Вестник практической психологии образования
2014. Том 11. № 2. С. 92–93
ISSN: 2658-3100 (online)
Как грамотно «упрекать» ребёнка, чтобы поводы для упрёков не возникали в будущем
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Kовальчук Е.В., Лыкова А.А. Как грамотно «упрекать» ребёнка, чтобы поводы для упрёков не возникали в будущем [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 2. С. 92–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n2/Kovalchuk_Lykova (дата обращения: 18.11.2024)
Полный текст
Первый опыт надёжности окружающего мира (или недоверия к нему) ребёнок получает в общении с матерью. Ведь в детстве мы узнаём о себе только из слов и отношения близких.
Малыш — это не только продукт семьи, у него есть внутренняя сила, он обладает своей природной мудростью и зачастую интуитивно находит возможности противостоять внешним неблагоприятным обстоятельствам, тем самым сохраняя свою индивидуальность.
Табл. 1
Так мы порой общаемся с нашими детьми |
Как надо общаться, чтобы избежать проблем в будущем |
Когда ты замолчишь? |
Как хорошо, что ты у нас родился. |
Ой, как у тебя получается неуклюже. Ты бы сначала научился. |
Ты, конечно, справишься. |
Ты долго будешь отвлекаться? Когда же ты, наконец, закончишь? |
Мне кажется, ты стал отвлекаться. Давай пока почитаем, а потом доделаем. |
Ты что, маленький. Сам разбирайся. Ты уже большой. Иди и делай это сам. |
Давай вместе. |
Чего ты боишься, не будь трусом, иди спать сам. |
Иди скорее ложись, я тебя укрою одеялом (почитаю, поглажу). |
Что же ты всё время болеешь да болеешь. |
Будем делать по утрам зарядку и пить полезные соки. Всё будет отлично. |
Если ты не прекратишь плакать, я уйду. |
Тебе грустно, давай поговорим (посидим , поиграем, почитаем). |
Ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень. |
Я очень расстроилась. Давай вместе подумаем, как справиться с... |
Не придёшь вовремя, пеняй на себя. |
Ужин будет готов в восемь. Буду рада, если мы поужинаем вместе. |
Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой. |
Как я тебя понимаю. В детстве я был таким же. Но всё решаемо. |
Как же я от тебя устала. |
Сегодня был трудный день. Я чуть-чуть отдохну, и мы поиграем. |
Сколько раз тебе можно повторять одно и то же. |
Я сержусь, когда ты не слушаешься. |
За всеми, даже откровенно манипуляторскими, действиями ребёнка стоит острая нужда в опыте общения. Недостаток такого опыта и запрет на открытое выражение своих чувств в будущем может обернуться различными эмоциональными и психологическими проблемами. Правила (ограничения, запреты) должны быть в жизни каждого ребёнка, но их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон более дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Бесспорно, что общение необходимо ребёнку любого возраста, как воздух, свет, питание. Коммуникативное взаимодействие в семье может стать нашим ресурсом и поможет разрешить самые трудные проблемы воспитания детей в будущем. Если любовь к сыну или дочери терпелива и бескорыстна, если Вы верите и доверяете своему ребёнку, то у него с самого начала заложится основа положительной самооценки и доверия к окружающим, что в значительной степени предупредит развитие многих конфликтов.
Предлагаем Вашему вниманию необязательные правила, которые помогли наладить взаимоотношения между взрослыми и детьми без упрёков, нравоучений, нотаций, физического насилия.
1. Зона радости — это золотой фонд жизни родителей и детей.
2. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.
3. Достаточно отдыхайте, заботьтесь о своём здоровье и хорошем самочувствии.
4. Безусловно, принимайте своего ребёнка. Любите не за то, что он умный, красивый, способный, а просто за то, что он есть.
5. Учите ребёнка думать и чувствовать самостоятельно, чтобы он рос сильным и уверенным в себе.
6. Личность и способности ребёнка развиваются только в той деятельности, которой ребёнок занимается по собственному желанию и интересу.
7. Разрешайте выражать отрицательные эмоции безобидными способами; различайте враждебность, агрессивность и гнев, возмущение.
8. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком целиком.
9. Устанавливайте обязанности ребёнка по самообслуживанию. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное дайте возможность сделать самостоятельно. Берегите естественную активность ребёнка.
10. Учите сопоставлять своё нежелательное поведение с последствиями. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Только тогда ребёнок будет взрослеть и становиться сознательным.
11. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка.
Все правила, приведённые в данной статье, могут быть приняты или не приняты в семье. А как же они выполняются в действительности? Давайте посмотрим (табл.1).
Пожалуйста, наберитесь терпения. Если Вы будете стараться выполнять правила, результат обязательно будет. Но не ожидайте его сразу, возможно, потребуется какое-то время. Верьте в лучшее.
Литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? — М.: ЧеРо, 2004.
- Васильева Т.В. Мама, прогони Бабу-ягу! Родителям о детских страхах. — СПб: Элмор, 1996.
- Дмитриева Е.Е. Проблемные дети. Развитие через общение. — М.: АРКТИ, 2005.
- Калина О.Г., Панкова Т.В. Трудно быть ребёнком: Детско-взрослый психологический словарик. — М.: Форум, 2011.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 621
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 278
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0