Агрессивное поведение подростков в социальных сетях

469

Аннотация

Проблема девиации — одна из самых значительных социальных проблем современности. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних, характеризующихся асоциальными действиями, нарушением дисциплины и общественного порядка, драками, хулиганством, вандализмом и др. С развитием компьютерных технологий проблема девиации приобрела новые изменения. Сегодня — в XXI веке — мы, к большому сожалению, можем встретиться с агрессией, не покидая своего дома, а всего лишь выйдя в сеть Интернет. Проведенный нами анализ показал, что наиболее распространенный вид девиантного поведения в виртуальной реальности — агрессия. На сегодняшний день в сети Интернет существует множество блогов, форумов, социальных сетей, где практически любой пользователь может столкнуться с девиантным поведением подростков, носящим ярко выраженный агрессивный характер: будь то троллинг или видеоролик, в котором подростки применяют средства физического или (и) психологического насилия над кем-либо. В данной статье мы постараемся подробнее рассмотреть два этих феномена.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Толотов А.С. Агрессивное поведение подростков в социальных сетях [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 1. С. 23–28. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n1/Tolotov (дата обращения: 28.12.2024)

Полный текст

Проблема агрессивного поведения подростков достаточно давно рассматривается в рамках психологии и педагогики, но сейчас появилась новая форма, которая нуждается в детальном изучении, а именно — агрессия подростков в сети Интернет, в частности, в социальных сетях. В быту термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий.

«Агрессия (лат. aggressio — нападение) и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение культа грубой силы. В основном, под агрессией понимается мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [Avsim.su: Агрессия, 2010].

В настоящее время существует множество типологий и форм проявления агрессии. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие ее виды: враждебная, имеющая целью причинение жертве страданий, и инструментальная, когда нападение на других не имеет цели причинить вред [Бэрон, 2001, с. 63].

Додж (1987) предложил понятия реактивной и проактивной агрессии. Первая предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу, а вторая, как инструментальная, порождает поведение, направленное на получение определенного позитивного результата. X. Хекхаузен (1986) различал реактивную и спонтанную агрессию.

Данные исследователи подчеркивают ситуационную обусловленность агрессивного поведения. Соглашаясь с ними, не следует упускать из виду роль индивидуальных факторов и особенностей, которые формируют различия в проявлениях агрессии в одних и тех же условиях.

Крупнейшая в Рунете социальная сеть «ВКонтак­те» создана в 2006 году. Ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети для студентов и выпускников российских вузов, позднее стал называть себя «современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети». По данным на январь 2012 года, ежедневная аудитория этой социальной сети превышает 35 миллионов человек, что значительно больше, чем у ее главного конкурента в России — «Одноклассников».

Говоря об агрессии в социальных сетях, следует отметить, что она практически исключает физическое насилие и затрагивает лишь психологический аспект. В результате проведенного анализа мы можем назвать две наиболее распространенные формы агрессивного сетевого поведения: 1) троллинг; 2) выкладывание и распространение «агрессивных» видеороликов. Их мы и рассмотрим более подробно.

Троллинг (от англ. trolling — ловля на блесну) — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, в вики-проектах, ЖЖ, в социальных сетях и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты, взаимные оскорбления и т. п. Лицо, занимающееся троллингом, называют троллем. Целью троллинга является подстрекательское, саркастическое, провокационное или юмористическое содержание сообщений, чтобы склонить других пользователей к дискуссии. Иногда троллинг — это средство любыми средствами привлечь внимание к собственной персоне [Внебрачных, 2012, с. 48-51]

Вот что пишет один из участников форума:

«Есть несколько основных поведенческих причин троллинга:

1)   личная неприязнь к собеседнику на фоне неспособности аргументированно оспорить его мнение. Часто такие люди выхватывают из контекста отдельные фразы и предложения и выворачивают наизнанку ваше мнение. Цель — заставить вас вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу. Увести беседу от сути. Завести циклический спор;

2)   срабатывает система опознавания «свой — чужой». Если вы попали в список «свой», вас практически всегда поддержат. Поддержат даже те, кто не понимает сути сказанного вами. Если же вы попали в список «чужой», вы обречены на грубое и необоснованное оспаривание вашего мнения. Такие люди часто сбиваются в стайки и атакуют скопом. Чаще всего они желают вашего ухода из сети (форума). Они хотят остаться в своём кругу, в котором все согласны со всеми. Впоследствии и среди них происходит раскол на «своих» и «чужих». Здоровый, образованный и уверенный в себе человек в здравом уме и твёрдой памяти не будет пользоваться вышеописанными методами» [Сукисян, 2006].

