Ассоциативные карты в практике педагога-психолога

466

Аннотация

Статья посвящена ассоциативным картам — бурно развивающемуся инструменту психологической работы с детьми и взрослыми. Описаны достоинства, принципы работы с картами, правила работы и ситуации применения ассоциативных карт в психологической работе с детьми на примере авторских наборов карт. Ассоциативные карты являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Применение ассоциативных карт предоставляет ребенку возможность метафорического моделирования реальности в игровой форме. Ассоциативные карты — это проективная методика, которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней. Изучение существующих наборов МАК для детей показало, что чаще всего, они не отвечают запросам педагога-психолога, работающего в России. В работе с младшими школьниками с психологическими рисками и психологическими травмами использую три набора авторских ассоциативных карт: «Настроения», «Детство» и «СОГ (Страхи. Обиды. Герои)».

Общая информация

Ключевые слова: ассоциативные карты, проекция, инструмент психологической работы, детский психолог, метафора

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160406

Для цитаты: Душина И.А. Ассоциативные карты в практике педагога-психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 62–71. DOI: 10.17759/bppe.2019160406

Фрагмент статьи

Современность диктует новые скорости жизни: быстро сменяющиеся события создают столь же стремительно сменяющиеся проблемы и задачи, в том числе и психологические. На их решение отводится совсем немного времени. И тогда на помощь могут прийти ассоциации.

Литература

  1. Борисова Н., Вершинина Н., Богданова М., Перевалова Е., Голобородова В. Копилка техник по работе с метафорическими ассоциативными картами [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/topic-99879788_32643813 (дата обращения: 02.02.2020).
  2. Гафурова Г.Н. Метафорические ассоциативные карты в работе психолога с детьми [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/05/29/metaforicheskie-assotsiativnye-karty-v-rabote (дата обращения: 02.02.2020).
  3. Душина И.А. Набор ассоциативных карт «Страхи. Обиды. Герои» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября. URL: https://urok.1sept.ru/статьи /677194/ (дата обращения: 02.02.2020).
  4. Душина И.А. Набор метафорических ассоциативных карт. «Детство» [Электронный ресурс] // Открытый урок. 1 сентября. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/672547/ (дата обращения: 02.02.2020).
  5. Душина И.А. Набор метафорических ассоциативных карт «Настроение» [Электронный ресурс] // Открытый урок. 1 сентября. URL: https://urok.1sept.ru/статьи/672548/ (дата обращения: 02.02.2020).
  6. Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. СПб: Питер, 2019. 192 с.
  7. Кац Г.Б. Метафорические карты. Руководство для психолога. М.: Генезис, 2016. 138 с.
  8. Рассказова Е.Л. Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога [Электронный ресурс] // B17.ru — сайт психологов № 1. URL: https://www.b17.ru/article/15482/ (дата обращения: 02.02.2020).
  9. Сеченов И.В. Рефлексы головного мозга. М.: Издательство Академии наук СССР, 1942. 151 с.

Информация об авторах

Душина Ирина Александровна, педагог-психолог, Средняя общеобразовательная школа № 2 (МБОУ СОШ № 2), Великие Луки, Россия, e-mail: dushina-irina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 881
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 466
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1