Вестник практической психологии образования
2011. Том 8. № 2. С. 92–102
ISSN: 2658-3100 (online)
Развитие профессионального самосознания учителя (продолжение)*
Аннотация
Общая информация
* Продолжение. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №1 за 2011 год.
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 2. С. 92–102. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n2/47691 (дата обращения: 20.11.2024)
Полный текст
3. Занятие «Направленность личности»
Идея будущего — идея ума-разума, созерцающего из сердца, желающего по совести, мыслящего духовно и верующего в Бога — идея древняя, священная, но нами утраченная. Ради осуществления одной этой идеи стоит жить, страдать и трудиться.
Иван Павлов, академик, физиолог, лауреат Нобелевской премии
Цели занятия: знакомство с учением о доминанте; уточнение представлений о направленности личности на основе самодиагностики (методика «Я — Другой — Карьера — Дело»), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
Участники тренинга называют по одному рекламному слогану и стараются определить «мишень» рекламы, то есть потребность, которая ею актуализируется.
— Может ли реклама заставить человека купить то, в чем нет потребности, прямо или косвенно влияя на волю человека? Создает ли реклама ли новые потребности или только актуализирует скрытые (делает их мотивами)?
Случалось ли вам быть в ситуациях, когда никто не берет на себя ответственность за происходящее? Особенность упражнения в том, что вы будете выполнять общие для всех команды самостоятельно, никем не руководя и никому не подчиняясь. Вы не должны разговаривать друг с другом, делать знаки, пытаться передвинуть кого-то на то место, где он, по-вашему, должен находиться, — каждый отвечает только за себя.
— Постройтесь по росту!
— Постройтесь в две шеренги!
— Постройтесь в две колонны!
— Встаньте парами!
— Встаньте спиной друг к другу!
— Образуйте квадрат!
— Образуйте треугольник!
— Образуйте круг!
— Образуйте два круга!
Что вы чувствовали, выполняя эти команды? Кому хотелось руководить? Кто испытывал потребность в руководстве? Кому было легко выполнять эти команды? Какую команду было выполнить труднее всего, легче всего? Почему? От чего зависит быстрое и точное выполнение команд?
Упражнение «Коллективный счет»
Участники, сидящие в кругу, должны вслух сосчитать до числа, соответствующего численности группы, следующим образом: каждый может назвать только одно число и только один раз. Если двое называют одновременно одно число, счет начинается сначала до тех пор, пока не смогут досчитать до конца. Договариваться нельзя. Для усложнения упражнения можно попросить участников закрыть глаза. Упражнение направлено на развитие способности чувствовать других.
Одни человек хотел узнать, что такое ад и рай. Сначала его привели в комнату, где стоял котел с горячей похлебкой. Голодные люди, вооруженные метровыми деревянными ложками, обжигались и кричали друг на друга, безуспешно пытаясь донести ложки до рта. В другой комнате были точно такие же котел и ложки. Но там все были спокойны и всем довольны, потому что разбились на пары и кормили друг друга.
Наше сознание, как луч прожектора в темноте, выхватывает только то, что для нас актуально в данный момент. Наверное, многие попадали в неловкую ситуацию, когда не можешь запомнить имя человека, которого только что представили. Но если этот человек нам интересен или мы от него зависим, память обычно не подводит. Дело не в памяти, а в направленности внимания.
Учение о доминанте, созданное великим русским физиологом А.А. Ухтомским и раскрывающее пути совершенствования человеческой природы, имеет самое прямое отношение к вопросу профессиональной компетенции в социальной сфере. Наши доминанты — это результат нашей внутренней работы и внешних влияний.
Альтруистическая доминанта в наши дни большая редкость. Но именно она является условием успешной работы врача, воспитателя, учителя, психолога, священника. Доминанта на другом — гарантия семейного благополучия, бесконфликтного сосуществования и профессиональной успешности.
— Приведите примеры доминанты «на другом».
