — С. 276—292.
- Пролкс Л. Групповая арт-терапия с маленькими детьми и их родителями // Арт-терапия — новые горизонты / Под ред. А.И. Копытина. — М.: Когито-Центр, 2006. — С. 87—104.
- Эйдемиллер Э.Г. Психиатрия и психотерапия в современном культурном контексте России и мира // Детская психиатрия: Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. — СПб: Питер, 2005. — С. 15—28.
- Hoshino J. The development of family therapy and family art therapy // Family art therapy / eds. C. Kerr and J. Hoshino. — New York: Routledge, 2008. — P. 37—63.
- Kwiatkowska H.Y. Family therapy and evaluation through art. — Springfield, Ill.: Charles C. Thomas, 1978.
- Landgarten H. Family art psychotherapy: a clinical guide and casebook. — New York: Brunner/Mazel, 1987.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5775
В прошлом месяце: 167
В текущем месяце: 80
Скачиваний
Всего: 34109
В прошлом месяце: 217
В текущем месяце: 121