Борисенко Наталья Анатольевна

Борисенко Наталья Анатольевна

PsyJournalsID: 2469

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» (ФНЦ ПМИ), Москва, Россия, borisenko_natalya@list.ru

Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание УМК «Русская филология» (2008). Благодарность РАО за многолетнюю высококвалифицированную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ ПИ РАО (2012).

Дата последнего обновления: 18.12.2024

Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 3

Другие публикации автора

  1. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в трёх частях / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2021 (7-е изд.); 2023 (8-е изд., перераб.); 2024 (9-е изд., испр.) (совм. с Г.Г. Граник, С.В. Шишковой).
  2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в трёх частях / под общ. ред. Г.Г. Граник. – 6-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2023 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской, С.М. Бондаренко).
  3. Читательские предпочтения подростков относительно выбора практик чтения: экран vs бумага // Человек читающий: homo legens - 14 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2022.
  4. Сравнительные исследования эффективности чтения бумажного и электронного текстов // Человек читающий: homo legens - 13 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2021.
  5. Академия читательского мастерства : методические материалы по диагностике читательской грамотности. – М.: Русская ассоциация чтения, 2021 (совм. с Е.С. Романичевой, Е.Л. Гончаровой).
  6. Цифровая образовательная платформа как ресурс формирования новых учебных читательских практик // Материалы Постоянного круглого стола «Чтение как социально значимая практика». – 2021.
  7. Цифровое (клавиатурное) письмо как новый тип письма // Материалы Постоянного круглого стола «Чтение в контексте традиционного и цифрового образования» (26 марта 2020 г.). – 2020.
  8. И это всё о ней! // Человек читающий: homo legens - 11 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2019.
  9. Проблемы чтения профессионального сообщества (на материале «Круг чтения учителей») // Человек читающий: homo legens - 11 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2019.
  10. Уроки XXI Европейской конференции по грамотности «Анализируя прошлое ради будущего: грамотность для всех» // Человек читающий: homo legens - 11 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2019.
  11. Экранное и бумажное чтение: противостояние или паритет? // Материалы Постоянного круглого стола «Чтение как средство коммуникации» (9 октября 2019 г.). – 2019 (совм. с Г.Г. Граник).
  12. Психологические особенности цифрового поколения и изменение его читательских характеристик // Чтение на Евразийском перекрестке: пятый Международный интеллектуальный форум, Челябинск, 24-25 октября 2019 г.: материалы форума. – Челябинск: ЧГИК, 2019.
  13. К юбилею большого учёного. Генриетте Григорьевне Граник - 90 / сост. Н.А. Борисенко и др. – М.: Унопресс, 2018. – 116 с.
  14. Как учить русскому языку и литературе современных школьников: школьный учебник сегодня: коллективная монография / отв. ред. Н.А. Борисенко. – СПб: Нестор-История, 2018. – 319 с.
  15. Проблемы чтения цифрового (электронного) учебника: психолого-дидактический аспект // Материалы Постоянного круглого стола «Цифровое чтение: ресурсы, инструменты, практики» (8 ноября 2018 г.). – 2018 (совм. с Г.Г. Граник).
  16. Новейшие словари в практике чтения современного читателя // Человек читающий: homo legens - 10 / под общ. ред. М.В. Белоколенко. – М.: Российский ин-т культурологии, 2018.
  17. Роль учебников по русскому языку и учебных книг по литературе в становлении читателя // Материалы Постоянного круглого стола «Приобщение к чтению: теория, история, практика» (9 ноября 2017 г.). – 2017 (совм. с Г.Г. Граник).
  18. Роль воссоздающего читательского воображения в запоминании и понимании текста // Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы: Пятая международная научно-практическая конференция, Москва, 6-8 апреля 2017 года: сборник материалов. – М.: Русская ассоциация чтения, 2017.
  19. Учим видеть: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом // Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы : Пятая международная научно-практическая конференция, Москва, 6-8 апреля 2017 года: сборник материалов. – М.: Русская ассоциация чтения, 2017.
  20. Трансформация интереса учащихся к текстам учебника: что изменилось за полвека? // Молодёжное чтение в России и за рубежом. Пути формирования читающего поколения. – 2016.
  21. Психология и литература в диалоге о человеке / под ред. Н.А. Борисенко и др. – М.: РШБА, 2016.
  22. Проблема обогащения культурного фонда учащихся в концепции учебников нового типа // Русский язык в школе. № 9. С. 3-7.
  23. Функциональная нагрузка текстовых заданий в учебниках русского языка // Русская словесность. 2015. № 6. С. 43–48.
  24. Ценный, малоценный, сверхценный, или С какими текстами учебников мы работаем на уроках? К вопросу о типологии текстовых заданий // Человек читающий: Homo Legens–7. – М.: Русская ассоциация чтения; Канон, 2015. С. 183-194.
  25. Типология учебных текстов на основе категории ценности (психолого-дидактический аспект) // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 т.: Т. 2 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Когито-Центр, 2015. С. 244-246.
