Введение
Метафора «жидкой современности» Баумана
[Бауман, 2019] и парадокс Дж. Фука о современной профессиональной практике — «определенность в неопределенности и потребность обеспечить определенность в пределах неопределенности»
[Fook, 2011] объясняет специфику современной профессиональной деятельности.
Анализ ключевых определений понятия «ситуация неопределенности», проведенный С.М. Бустубаевой [Бустубаева, 2020], показал, что неопределенность рассматривается как:
- один из признаков трудной жизненной ситуации, к характеристикам которой относится: отсутствие понимания происходящего и неочевидность исхода;
- недостаток, противоречивость или нечеткость информации, наличие риска в принятии решений, который повышается при росте неопределенности трудности установления четких критериев оптимальности и др.;
- препятствие на пути к достижению цели, возникающее при невозможности решить задачу известными способами, оказывающее влияние на качество субъективных переживаний [Кригер, 2018];
- необычность, двусмысленность ситуации [Черноусова, 2022].
Понятие «профессиональная неопределенность» трактуется как проблемная ситуация, затруднение в работе разных специалистов
[Дубенцов, 2011]; как источник стресса у специалистов
[Greco, 2021], способствующий профессиональному выгоранию
[Трухан, 2013].
Анализ отечественной литературы показал, что попытки выделить и классифицировать ситуации профессиональной неопределенности чаще всего предпринимаются в деятельности учителей или будущих педагогов. Используются разные основания: источники возникновения ситуаций неопределенности; возможности, возникающие в ситуации неопределенности и т. д.; дефициты компетенций; профессиональные кризисы [Ускова, 2020]; недостаток ясности и уверенности в отношении своих профессиональных ролей, обязанностей и перспектив [Бустубаева, 2020].
В зарубежных исследованиях с 50-х годов 20 века особое внимание уделяется классификации ситуаций профессиональной неопределенности у медицинских работников
[Pomare, 2019]. Обосновывается интегративная модель ситуаций, которая объединяет тип и воспринимаемый уровень неопределенности, стратегии, используемые для ее преодоления, и элементы контекста, такие как действующие лица, присутствующие в ситуации
[Hamui-Sutton, 2015]. В исследованиях выделены 3 взаимосвязанных аспекта профессиональной неопределенности: принятие решений; профессиональная роль; внешние факторы. Также было установлено, что неопределенность не связана с профессиональным опытом
[Pomare, 2018].
В отечественных исследованиях выделены условия профессиональной неопределенности у врачей (присутствие фактора случайности; невозможность просчитать вероятность исхода, связанного с выбором способа решения; отсутствие достаточного количества информации для целесообразной организации действий; множественность вариантов развития событий и т. п.
[Гавриленко, 2021].
Неопределенность в деятельности социальных работников в отечественной психологии стала изучаться в постпандемийный период. Показано негативное влияние пандемических вызовов на качество услуг специалистов, занятых социальным обслуживанием клиентов, их эмоциональное и физическое состояние, межличностное взаимодействие с клиентами и коллегами
[Сорокина, 2023].
В модели требований и ресурсов к работе в отношении специалистов по защите детей показано, что профессиональные ситуации, связанные с неопределенностью (перегрузка ролей и конфликты), наиболее деструктивны и способствуют высокой текучести кадров
[Bakker, 2017].
Ситуации профессиональной неопределенности «вшиты» в деятельность любого специалиста сферы защиты прав детей. Необходимость постоянного поиска ответа на так называемые «большие вызовы»
[Колмыкова, 2021], поток изменений в самой системе
[Социальная защита в], малая предсказуемость влияния принятых решений на жизнь и судьбу ребенка и его семьи в связи с большой вероятностью различных вариантов развития событий — все это способствует увеличению уровня стресса и беспокойства у самих работников, снижению эффективности их деятельности, а также формированию негативного имиджа самой системы.
Анализ научных статей последних лет позволил выделить наиболее часто описываемые трудные профессиональные ситуации и их причины у специалистов сферы защиты прав детей. Эти ситуации имеют свою специфику в соответствии с профессиональной группой, которую они представляют. Можно выделить некоторые общие источники их возникновения: неопределенность в нормативно-правовых документах, а также проблемы в оценках деятельности специалистов со стороны общественности.
