Гилемханова Эльвира Нурахматовна

Гилемханова Эльвира Нурахматовна

PsyJournalsID: 10690

кандидат психологических наук, Доцент, доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) федеральный университет (ФГАОУ ВО КФУ); Старший научный сотрудник ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (Казанский филиал), Казань, Российская Федерация, enkazan@mail.ru

Дата последнего обновления: 03.12.2025

Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 3

Другие публикации автора

  1. Bayanova LF, Gilemkhanova EN, INFLUENCE OF SCREEN TIME ON BEHAVIOUR REGULATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN//VOPROSY PSIKHOLOGII. - 2024. - Vol.70, Is.2. - P.64-75.
  2. Gilemkhanova E. Psychological security of schools in the context of the socio-economic status of the region // Book of Abstracts: XVI European Congress of Psychology (ECP 2019) (2‒5 July, 2019, Lomonosov Moscow State University, Moscow). — Moscow: Moscow University Press, 2019. – С. 611.
  3. Gilemkhanova E. Socio-Cultural Factors of Socio-Psychological Safety of Educational Environment at School //Advances in Social Science, Education and Humanities Research: Atlantis Press. – 2019. - Volume 298.
  4. Gilemkhanova E. The interrelationship between the predictors of the teenage addictive behavior and the key parameters of microsocial environment //IV Международный форум по педагогическому образованию IFTE (Казань, 22-24 мая 2018 года), 2018.
  5. Gilemkhanova E.N, Khusainova R.M, Lushpaeva I.I, A Model of Subjective Well-Being of a Teacher in the Context of the Safety of Educational Environment//Education and Self Development. - 2022. - Vol.17, Is.4. - P.288-302.
  6. Gilemkhanova E.N., Types of school students based on the individualized risks of socio-psychological safety of the sports and educational environment//Journal of Human Sport and Exercise. - 2021. - Vol.16, Is.Proc3. - P.S1188-S1196.
  7. Gilemkhanova Elvira N., Sociocultural Risks of the Educational Environment as a Basis for the Classification of Schools by Level of Socio-Psychological Safety//V INTERNATIONAL FORUM ON TEACHER EDUCATION (IFTE 2019). - 2019. - Vol., Is.. - P.945-961.
  8. Gilemkhanova Elvira N., Socio-Psychological Safety of Schools in the Context of the Settlement Type and Socio-Economic Status of the Region//BEHAVIORAL SCIENCES. - 2019. - Vol.9, Is.12. - Art. №139.
  9. Gilemkhanova EN, Khusainova R, Khairutdinova MR (2022) Teachers' Values as Predictors of Socio-Psychological Safety in a Classroom. ARPHA Proceedings 5: 515-530.
  10. Rezazadeh Z., Bayanova L. F., Gilemkhanova E. N., ADAPTATION OF THE TEST ATTITUDE TO OBSERVANCE OF MORAL STANDARDS ON THE SAMPLE OF RUSSIAN STUDENTS//PSIKHOLOGICHESKII ZHURNAL. - 2018. - Vol.39, Is.3. - P.102-112.
  11. Алиуллова Г.И., Гилемханова Э.Н. Мотивация достижения и отношения у подростков, обучающихся в школах с различным образовательным рейтингом/Алиуллова Г.И., Гилемханова Э.Н. // Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань, 22–23 ноября 2018 г.) / под ред. Л.Ф. Баяновой, Е.О. Шишовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – С.206-210.
  12. Башлай Э.Х., Гилемханова Э.Н. Сравнительный анализ позиций участников образовательного процесса в определении индикаторов риска и причин суицидального поведения подростков// Казанский педагогический журнал. - 2021. - Т.147. - №4. - С.220-226.
  13. Баянова Л.Ф, Гилемханова Э.Н. Комплексная модель оценки рисков социокультурной среды школы//Междисциплинарные подходы к изучению психического здоровья человека и общества: сборник науч.-практической конф. - М., 2018.
  14. Баянова Л.Ф., Гилемханова Э.Н. РОЛЬ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ. // Филология и культура. Philology and Culture. - 2017.- №4 (50) - С. 219-225
  15. Герасимова В.В., Карпов А.М., Гилемханова Э.Н. Психолого-педагогические условия реабилитационных (немедицинских) центров для несовершеннолетних, допускающих употребление наркотических средств и психотропных веществ / В.В. Герасимова, А.М. Карпов, Э.Н. Гилемханова // Международная научная школа психологии и педагогики. - 2015. - №9. - С. 51- 55