Часто, формально находясь в диалоге, мы не слышим собеседника, не стараемся понять его точку зрения, а терпеливо ждем своей очереди, реагируя только на то, что резонирует с нашим собственным состоянием, установками, потребностями. Эту тенденцию называют эгоистической доминантой. Мы постоянно сталкиваемся с ее проявлениями: поведение автомобилистов в потоке машин, не придержанная перед вашим носом дверь, громкая музыка в ночной тишине, мужчины в вагоне метро, сминающие женщин и детей, чтобы занять свободное место. — Приведите примеры других разрушительных доминант.
Человек с эгоистической доминантой воспринимает себя как центр, вокруг которого все должны вращаться. Если каждый будет считать себя центром, крутиться вокруг, то есть обслуживать, будет уже некому. Модель поведения с отчетливой доминантой на «Я», при которой «Другие» — фон, массовка очень напоминает модель поведения раковых клеток, каждая из которых считает себя главной.
Косвенным следствием распространения эгоистической доминанты является резкое падение профессионализма в самых различных сферах, приводящее к судебным и врачебным ошибкам, авариям и техногенным катастрофам. Причиной бед называют «человеческий фактор». Что включает в себя это понятие?
Во-первых, это направленность личности и жизненные ценности.
Во-вторых, профессиональные знания и умения.
В-третьих, профессионально важные качества.
МЕТОДИКА «Я — ДРУГОЙ — КАРЬЕРА — ДЕЛО»
(Г.В. Резапкина)
Выбирая профессию, человек выбирает образ жизни. Это задание поможет вам уточнить, что для вас сегодня важно, а что — второстепенно. Оцените варианты ответов, поставив в клетках на пересечении номера вопроса и вариантов ответа (а, б, в, г) баллы от нуля за вариант, который вам безразличен до трех баллов за самый значимый для вас. Нельзя ставить одинаковые баллы в одной строчке!
1. Мне нравится
А) иметь много свободного времени Б) добиваться успеха во всех делах В) делать подарки своим друзьям Г) находить красивое решение трудной задачи 2. Мой девиз
А) «Работа не волк, в лес не убежит»
Б) «Хочешь жить — умей вертеться»
В) «Что отдал, то твое»
Г) «Хороший продавец и хороший ремонтник никогда не будут голодать»
3. Лучшая работа для меня — та, которая
A) не мешает мне жить своей жизнью
Б) дает возможность быстрого продвижения по службе
B) нужна людям
Г) интересна
4. Счастье для меня — это
A) возможность жить в свое удовольствие
Б) высокая должность и хорошая зарплата
B) благополучие моих друзей и близких
Г) возможность заниматься любимым делом
Подсчитайте и запишите в нижней строчке сумму баллов по каждому столбцу (а, б, в, г):
9—12 баллов — ярко выраженная направленность личности;
5—8 баллов — умеренно выраженная направленность;
0—4 баллов — направленность не выражена.
А) «Я». Для вас очень важно собственное спокойствие и благополучие. В этом нет ничего страшного, если вы находитесь на содержании богатых родственников. Однако следует помнить, что низкая активность, чрезмерная концентрация на себе и отсутствие потребности в деятельности могут быть признаками утомления или заболевания.
Б) «Карьера». Вероятно, вам близки и понятны законы «рынка». В будущей профессии для вас важна возможность карьерного роста. Жизненный успех в вашем понимании — это высокооплачиваемая должность. Если для вас смысл жизни — карьера, вы рискуете растерять себя и близких в погоне за горизонтом.
В) «Другой». Вы относитесь к редкому типу людей, для которых интересы и благополучие других людей не менее важны, чем собственные. Ваш выбор говорит о личностной зрелости и душевном здоровье. Чем бы вы ни занимались, ваше отношение к людям всегда будет для вас источником энергии и радости жизни.
№ |
А |
Б |
В |
Г |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
Сумма |
|
|
|
|
Бланк методики «Я — Другой — Карьера — Дело»
Г) «Дело». Какую бы деятельность вы не выбрали, вы будете успешным профессионалом. Главное, чтобы ваша профессия не закрывала от вас смысл жизни, не сводимый к работе.
Для наглядности можно построить график направленности личности (рис. 1), отложив на четырех осях суммы набранных баллов и соединив точки. Чем дальше точка от центра, тем ярче выражена направленность личности.
