Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”»

626

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 35–44. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47606 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

 

Конференция проводилась в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом России Д.А. Медведевым, решения коллегии Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2009 г. «О мерах по совершенствованию деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания в общеобразовательных учреждениях», а также в рамках мероприятий, связанных с Годом учителя.

Основная идея конференции состояла в консолидации усилий профессионального психологического сообщества для решения актуальных задач модернизации общего и высшего профессионального образования.

Целью конференции явилось определение ведущих направлений психологического обеспечения процесса модернизации общего и высшего профессионального образования, привлечение государственных, политических, коммерческих и общественных структур к комплексному решению проблем современного образования и его реформированию.

Организаторами конференции выступили: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Российская академия образования, Московский городской психолого­педагогический университет, Федеральный институт развития образования, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Конференция прошла при поддержке Правительства города Москвы, Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования города Москвы.


Участниками конференции стали представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных учреждений 56 субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Всего в Конференции приняли участие более 350 человек.

Информационные партнеры конференции: Всероссийский научно­методический журнал «Вестник практической психологии образования», журнал «Психологическая наука и образование», еженедельник «Школьный психолог», информационные ресурсы www.rospsy.ru, www.mgppu.ru, а также портал «Детская психология» www.childpsy.ru.

Сопредседатели: Курнешова Л.Е., Левитская А.А., Рубцов В.В.

Оргкомитет конференции: Асмолов А.Г., Дубровина И.В., Егорова М.А., Журавлев А.Л., Забродин Ю.М., Зинченко Ю.П., Клюева Т.Н., Малых С.Б., Марголис А.А., Мелентьева О.С., Романова Е.С., Тихонов Ю.М., Шадри- ков В.Д.

На пленарном заседании, открывавшем конференцию, выступили с докладами:

—   Рубцов В.В., доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, Президент Федерации психологов образования России, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института Российской академии образования (Москва). Тема доклада: «Развитие системы психолого-педагогической подготовки учительских кадров для Новой школы»;

—  Фельдштейн Д.И., доктор психологических наук, профессор, вице­президент Российской академии образования, действительный член (академик) РАО (Москва). Тема доклада: «Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого­педагогических проблем развития образования»;

—   Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, директор ФИРО (Москва). Тема доклада: «Наша новая школа».

Программа конференции состояла из 8 круглых столов, 7 секционных заседаний, 3 семинаров и 3 мастер-классов. Также в рамках программы мероприятий было проведено общее собрание руководителей региональных отделений Федерации психологов образования России.

В рамках конференции состоялись 8 круглых столов.

Круглый стол «Комплексная безопасность образовательных учреждений: проблемы и перспективы межведомственного взаимодействия».

Тематика и основные вопросы, выдвинутые на рассмотрение круглого стола, были продиктованы Постановлением Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. № 776-ПП «О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности», одним из пунктов которого предусмотрено создание в Москве Городского межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательных учреждений Москвы. Круглый стол вели: первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Тихонов Михаил Юрьевич, заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Москве Яковлев Александр Викторович и Президент Федерации психологов образования России, ректор МГППУ Рубцов Виталий Владимирович.

В работе круглого стола также приняли участие Е.А. Бунимович — Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве; В.В. Попов — зам. начальника управления координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы Правительства Москвы; И.А. Янкина — зам. начальника отдела межведомственного взаимодействия и профилактики Управления ФСКН России по г. Москве, подполковник полиции; С.П. Дубов — заместитель начальника 3 отдела Управления по организации деятельности участковых, уполномоченных лиц и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД г. Москвы; представители комитета Совета Федерации по образованию и науке, Общественной Палаты РФ, Министерства образования РФ, Управления ФСБ по Москве и Московской области, Управления государственного пожарного надзора, Управления вневедомственной охраны, а также руководители и сотрудники окружных центров психолого-медико-социального сопровождения города Москвы, заместители директоров образовательных учреждений по обеспечению безопасности, педагоги, психологи, преподаватели высшей школы, аспиранты и студенты московских вузов.

Во вступительном слове В.В. Рубцов обратил внимание на актуальность создания Городского межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательных учреждений Москвы. Отметил важное значение участия заинтересованных ведомств в разработке концепции совместной деятельности по реализации задач, стоящих перед образованием в сфере обеспечения безопасности детства, безопасности образовательной среды.