Для специалистов органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних проблемы зачастую связаны:
- с неопределенностью критериев оценки угрозы жизни детей при изъятии из семьи и мер, принимаемых в случае семейного неблагополучия [Никитина, 2020; Семейный кодекс Российской; Цымбал, 2023];
- правовым регулированием подбора замещающих родителей по социально-психологическим критериям и подготовки различных категорий кандидатов в замещающие родители, с сопровождением замещающих семей [Законопроект № 232772-8, 2022; Лашкул, 2023; Мосиенко, 2017];
- негативно настроенной общественностью, возлагающей вину за детское и семейное неблагополучие на специалистов [Владыкина]. Эти проблемы выделяют и зарубежные исследователи в различных странах, например в Великобритании [Boddy, 2023].
Неопределенность профессиональных ситуаций специалистов Аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка обусловлена «гибридностью самой формы данного института, нечто среднее между государственными и общественными организациями», недостаточной юридической закрепленностью его независимости», отсутствием «единообразия при формировании модели функционирования Уполномоченного; невозможностью в полной мере реализовать все ресурсы, имеющиеся в арсенале данного института»
[Доклад о деятельности; Колесникова, 2022; Рогова, 2020; Смирнова, 2021].
У специалистов организаций для детей-сирот ситуации профессиональной неопределенности чаще связаны с особенностями взаимодействия с социально и эмоционально уязвимыми детьми, чьи аффективные реакции могут быть неожиданными и разрушительными и способствовать формированию викарной травмы у специалистов
[Ослон, 2022; Сорокина, 2023; Alcablan, 2021].
При анализе стратегий ответа специалистов на вызовы профессиональной неопределенности особое внимание уделяется психологическим ресурсам совладания.
Анализ зарубежных и отечественных исследований показал, что в качестве специфических психологических ресурсов в преодолении ситуаций профессиональной неопределенности у специалистов зачастую рассматривается толерантность к неопределенности: у медицинских работников
[Gao, 2024; Hillen, 2017]; педагогов
[Рачицкая, 2023]; военнослужащих; будущих психологов
[Аксенова, 2022]; руководителей
[Леонов, 2015]; сотрудников правоохранительных органов
[Рогачев, 2017]. Толерантность к неопределенности рассматривается как устойчивая личностная черта, которая может оказать воздействие на реакцию в конкретной ситуации
[Черноусова, 2022].
При этом признание данного ресурса как определяющего в совладании с ситуациями профессиональной неопределенности остается дискуссионным, определение его недостаточно ясное и часто зависит от точки зрения исследователя, а измерения существенно варьируют
[Hillen, 2017].
В качестве ресурсов для удержания на работе специалистов сферы защиты прав детей выделяют копинги, связанные с использованием эмоциональной поддержки, повышающие психологическое благополучие
[Radey, 2021] и сдерживание
[Ferguson, 2018].
К ресурсам совладания с ситуациями профессиональной неопределенности относят жизнестойкость и смысложизненные ориентации специалиста, профессиональную мотивацию, субъективное благополучие, эмоциональный интеллект и др.
[Осин, 2013; Ослон, 2022].
В корейском исследовании сотрудников полиции показано, что стили преодоления трудностей, связанные с решением проблем и поиском помощи, являются промежуточными факторами между стрессом и субъективно воспринимаемым благополучием
[Ryu, 2020].
Таким образом, несмотря на многочисленность исследований профессиональной неопределенности и стратегий совладания с ними, специфика инструментальных и мотивационных ресурсов у специалистов сферы защиты прав ребенка в условиях неопределенности профессиональной деятельности практически не изучена.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали субъектно-бытийный подход, акцентирующий внимание на субъективном восприятии индивида своего бытия и взаимодействия с окружающей действительностью
[Рябикина, 2010], а также концепция психологических ресурсов Д.А. Леонтьева
[Леонтьев, 2016].
Программа исследования
Цель исследования — выделить специфику инструментальных и мотивационных ресурсов у специалистов сферы защиты прав детей с разным уровнем переживания неопределенности ситуаций профессиональной деятельности.
Исследовательские задачи:
- выявить ситуации профессиональной неопределенности и специфику их когнитивного оценивания у специалистов различных профессиональных групп сферы защиты прав детей;
- выделить группы специалистов с разным уровнем неопределенности ситуаций профессиональной деятельности и проанализировать различия в их инструментальных и мотивационных ресурсах.
Гипотеза.
Инструментальные и мотивационные ресурсы в группах специалистов с разным уровнем переживания ситуаций профессиональной неопределенности различны.
Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики ситуаций неопределенности у специалистов различных профессиональных групп сферы защиты прав детей и их когнитивного оценивания; в выделении групп с разной степенью неопределенности ситуаций профессиональной деятельности и различий в инструментальных и мотивационных ресурсах, используемых для совладания.
Схема проведения исследования.