В данном тексте хорошо прослеживается негативное отношение участника форума к «троллям».

При исследовании феномена троллинга нами было проведено анкетирование (количество анкет — 63) в обычной средней школе. В исследовании принимали участие учащихся 9-х классов. По окончании исследования нами были получены следующие ответы на вопросы.

Вопрос №1. Пол испытуемых.

Ответы: мальчики — 30%, девочки — 70%.

Вопрос №2. Средний возраст испытуемых.

Ответ: 15 лет.

Вопрос №3. Есть ли у Вас возможность выходить в Интернет?

Ответы: «да» — 94%, «нет» — 6%.

Вопрос №4. Пользуетесь ли Вы Интернетом?

Ответы: «да» — 99%, «нет» — 1%.

Вопрос №5. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы? (вопрос допускал несколько вариантов ответа)

Места распределились следующим образом: 1-е место — сайт «ВКонтакте», 2-е место — «Мой Mup@mail.ru», 3-е место — «Одноклассники», 4-е место — «Twitter», 5-е место — «YouTube», 6-е место — »Facebook».

Вывод: можно предположить, что на просторах российского Интернета наиболее популярны сайты «отечественного производства» — «ВКонтакте», «Мой Мир@ mail.ru» и «Одноклассники».

Вопрос №6. Как давно Вы состоите в социальных сетях?

Ответы: «менее года» — 0% , «1 год» — 32%, «более 3-х лет» — 68%.

Вопрос №7. Сколько у Вас страничек на сайте «ВКонтакте»?

Ответы: «одна» — 72%, «две» — 17%, «три и более» — 11%, «у меня нет страничек «ВКонтакте» — 0%.

Вопрос №8. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях?

Ответы: «менее 1 часа» — 5%, «1-3 часа» — 37%, «3-5 часов» — 44%, «5-7» — 9%, «7-9 часов» — 1%, «9-11 часов» — 5%, «более 11» — 4%.

Вопрос №9. С каких устройств Вы выходите в социальные сети? (вопрос допускал несколько вариантов ответа)

Места распределились следующим образом: 1-е место — «компьютер/ноутбук» (60 человек из 63), 2-е

место — «мобильный телефон» (47 человек), 3-е место — «планшет» (10 человек).

Вывод: подавляющее большинство людей предпочитают выходить в социальные сети с персонального компьютера или ноутбука, но также стоит отметить, что не каждый человек, имеющий компьютер, пользуется для выхода в сеть мобильным телефоном.

Вопрос №10. Зарегистрированы ли Ваши реальные знакомые «ВКонтакте»?

Ответы: «да, практически все» — 79%, «да, многие» — 21%, «да, кое-кто», «нет» и «затрудняюсь ответить» — 0%.

Вывод: окружение современных подростков — активные пользователи сетевых ресурсов общения.

Вопрос №11. Сколько человек у Вас в друзьях на странице «ВКонтакте»?

Ответы: от 40 до 975 человек (среднее количество колеблется от 180 до 200 человек).

Вопрос №12. Есть ли у Вас друзья, перенесенные в приватный (черный) список?

Ответы: «да» — 43%, «нет» — 50%, «затрудняюсь ответить» — 7%.

Вывод: некоторое количество подростков (43%) добавляют в черный список пользователей, с которыми сложились напряженные взаимоотношения.

Вопрос №13. С каким количеством Ваших друзей из социальной сети Вы поддерживаете контакт в реальной жизни?

Ответы: «со всеми» — 11%, «почти со всеми» — 70%, «кое с кем» — 19%, «почти ни с кем» и «ни с кем» — 0%.