Переоценка ценностей может произойти в любом возрасте благодаря новому опыту, драматическим событиям, судьбоносным встречам. Однако ценности легче всего усваиваются в раннем возрасте при целенаправленном и грамотном педагогическом воздействии.
Опираясь на теорию когнитивного развития Пиаже, Колберг создал теорию морального развития, согласно которой на ранних стадиях развития морали (предконвенциальный уровень) наши действия мотивированы наказаниями (первая стадия) и наградами (вторая стадия). Хотя в норме этот уровень соответствует дошкольному возрасту, немало подростков и взрослых людей «застряли» на нем.
— Приведите примеры предконвенциального уровня морального развития.
Суждения более высокого уровня (конвенциальный уровень) отражаются в действиях, которые мы совершаем в соответствии с ожиданиями других людей (третья стадия) или общепринятыми нормами (четвертая стадия). На этих стадиях человека, главным образом, волнует, как не разочаровать других и не «потерять лицо». Мораль соблюдается из социально-нормативных соображений. Подростки старше 12 лет в норме должны находиться на этом уровне.
— Приведите примеры конвенциального уровня морального развития.
На следующем, постконвенциальном уровне, человек делает самостоятельный нравственный выбор, исходя из ценностей высшего порядка, ориентируясь на благополучие других людей и общества. Поступки определяются не внешним давлением, а совестью. Колберг считал, что этот уровень достижим после 18 лет.
— Приведите примеры постконвенциального уровня морального развития.
Для определения уровня морального развития ученый использовал дилеммы, в которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня. Важны не столько ответы, сколько их объяснение.
Рассмотрим одну из дилемм Колберга:
Женщина умирает. Спасти ее может лекарство, которое недавно открыл фармацевт, живущий в этом городе. Пользуясь своим положением, он назначил за него очень высокую цену. Муж больной смог собрать только половину необходимой суммы. Фарма-
— Должен ли мужчина украсть лекарство? Почему?
— Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему?
Мужчина украл лекарство и дал его жене. Знакомый офицер полиции вспомнил, что видел мужчину около аптеки, и понял, что это сделал он.
— Должен ли офицер арестовать подозреваемого? Почему да или нет?
Офицер арестовал мужчину, и тот вскоре предстал перед судом. Суд присяжных решил, что мужчина виновен. Дело судьи — вынести приговор.
— Как должен поступить судья? Почему?
— Должны ли быть наказаны люди, нарушившие закон? Почему?
— Мужчина сделал то, что подсказала ему совесть. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действовал не по совести? Почему?
Подобная методика осознания мотивов поведения может быть интересной формой работы с подростками и взрослыми, если ситуации морального выбора будут взяты из реальной жизни, книг и фильмов.
— Герой фильма «Место встречи изменить нельзя»
Глеб Жеглов, руководствуясь принципом «вор должен сидеть в тюрьме», подкидывает кошелек вору- карманнику Кирпичу. Шарапов считает, что методы Жеглова незаконны. На чьей вы стороне?
Секрет формулы «Могу, хочу, надо»
В профориентации десятилетиями используется схема «могу — хочу — надо». Мы привычно говорим ученикам, что выбор можно считать правильным при совпадении этих трех «колец». Вроде все правильно. Но на практике «могу», «хочу» и «надо» расползаются друг от друга все дальше — «хочется» одного, «мо- жется» другое, а «надо» — совершенно иное.
— Почему эта красивая формула работает не всегда? Какие вы можете предложить пути решения данной проблемы? Какое из этих колец наиболее подвижно? Как они связаны между собой и как соотносятся с системой мотивов, потребностей и ценностно-смысловой сферой?
Под «могу» понимается набор способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной деятельности. В юношеском возрасте они отсутствуют, скрыты или не сформированы. Попытка пересадить на российскую почву систему профессиональных проб, давно и успешно действующую в Японии, закончилась неудачей по банальным причинам отсутствия материальной базы, финансирования и кадрового обеспечения. Хотя кое-где осколки этой системы до сих пор работают и дают результаты благодаря усилиям энтузиастов-одиночек. Возможности проверить свои силы в школьных кружках и секциях ограничены. Профильное обучение в большинстве школ понимают как подготовку к поступлению в вуз, а не как возможность попробовать себя в будущей профессии. Однако даже полный набор необходимых способностей, знаний, умений и навыков не является гарантией счастливого выбора — необходимо желание работать.