Исследование проводилось в рамках дистанционного курса повышения квалификации специалистов сферы защиты детства и было направлено на решение следующих задач обучения:
- повышение уровня мотивации специалистов к изучению научных исследований в рамках профессиональной деятельности;
- развитие исследовательских компетенций.
На занятии со слушателями курса обсуждалась тема «Профессиональная неопределенность и ресурсы совладания с ней», которая и была выбрана в качестве исследовательской. Слушатели прошли самообследование по предложенному комплексу, проанализировали и описали собственные результаты, затем совместно с преподавателем обсудили полученные данные.
Выборка.
Всего в исследовании приняли участие 596 респондентов из 87 регионов РФ:
- специалисты органов опеки и попечительства (далее — ООиП) — 395 чел.;
- специалисты Аппарата уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (далее — УПР) — 55 чел.;
- специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — ОДС) — 146 чел.
Средний возраст — 41,9; SD ± 8,8. лет. В зависимости от профессиональной группы информанты различались по возрасту (F — 30,2, p = ,000).
Информанты более старшего возраста работали в ОДС — 46,5; SD — ± 7,6; более младшего — в ООиП — 40,2; SD ± 8,5. Абсолютное большинство — женщины (96%) с одним (79%) или двумя (15,3%) высшими образованиями, в основном в области юриспруденции (68,5%) и педагогики (62,1%), работающие в городе (70,1%) и состоящие в браке (62,1%). Средний опыт работы по специальности — 6,7 ± 4,5; в должности — 2,8 ± 3,4.
Процедуры, методы и методики исследования.
Для выявления ситуаций профессиональной неопределенности слушатели выполняли следующее задание: вспомнить и описать трудные ситуации неопределенности в их профессиональной деятельности, которые произошли с ними в течение двух последних лет и остаются актуальными в настоящее время (открытый вопрос). Далее они оценивали эти ситуации по 12 характеристикам: значимость, трудность, напряженность, непредсказуемость, бесконтрольность, неразрешимость, непонятность, неопределенность, неожиданность, безвыходность, трудность прогнозирования, противоречивость информации — по шкале от 1 до 10
[Одинцова, 2024].
Для выявления инструментальных и мотивационных ресурсов в совладании с ситуациями неопределенности использовались:
- сокращенная версия методики оценки копинг-стратегий К. Карвера (СОРЕ-30) [Одинцова, 2022];
- опросник профессиональной мотивации (Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин) [Осин, 2017];
- Шкала субъективного благополучия У. Эдинбурга (WEMWBS) [Осин, 2020].
В специально разработанной авторской анкете «Самооценка развития исследовательских компетенций» информантов просили оценить свои компетенции в области работы с информацией, практические навыки проведения и организации исследовательской работы, анализа полученных результатов и др. по 5-балльной шкале (от 1 — наименее сформированы до 5 — наиболее сформированы).
Методы обработки данных: кластерный анализ методом k-средних, критерий хи-квадрат Пирсона; Критерий Краскела—Уоллеса, однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты
Таблица 1
Типы и ситуации профессиональной неопределенности
|
Типы ситуаций профессиональной неопределенности
|
Ситуации профессиональной неопределенности
|
|
Неопределенность в отношении своих профессиональных ролей, обязанностей и перспектив
|
Увольнение с работы, неопределенность относительно будущего и финансового состояния, переход на новую работу
|
|
Неопределенность в профессиональных взаимоотношениях
|
Конфликт с начальником, с коллегами, с подчиненными; ситуация, связанная с невыполнением задания руководителя, с непониманием подчиненными задания
|
|
Личная неопределенность
|
Ситуация в семье, которая может отразиться на работе; ситуация со здоровьем, которая может отразиться на работе
|
|
Неопределенность, связанная с трудностями в принятии профессиональных решений
|
Неопределенность в нормативно-правовых документах, не позволяющая принять однозначное решение; ситуация, связанная с участием в судах
|
|
Неопределенность, связанная с различными последствиями для безопасности ребенка
|
Отобрание ребенка, СВО
|
Ситуации неопределенности профессиональной деятельности, описанные респондентами, были проанализированы экспертами, в качестве которых выступили авторы данной работы. На основании анализа было выделено пять групп (табл. 1).
4 типа ситуаций были отнесены к внешним условиям деятельности и только один — личная неопределенность — к внутренним.
