Служба практической психологии образования как инструмент социального развития

821

Аннотация

В статье описывается история деятельности психологической службы в рамках отечественной системы образования. Анализируются роль, достижения, современные возможности, а также перспективы дальнейшего развития.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. Служба практической психологии образования как инструмент социального развития [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 43–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34613 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

С середины 80-х годов отечественная система образования стала развиваться в направлении демократизации: появилась вариативность образования, возникли инновационные движения. Система образования быстро адаптировалась к принципиально новым социально-политическим условиям: развитию демократии, гражданского общества, рыночной экономики. В 1992 году был принят Закон «Об образовании», утвердивший принципы академической и экономической автономии учебных заведений, свободу выбора в системе образования.

Вместе с тем, в полном объеме новые принципы организационно-экономического функционирования средней и высшей школы реализованы не были. В наибольшей степени указанные принципы удалось утвердить в системе высшего образования, что объяснялось влиянием и традициями академической независимости вузов, существенно меньше — в системе начального и среднего профессионального образования. Более того, непоследовательное осуществление реформ в системе образования в сочетании с сокращением объемов финансирования привели к формализации государственных гарантий в части общедоступности и бесплатности общего среднего образования. Произошла также структурная деформация образования (высокий уровень высшего инженерного образования, высшего профессионального образования в области естественных, точных наук — и низкий уровень начального и среднего профессионального образования), что привело к резкому падению культуры массового производства.

<...>

Литература

  1. Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. — Ростов н/Д, 2005. — 268 c. — РГБ ОД, 71:05-22/43.
  2. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития // Социологические исследования. — 1998. №4.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. № Пр-271, Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», Москва, декабрь, 2001 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=242634;fld=134;dst=4294967295
  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»), Москва, ноябрь, 2008 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=5AE50B2B0465CC3A8DB8A7338B9CD366
  6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации», Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=94902;fld=134;dst=4294967295
  7. Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 246р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Москва, февраль, 2010 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=406142;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=E271D0135ED13EB158E92E8663E54156
  8. Рубцов В.В. Современное психологическое образование: проблемы и перспективы // Сборник материалов конференции «Психолог и общество: диалог о взаимодействии» 12 февраля 2008 г. — М., 2008. — 47 с.
  9. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. — М.: Наука, 1994. — 256 с.

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Москва, Россия, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1407
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 821
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1