Вестник практической психологии образования
2015. Том 12. № 2. С. 58–64
ISSN: 2658-3100 (online)
Мониторинг уровня сформированности УУД у детей с ЗПР
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Доронина И.Н. Мониторинг уровня сформированности УУД у детей с ЗПР [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2015. Том 12. № 2. С. 58–64. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2015_n2/Doronina (дата обращения: 21.12.2024)
Полный текст
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования — основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т. п. Для УУД предусмотрена отдельная программа — программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
В 2013-2014 учебном году наше образовательное учреждение приступило к реализации ФГОС начального общего образования. Это достаточно важно, так как учащиеся нашей школы после окончания 4 класса продолжают обучение в массовых общеобразовательных школах.
Но контингент учащихся нашей школы, реализующей адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, достаточно разнообразен и отличен от состава учащихся массовых общеобразовательных школ.
Основным медицинским показанием к приему в специальные школы для детей с задержкой психического развития является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза, при которых нарушения познавательной деятельности связаны преимущественно с недостаточностью памяти, внимания, темпа психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, с церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.
В нашу школу часто направляются дети с целью дифференциальной диагностики. Это неуспевающие учащиеся массовых общеобразовательных школ, воспитанники специализированных логопедических детских садов.
С трудом адаптируются в массовой общеобразовательной школе дети с расстройством аутистического спектра, с нарушением опорно-двигательного аппарата, и они также часто становятся учащимися данной школы.
В результате психологического обследования было выявлено, что в нашей школе обучается 83% детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, 8% детей с расстройством аутистического спектра, 9% детей направлены в школу на дифференциальную диагностику,
Для эффективного формирования личностных и метапредметных результатов учащихся необходимо оценить уровень развития УУД у учащихся школы. В основу изучения уровня сформированности УУД положены методические рекомендации «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под ред. А.Г. Асмолова [Бурменская, 2010].
Оценивает уровень сформированности УУД у учащихся учитель (через наблюдение) и психолог (с помощью методик, тестов). Обследование учащихся проводилось в начале учебного года. Первоначально были выбраны методики, более доступные учащимся данной школы. Необходимо было оценить уровень сформированности следующих универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
1.1. Самоопределение:
— чувства сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
1.2. Смыслообразование:
1.3. развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Для оценки сформированности личностных УУД были выбраны следующие методики: «Лесенка» (1- 4 класс) (приложение 1); Оценка школьной мотивации (Н. Лусканова) (2-4 класс) (приложение 2); Беседа о школе (мотивация) (1 класс) (приложение 3).
2. Регулятивные УУД
Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:
— выбирать средства для организации своего поведения;
— помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;
— планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;
— предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;
— начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
— тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
Оценка сформированности произвольной регуляции эмоций, поведения в целом проводилась через наблюдение за эмоциональными реакциями, поведением ребенка в процессе обследования, игры ребенка; оценивались наличие или отсутствие импульсивности, степень выраженности аффективных реакций в соотношении с умением их сдерживать, возможность регулировать и анализировать свои эмоции, переживания, поведение (в том числе речевую активность).
Методики, используемые для оценки сформиро- ванности регулятивных УУД: Методика «Кодирование» (приложение 4); Корректурная проба (приложение 5); Методика Когана [Семаго, 2005].
3. Познавательные УУД
Выделяют:
3.1. Общеучебные универсальные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
3.2. Универсальные логические действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, се- риации, классификации объектов;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
3.3. Действия постановки и решения проблем.
Список методик для оценки сформированности познавательных УУД: исследование пространственных представлений, пространственного анализа и синтеза — кубики Кооса [Семаго, 2005]; исследование нагляднообразного мышления — матрицы Равена [Семаго, 2005]; исследование словесно-логического мышления (парные аналогии, простые аналогии, исключение понятий, исключение предметов, понимание переносного смысла метафор, поговорок; составление рассказа по последовательному ряду картинок) [Семаго, 2005].
4. Коммуникативные УУД
В состав базовых (то есть абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:
— потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
— приемлемое (то есть не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
— ориентация на партнера по общению;
— умение слушать собеседника.
Список методик для оценки сформированности коммуникативных УУД: «Рукавички» (приложение 6).
Результаты оценки сформированности УУД учащихся 1-4 классов (на сентябрь) представлены в табл. 1.
Табл. 1. Уровень сформированности УУД у учащихся 1–4 классов (сентябрь), %
Как показали результаты обследования, у 100% учащихся недостаточно сформированы познавательные УУД, только у 18% учащихся регулятивные УУД сформированы в соответствии с возрастной нормой. Это обусловлено в большей мере наличием у учащихся органического поражения ЦНС.
У учащихся 1-х классов преобладает завышенная самооценка (67%), более адекватна самооценка учащихся 4-х классов (67%, 70%); низкая школьная мотивация наблюдается у учащихся 1б (84%), 2а (67%), 4б (70%) классов; положительное отношение к школе сформировано у 55% учащихся 1а класса, 56% учащихся 4а класса, 77% учащихся 3 класса. Умеют сотрудничать 91% учащихся 1а класса, 83% учащихся 2а и 2б классов.
Опираясь на данные, полученные в результате обследования, можно планировать работу с учащимися по формированию УУД. Формирование УУД происходит непосредственно во время учебной и внеурочной деятельности. Кроме того, работа психолога в рамках реализации программы «Игротерапия» также способствует формированию УУД у учащихся. В основу программы курса «Игротерапия» положены следующие программы.
1. С.В. Крюкова «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте жить дружно!» (1 класс) [Крюкова, 2007].