М.Ю. Тихонов отметил то, что до сегодняшнего дня вопросы комплексной безопасности образовательных учреждений рассматривались преимущественно с точки зрения их антитеррористической защиты и обеспечения пожарной безопасности. Поэтому идея оценить внутренние угрозы и риски и наметить меры по их преодолению заслуживает поддержки.

А.В. Яковлев сообщил присутствующим, что МЧС в целом и ГУ МЧС России по городу Москве считает важной задачей формирование культуры безопасности жизнедеятельности молодежи. Он призвал различные ведомства восстановить работу по созданию детских отрядов и иных общественных формирований по профилю своей деятельности. Например, активное привлечение учащихся и студентов к участию во Всероссийском детско-юношеском общественном движении «Школа безопасности», во Всероссийском добровольном пожарном обществе и общественных спасательных формированиях Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

В ходе дальнейших выступлений (В.В. Попов, М.Г. Ковтунович, О.В. Вихристюк, Е.И. Цымбал, В.В. Де- либалт, С.Н. Ениколопов и др.) обсуждались вопросы создания системы комплексной безопасности образовательных учреждений: роль заместителя руководителя образовательного учреждения в межведомственном взаимодействии; психологическая составляющая комплексной безопасности образовательной среды и роль «Детского телефона доверия» в выявлении рисков и угроз безопасности образовательной среды, а также психологические ювенальные технологии в контексте комплексной безопасности образовательного учреждения.

Результатом обсуждения стало принятие резолюции круглого стола, в которой в частности рекомендовано:

— в целях реализации Постановления Правительства Москвы от 7 сентября 2010 г. № 776-ПП «О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности» поддержать создание на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Городской межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды;

— совместно с заинтересованными ведомствами обеспечить условия для межведомственного взаимодействия и партнерских отношений всех субъектов обеспечения комплексной безопасности образовательной среды, разработать порядок (регламент) взаимодействия, создать Координационный межведомственный совет по обеспечению комплексной безопасности образовательной среды, направить представителей от заинтересованных ведомств в данный совет;

— организовать всестороннюю помощь штату заместителей руководителей образовательных учреждений по обеспечению безопасности со стороны заинтересованных ведомств, в том числе: разработать новые должностные инструкции с учетом расширения прав и обязанностей заместителя руководителя образовательного учреждения (ОУ) по обеспечению безопасности, разработать расширенную номенклатуру дел (документов), разработать типовой План основных мероприятий ОУ по вопросам комплексной безопасности ОУ, который должен включать не только вопросы гражданской обороны и предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, но и другие виды безопасности: психологическую (в том числе против насилия над детьми), антитеррори- стическую, правовую и др.;

 

— проводить социально-психологические исследования основных рисков, связанных с основными параметрами культуры безопасности жизнедеятельности (экологическая безопасность, безопасность на водных объектах, пожарная безопасность, психологическая безопасность, и др.) детей и молодежи, а также исследование стереотипов восприятия как самих рисков, так и носителей информации о рисках (социальная реклама, девичья агрессия; семейное насилие, агрессивность детей и подростков по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений и др., преподавание ОБЖ в школе, колледже, вузе и др.).

С полным текстом резолюции круглого стола «Комплексная безопа- стность образовательных учреждений: проблемы и перспективы межведомственного взаимодействия» можно ознакомиться на сайте Федерации психологов образования России (ФПОР) http://www.rospsy.ru и на сайте Московского городского психолого-педагогического университета http://www.mgppu.ru.

Круглый стол «Стандарты профессиональной деятельности практического психолога». Соруководители: Забродин Ю.М., Воло­шина И.А., Батурин Н.А.

На круглом столе обсуждали следующие важные вопросы:

—   концепции и алгоритмы профессиональной деятельности практического психолога;

—   основные компетенции практического психолога: требования, модели, измерение;

—   стандарты профессиональной деятельности: подходы, структура, содержание;

—   связь профессиональных и образовательных стандартов: модели и критерии;

—   психодиагностика в оценке ключевых (базовых) и профессиональных компетенций;

—   аттестация и сертификация персонала психологической службы образования: опыт и проблемы.