Проведенный анализ показал, что специалисты разных профессиональных групп различаются по частоте упоминания тех или иных типов ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Различия в частоте упоминания типов ситуаций неопределенности
профессиональной деятельности в зависимости от профессиональной группы %
|
Типы ситуаций неопределенности профессиональной деятельности
|
ООиП N = 395
|
ОДС N = 146
|
УПР N = 55
|
Итого по выборке N = 596
|
|
Неопределенность в отношении своих профессиональных ролей, обязанностей и перспектив
|
31,4
|
24,0
|
27,3
|
29,2
|
|
Неопределенность в профессиональных взаимоотношениях
|
10,9
|
19,2
|
5,5
|
12,4
|
|
Личная неопределенность
|
9,4
|
16,4
|
20,0
|
12,1
|
|
Неопределенность, связанная с трудностями в принятии профессиональных решений
|
38,7
|
33,6
|
27,3
|
36,4
|
|
Неопределенность, связанная с различными последствиями для безопасности ребенка
|
8,1
|
4,8
|
16,4
|
8,1
|
|
Не указано
|
1,5
|
2,1
|
3,6
|
1,8
|
|
Итого
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
|
c2 = 27,947, р = 0,002
|
Специалисты, независимо от профессиональной группы, чаще всего сталкиваются с трудностями в принятии решения, а также с неопределенностью профессиональных ролей, обязанностей и перспектив. Чаще — специалисты ООиП и ОДС, реже — специалисты УПР. Для последних в большей степени характерны ситуации личной неопределенности и ситуации, связанные с различными последствиями для безопасности ребенка. Неопределенность в профессиональных взаимоотношениях чаще всего волнует специалистов ОДС.
Типы ситуаций неопределенности профессиональной деятельности различаются по содержанию их когнитивных оценок (табл. 3). Эффекты достаточно велики: значимость — h2 ≤ 0,110, трудность — h2 ≤ 0,096, напряженность — h2 ≤ 0,101, непредсказуемость —h2 ≤ 0,081, бесконтрольность — h2 ≤ 0,096, неразрешимость — h2 ≤ 0,093, непонятность — h2 ≤ 0,092, неопределенность — h2 ≤ 0,092, неожиданность — h2 ≤ 0,089, безвыходность — h2 ≤ 0,091), трудность — h2 ≤ 0,088), противоречивость — h2 ≤ 1,36).
Все типы ситуаций неопределенности достаточно значимы для специалистов. При этом наиболее выраженные характеристики с негативной коннотацией относятся к ситуациям, связанным с различными последствиями для безопасности ребенка: трудные, напряженные, непредсказуемые, непонятные, неопределенные, неожиданные, бесконтрольные, неразрешимые, безвыходные и непрогнозируемые (самые высокие средние оценки).
Таблица 3
Различия в когнитивных оценках содержательных характеристик
ситуаций неопределенности профессиональной деятельности (ср. знач.)
|
Когнитивные оценки
|
Типы ситуаций неопределенности профессиональной деятельности
|
Критерий Краскела—Уоллеса, уровень значимости различий р
|
|
Неопределенность в отношении своих профессиональных ролей, обязанностей и перспектив
|
Неопределенность в профессиональных взаимоотношениях
|
Личная неопределенность
|
Неопределенность, связанная с трудностями в принятии профессиональных решений
|
Неопределенность, связанная с различными последствиями для безопасности ребенка
|
|
Значимость
|
6,9 ± 2,6
|
6,5 ± 2,8
|
8,1 ± 2,3
|
7,1 ± 2,7
|
8,0 ± 2,5
|
22,6, р = 0,000
|
|
Трудность
|
5,6 ± 2,5
|
6,2 ± 2,6
|
6,5 ± 2,6
|
6,5 ± 2,5
|
7,0 ± 2,7
|
15,9, р = 0,003
|
|
Напряженность
|
6,3 ± 2,8
|
7,1 ± 2,5
|
7,0 ± 2,5
|
6,7 ± 2,7
|
8,0 ± 2,3
|
17,4, р = 0,002
|
|
Непредсказуемость
|
5,7 ± 2,9
|
6,5 ± 2,8
|
6,3 ± 3,0
|
6,0 ± 2,9
|
7,7 ± 2,4
|
19,6, р = 0,001
|
|
Бесконтрольность
|
3,1 ± 2,4
|
4,8 ± 2,7
|
4,4 ± 2,8
|
4,2 ± 2,8
|
5,8 ± 3,1
|
42,7, р = 0,000
|
|
Неразрешимость
|
3,0 ± 2,4
|
4,6 ± 2,8
|
4,4 ± 2,8
|
4,4 ± 2,8
|
5,5 ± 3,0
|
45,9, р = 0,000
|
|
Непонятность
|
3,9 ± 2,7
|
5,5 ± 3,1
|
4,9 ± 2,9
|
5,4 ± 2,8
|
6,0 ± 3,4
|
35,9, р = 0,000
|
|
Неопределенность
|
4,1 ± 2,8
|
5,6 ± 2,9
|
4,8 ± 2,9
|
5,6 ± 2,7
|
6,0 ± 3,1
|
36,3, р = 0,000
|
|
Неожиданность
|
4,3 ± 2,8
|
5,8 ± 2,9
|
6,3 ± 3,2
|
5,0 ± 2,9
|
6,0 ± 2,9
|
32,9, р = 0,000
|
|
Безвыходность
|
2,7 ± 2,3
|
4,4 ± 2,9
|
4,5 ± 3,2
|
3,9 ± 2,9
|
5,3 ± 3,3
|