  16. Гилемханова Э. Н. Концептуализация подхода к оценке психологической безопасности социокультурной среды школы / Э. Н. Гилемханова // Материалы съезда Российского психологического общества. - Казань, 2017. - Т1. - С.400-402.
  17. Гилемханова Э. Н., Хусаинова Р. М., Башлай Э. Х. Значимость базовых ценностей для субъектов образовательной среды как условие ее безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - Т. 10, -вып. 4 (40). - С. 295–305. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-295-305
  18. Гилемханова Э.Н, Хусаинова Р.М. Метод фотопроекции как способ изучения социальных представлений о безопасности образовательной среды с помощью визуального нарратива // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2024. Вып. 5 (57). С. 124-132.
  19. Гилемханова Э.Н. Акмеология безопасности: психосоциальный антропоцентризм с позиции вызовов настоящего и перспектив будущего / Э.Н. Гилемханова. - Чебоксары: Изд-во «Среда», 2022, 180 с.
  20. Гилемханова Э.Н. Взаимосвязь адаптации с неконструктивными формами социального взаимодействия у склонных к аддикциям студентов / Э.Н.Гилемханова // Казанский педагогический журнал. –2012. – № 1. – С. 54–58.
  21. Гилемханова Э.Н. Взаимосвязь слоциально-психологической адаптации с защитными механизмами у студентов ССУЗ и ВУЗ, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям / Э.Н. Гилемханова // Профессиональные особенности социальной работы с детьми и молодежью: вопросы теории и инновационной практики в подготовке студентов к работе в данной сфере: материалы междунар. науч.-практической конф. - Казань, 2012. - С. 99-103
  22. Гилемханова Э.Н. Влияние социально-психологических и возрастных характеристик студенчества на особенности их социально-психологической адаптации / Э.Н. Гилемханова // Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. - 2016. - Вып.15. - С.51-60
  23. Гилемханова Э.Н. Дезадаптация аддиктивной личности как результат отклонения от норм безопасного поведения в современных условиях жизнедеятельности / Э.Н. Гилемханова // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: материалы II межддунар. науч-практической конф. - Казань, 2012. - С.304-311
  24. Гилемханова Э.Н. Контекстная модель оценки социально-психологической безопасности образовательной среды школы // Психолог. - 2020. - № 6. - С. 24 - 37. DOI: 10.25136/2409-8701.2020.6.3421
  25. Гилемханова Э.Н. Контекстные факторы в оценке социокультурных рисков образовательной среды //XIX Апрельская международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, 10-13 апр. 2018 года).    Гилемханова Э.Н. Системогенез зависимого поведения (на примере сравнительного анализа предикторов аддиктивного поведения у подростков с разным уровнем зависимости)//VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Системогенез учебной и профессиональной деятельности« (Ярославль, 19-20 нояб.2018 года) / Под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - С.264-267.
  26. Гилемханова Э.Н. Концепция акмеологии безопасности вариативных образовательных сред и ее верификация // Мир науки. Педагогика и психологии. 2021 №6.
  27. Гилемханова Э.Н. Культурная норма и безопасность личности: точка бифуркации социокультурной системы // Культурно-историческая психология. 2024. Том 20. № 4. С. 78—87.
  28. Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2019.- № 2. С. 164—183. doi: 10.11621/vsp.2019.02.164
  29. Гилемханова Э.Н. Механизмы социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям /Э.Н. Гилемханова // Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы V междунар. науч.-практической конф.- Невинномысск., 2012. - С. 360-365
  30. Гилемханова Э.Н. Модель нулевого дисбаланса как концептуальная основа анализа социокультурных рисков образовательной среды // Вестник Ярославского педагогического университета. - 2022. - №5. - С. 185-192.
  31. Гилемханова Э.Н. Нарушенная субъектность как индикатор проблем безопасности «Субъектно-контекстной» системы образовательной среды // Гуманизация образования. - 2022. - №4. - 103-113. doi: 10.24412/1029-3388-2022-4-103-113
