Вестник практической психологии образования
2012. Том 9. № 4. С. 76–77
ISSN: 2658-3100 (online)
Как ребенок становится личностью
Общая информация
Рубрика издания: События
Для цитаты: Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 76–77. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Davydov (дата обращения: 17.11.2024)
Полный текст
Л.С. Выготский ввел в науку понятие «зоны ближайшего развития». На определенном возрастном этапе, считал он, ребенок может решать некоторый круг задач только в сотрудничестве со взрослым, а не самостоятельно. Действия, выполняемые в таком сотрудничестве, и составляют зону его ближайшего развития, поскольку затем они будут производиться им вполне самостоятельно. «...Развитие из сотрудничества путем подражания... развитие из обучения является основным фактом... Подражание, если его понимать в широком смысле, является главной формой, в которой осуществляется влияние обучения на развитие» (Выготский Л.С., 1984, с. 262-264). Подражание в широком смысле — это и есть деятельность по воспроизведению и присвоению ребенком человеческих способностей в процессе сотрудничества с другими людьми.
Обучение и воспитание достигает развивающего эффекта при умелом руководстве собственной деятельностью ребенка. Как отмечал С.Л. Рубинштейн (1976, с. 191), «всякая попытка воспитателя-учителя «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает... самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». <...>
В период от рождения до одного года у детей закладываются основы такой конституирующей черты человека, как потребность и способность к общению. «В своей основе потребность субъекта в общении с другим человеком есть потребность в оценке, которую субъект от него получает и которую сам ему дает. Такая взаимная оценка... обеспечивает наиболее эффективную саморегуляцию индивида...» (Развитие общения у дошкольников, 1974, с. 270-271).
Известно, что ничто человеком не усваивается вне общения с другими людьми. У годовалого ребенка потребность в общении уже есть, но еще нет умения действовать с предметами сообразно их общественному назначению. И взрослый, установив эмоциональным контакт с ребенком, призван научить его этому. В период от года до трех лет путем предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами использования вещей. Эти способы имеют историческую природу и не определяются устройством самого по себе тела человека. Поэтому ребенка необходимо именно научить, как владеть ложкой, чашкой, как ложиться в постель и т. д. Оперативно-технической стороной предметной деятельности ребенок овладевает до трех лет.
Но на этом уровне психического развития он ограничивается лишь освоением обиходного бытия.
В возрасте от трех до семи лет ребенок как бы «вырывается» из мира непосредственно обиходных отношений. И делает он это с помощью игры. В сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди выполняют определенные социальные функции, вступают в сложные отношения. Ребенок начинает осознавать то обстоятельство, что в своих действиях он должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Благодаря игре у ребенка возникают два основных психологических новообразования: ориентация на окружающих людей, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований и воображение, позволяющее человеку оторваться от непосредственно житейских, сиюминутных забот и помыслов.
Итак, ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте служит игра. Но ведь и детей-дошкольников уже учат. Каково же соотношение игры и учения? В дошкольном учреждении, как и в семье, от детей нельзя спрятать книжки и другие источники познания. Да и не нужно. Оптимальных успехов в воспитании дошкольников можно достичь, именно приобщая их к познанию. Однако делать это нужно как бы играючи. Все познавательные сведения и умения должны усваиваться дошкольниками преимущественно в игре. Педагогика использует для этой цели целую серию дидактических игр.
Но вот ребенок (к семи годам) подготовлен к школе. Начинается новый этап его жизни. Ведущей деятельностью становится учение, в процессе которого закладываются основы теоретического сознания личности (научного, художественного, нравственного, правового). С первых дней пребывания в школе у ребенка формируются потребности в теоретическом освоении действительности, теоретические представления и понятия, а также соответствующие умения.
Одновременно у детей младшего школьного возраста развиваются такие психологические новообразования, как произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия на собственные способы поведения.
До последнего времени обучение в началь- : ной школе еще не обеспечивает в должной мере формирования у детей теоретического подхода к вещам (в котором с наибольшей полнотой проявляется своеобразие учебной деятельности). Совершенствование методов начального обучения в нашей стране направ- ||..Ц'' на |||е, .д..л НИ” '|о|,, ||. д,, |а1Г.>. на ,- лее результативное воспитание у школьников способностей к обобщениям.
Подростковый возраст — это тот период жизни, когда у человека формируются нормы и способы построения общения. И помогает этому общественно полезная деятельность в любых ее формах: производственно-трудовой, художественной, общественно-организационной, спортивной, учебной, — а главное, свободный переход от одной ее формы к другой. Однако приходится признать, что организация школьной жизни не удовлетворяет пока требованиям этой ведущей деятельности подросткового возраста. Поэтому именно в данном направлении необходимо совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Это тем более важно, поскольку основные психологические новообразования подростков — сознательная регуляция своих дел и поступков, умение учитывать чувства, интересы, желания и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения — формируются в развитых формах общественно полезной деятельности.
Становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы другого человека, происходит именно у подростков. Поэтому от характера и организации их общественно полезной деятельности на этом этапе жизни во многом зависит богатство форм и способов человеческого общения, их нравственного поведения в будущем.
Одной из наиболее важных форм общественно полезной деятельности в подростковом возрасте является труд. Организованный как подлинно коллективная деятельность с общественно полезным результатом, труд может заинтересовать подростка как процесс, в котором проявляются его личные возможности, может стать для него свободной игрой физических и духовных сил. В этом случае создаются благоприятные возможности для раскрытия нравственного смысла, духовной стороны трудовой деятельности.
Подростковый возраст — пора жизни, когда особенно волнуют общечеловеческие проблемы и ценности, начинает складываться моральное сознание, намечаются общие контуры жизненной позиции. Но для окончательного ее определения у подростка нет еще необходимого гражданского опыта, четкой ориентации в социальных отношениях. У старшеклассников уже есть для этого все предпосылки — их возраст внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Не случайно основным психологическим новообразованием старшего школьника является самосознание.
В старших классах главную роль опять играет учебная деятельность, но уже с профессиональным уклоном. Иначе говоря, усвоение основ наук происходит с учетом возможной в последующем профессиональной деятельности. Под этим углом зрения дифференцируются учебные интересы, особенно углубленно научаются отдельные предметы.
У индивида, прошедшего все эти периоды становления личности, возникают и закрепляются качества, лежащие в основе его мировоззрения и нравственности и необходимые для последующей активной производственной и гражданской деятельности.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1249
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 958
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 10