Круглый стол «Обсуждение проекта федерального закона “Об образовании в РФ”». Ведущие: Рубцов В.В., Болотов В.А., Забро­дин Ю.М., Березина В.А.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

—   особенности реализации профессиональных программ направлений педагогического образования;

—   определение функций социального педагога и педагога-психолога в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

—   установление полномочий органов управления образования по обеспечению психологической помощи и психологических услуг обучающимся и воспитанникам;

—   определение психологической помощи и психологических услуг обучающимся и воспитанникам как составной части охраны их здоровья. Круглый стол «Социально-экономические проблемы менеджмента». Ведущие: Ковтунович М.Г., Забродин Ю.М.

На круглом столе обсуждались вопросы, связанные с реализацией междисциплинарного подхода в процессе научных исследований таких областей, как управление, психология и безопасность жизнедеятельности. Также обсуждались вопросы, связанные с использованием в интересах государства результатов научных исследований в сфере организационной и экономической психологии.

Круглый стол «Психолог образования: компетентность и ответственность. Новые задачи в “Новой школе”». Ведущие: Егорова М.А., Степанова М.А.

В рамках круглого стола были обсуждены следующие вопросы:

—   анализ нового содержания работы психолога в связи с введением стандарта начального и общего образования;

—   проблема преемственности образования детей с ОВЗ (школа — колледж — вуз);

—   профессиональная и личностная готовность психолога образования к работе в системно-деятельностной и компетентностной парадигме;

—   инновационные модели Психологической службы образования.

Круглый стол «Информационные технологии в психологии и педагогике: опыт, проблемы, перспективы». Ведущий: Айсмонтас Б.Б.

На круглом столе обсуждались основные направления разработки и применения информационных технологий в психологии и педагогике, а также психолого-педагогические особенности влияния интер- нет-технологий на развитие личности.

Круглый стол «Зависимое поведение в подростковой среде: проблемы и пути их решения». Ведущие: Барцалкина В.В., Аршинова В.В.

На круглом столе обсуждались проблемы системной структуры профилактики аддикций, качество и эффективность профилактики зависимого поведения в современной школе.

Круглый стол «Общественно-профессиональная экспертиза основных образовательных программ подготовки психологов». Ведущие: Мар­голис А.А., Романова Е.С., Шадриков В.Д.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

—   проблемы общественно-профессиональной экспертизы в образовании;

—   комплексная общественная экспертиза реализации образовательных программ;

—   прогноз проблем в обучении;

—   структура и методы общественной экспертизы знаний психологов;

—   экспертная система оценки качества.

В рамках конференции было проведено 7 секционных заседаний.

Секция «Социальное самоопределение и социальная активность: психологические проблемы молодежной политики». Соруководители: Журав­лев А.Л., Капцов А.В., Купрейченко А.Б., Чернышев А.С.

Секция «Социальная активность современной российской молодежи: формы, факторы». Со- руководители: Журавлев А.Л., Фетискин Н.П., Чер­нышев А.С., Шамионов Р.М.

Секция «Психологическая культура и здоровье участников образовательного процесса». Со- руководители: Дубровина И.В., Исаева Н.И., Мелен­тьева О.С., Милехин А.В.

Секция «Психологический контекст инклюзии, участие педагогов-психологов в построении “Школы для всех”». Соруководители: Алехина С.В., Вачков И.В., Баусов Ю.Н.

Секция «Профессиональное самоопределение и становление личности». Соруководители: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б., Фетискин Н.П., Шамионов Р.М.

Секция «Система национальной диагностики результатов введения новых ФГОС общего образования». Соруководители: Рубцов В.В., Асмолов А.Г., Марголис А.А.

Секция «Нравственное, духовное, ценностное самоопределение молодежи в образовательном пространстве». Соруководители: Журавлев А.Л., Капцов А.В., Купрейченко А.Б., Шамионов Р.М.

На Всероссийской научно-практической конференции традиционно награждаются юбиляры. За развитие психологической службы России были награждены грамотами и ценными подарками: За­бродин Ю.М., Дубровина И.В.

На Конференции была проведена торжественная ежегодная церемония награждения членов Федерации психологов образования России за активную работу в региональных отделениях. Грамоты были вручены следующим отделениям Федерации психологов образования России: Чувашскому отделению; Тульскому отделению; Псковскому отделению; Пензенскому отделению; Обнинскому отделению; Курскому отделению; Коломенскому отделению; Калмыкско­му отделению; Казанскому отделению; Иркутскому отделению; Волгоградскому отделению.