Вопрос №14. Какова основная цель использования социальных сетей, по Вашему мнению? (вопрос допускал только один вариант ответа).

Ответы: «общение с реальными знакомыми» — 53%, «новые знакомства» — 24%, «поиск интересного контингента» — 4%, «общение по интересам» — 6%, «создание и продвижение своего образа» — 1%, «игра в он-лайн игры» — 6%, «способ «убить» время» — 6%, «другое» (было обозначены такие пункты, как: развлечение, чтение новостей, знакомство с новостями мира) — 1%.

Вопрос №15. Просматриваете ли Вы в социальных сетях видеоролики?

Ответы: «да» — 100%.

Вопрос №16. Какие видеоролики Вы просматриваете?» (вопрос допускал несколько вариантов ответа)

Места распределились следующим образом: 1-е место — музыкальные видеоклипы, 2-е место — видеофильмы, 3-е место — видеообзоры (шоу «+100500» и шоу «This is Хорошо», 4-е место — са- мосъемы из реальной жизни, 5-е место — видеоролики с фрагментами спортивных состязаний, 6-е место — видеоролики с фрагментами уличных драк, 7-е место — трейлеры видеофильмов», 8-е место — комичные ролики с участием животных и людей.

Вывод: можно предположить, что испытуемые при работе с социальными сетями редко сталкиваются с «агрессивными» видеороликами, либо большая часть испытуемых пожелала дать социально одобряемый ответ.

Вопрос №17. Попадались ли Вам в соцсетях видеоролики, содержащие агрессию (насилие)?

Ответы: «да» — 51%, «нет» — 38%, «затрудняюсь ответить» — 12%.

Вопрос №18. Встречали ли Вы такие ролики с участием знакомых?

Ответы «да» — 67%, «нет» — 32%, «затрудняюсь ответить» — 1%.

Вопрос №19. Имеются ли подобные ролики на Вашей странице?

Ответы: «да» — 47%, «нет» — 32%, «затрудняюсь ответить» — 0%.

Вопрос №20. Как относятся Ваши родители к социальным сетям? (вопрос допускал несколько вариантов ответа)

Места распределились следующим образом: 1-е место — «нормально», 2-е место — «негативно», 3-е место — «хорошо», 4-е место — «родители сами пользуются соцсетями», 5-е место — «никак», 6-е место — «родители не знают, что это».

Вопрос №21. Слышали ли Вы о случаях троллинга (троллинг — это публикация провокационных сообщений с целью вызова определенной реакции пользователей. Троллинг может выражаться в виде подшучивания, подтрунивания, «подкола» собеседника)?

Ответы: «да» — 60%, «нет» — 39%, «затрудняюсь ответить» — 0%.

Вопрос №22: Участвовали ли вы в троллинге сами?

Ответы: «да» — 26%, «нет» — 63%, «затрудняюсь ответить» — 1%.

Следует отметить несколько интересных особенностей полученных результатов.

1.   Современные подростки являются активными пользователями социальных сетей и проводят в них довольно много времени.

2.   Наиболее популярная социальная сеть среди подростков — «ВКонтакте».

3.   Половина пользователей, так или иначе, сталкивалась с агрессией в социальных сетях.

4.   Испытуемые, указавшие в анкете, что имеют несколько страниц в соцсетях, чаще всего встречаются с агрессией, агрессивными видеороликами и трол­лингом, а также занимаются троллингом сами.

Полученный результат дает нам право предположить, что люди, имеющие несколько страниц в социальных сетях, и могут являться так называемыми «троллями».

Другая форма проявления агрессии, о которой мы говорили ранее, — выкладывание и распространение «агрессивных» видеороликов.

Мы предлагаем выделить следующие виды видеороликов по степени агрессивности:

— «нейтральные» видеоролики: сюда относятся видео, не содержащие явных сцен насилия (сцены из кинофильмов, ролики с участием животных, фрагменты телепередач, музыкальные видеоклипы, мультфильмы, КВНовские видеоролики и т. д.).