41,7, р = 0,000
|
|
Непрогнозируемость
|
4,3 ± 2,5
|
5,6 ± 2,8
|
5,3 ± 2,6
|
5,6 ± 2,7
|
6,1 ± 2,9
|
30,5, р = 0,000
|
|
Противоречивость
|
3,4 ± 2,5
|
6,0 ± 3,1
|
4,2 ± 2,9
|
5,5 ± 2,9
|
5,2 ± 2,9
|
65,9, р = 0,000
|
|
Общий уровень
|
4,4 ± 1,8
|
5,7 ± 2,1
|
5,6 ± 1,9
|
5,5 ± 2,1
|
6,4 ± 2,2
|
50,4, р = 0,000
|
Для специалистов защиты прав ребенка эти ситуации являются источником сильной фрустрации, так как фактически оказываются вне зоны их влияния и ассоциируются с выученной беспомощностью. Ситуации неопределенности в профессиональных взаимоотношениях оцениваются как наиболее противоречивые и напряженные. Ситуации личной неопределенности оцениваются как наиболее значимые и неожиданные по сравнению с другими типами ситуаций. Ситуации, связанные с трудностями в принятии профессиональных решений рассматриваются как трудные, напряженные, непредсказуемые, непрогнозируемые и противоречивые.
Наименее негативно заряженными стали ситуации неопределенности в отношении профессиональных ролей. Они в большей степени остаются в зоне контроля специалистов.
Далее были выявлены группы специалистов, по-разному оценивающих неопределенность профессиональной деятельности.
Степень неопределенности ситуаций профессиональной деятельности (относительно простая, сложная, очень сложная) определялась по совокупности двенадцати когнитивных оценок описанных ситуаций (значимость, трудность, напряженность, непредсказуемость, бесконтрольность, неразрешимость, непонятность, неопределенность, неожиданность, безвыходность, трудность прогнозирования, противоречивость информации). Затем был проведен кластерный анализ методом k-средних, который позволил выделить три кластера по степени неопределенности ситуаций профессиональной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Кластерный анализ методом k-средних:
группа 1 — переживающие очень сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности; группа 2 — переживающие относительно простую ситуацию
неопределенности профессиональной деятельности; группа 3 — переживающие
сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности
В первую группу (N = 156) вошли лица, давшие очень высокие оценки по всем двенадцати содержательным характеристикам ситуаций профессиональной деятельности от 7,01 балла по бесконтрольности до 9,03 балла по напряженности (переживающие очень сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности).
Вторая группа (N = 159) состоит из респондентов, оценивших ситуации профессиональной деятельности низкими и средними значениями: от 1,46 балла по безвыходности ситуации до 4,91 балла по ее значимости (переживающие относительно простую ситуацию неопределенности профессиональной деятельности).
Третью группу (N = 281) составили лица, оценившие ситуации профессиональной деятельности от низких до достаточно высоких значений: например, 3,26 балла — по безвыходности; 7,43 балла — по значимости (переживающие сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности) (рис. 1.).
Различий в распределении по группам/кластерам в зависимости от профессиональной группы не обнаружено (c2 = 4,179, р = 0,382). Не выявлены значимые различия в распределении по группам/кластерам в зависимости от формы расселения (город/село) (c2 = 3,871, р = 0,144); от семейного положения (c2 = 45,212, р = 0,517); образования (c2 = 3,010, р = 0,934); опыта работы по специальности (F = 0,894, р = 0,410); возраста (F = 0,295, р = 0,745).
Но обнаружены значимые различия в зависимости от опыта работы в должности, которую занимает работник на данный момент (F = 5,621, р = 0,004). Специалисты, переживающие очень сложную ситуацию неопределенности, работали в своей должности более трех лет (ср. знач. — 3,57±3,71 года); переживающие относительно простую — чуть более двух лет (ср. знач. — 2,32±3,15 года); переживающие сложную ситуацию — около трех лет (ср. знач. — 2,71±3,36 года). Также обнаружены различия в типах ситуаций профессиональной деятельности в зависимости от степени их неопределенности (c2 = 84,62, р = 0,000).