Закрывал Конференцию Забродин Ю.М., доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городского психолого­педагогического университета, вице-президент Федерации психологов образования России (Москва).

Итогом Конференции стало принятие резолюции.

РЕЗОЛЮЦИЯ

VI Всероссийской научно-практической
конференции «Психология образования:
социокультурный ресурс национальной
образовательной инициативы “Наша новая
школа”», посвященной Году учителя

В работе VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”», завершающей Год учителя в Российской Федерации, приняли участие:

члены Федерации психологов образования России,

руководители и специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, органов управления образованием субъектов Российской Федерации,

деканы психологических факультетов и заведующие кафедрами психологии педагогических университетов, преподаватели и научные работники ведущих российских вузов, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров, ответственные за деятельность службы практической психологии,

руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги-психологи образовательных учреждений,

руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПК), руководители общероссийских общественных организаций

(всего более 300 специалистов из 56 регионов России).

Участники Конференции отмечают, что современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, созданием новой нормативной базы отечественного образования, изменением уровня детского населения, переходом на новые государственные стандарты общего, профессионального и дополнительного образования, введение которых должно обеспечить работу новой школы.

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Цели и задачи психолого-педагогического образования России определяются тремя основополагающими документами: Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Государственным стандартом общего (начального) образования, Посланием Президента РФ Федеральному Собранию 2010 г. Первый документ определяет школу как институт, соответствующий целям опережающего развития, «Новая школа» — это школа для всех:

—   школа, выстроенная в новых социально-экономических условиях, в новом политическом и нормативно-правовом пространстве;

—   школа, обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей, и школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности учащихся;

—   школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе и школа развития одаренности;

—   школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду, и школа успешной социализации личности;

—   школа здорового и безопасного образа жизни и школа предупреждения и профилактики социальных рисков.

Надпись: П1Конференция на пленарных заседаниях, основных круглых столах, секциях и семинарах обсудила наиболее важные проблемы современного состояния отечественной психологии образования. В рамках Конференции был организован круглый стол «Комплексная безопасность образовательных учреждений: проблемы и перспективы межведомственного взаимодействия» (ведущие: Рубцов В.В., Тихонов М.Ю., Яковлев А.В.), на котором рассматривались вопросы межведомственного взаимодействия различных силовых структур в области обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений; нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений; формы, методы и средства подготовки и воспитания молодежи в области безопасности жизнедеятельности; вопросы обеспечения организации деятельности общественных аварийно-спасательных формирований и резервистов в городе Москве. Подчеркивалось, что главным результатом общей работы должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующей охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья, комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

На круглом столе «Обсуждение проекта Федерального закона “Об образовании в РФ”» (ведущие Рубцов В.В., Болотов В.А., Забродин Ю.М., Берези­на В.А.) рассмотрен ряд положений и норм, необходимых для реализации профессиональных программ направлений педагогического образования, определения функций социального педагога и педагога-психолога в центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи; полномочия органов управления образованием по обеспечению психологической помощи и психологических услуг обучающимся и воспитанникам; формы психологической помощи и перечень психологических услуг обучающимся и воспитанникам как составной части охраны их здоровья. Круглый стол одобрил перечень поправок, предложений и дополнений к проекту закона.

Большое внимание привлекло секционное заседание «Система национальной диагностики результатов введения новых ФГОС общего образования» (руководители Рубцов В.В., Асмолов А.Г., Марголис А.А.). На секции обсуждались проблемы воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультур- ного и поликонфессионального состава российского общества. Участники дискуссии отмечали, что необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств (в соответствии с принятым государственным образовательным стандартом) потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса. При этом технологии формирования и измерения указанных компетенций могут стать основным предметом деятельности школьного психолога, что предполагает изменение форм и содержания его профессиональной подготовки.

Круглый стол «Общественно-профессиональная экспертиза основных образовательных программ подготовки психологов» (ведущие: Марголис А.А., Романова Е.С., Шадриков В.Д.) был посвящен анализу примерных ООП по направлению психолого-педагогического образования и обсуждению возможных механизмов участия профессионального сообщества в оценке содержания образовательного процесса высшего профессионального образования.