Могу давать уроки английского, немецкого, французского. Но не хочу.
«Хочу» — самое слабое звено среди трех колец. В основе «хочу» лежат потребности, которые у всех разные, потому что определяется целями и ценностями. Потребности бывают «разумными», то есть адекватными реальным потребностям человека, и «неразумными», то есть гипертрофированными, удовлетворение которых отнимает здоровье и укорачивает жизнь.
— Приведите примеры «разумных» и «неразумных» потребностей.
«Потребности регулируют предпосылки для витального выживания, и все же не они являются тем, ради чего мы живем» (А. Лэнгле).
Механизмы самоидентификации тесно связаны с системой ценностей. Смысл воспитания заключается в формировании способности различать добро и зло, развитии добродетелей и преодолении пороков — категорий, универсальных для всех времен и народов.
«Семь смертных грехов в сегодняшнем мире: богатство без труда, удовольствие без совести, знания без характера, бизнес без морали, наука без человечности, религия без жертвенности и политика без принципов» (Махатма Ганди).
Под «надо» традиционно понимают требования рынка труда — системы социально-экономических отношений между работниками и работодателями. В их основе — потребности общества, состоящие из потребностей отдельных людей. Есть массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны правоохранительные органы. Среди жизненно необходимых профессий много тяжелых, неприятных и опасных — что произойдет, если не найдется желающих работать в этих сферах?
Особую категорию составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция и безработица — неизбежное следствие рыночных отношений. Но еще более опасное последствие — обесценивание профессии, падание профессиональной компетенции, деградация специалистов.
— Изобразите пирамиду профессий из четырех ярусов, записав в нижнем ярусе примеры самых массовых профессий, а в верхнем — единичные профессии. На каком ярусе находитесь вы?
Амбициозному человеку трудно смириться с тем, что он — не на вершине этой пирамиды. Однако каждый может стать лучшим в своей профессии, делая «горизонтальную карьеру».
Есть виды деятельности, которые при всей их востребованности можно отнести к деструктивным, поскольку они эксплуатируют и разжигают людские пороки и слабости: жадность, похоть, тщеславие, — нанося урон душевному и физическому здоровью людей... Обычно в этих отраслях работают люди, живущие по принципу «деньги не пахнут».
На занятии в десятом классе по теме «Предпринимательские способности» возникла дискуссия о допустимости использования любых средств для достижения своих целей. Девушка, которую даже учителя побаивались за ум и категоричность суждений, заявила, что, не раздумывая, сдаст квартиру террористам, если ей будут нужны деньги. Дело было вскоре после трагедии «Норд-Оста», и весь класс притих, ожидая, как отреагирует учитель на явно провокационную реплику.
— Как бы вы повели себя на месте учителя? Как можно использовать эту ситуации в целях развития нравственного потенциала личности?
Участникам тренинга предлагается смоделировать психологический портрет идеального ученика, студента, учителя, психолога или руководителя образовательного учреждения (по выбору), используя не более десяти характеристик.
4. Занятие «Профессионально важные качества учителя»
«Понимание — это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе. Милосердие — это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия. Есть милосердие — есть воспитание. Там, где милосердие отсутствует, идет не воспитание, а дрессировка» (А. и Б. Стругацкие, «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя»).
Цели занятия: уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств (методики «Идеальный учитель», «Поведение в конфликтах»), индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
Участники тренинга представляют психологические портреты идеального ученика, студента, учителя, психолога или руководителя образовательного учреждения (по выбору), используя не более десяти характеристик.
Упражнение «Я — реальный, Я — идеальный»
Подчеркните качества, которые вы больше всего цените в других людях. Выпишите в графу «Я — реальный» по три качества из каждой графы, которыми вы, на ваш взгляд, обладаете (см. бланк методики). — Какие трудности вызвало выполнение этого за
дания? Какие из этих качеств являются профессионально важными для учителя? При необходимости дополните этот список.
