Включен в Web of Science СС (ESCI) Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология Прежнее название: Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика Издатель: Санкт-Петербургский государственный университет ISSN (печатная версия): 2658-3607 ISSN (online): 2658-6010 DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16 Издается с 2011 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский, английский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология Особенности структуры интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 93Нольд Н.В. Скочилов Р.В. Березина Т.Н. Ильина М.Н. АннотацияПредставлены результаты исследования особенностей уровневых и структурных характеристик интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 11 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) 1–4 уровня. Уровень интеллектуального развития детей определялся методикой Д. Векслера (WISC или WPPSI). Оценка речевого развития и отнесение речевого развития ребенка к тому или иному уровню проводились логопедом. Сравнительный анализ выявил значимые различия в уровневых и структурных характеристиках интеллектуального развития детей, имеющих общее недоразвитие речи, и детей, не имеющих речевых нарушений. Показатель вербального интеллекта по методикам WISC и WPPSI у детей с ОНР достоверно ниже, чем у детей без речевых нарушений. В наибольшей степени различия между детьми, имеющими ОНР, и детьми с нормальным речевым развитием обнаружены по субтесту «Сходство» методик WISC и WPPSI. Кроме того, группа детей, имеющих ОНР различного уровня, неоднородна. Показатель вербального интеллекта у детей с ОНР 1 уровня достоверно ниже, чем у детей с ОНР 2, 3, 4 уровня. Дети с ОНР 1, 2, 3 уровня значительно хуже справляются с заданиями субтеста «Сходство», чем дети с ОНР 4 уровня. Достоверные различия получены между результатами детей с ОНР 1 уровня и детей с ОНР 2, 3, 4 уровня при выполнении субтеста «Повторение цифр». Не выявлено значимых различий между контрольной и экспериментальной группами в показателях невербального интеллекта. В показателях общего интеллектуального развития выявлены значимые различия между детьми с ОНР 1 и 2 уровня и детьми, не имеющими речевых нарушений. Результаты исследования могут иметь практическое значение для диагностики детей с речевыми нарушениями и построения коррекционной работы с ними. Ключевые слова: общее недоразвитие речи, уровень интеллектуального развития, интеллект, вербальные функции, речь, невербальные функции Рубрика: Эмпирические и экспериментальные исследования Тип: научная статья Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Клиническая психология | Алмазова А.А., Никандрова Т.С., Тушева Е.С., Хаустов А.В. Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Якупова В.А. Связь теории сознания и регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте Столярова Э.И., Белова Н.Ю., Солнушкин С.Д. Программный комплекс для коррекционной работы и тестирования детей со слухоречевыми нарушениями |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|