— ролики, содержащие социально допустимую агрессию (фрагменты спортивных соревнований, боевиков, «экшенов»),

— «агрессивные» видеоролики — чаще всего они бывают любительскими «самосъемами» (снятыми не на профессиональную аппаратуру, без участия актерского состава; участники данных роликов, чаще всего, реальные люди, по отношению к которым совершается насилие или которые совершают насилие). Данные ролики содержат различные виды насилия.

Нами был проанализированы два видеоролика, содержащих кадры физического насилия. Для удобства анализа результатов эксперимента предлагаем воспользоваться следующими данными.

Ролик «Якутская разборка. Запинали толпой»

Кол-во просмотров — 21246

Кол-во «одобрений» («лайков») — 26

Кол-во положительных комментариев — 2

Кол-во нейтральных комментариев — 12

Кол-во отрицательных комментариев — 27

Кол-во «добавлений» ролика на свою «страницу» — 1

Здесь можно выявить две закономерности.

— За небольшой промежуток времени (видео было добавлено в 1:37 18.03.2012, а обработано в 15:45 19.03.2012) ролик просмотрело большое количество людей.

—   Данный ролик среди активных пользователей вызывал чувство неодобрения.

Ролик «Школьная драка в Чебоксарах заставила вздрогнуть всех российских учителей»

Кол-во просмотров — 33859

Кол-во «одобрений» («лайков») — 686

Кол-во положительных комментариев — 7

Кол-во нейтральных комментариев — 29

Кол-во отрицательных комментариев — 86

Количество добавлений можно определить условно как 200

Анализируя эти данные, можно сделать следующие выводы: за неделю существования ролика в сети Интернет было сделано большое количество просмотров и «одобрений». «Одобрения» можно объяснить тем, что у данного ролика очень броское название, это создает своего рода рекламу; не менее важно стремление пользователей поделиться данным роликом и своими впечатлениями (в большинстве своем негативными).

В целом, исходя из данных показателей, можно сделать вывод, что этот ролик является социально неодобряемым, но в то же время пользуется большой популярностью. Продолжая с ним работать, мы воспользовались комментариями четырех пользователей, высказавших полярные мнения (из группы «А» — пользователей, выразивших крайнее одобрение главного героя — подростка, участвовавшего в драке с учителем. Назовем их «одобрившие». И группы «Б» — «осудивших», то есть пользователей, негативно отозвавшихся о подростке и вступивших в дискуссию с пользователями из группы «А»).

«Одобрившие» подростки:

—   первый подросток из города Сергиев Посад предпочел не указывать дату своего рождения, но по фотографии можно предположить, что ему от 14 до 16 лет. На его странице есть небольшое количество роликов «агрессивного» содержания и эротического плана. Ролик о школьной драке в Чебоксарах популярностью не пользуется: за 5 дней его существования на странице пользователя просмотров — 0;

—   второй предпочел не указывать дату своего рождения, но по его фотографии можно предположить, что это молодой человек от 16 до 18 лет. Пользователь предпочел скрыть свои видеоролики.

«Осудившие» подростки:

—   первый предпочел не показывать свою настоящую фотографию, вместо этого на месте его «аватар­ки» были выложены картинки с героями фильмов и мультфильмов (таких, как «Черепашки-мутанты ниндзя» и «Звездные войны»). У него тоже есть ролики агрессивного плана, в которых показано насилие; помимо этого, в видеозаписях найдено еще одно видео, в котором показан конфликт учеников с учителем (с применением насилия). Ролик был добавлен 25.02.2012 в 12:22 и за это время был просмотрен 10 раз; кол-во «одобривших» пользователей — 1;

—   второй пользователь — молодой человек 19 лет. У него есть 1 видеоролик с социально одобряемой агрессией (запись с боксерского поединка).

Таким образом, можно увидеть, что пользователи группы А и группы Б имеют на своих страницах ролики с разными степенями проявления агрессии. Данное явление нуждается в дополнительном анализе, так как возможно, что высказанное неодобрение агрессии является психологической защитой от собственного агрессивного поведения. В настоящий момент мы продолжаем исследовать этот феномен и, к сожалению, пока еще находимся на стадии сбора сведений о данном феномене и разработке программы, позволяющей провести коррекционные работы с подростками, которые склонны к подобному поведению.