I. Детский реабилитационный центр. Чтобы дети с проблемами в здоровье не отстали от школьной программы, каждый день с ними индивидуально занимаются учителя-предметники. Педагог, вдохновленный присутствием психолога, решает поразить его своим умением играть на струнах детской души.
— Вот Саня, наш самый лучший мальчик. Никто не посмеет сказать, что ты плохой. Я-то знаю, какой ты есть...
Крупный угловатый восьмиклассник бледнеет и уменьшается в размерах.
— Саня, у тебя сегодня настроения нет? Давай я поставлю тебе пять, чтобы поднять настроение. Поставлю пять — будешь работать, да? (восхищенная своей педагогической находкой, смотрит на меня, ожидая одобрения).
Саня покрывается пятнами и втягивает голову в плечи.
— Ну, Саня, ты опять сидишь, — зависает над скукожившимся Саней всей тушей, почти наваливается на него (наверно, что-то слышала о важности тактильного контакта с учеником).— Если я тебя ударю. Мне так хочется тебе по рукам дать. (подмигивает мне, мол, понимаю, что нельзя, не боись, психолог!). Ты капризничать не будешь? Ты получил пять, так и веди себя на пятерку (в голосе раздражение от того, что ее тонкий прием не сработал).
Я — идеальный |
Я — реальный |
||
В общении |
В деле |
В душе |
|
Вежливость |
Аккуратность |
Справедливость |
|
Доброжелательность |
Ответственность |
Принципиальность |
|
Искренность |
Инициативность |
Самокритичность |
|
Уравновешенность |
Порядочность |
Милосердие |
|
Отзывчивость |
Самостоятельность |
Бесстрашие |
|
Обаятельность |
Добросовестность |
Честность |
|
Тактичность |
Вдумчивость |
Великодушие |
|
Терпимость |
Трудолюбие |
Сочувствие |
|
Щедрость |
Целеустремленность |
Доброта |
|
Бланк к упражнению «Я — реальный, Я — идеальный»
Саня в полной прострации — похоже, нетипичное поведение обезвредило его надолго. Интересно, как проходит урок без посторонних?
— Ну как? — самодовольно интересуется моей реакцией дама после урока.
Я чувствую себя Саней. Педагог благосклонно кивает и покидает класс в уверенности, что мое молчание вызвано сильным впечатлением от урока. Она права.
II. Последние минуты тренинга. В кругу — трудные подростки из детского дома. Мы начали с банальной диагностики способностей и знакомства с миром профессий, а через неделю они уже спорят о смысле жизни. На последнем часе их прорвало — каждый торопится высказаться. Краем глаза смотрю на часы — через пять минут в зале занятие у взрослых — то ли бизнес-тренеров, то ли психотерапевтов. Ровно в шесть в дверь заглядывает «коуч» Н. Умоляю: «Дай пять минут, чтобы закончить». «Да, конечно, мои все равно еще полчаса будут тянуться». Сразу после этого в класс входят двое молодых людей и, ухмыляясь, бесконечно повторяют: «Спасибо, что закончили занятие вовремя». Дети ничего не понимают. Они не в курсе, что «коуч» дал своим то ли бизнес-тренерам, то ли психотерапевтам задание отработать на примере этой ситуации технику «заезженной пластинки». Задание выполнено. Зачет!
III. Известный психолог Светлана Кривцова рассказывает: «Моя девятилетняя племянница, готовясь к новому учебном году, все лето выращивала в саду “астры для Татьяны Петровны”. Сначала выхаживала рассаду, потом замучила всех своими тревогами о том, кто будет ее поливать, когда она уедет на юг. Она справлялась о цветах в каждом телефонном разговоре. Первого сентября Татьяна Петровна, мельком взглянув на ее букет, сказала: «Я этот мусор домой не понесу. Что, у родителей денег нет на нормальные цветы?»
