Вестник практической психологии образования 2010. Том. 7, № 4. С. 52–64
ISSN:
2658-3100 (online)
Изучение готовности педагогов школы к инновационной деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы
Мурзина Н.П. кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления факультета экономики и менеджмента Омского государственного педагогического университета, Омск, Россия
Аннотация
В статье исследуются подходы к пониманию сущности инновационной деятельности педагогов школы, ее структуры, к изучению уровня готовности к ней. Предложена программа изучения инновационной деятельности, характеристика уровней готовности и психологические портреты педагогов-инноваторов. На основе опытно-экспериментальной работы в пилотной школе представлены результаты изучения готовности педагогов к инновационной деятельности на примере освоения новых учебно-методических комплексов в соответствии с концепцией новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной школы, а также формы систематизации и работы с диагностическим материалом.
Дука Н.А. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего
учителя к инновационной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. — Омск,
1999.
Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. — М.: Знание, 1980.
Кузьмина Н.В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного
обучения. — М: Высшая школа, 1990.
Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологий:
Учебно-практ. пособие. — Ростов-н/Дону: Творческий центр «Учитель», 2001.
Лазарева Е.Н. Система диагностики и коррекции профессиональной деятельности
учителя: Дисс. … канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2000.
Литвинова Р.М. Повышение квалификации педагогов в инновационном дошкольном
образовательном учреждении: Дисс. …канд. пед. наук. — Ставрополь, 2000.
Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение,
1993.
Митина Л.М. Психология профессионального развития. — М.: Флинта, Московский
психолого-социальный институт, 2000.
Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации
целостного педагогического процесса: Дисс. … доктора пед. наук. — М.,
1992.
Мурзина Н.П. Методическое обеспечение внедрения инновационного содержания
образования в школьную практику на примере УМК «Школа 2100» и «Школа 2000…»:
Учебно-метод. пособие. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2006.
Мурзина Н.П. Управление развитием инновационной деятельности педагогов
общеобразовательной школы // Менеджмент в образовательных системах:
теоретико-прикладной аспект: Монография / Под ред. Л.А. Шипилиной.— Омск:
Изд-во ОмГПУ, 2008. — С. 308—344.
Мурзина Н.П. Инновационное содержание образования как фактор развития
субъектной позиции обучающегося // Развитие субъектов учебной деятельности в
контексте педагогического управления: Коллективная монография / Под ред. Л.А.
Шипилиной. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. — С. 191—222.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: Сборник
материалов / Под науч. ред. А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, изд. дом РАО,
2003.
Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации
современных целей образования. — М.: УМЦ «Школа 2000…», 2003.
Позднякова Л.Р. Повышение квалификации учителей в процессе овладения
личностно ориентированной образовательной технологией: Дисс. ... канд. пед.
наук. — Ростов-н/Д., 1999.
Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования
педагогических систем — М.: Логос, 1999.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.:
Магистр, 1997.