Основная цель программ — ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Задачи программ: научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
2. Н.Я. Семаго «Формирование пространственных представлений (ФПП)» (1 класс) [Семаго, 2007].
Основная цель программы: формирование пространственных представлений.
Решаемые с помощью данной программы задачи будут способствовать:
— освоению ребенком правильного использования и понимания предлогов, сложных речевых конструкций;
— формированию навыков словообразования, расширению словарного запаса и общей осведомленности, объема знаний об окружающем мире;
— развитию способности к вербальному анализу и вербально-логическому мышлению;
3. Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева и др. «Скоро школа» (1 класс) [Ахутина, 2006].
Программа содержит материал, способствующий развитию произвольного внимания, навыков программирования и контроля, формированию пространственных представлений.
4. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» (2, 3 класс) [Хухлаева, 2008].
Основная цель программы — помочь младшим школьникам понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Табл. 2. Уровень сформированности УУД у учащихся 1–4 классов (апрель), %
5. Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина «Школа умножения» (3 класс) [Пылаева, 2006].
Основная задача программы — развитие произвольного внимания, планирования и контроля. Данная программа разработана для учащихся 2-3 классов начальной школы на материале таблицы умножения. Упражнения на материале таблицы умножения дают широкие возможности дозировано усложнять требования к программированию и контролю деятельности.
6. Т.Н. Князева «Я учусь учиться» (4 класс) [Князева, 2004].
Цель данного курса психологических занятий — сформироватьу учащихся психологическую готовность к обучению на второй ступени школы и преодолеть возможную дезадаптацию, связанную с переходом на новую ступень; активизировать мотивационный и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной для него форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка в этой сфере.
Занятия по данным программам позволяют формировать у учащихся регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные УУД.
В апреле была проведено итоговое психологическое обследование с целью оценки динамики сформи- рованности УУД у учащихся школы. Результаты обследования приведены в табл. 2. Было выявлено, что увеличилось число учащихся с адекватной самооценкой (в 1а классе — на 34%, во 2а классе — на 62%, в 3 классе — на 44%, в 1б классе — на 17%, в 4а классе — на 21%); возросло число учащихся с сформированным положительным отношением к школе (в 1а классе — на 28%, в 1б классе — на 59%, во 2а классе — на 13%, во 2б классе — на 20%, в 4а классе — на 32%).
Но наряду с этим наблюдается незначительная динамика в формировании регулятивных УУД (в 1а классе — на 5%, в 1б классе — на 17%, во 2а классе — на 5%, в 4а классе — на 5%, в 4б классе — на 9%) и познавательных УУД учащихся (в 4а классе — на 12%, в 4б классе — на 18%). Это, как отмечалось выше, в определенной степени обусловлено особенностями учащихся данной школы. Поэтому данные исследования подтверждают, что для учащихся школ, реализующих адаптированную основную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, необходим специальный ФГОС начального образования, который учитывает особенности данных детей и позволяет им реализовывать свой потенциал социального и психического развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1-4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция: «Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть-чуть получше, на третьей — еще чуть-чуть получше и т. д., а вот на верхней ступеньке стоят самые лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?»
Критерии оценивания:
1-3 ступени — низкая самооценка;
4-7 ступени — адекватная самооценка;
8-10 ступени — завышенная самооценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ
ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
(Н. ЛУСКАНОВА)
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использована в работе со школьниками 1-4-х классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: анкета.
1. Тебе нравится в школе?
— Нравится
— Не очень нравится
— Не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— Иду с радостью
— Бывает по-разному
— Чаще всего хочется остаться дома
3. Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
— Не знаю точно
— Остался бы дома
— Пошел бы в школу
4. Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки?
— Доволен
— Бывает по-разному
— Не доволен
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— Хотел бы
— Не хотел бы
— Не знаю точно
6. Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
— Хотел бы
— Не хотел бы
— Не знаю точно
7. Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
— Часто
— Иногда
— Почти никогда не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— Точно не знаю
— Не хотел бы
— Хотел бы
9. Много ли у тебя друзей в классе?
— Не очень много
— Много
— Почти нет
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— Нравятся
— Некоторые нравятся, а некоторые — не очень
— Большинство не нравится
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ — 3 балла,
За второй ответ — 1 балл,
За третий ответ — 0 баллов.
5 основных уровней школьной мотивации.
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
2. 20-24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
3. 15-19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4. 10-14 баллов — низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Ключ к Анкете по оценке
уровня школьной мотивации
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ЗАДАНИЕ «РУКАВИЧКИ» (Г.А. ЦУКЕРМАН)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: начальная ступень (6,5-7 лет).
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, то есть были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара — для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования,
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень — в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень — сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень — рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Полная версия статьи, в том числе все приложения, представлена в электронной версии журнала (см. CD-диск).
Доронина Ирина Николаевна — педагог-психолог Красноярской общеобразовательной школы №7, высшая квалификационная категория. Окончила Омский государственный педагогический институт им. Горького, прошла переподготовку в АПК и ПП РО (г. Москва) по программе «Специальная психология и основы дефектологии». Стаж работы 30 лет, в данном учреждении — 23 года.
Литература
- Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М, Хотылева Т.Ю. Скоро школа. Пособие по подготовке детей к школе. — М.: Теревинф, Генезис, 2006.
- Князева Т.Н. Я учусь учиться. Практический курс развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРК-ТИ, 2004.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: Генезис, 2007.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010.
- Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия. — СПб: Речь, 2004.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7–9 лет. — М.: Теревинф, Генезис, 2006.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Метод. пособие. — М.: АРКТИ, 2005.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб: Речь, 2006.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практ. пособие. — М.: Айрис_пресс, 2007.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1–4). — М.: Генезис, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1076
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 759
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4