— Проанализируйте поведение героев данных ситуаций. Расскажите о случаях непрофессионального поведения, с которыми вам приходилось сталкиваться. Самые интересные истории могут служить материалом для следующего упражнения. Какие личностные качества героев этих ситуаций затрудняют их профессиональную деятельность?
Примеры и разбор ситуаций (по С.В. Кривцовой)
Ученики восьмого класса школы-интерната делают домашнее задание. Один из учеников мешает соседу по парте. Воспитательница говорит: «Так... тот, кто получает три замечания, выходит вон из класса до конца всех занятий!» — и без паузы продолжает: «Крутов, у тебя уже два замечания». Неудивительно, что Крутов лезет к своему соседу снова. «Крутов, немедленно выйди из класса!» — уже кричит воспитательница и пытается вывести «нарушителя». Он упирается, она тащит его к двери и, вытолкнув в коридор, негромко говорит: «Пойди посиди в параллельном классе до звонка, а потом можешь вернуться!» Ученик не вернулся и вообще перестал здороваться с воспитательницей. До этого дня у них были неплохие отношения, и такая «месть» ученика обидела учительницу. К чувству обиды примешивалось и смутное чувство вины.
Какие правила педагогического воздействия нарушил педагог?
— Установила правила без обсуждения их с учениками (это не значит, что правила нужно было обсуждать на этом занятии, просто они должны быть обсуждены и приняты заранее).
— Ввела правило «трех замечаний», никого не уведомив об этом.
— «Замечание» — рискованная тема, ведь взрослый может сделать его по любому поводу. Воспитательница не объяснила ученикам, при каких условиях она будет делать замечания.
— Объявленные только что правила воспитательница тут же меняет: вместо изоляции до конца занятий ученик изгнан только до звонка, но об этом она сообщает ему одному.
Конечно, совместное принятие правил не избавляет от проблем. Учитель говорит ученику-нарушителю: «Ты забыл правило такое-то!» Однако на самом деле ученики никогда не забывают правила — они просто выбирают поведение, игнорирующее то или иное правило. При этом они прекрасно знают, что ведут себя неправильно. Можно много времени посвятить выучиванию, зазубриванию, повторению правил. Это не уменьшит количество «плохого поведения». Единственный конструктивный способ сделать так, чтобы правила соблюдались — привлечь учеников к их созданию.
Урок заканчивается, и ученики записывают домашнее задание. Анна громко говорит своей подруге: «Она опять задала такое огромное домашнее задание. Не буду тратить сегодняшний вечер на эту глупость!» Аня исподтишка поглядывает на учителя. Ученики с интересом ждут реакции учителя.
Участники тренинга разбивается по парам или тройкам, выбирают конфликтную ситуацию и разыгрывают ее по ролям. Время на подготовку — 5—10 минут. Затем все возвращаются в круг и по очереди проигрывают свои ситуации перед всеми. Цель упражнения — отработка эффективного поведения в конфликтных ситуациях. Примерные темы ситуаций: — на ваших уроках ученик постоянно смеется (варианты: разговаривает, свистит и др.);
— ученик отказывается дежурить по классу;
— ученик нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах;
— ученик отказывается посещать ваши уроки;
— учитель вталкивает нарушителя в кабинет психолога и требует разобраться с ним;
— мама возмущена тем, что психолог протестировал ее сына без разрешения родителей.
После ролевого проигрывания ситуаций в группах происходит общее обсуждение решений и оценка их эффективности.
Нередко в конфликтной ситуации учитель реагирует по типу «срезал» — пользуясь преимуществом своего положения, старается унизить или высмеять строптивого ученика. Такая стратегия приводит к накоплению взаимных обид и претензий, усугубляя конфликт.
Другое типичное поведение — уход от конфликта, игнорирование нежелательного поведения — тоже не способствует разрешению конфликта: ученик чувствует себя победителем и будет стремиться закрепить «успех».
Реакции учителя можно классифицировать по типу поведения в конфликтах (приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество), стилю педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический), ролевой позиции (взрослый, ребенок, родитель). Конструктивным считается поведение, направленное на сотрудничество, проявляющееся в демократическом стиле поведения и позиции взрослого (табл. 1).