Переживающие очень сложные и сложные ситуации неопределенности профессиональной деятельности чаще всего указывали на ситуации, связанные с трудностями в принятии профессиональных решений. По сравнению с другими группами они также в большей степени озабочены случаями с различными последствиями для безопасности ребенка и профессиональными отношениями.
Рис. 2. Различия в типах ситуаций в зависимости от степени их неопределенности (%)
Переживающие относительно простые ситуации озабочены больше всего неопределенностью в отношении своих профессиональных ролей, обязанностей и перспектив, а также трудностями в принятии профессиональных решений (рис. 2).
Далее были проанализированы различия в инструментальных и мотивационных ресурсах в зависимости от разной степени неопределенности ситуаций профессиональной деятельности (табл. 4.).
Таблица 4
Различия в инструментальных ресурсах (копинг-стратегиях) специалистов,
переживающих разной степени неопределенность ситуаций
профессиональной деятельности (ср. знач.)
|
Копинг-стратегии
|
Группа
|
N
|
Среднее
|
Стд. отклонение
|
F
|
Уровень значимости различий р
|
Величина эффекта h2
|
|
Мысленный уход от проблемы
|
Группа 1
|
156
|
1,955
|
,793
|
4,006
|
0,019
|
0,01
|
|
Группа 2
|
159
|
1,786
|
,727
|
|
Группа 3
|
281
|
1,994
|
,747
|
|
Концентрация на эмоциях и их активное выражение
|
Группа 1
|
156
|
2,708
|
,722
|
8,174
|
0,000
|
0,03
|
|
Группа 2
|
159
|
2,462
|
,712
|
|
Группа 3
|
281
|
2,736
|
,699
|
|
Использование инструментальной социальной поддержки
|
Группа 1
|
156
|
3,397
|
,659
|
7,158
|
0,001
|
0,02
|
|
Группа 2
|
159
|
3,254
|
,693
|
|
Группа 3
|
281
|
3,489
|
,562
|
|
Сдерживание
|
Группа 1
|
156
|
3,423
|
,571
|
3,800
|
0,023
|
0,01
|
|
Группа 2
|
159
|
3,232
|
,791
|
|
Группа 3
|
281
|
3,380
|
,617
|
|
Использование эмоциональной социальной поддержки
|
Группа 1
|
156
|
3,160
|
,784
|
4,049
|
0,018
|
0,01
|
|
Группа 2
|
159
|
2,990
|
,866
|
|
Группа 3
|
281
|
3,213
|
,759
|
|
Использование «успокоительных»
|
Группа 1
|
156
|
1,349
|
,618
|
7,071
|
0,001
|
0,02
|
|
Группа 2
|
159
|
1,138
|
,364
|
|
Группа 3
|
281
|
1,307
|
,576
|
Примечание: группа 1 — переживающие очень сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности; группа 2 — переживающие относительно простую ситуацию неопределенности профессиональной деятельности; группа 3 — переживающие сложную ситуацию неопределенности профессиональной деятельности.
Независимо от группы, в качестве ведущих копинг-стратегий выделились стратегии, направленные на поиск поддержки, преимущественно социальной и инструментальной, а не эмоциональной, а также сдерживание. При этом во второй группе эти копинг-стратегии выражены слабее. Мысленный уход от проблемы, сдерживание, использование «успокоительных», а также концентрация на эмоциях и их активное выражение наиболее характерны для специалистов, которые оценили ситуации профессиональной деятельности как очень сложные или сложные. В отличие от них, представители второй группы лучше справлялись с ситуациями неопределенности. Тем не менее величины эффектов невелики (h2 ≤ 0,03). В исследовательских компетенциях различий между группами обнаружено не было.
Анализ мотивационных ресурсов показал, что для специалистов, независимо от профессиональной группы, деятельность чаще всего побуждается контролируемым типом мотивации. В 1-й и 3-ей группах ее значение выше по сравнению со 2-й. Для 1-й и 3-й групп чаще характерны интроецированная мотивация, побуждаемая внутренними наградами и наказаниями, такими как переживание гордости, чувство вины, или условной самооценкой; экстернальная регуляция (деятельность осуществляется ради получения внешних наград или избегания негативных последствий); а также амотивация. Внутренняя мотивация и субъективное благополучие наиболее выражены у специалистов, переживающих относительно простые ситуации неопределенности. Величины эффектов также невелики (h2 ≤ 0,05) (табл. 5).