  26. Феномен чтения/нечтения романа «Война и мир» (на материале анализа комментариев в социальных сетях) // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 11–12. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: Канон+, 2015. С. 102-114.
  27. Психологические причины «любви/ненависти» молодежи к чтению классики // Психология и литература в диалоге о человеке: коллективная монография / Под ред. Н.А. Борисенко, Н.Л. Карповой, С.Ф. Дмитренко.
  28. Успех, успешный, успешность... Что стоит за модными словами? // Русский язык. 2015. № 2. С. 58-61; № 3.С. 52-56.
  29. Досуговое чтение учителя-словесника как проблема: мифы, требования, реальность // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 9–10. По материалам Постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой, Т.С. Маркаровой. – М.: «Канон+», 2014. С. 5–13.
  30. Приобщение к досуговому чтению – функция учебника русского языка нового типа // Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014. С. 149-156.
  31. Русский язык. 5, 6, 7, 8, 9 кл.: В 3 ч.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской) – 9 учебников.
  32. Русский язык. 5, 6, 7 кл.: учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
  33. Русский язык. 6, 7, 8 кл.:экспериментальные учебники для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. Г.Г. Граник. – М.: Мой учебник, 2002-2005 (совм. с Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Г.Н. Владимирской) – 6 учебников.
  34. Чтение профессионального и непрофессионального сообщества: есть ли точки соприкосновения? // Человек читающий: Homolegens–6. – М.: Русская ассоциация чтения, 2013. С. 117-129.
  35. Проблемы чтения и понимания в исследованиях лаборатории Психологического института РАО // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 11: Чтение и познание: Материалы 16-й научн.-практ. конф. по психологии, философии и педагогике чтения. 1–3 февраля 2012 года. С.18-22 (совм. с Г.Г. Граник).
  36. Учебник по русскому языку как средство приобщения школьников к досуговому чтению // Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: коллективная монография. – М., МГПИ, 2012.
  37. Чтение учебника как психолого-дидактическая проблема // Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 4–6. По материалам постоянного семинара по проблемам чтения / Под ред. В.А. Лекторского, Ю.П. Мелентьевой. – М.: «Канон+», 2012. С. 160–164.
  38. Психолого-дидактические основания введения электронных ссылок в учебники нового типа по русской филологии // Мир психологии. 2012. № 3. С. 222–230.
  39. Вторая международная конференция по проблемам чтения и грамотности // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 155–159.
  40. «Человек играющий» в литературе // Литература. 2012. № 4.С. 44–49.
  41. Особенности построения учебников нового типа, позволяющих реализовать функцию общения // Русский язык в школе. 2011. № 4–5 (совм. с Г.Г. Граник).
  42. Интернет-ресурсы в учебниках по русскому языку нового типа курса «Русская филология» // Русский язык. 2011. № 16. С. 13-18.
  43. Чем можно удивить детей в эпоху безэмоционального обучения? // Русская словесность в школах Украины. 2011. № 5. С. 2-8.
  44. Психолого-дидактические и лингвистические основы курса «Русская филология» // Материалы III Международной конференции «Русский язык. Литература. Культура» (МГУ, 22–29 ноября 2010 г.). М., 2011.
  45. Обсуждение проблем обучения по учебникам нового типа // Вопросы психологии. 2010. № 2. С. 164–166.
  46. Воссоздающее воображение и его роль в обучении филологическим дисциплинам // Психологическая наука и образование: 2009. № 1. http://psyedu.ru/journal/2009/1/Granik_Borisenko.phtml.
  47. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. (совм. с Г.Г. Граник).
  48. Развитие воссоздающего воображения в учебниках нового типа по русской филологии // Психолого-дидактические основы создания учебников нового типа по русской филологии / Под науч. ред. Г.Г. Граник. Москва-Обнинск, 2007. С. 144-163 (совм. с Г.Г. Граник).
  49. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 3-10 (совм. с Г.Г. Граник).
  50. Литература и театр глазами психологов // Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. – М.: Школьная библиотека, 2005. С. 54-61.
  51. Преемственность курса русского языка от начального звена к среднему // Русский язык. 2003. № 23.
  52. Школьный курс русского языка: новый учебник // Народное образование. 2001. № 2. С. 85-90.
  53. В начальную школу приходит новый тип учебника по русскому языку // Русская филология – разработка содержания и методов обучения / Сост. Г.Г. Граник, Ю.Ю. Балашова. – М., 2001. С. 39-49.
  54. Русский язык: Рабочие программы. Предметная линия учебников под общей редакцией Г.Г. Граник. 5–9 кл. – М.: Мнемозина, 2013 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
  55. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5–9 кл. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008 (совм. с Г.Г. Граник, Г.Н. Владимирской).
  56. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 класс»: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2014.
  57. Русский язык. 5 класс. Тематические и поурочные разработки. В 2 ч. К учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 кл.». – М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Профили автора

Социальные сети