Поведение в конфликте |
Соперничество |
Избегание, приспособление |
Сотрудничество |
Стиль общения |
Авторитарный |
Либеральный |
Демократический |
Позиция |
Родитель, ребенок |
Ребенок |
Взрослый |
Следующие методики помогут вам уточнить свой тип поведения в конфликтных ситуациях (можно выбрать одну методику из двух).
В основе данных опросников лежат методики оценки поведения в конфликтах К. Томаса.
Если высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, поставьте в клетке с его номером плюс, если не отражает — минус. Запишите число плюсов в последней колонке рядом с буквами (см. бланк методики №1).
1. Я стремлюсь оправдать ожидания коллег.
2. Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения.
3. Я стараюсь изучить проблему со всех сторон и найти приемлемое для всех решение.
4. В споре я стремлюсь показать правоту своей позиции.
5. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других.
6. Я избегаю открытых дискуссий по спорным вопросам.
1 |
5 |
9 |
П |
3 |
6 |
10 |
И |
3 |
7 |
11 |
С |
4 |
8 |
12 |
К |
Бланк методики №1 на определение типа поведения в конфликтной ситуации
7. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими в решении проблем.
8. Я настойчиво отстаиваю свою позицию.
9. Обычно я соглашаюсь с предложениями других.
10. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций.
11. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению.
12. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы.
Обработка результатов. Запишите число плюсов в каждой строке.
1 строка — приспособление, то есть принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.
2 строка — избегание, или уход, — уклонение от принятия решений. Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. Хотя при этом сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. Чаще всего стратегию «избегания» используют люди, неуверенные в себе.
3 строка — сотрудничество, или кооперация, — поиск решения, устраивающего обе стороны. Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.
4 строка — соперничество, или конкуренция, — стремление добиться своего за счет другого. Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы — разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
Оцените, насколько высказывание отражает ваше типичное поведение в общении с другими людьми, выбрав 1, 2, 3 или 4 балла напротив каждого высказывания (см. бланк методики №2).
Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:
1 группа (сотрудничество) — строка 4, 9, 12;
2 группа (приспособление) — строка 3, 11, 14;
3 группа (соперничество) — строка 1, 5, 7;
4 группа (избегание) — 6, 10, 15;
5 группа (компромисс) — 2, 8, 13
10—12 баллов — ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
7—9 баллов — преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.
3—6 баллов — несвойственная стратегия поведения в конфликтной ситуации.
— Согласны ли вы с полученными результатами?
Сегодня широко используется термин «ассертив- ность», заимствованный из английского языка (от глагола assert — настаивать на своем, отстаивать свои права). Ассертивное поведение рассматривается как оптимальный способ межличностного взаимодействия по сравнению с манипуляцией и агрессивным поведением. Рассмотрите два документа, регламентирующих межличностное общение, и дайте им оценку.
Группа делится на две подгруппы, каждая из которых получает свой список рекомендаций.
|
никогда |
редко |
часто |
всегда |
1. В споре я стремлюсь доказать свою правоту |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. Я веду переговоры с целью достичь компромисса |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Я стремлюсь оправдать ожидания других людей (взрослых и сверстников) |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Я стараюсь изучить проблему вместе с другими и найти приемлемое для всех решение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Я настойчиво отстаиваю свою позицию |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. Я стараюсь не обострять отношения с другими людьми |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю на своем |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с другими |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям других |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления разногласий |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. Обычно я соглашаюсь с предложениями других |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. Я стараюсь держать свое несогласие с другими при себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
Бланк методики №2 на определение типа поведения в конфликтной ситуации
Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.
Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
Вы имеете право менять свои взгляды.
Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
Вы имеете право на нелогичные решения.
Вы имеете право сказать: «Я тебя не понимаю».
Вы имеете право сказать: «Меня это не волнует».
II.
Я не считаюсь с мнением окружающих — если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, а другие люди это осуждают, то я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости.