  32. Гилемханова Э.Н. Особенности копинг-стратегий склонных к алкогольной и наркотической зависимостям студентов / Э.Н.Гилемханова // Седьмая волна психологии: сборник по материалам междунар. науч.-практической конф. Интегративная психология: теория и метод;. - Ярославль, 2013. - Вып. 10. - С. 106-107
  33. Гилемханова Э.Н. Особенности социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям/ Э.Н.Гилемханова// Казанский педагогический журнал. -2012. -№ 3 (93). -С. 73-80.
  34. Гилемханова Э.Н. Проблемные зоны социально-психологической адаптации студентов как факторы риска / Э.Н. Гилемханова // научно-педагогический интернет-журнал Письма в Эмиссия. Оффлайн. –2013. №6. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2015.htm
  35. Гилемханова Э.Н. Проблемы адаптационных взаимодействий у склонных к зависимостям студентов /Э.Н.Гилемханова //Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы III междунар. научно-практической конф. - Прага, 2013. - С.41-43
  36. Гилемханова Э.Н. Проблемы социально-психологической адаптации студентов, склонных к алкогольной и наркотической аддикциям / Э.Н. Гилемханова // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация: материалы междунар. науч.-практической конференции. - М., 2012. - С.61-66
  37. Гилемханова Э.Н. Проблемы социально-психологической адаптации студентов, обусловленные современными социальными условиями / Э.Н. Гилемханова // Педагогические и психологические науки: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. заоч. науч.-практической конференции. - Новосибирск, 2012. - С.187-191
  38. Гилемханова Э.Н. Психология безопасной образовательной среды: практикум для студентов / Э.Н. Гилемханова. - Казань: Изд-во «Фолиант», 2019.-116 с.
  39. Гилемханова Э.Н. Роль психолого-педагогических медико-социальных служб и центров Республики Татарстан в превенции социокультурных рисков образовательной среды/ Э.Н. Гилемханова // Опыт дерадикализации и ресоциализации приверженцев экстремистских и террористических идеологий: сборник международной научно-практической конференции. Отв. ред. Р.Ф. Патеев. Казань, Издательство: Изд-во Академии наук РТ, 2018. С. 62-71.
  40. Гилемханова Э.Н. Системогенез зависимого поведения (на примере сравнительного анализа корреляционных плеяд подростков с различным уровнем аддикции)// Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Часть 2.: сборник VII всероссийской научно-практической конференции [19-20 ноября 2018 г.] /под ред. проф. Ю.П. Поваренкова. – Ярославль: РИО ЯРГУ, 2018. – С. 264-267.
  41. Гилемханова Э.Н. Социально-психологическая адаптация как платформа превентивных мероприятий в системе современного образования / Э.Н. Гилемханова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сборник XXXVI молодежной междунар. науч.-практической конф. - Новосибирск, 2016. - С.53-59
  42. Гилемханова Э.Н. Социально-психологическая безопасность социокультурной среды школы: учебно-методическое пособие для студентов педагогических и психологических ВУЗов/ Э.Н. Гилемханова. - Казань: Изд-во «Бриг», 2019. - 60 с.
  43. Гилемханова Э.Н. Социальные представления о безопасности у учащихся и учителей //Психолого-педагогические исследования. - 2021. - Том 13. - № 3. - С. 68–82. doi:10.17759/psyedu.2021130305
  44. Гилемханова Э.Н. Социокультурные риски психологической безопасности современной школы/Э.Н. Гилемханова. - Казань: Изд-во «Бриг«, 2020. - 132 с
  45. Гилемханова Э.Н. Специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность-социокультурная среда» у студентов / Э.Н. Гилемханова // Теория и практика общественного развития. –2013. – №1. – С. 106–109.
  46. Гилемханова Э.Н. Типы субъектной рискогенности учащихся в контексте их психологической устойчивости к социокультурным рискам образовательной среды // Научно-педагогическое обозрение. – 2023. – №4. - С. 153-161.
  47. Гилемханова Э.Н., Баянов. Р.И. Комплексная модель оценки социокультурных рисков образовательной среди школы// Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2020. №6 (июль). ART 2861. URL: http://emissia.org/offline/2020/2861.htm
  48. Гилемханова Э.Н., Васина В.В., Герасимова В.В. Модификация инструментария диагностики психологических рисков наркотизации школьников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki.com/PDF/94PSMN520.pdf (доступ свободный). январь 2021 ВАК