На заседании круглого стола «Стандарты профессиональной деятельности практического психолога» (ведущие Забродин Ю.М., Волошина И.А.) обсуждались проблемы связанные с макетом профессионального стандарта практического психолога, концепция и алгоритмы профессиональной деятельности практического психолога; основные компетенции практического психолога: требования, модели, измерение; связь профессиональных и образовательных стандартов: модели и критерии; опыт и проблемы аттестации и сертификации персонала психологической службы образования.

В рамках Конференции состоялся также ряд секций и круглых столов, на которых прошло обсуждение наиболее важных проблем развития практической психологии образования. В их числе секции «Нравственное, духовное, ценностное самоопределение молодежи в образовательном пространстве», «Профессиональное самоопределение и становление личности», «Социальная активность современной российской молодежи: формы и факторы», «Социальное самоопределение и социальная активность: психологические проблемы молодежной политики», «Психолог образования: компетентность и ответственность. Новые задачи в “Новой школе”», «Психологическая культура и здоровье участников образовательного процесса».

В ряду активных круглых столов Конференции следует назвать «Психологический контекст инклю­зии и участие педагогов-психологов в построении “Школы для всех”», «Информационные технологии в психологии и педагогике: опыт, проблемы, перспективы», «Зависимое поведение в подростковой среде: проблемы и пути их решения», «Влияние духовно-нравственных ценностей на изменение криминального сознания несовершеннолетних с деви­антным поведением» и др.

Участники Конференции считают, что стратегические линии развития Новой школы определяют особенности профессионального портрета педагога- психолога, для которого адресная работа с разными детьми в обучении становится особой задачей, особой сферой деятельности и профессиональной ответственности. «Новая школа — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет», владеющие основами психолого-педагогических знаний. Учитель должен знать и учитывать в своей деятельности закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности развития, владеть технологиями развивающего обучения, практически владеть средствами проектирования и организации учебной деятельности.

Надпись: П1Исходя из этого, психолого-педагогическая подготовка работника образования должна быть выстроена, во-первых, как система деятельности, основу которой составляет комплекс наук о человеке и закономерностях его развития, во-вторых, как система практик, ориентированных на особенности обучения и развития каждого ученика. Данному требованию соответствует ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Универсальным содержанием подготовки воспитателя, учителя начальных классов, социального педагога, специалиста по работе с одаренными детьми, педагога-психолога инклюзивного образования, психолога образования в рамках этого направления ВПО является общая
деятельностная платформа. Она обеспечивает формирование у будущих специалистов таких профессиональных компетенций, которые позволяют осуществлять процессы воспитания и обучения по игровому, учебному и учебно-исследовательскому типам, в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых.

Участники Конференции высоко оценивают образцы примерных основных образовательных программ (ПрООП), созданные в рамках ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», которые были разработаны межрегиональными группами на базе Московского городского психолого-педагогического университета. Сегодня в этой работе участвует уже более 50 высших учебных педагогических заведений, и мы приглашаем все вузы и отделения ФПОР к сотрудничеству в этом направлении. В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» впервые на основе деятельно­стно-возрастного подхода построена модель двухуровневого ВПО «Психология образования», в которой целенаправленно дано обоснование новой системы подготовки психолога, способного работать с особенностями развития детей в обучении, заниматься формированием и оценкой надпредметных и личностных компетенций учащихся. По существу, речь уже идет не столько о стандарте ВПО, сколько о модернизации самой системы профессиональной деятельности учителя и психолога образования.

Современные передовые школьные системы в качестве главного звена определяют адресную работу с каждым учеником. Организовать такую деятельность с разными категориями детей может только специалист, на должном уровне и в полной мере овладевший психолого-педагогической деятельностью в сфере образования. Поэтому столь важной представляется разработка профессиональных стандартов практического психолога образования. Построенная с опорой на профессиональные стандарты, психолого-педагогическая подготовка обеспечивает выпускника системой компетенций, за счет которых конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся условием развития учащихся, а формирование у них требуемых компетенций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возраста деятельностью учащегося.

Участники Конференции согласны с идеей, что для реального движения по пути к новой школе «базовые педагогические вузы должны быть преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей». Конференция считает, что именно таким центрам следует передать право профессиональной экспертизы ООП, создавать сетевые УМО по направлениям, организовывать экспертизу и оценку качества внедрения новых стандартов образования в систему ВПО, которая должна существовать как форма общественной государственной экспертизы. Сейчас этот процесс развивается стихийно и грозит стать неуправляемым. Уже имеется положительный опыт Москвы по инклюзивному образованию (с опорой на региональные центры), сходная схема подготовки кадров разработана для подготовки специалистов по образованию одаренных детей. Этот опыт подтверждает целесообразность создания крупных базовых центров подготовки учителей, работающих по принципу сетевых ресурсных центров, что позволит «сдвинуть с мертвой точки» крайне важный вопрос о переподготовке и подготовке качественно новых работников системы образования, которые смогут на должном уровне внедрять стандарт общего (начального) образования.