Хороший учитель... |
Верно |
Неверно |
1. . держит учащихся под контролем и не позволяет им «самодеятельности». |
|
|
2. . в общении с учениками открыто выражает радость, удовольствие, благодарность. |
|
|
3. . не тратит время на уговоры учеников и выяснение причин возникших проблем. |
|
|
4. . имеет право дать волю чувствам, если возмущен поведением учеников. |
|
|
5. . не имеет права обсуждать свои чувства с учениками. |
|
|
6. готов понять ученика, даже если разговор идет на повышенных тонах. |
|
|
7. . может не предпринимать никаких действий, ожидая, что проблема решится сама собой. |
|
|
8. . готов взять на себя ответственность за неудачу общего дела. |
|
|
9. . должен избегать проявления эмоций. |
|
|
10. . не раскрывает свои карты, держит учеников в неведении относительно своих замыслов. |
|
|
11. . не обязан прислушиваться к мнению каждого ученика. |
|
|
12. . не идет на поводу у своих эмоций, когда рассматривает конфликтную ситуацию в классе. |
|
|
13. не обращает внимания на конфликты и разногласия в классе. |
|
|
14. . делает все, чтобы ученики гордились своим вкладом в общее дело. |
|
|
15. . способствует личностному развитию своих учеников. |
|
|
16. . в случае возникновения конфликтов и разногласий незамедлительно включается в их разрешение. |
|
|
17. . должен использовать все возможности своего статуса. |
|
|
18. . готов обсуждать с учениками свою жизненную философию. |
|
|
19. . проявляет спокойствие и сдержанность, когда приступает к разбору проблемных ситуаций. |
|
|
20. . получает удовольствие от общения с учениками. |
|
|
Бланк методики «Хороший учитель»
Поскольку я сам знаю, что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось.
Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем на всех наплевать.
Твердые убеждения и незыблемые принципы — признак косности. Совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.
Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или случайным нажатием кнопки сбить пассажирский самолет.
Замечательным оправданием своего невежества выступает волшебная формула «я не знаю». А если какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то, значит, он просто бессовестный манипулятор и агрессор.
Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?
В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.
Стремление понять другого — совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»
На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.
— Какие из этих принципов вы принимаете, а какие — нет? Озаглавьте данные документы. Что вы о них думаете? Охарактеризуйте людей, следующих этим принципам.
Второй список представляет собой блестящую пародию известного психолога Сергея Степанова на первый список как «безыскусную проповедь индивидуализма», звучащую в широко используемых в нашей психологии образования «биллях о правах».
МЕТОДИКА «ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ»
(Г.В. Резапкина)
Для каждой профессии существует некий минимально необходимый уровень способностей, позволяющий выполнять должностные обязанности. Достижение высокого профессионального уровня зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей. Прочитайте утверждения, отражающие взгляды на то, каким должен быть хороший учитель. Какие из них вы считаете верными, а какие ошибочными? Время работы — 15—20 минут.
Число ваших утвердительных ответов на вопросы 2, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20 сложите с числом отрицательных на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 17. Достоверность полученных результатов зависит от степени осознания утверждений и вашей искренности.
От 15 до 20 баллов — высокий уровень сформи- рованности профессионально важных качеств.
От 10 до 15 баллов — средний уровень сформи- рованности профессионально важных качеств.
Менее 10 баллов — низкий уровень сформиро- ванности профессионально важных качеств.
Анализ отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволил выделить блок профессионально важных качеств, среди которых приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.
На основе этих параметров был создан психологический портрет учителя. Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Он гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег. Для эффективной работы учителю необходимы следующие качества.
1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности
2. Благополучное психоэмоциональное состояние 3. Позитивное самовосприятие
4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения
5. Ответственность
Однако профессиональная компетентность не сводится к сумме профессионально важных качеств, знаний, навыков и умений. Каким вы представляете себе хорошего педагога или психолога? Приведите примеры из реальной жизни, истории, литературы, кино. Достаточно ли этих качеств для психолого-педагогического сопровождения выбора профессии? Какие черты характера и особенности педагогического общения неприемлемы для этой деятельности и почему?
Напишите эссе о своей работе в школе — мотивах, сомнениях, неудачах и успехах.
Окончание в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1082
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1123
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3