Однако сейчас мы имеем некий положительный опыт в области просвещения родителей, педагогов и детей по данной тематике.

Сейчас мы имеем круг постоянных сложившихся вопросов, которые нам задают и на которые у нас есть четкие ответы и рекомендации. О них мы и хотим рассказать ниже.

Вопрос №1. Как понять, что ко мне на форуме прицепился именно тролль, а не человек, который гораздо лучше меня разбирается в проблеме и просто шокирован моей глупостью?

Действительно, порой очень сложно быстро определить, кто сейчас ведет с тобой диалог — здравомыслящий человек или типичный тролль. Однако у троллей есть ряд отличительных особенностей, которые выделяют их среди других посетителей форума. А именно:

— необоснованная агрессия к пользователям с применением ненормативной лексики с целью нанести оскорбление человеку;

— стремление заставить вас вступить в бессмысленное препирательство по малозначимому поводу, с дальнейшим стремлением увести беседу от сути и переместив её в другое русло (политики, жизненных, взглядов, ценностей и идей) с целью нанесения вам максимального морального урона;

— провоцирование пользователей на агрессию (с применением ненормативной лексики) с целью так называемой «зачистки», а именно — дальнейшей жалобы администрации ресурса с последующим удалением пользователя;

— кратковременный «стаж» в профиле пользователя (как давно данный пользователь находится на форуме), так как обычно тролли долго не засиживаются на одном форуме, поскольку их быстро удаляет администрация, отвечающая за порядок на данном ресурсе;

— поскольку большинство троллей — лица подросткового возраста, в их сообщениях часто встречается большое количество орфографических ошибок.

Вопрос №2. Что делать, если я подозреваю своего собеседника в троллинге?

В первую очередь, не стоит паниковать. Вам нужно успокоиться и проанализировать сложившуюся ситуацию. Как это сделать? Нужно открыть профиль своего собеседника и взглянуть на его «стаж»: как давно данный пользователь был зарегистрирован на форуме, был ли он «забанен», получал ли он какие-либо предупреждения от администрации ресурса. Взгляните на переписку данного человека с другими пользователями. Если вы увидели, что данный пользователь ведет себя крайне агрессивно и с другими людьми, пытается вступить в бессмысленные споры, уводит от сути разговора, оскорбляет других пользователей, то, скорее всего, вы столкнулись с троллингом.

Вопрос №3. Что делать, если я столкнулся с трол­лингом?

Лучший способ — это, конечно, предотвратить общение с троллем и избирательно относиться к кругу своих собеседников. Однако если же вы все же столкнулись с троллингом, то, в первую очередь, постарайтесь не поддаваться на провокации, завершить беседу и больше не общаться с данным пользователем. Если это не помогает — напишите жалобу администрации сайта.

Кстати, некоторые уверенные и опытные пользователи при встрече с троллем сами начинают трол­лить агрессора, уводя беседу в удобное для них русло, провоцируя агрессора на ненормативную лексику с дальнейшей угрозой написать заявление в полицию по статьям «Клевета» и «Оскорбление чести и достоинства человека».

Вопрос №4. Может ли тролль найти меня в реальной жизни и применить ко мне физическую силу?

Теоретически любой опытный пользователь при наличии специальных программ может вычислить местоположение другого человека, однако не каждый тролль готов ехать с одного конца нашей страны в другой (к примеру, из Хабаровска в Калининград). Но все же не стоит рисковать. Если вы боитесь, что вас могут вычислить, то в таком случае лучше всего воспользоваться специальной программой, скрывающей ваш интернет-адрес. Данная программа называется «Аномайзер».

Пример из практики

Консультация учащегося 7-го класса, подвергшегося агрессии в социальной сети (работа с психотрав­мой проводилась в русле гештальт-терапии).

Цель: снятие тревоги, связанной с работой в социальных сетях.

Задачи:

— установление причины возникновения тревоги (сбор информации);

— проведение комплекса упражнений по работе с тревогой;

— проведение шеринга, сеанса обратной связи.