Таблица 5
Различия в мотивации, субъективном благополучии у специалистов,
переживающих разную степень профессиональной неопределенности
|
Показатели психологических ресурсов
|
Группа
|
N
|
Среднее
|
Стд. отклонение
|
F
|
Уровень значимости различий р
|
Величина эффекта h2
|
|
Внутренняя мотивация
|
Группа 1
|
156
|
3,966
|
,861
|
5,610
|
0,004
|
0,02
|
|
Группа 2
|
159
|
4,274
|
,759
|
|
Группа 3
|
281
|
4,113
|
,825
|
|
Интроецированная мотивация
|
Группа 1
|
156
|
2,314
|
,877
|
7,585
|
0,001
|
0,03
|
|
Группа 2
|
159
|
1,976
|
,755
|
|
Группа 3
|
281
|
2,237
|
,829
|
|
Экстернальная мотивация
|
Группа 1
|
156
|
2,068
|
,951
|
16,04
|
0,000
|
0,05
|
|
Группа 2
|
159
|
1,529
|
,665
|
|
Группа 3
|
281
|
1,865
|
,897
|
|
Амотивация
|
Группа 1
|
156
|
1,788
|
,845
|
5,018
|
0,007
|
0,02
|
|
Группа 2
|
159
|
1,524
|
,701
|
|
Группа 3
|
281
|
1,706
|
,754
|
|
Контролируемая мотивация
|
Группа 1
|
156
|
6,171
|
2,123
|
14,49
|
0,000
|
0,05
|
|
Группа 2
|
159
|
5,030
|
1,653
|
|
Группа 3
|
281
|
5,809
|
1,986
|
|
Субъективное благополучие
|
Группа 1
|
156
|
53,615
|
7,334
|
4,909
|
0,008
|
0,02
|
|
Группа 2
|
159
|
55,956
|
7,401
|
|
Группа 3
|
281
|
53,882
|
7,689
|
Обсуждение результатов
Сопоставление типов ситуаций профессиональной неопределенности, выявленных в исследовании, с аналогичными в группах представителей иных социономических профессий показало, что они имеют значительное сходство
[Гавриленко, 2021; Захарова, 2016; Ускова, 2020].
Исходя из теоретического положения Б.С. Алишева о неопределенности как атрибуте внешнего и внутреннего мира человека, который должен преодолеваться в обоих этих аспектах [Алишев, 2009], выявленные ситуации профессиональной неопределенности специалистов были классифицированы на основании источника их возникновения: внешние и внутренние условия деятельности.
Когнитивное оценивание данных типов ситуаций подтвердило, что выявленные на основании анализа публикаций трудные профессиональные ситуации, связанные с неопределенностью законодательства в сфере защиты прав детей, оказывают фрустрирующее воздействие на информантов. В группах, переживающих очень сложные и сложные ситуации неопределенности, в качестве основных дестабилизирующих условий деятельности выделяют неопределенность в принятии профессиональных решений и последствия для безопасности ребенка.
Ситуации профессиональной неопределенности, связанные с перегрузкой и конфликтом ролей, которые в зарубежных исследованиях выделяются в качестве основных причин текучести кадров специалистов в сфере защиты детей
[Radey, 2021], оказывали менее стрессовое воздействие на респондентов и были характерны для групп, переживающих относительно простые и сложные ситуации профессиональной деятельности, и чаще всего отмечаются специалистами ООиП.
В исследовании подтверждается вывод о том, что уровень переживания сложности ситуаций не связаны с опытом работы по специальности
[Pomare, 2018]. Оценка сложности ситуаций зависела от стажа в должности. Это, по всей вероятности, связано с особенностями профессиональной идентификации у специалистов защиты прав детей, разделяющих свою специальность и должность. У представителей группы, переживающей очень сложные ситуации неопределенности, средний стаж составил 3,57 ± 3,71 года, в то время как для группы, сталкивающейся со сложными ситуациями, он составил 2,71 ± 3,36 года. Это позволяет выделить наиболее напряженные периоды в деятельности специалистов, а также ситуации, способствующие таким оценкам. Неопределенность профессиональных решений и их последствия для безопасности ребенка дестабилизируют эмоциональное состояние специалистов. Связь между ситуациями профессиональной неопределенности и профессиональным выгоранием подтверждается в российских исследованиях
[Трухан, 2013].
Это подтверждается и спецификой выбора ими копинг-стратегий совладания с неопределенностью, типом профессиональной мотивации, снижением уровня субъективного благополучия, что показано в данном исследовании.