Положительно оценивая опыт, накопленный отечественной психологией образования в Год учителя в решении задач модернизации образования и реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», участники Конференции считают необходимым:

1.   Одобрить результаты обсуждения проекта Федерального закона «Об образовании в РФ» и внести в рабочую группу Минобразования России предложения и дополнения к проекту данного закона, принятые профессиональным сообществом российских психологов образования, продолжить работу по формированию и модернизации нормативной базы работы практических психологов образования с учетом положительного опыта регионов России.

2.   Ориентировать региональные и местные отделения ФПО на необходимость улучшения взаимодействия с региональными органами управления образованием и образовательными учреждениями при организации деятельности психологов образования России с учетом новых стандартов общего образования. Введение новых государственных образовательных стандартов радикально изменяет образовательную ситуацию в школе, определяя точное место приложения психологических знаний в проектировании и организации образовательной среды школы, оценке содержания и результатов образовательного процесса. Это делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность психологов образования в качестве полноценных участников образовательного процесса, в первую очередь, в организации технологий измерения уровня развития надпредметных компетенций и мониторинга личностных качеств учащихся.

3.   Надпись: П1Обратить внимание вузов-разработчиков ФГОС ВПО на необходимость создания в кратчайшие сроки основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры, по крайней мере, по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400). При этом предусмотреть возможность включения интернатуры для бакалавров и психолого-педагогической магистратуры в конкретные образовательные траектории будущих специалистов сферы образования. Обеспечить участие професси-

ональной общественности, прежде всего Федерации психологов образования России, в общественно-государственной экспертизе таких программ и организации эффективного взаимодействия Федерации с УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование».

4.        Совместно с Рособрнадзором:

—   начать адресную разработку национальной системы диагностики и оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на базе которой, помимо измерения с помощью ЕГЭ уровня владения учеником учебной информацией, можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность;

—   разработать механизм общественно-государственной оценки результатов образовательного процесса, оценки рисков образовательной среды в системе дошкольного и общего образования, экспертизы основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование»;

—   разработать в 2011—2012 гг. действующие образцы профессиональных стандартов практического психолога образования; форму и содержание квалификационного профессионального экзамена на право занятия профессиональной должности;

продолжить работу по созданию нормативной базы общественно-государственной оценки качества профессиональной деятельности психолога-педагога на основе отечественных стандартов профессиональной деятельности.

5.   Подводя итоги проведенных пленарных и секционных заседаний, круглых столов и дискуссий, участники VI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”», посвященной Году учителя, решили:

—   одобрить образцы примерных ООП по основным профилям бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», определить перечень наиболее важных ООП психолого-педагогической магистратуры;

—   одобрить перечень поправок, предложений и дополнений к проекту Федерального закона «Об образовании в РФ» (прилагается);

—   разработать комплексную модель дополнительного профессионального образования психологов образования, социальных педагогов и учителей начальных классов, отвечающую требованиям нового ГОС начального общего образования;

—   одобрить предложения по модернизации системы повышения квалификации и развития психологической компетентности работников образования, том числе практических психологов образования;

—   одобрить проектные предложения по развитию последипломного сопровождения выпускников бакалавриата, в том числе в форме психолого­педагогической интернатуры;

—   организовать и провести в 2011 г. очередной Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ, провести экспертизу и рекомендовать лучшие программы для использования в субъектах РФ;

—   организовать и провести Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2011»;

—   подготовить и провести Всероссийский психологический Форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2011»;

—   продолжить обобщение опыта регионов, выделить наиболее значимые проблемы и наиболее интересные решения, организовать серию специализированных семинаров по переходу на новые нормативные документы;

—   определить стратегические перспективы развития психологической службы образования и системы психолого-педагогического сопровождения образования в регионах России и обсудить их на очередной Конференции ФПОР в декабре 2011 г

Метрики

Просмотров

Всего: 913
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 626
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0