На первом этапе консультирования с пациентом был установлен контакт и доверительные отношения. Данный этап осложнялся сопротивлением, исходящим от консультируемого. Возможно, данное явление связано с тем, что клиент Д. впервые в своей жизни был на консультации у психолога.

В процессе беседы клиент поведал, что стал жертвой троллинга и неоднократно подвергался агрессивному нападению со стороны двух пользователей Интернета мужского пола, с которыми не был знаком ранее.

Данные пользователи писали клиенту текстовые сообщения, сопровождаемые нецензурными картинками, и отправляли их в личные сообщения и на стену. Также молодые люди оставляли нецензурные комментарии под фотоснимками клиента.

Поводом к началу конфликта, со слов клиента, послужил его комментарий в одной из групп в социальных сетях, где он посетовал, что поп-группа «Дискотека Авария» распалась. В ответ на этот комментарий два пользователя стали непристойно выражаться в адрес клиента, сводя свои оскорбления к тому, что (цитата) «...данная группа давно непопулярна, и слушают её только «лузеры».

Молодые люди в течение длительного времени писали клиенту оскорбительные письма, на которые тот в начале реагировал, а потом игнорировал и удалял, в конце Д. с помощью друга заблокировал доступ к своей странице для данных пользователей.

На вопрос «а что мешало тебе раньше это сделать?» клиент ответил, что не обладал должными навыками для проведения такой операции, после недолгого молчания он также отметил, что ему хотелось отстоять свою позицию в споре.

На вопрос «а что для тебя значит отстоять свою позицию?» клиент поведал, что в своей жизни он не может отстоять свою позицию, все время занимает роль ведомого и в ситуации общения с двумя молодыми людьми в социальной сети для него было бы важным отстоять свою правоту.

Далее клиенту было предложено упражнение «горячий стул».

Клиенту была дана четкая инструкция: представить на пустом стуле, стоящем напротив, своего обидчика и высказать ему все от своего имени, далее пересесть на стул и от лица обидчика высказаться.

В процессе выполнения упражнения у клиента наблюдались признаки сопротивления, вспышки агрессии, а также была замечена «фигура» (направление для дальнейшей работы, консультации) в русле детско-родительских отношений.

Сняв напряжение и выпустив свою агрессию наружу, клиент высказал запрос на тему «как правильно себя вести, в случае если твой оппонент проявляет агрессию (занимается троллингом)».

Путем совместной работы с психологом клиент вывел для себя несколько решений:

1.   Ввести приватные настройки для своей страницы.

2.   Обращать внимание на содержимое страниц своих оппонентов (аватарку, стену, личную информацию, фотографии), дабы избежать общения с «троллями».

3.   По возможности не вступать в дебаты с «троллями».

4.   Если «тролль» является очень навязчивым, то внести его в «черный список» или же попросту заблокировать его, написав соответствующую жалобу администрации сайта.

Во время шеринга клиент отметил, что данная консультация была очень сложной для него, многие вещи требуют дальнейшего переосмысления, но правила общения в социальных сетях он для себя усвоит.

Заключение

Мы надеемся, что, используя такие простые советы, рядовые пользователи уменьшат вероятность неприятной встречи с троллями. Однако мы еще раз хотели бы подчеркнуть, что данную проблему легче предупредить, чем «лечить».

Толотов Алексей Сергеевич — педагог-психолог МОУ СОШ №81 г. Ярославля, клинический психолог ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр», практикующий гештальт-терапевт, член ярославского регионального сообщества практикующих психологов.

Литература

  1. Avsim.su: Агрессия в социальных сетях [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http:// www. avs im.su/ forum/blo g/84/entry"122"agressiva"v"socialnih"setvah/.
  2. Бэрон P., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001.
  3. Внебрачных Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. — 2012. — №1. — С. 48–51.
  4. Сукисян С.Г. Агрессия: природа человеческой агрессивности. — СПб, 2006.

Информация об авторах

Толотов Алексей Сергеевич, педагог-психолог, МОУ СОШ №81, клинический психолог ГБУЗ ЯО «Областной перинатальный центр», практикующий гештальт-терапевт, член ярославского регионального сообщества практикующих психологов, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1264
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 469
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2