Независимо от сложности переживаемой ситуации, деятельность специалистов чаще всего побуждается контролируемым типом мотивации, заданной извне и регулируемой обществом посредством требований, критики, обещания наград и наказаний, что делает их чрезмерно уязвимыми в отношении оценок и давления, заставляет избегать как рисков, так и новых идей, опасаясь негативной оценки социума, а также формирует ожидания четких инструкций и регламентации деятельности [Осин, 2013].
В группе оценивающих ситуацию как относительно простую выраженность данного типа мотивации значимо ниже. Их профессиональное поведение в меньшей степени поддерживается с помощью внешних, чаще всего материальных наград и санкций, ими реже движет потребность избежать ощущения вины и стыда, поддержать самооценку (интроецированная регуляция). То есть они в большей степени при совладании с ситуациями неопределенности готовы полагаться на свой потенциал, что соотносится с результатами исследования отечественных специалистов [Осин, 2013].
Специалисты, переживающие очень сложные и сложные ситуации неопределенности, для совладания с ними используют менее конструктивные копинг-стратегии, в большей степени склонны концентрироваться на эмоциях и использовать различные виды поддержки, чаще ориентированы на ментальное и поведенческое устранение.
Специалисты, оценивающие ситуации как более простые, в меньшей степени нуждаются в инструментальной и эмоциональной поддержке, что в определенной мере противоречит результатам исследований, где поиск эмоциональной поддержки выделяется в качестве ведущего ресурса при удержании работников сферы защиты детей
[Ferguson, 2018; Radey, 2021], а стиль поиска помощи опосредует профессиональный стресс и оказывает положительное влияние на совладание с ним
[Ryu, 2020].
Снижение уровня субъективного благополучия в группах в зависимости от сложности переживаемых ситуаций (самый высокий уровень наблюдается в группах, испытывающих простые ситуации, и самый низкий — в группах, столкнувшихся с ситуациями очень сложными) подчеркивает важность этого показателя для преодоления профессиональной неопределенности. Тем не менее уровень субъективного благополучия информантов, независимо от сложности ситуации, остается не ниже среднего. Это, вероятно, указывает на буферную роль субъективного благополучия в отношении профессионального стресса и его влияния на удержание работников, что согласуется с выводами других исследований
[Ослон, 2022; Ryu, 2020].
Тем не менее остается открытым вопрос о том, почему высокая степень сложности неопределенных ситуаций и использование неконструктивных ресурсов для совладания с ними не оказывают серьезного влияния на уровень субъективного благополучия специалистов. Это становится важной темой для дальнейших исследований.
Выводы
-
Содержание ситуаций неопределенности связано со спецификой деятельности представителей профессиональных групп: у специалистов ООиП они чаще связаны с принятием профессиональных решений, обусловленных неопределенностью в нормативно-правовых документах и участием в судах; у специалистов УПР — с различными последствиями для безопасности ребенка; ОДС — с профессиональными взаимоотношениями. Независимо от группы уровень оценок неопределенности ситуаций связан с трудностями в принятии профессиональных решений. Этот тип ситуаций выделяется как ведущий в группах, сталкивающихся с наиболее сложными ситуациями неопределенности.
-
Инструментальные и мотивационные ресурсы у специалистов сферы защиты прав детей различаются в зависимости от оценки ими степени неопределенности ситуаций в профессиональной деятельности. В группах, переживающих очень сложные и сложные ситуации, специалисты чаще используют неконструктивные копинг-стратегии, внешние источники профессиональной мотивации и отмечают более низкий уровень субъективного благополучия.
-
Работа в условиях постоянного контроля и давления со стороны социальных институтов и общества, которые обвиняют специалистов в ошибочных решениях и действиях, способствующих неоднозначным последствиям для благополучия и безопасности ребенка, происходит на фоне неопределенности в нормативно-правовых документах и высокой вероятности малопредсказуемых вариантов развития событий. Это эмоционально истощает специалиста, повышает страх ошибки и препятствует совладанию с трудными ситуациями. К ресурсам совладания у специалистов можно отнести более низкий уровень контролируемой профессиональной мотивации, меньшую потребность в поддержке, особенно эмоциональной.
-
Выделенные в исследовании наиболее сложные этапы профессиональной деятельности, отличающиеся неопределенностью, зависящие от стажа в должности (очень сложные — в среднем около четырех лет, сложные — около трех лет) могут стать основой для организации своевременной психологической помощи, направленной на профилактику и преодоление эмоционального выгорания специалистов.