  49. Гилемханова Э.Н., Галиханов Ф.У. Влияние психологических границ на показатели нарушенной субъектности у делинквентных подростков //Казанский педагогический журнал. - 2024. - 30(3–4). - C. 53–68
  50. Гилемханова Э.Н., Грязнов А.Н., Шулаев А.В. Социально-психологический подход к пониманию адаптации / Э.Н. Гилемханова, А.Н. Грязнов, А.В. Шулаев // Неврологический вестник. - 2010. - выпуск 2. - С.33-38
  51. Гилемханова Э.Н.. Виртуальная аутизация как социокультурный феномен [Текст] / Э.Н. Гилемханова// Сборник статей Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной когнитивной науки» (Таганрог, 17.02.2019 г.). – Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. – с. 298-301.
  52. Гилемханова, Э.Н. (2024). Оценка «ошибки» классификации нейросети для анализа социально-психологических особенностей учащихся группы риска по наркотизации. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(3), 160–184
  53. Грязнов А.Н, Грязнов И.М., Гилемханова Э.Н. Клаббинг как новая форма зависимости /А.Н. Грязнов, И.М. Грязнов, Э.Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал. - 2010. - №1. - 117-122
  54. Грязнов А.Н., Гилемханова Э.Н. Профилактика склонности к зависимости от психоактивных веществ у студентов ВУЗов / А.Н. Грязнов, Э.Н. Гилемханова // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2013. -№1. - С.85-91
  55. Губарева Ю.О., Гилемханова Э.Н. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и уровня конфликтности у подростков в контексте развития soft skills /Губарева Ю.О., Гилемханова Э.Н. // Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань, 22–23 ноября 2018 г.) / под ред. Л.Ф. Баяновой, Е.О. Шишовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – С.79-82.
  56. Концепция социализации аддиктивной личности в профессиональном образовании/А.Н.Грязнов [и др.]; под научной редакцией доктора психологических наук А.Н.Грязнова. - Казань: Издательство «Данис« ИПП ПО РАО, 2012. - 36 с.
  57. Личностно-профессиональное становление аддиктивной личности/А.Н.Грязнов, Е.А.Чеверикина, Э.Н.Гилемханова. - Казань: Издательство «Данис«, 2013. - 96 с.
  58. Научно-методическое обеспечение реализации модели социализации аддиктивной личности в профессиональном образовании /Информационно-аналитические материалы / под научной редакцией доктора психологических наук А.Н.Грязнова. - Казань: Издательство «Данис« ИПП ПО РАО, 2013. - 138 с.
  59. Петрова К.И., Гилемханова Э.Н. Выраженность предикторов аддиктивного поведения у подростков в зависимости от территории проживания/ Петрова К.И., Гилемханова Э.Н.// Школа Л.С. Выготского: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной юбилею А.Н. Леонтьева (Казань, 22–23 ноября 2018 г.) / под ред. Л.Ф. Баяновой, Е.О. Шишовой. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – С.250-253.
  60. Рязанова А.А, Гилемханова Э.Н. Личностные особенности подростков с высоким уровнем виртуальной аутизации как проблема социально-психологической безопасности современной образовательной среды //Казанский педагогический журнал, - 2021, - №1. - С.253-258.
  61. Социализация аддиктивной личности как инновационный процесс в профессиональном образовании: Научно-методическое пособие /А.Н. Грязнов, В.В. Васина, Е.А. Чеверикина, Э.Н. Гилемханова - Казань: Издательство «Данис«, 2013. - 152 с.
  62. Фахрутдинова Л.Р., Гилемханова Э.Н. Особенности личностной организации подростков в контексте социально-экономического благополучия образовательной среды // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/12PSMN219.pdf
  63. Холостова Н.Б., Гилемханова Э.Н. Психологические факторы готовности к профессиональному самоопределению подростков/Н.Б. Холостова, Э.Н. Гилемханова// Казанский педагогический журнал. - 2019.- № 1 (132). -С. 188-192.
  64. Хусаинова Р.М., Гилемханова Э.Н. Роль психологического благополучия учителя в превенции рисков асоциального поведения учеников /Р.М. Хусаинова, Э.Н. Гилемханова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - №2. - С.151-156.

Профили автора

Персональный сайт