Горина Любовь Вячеславовна

PsyJournalsID: 6195

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования Национального исследовательского Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, lvgorina@list.ru

Дата последнего обновления: 13.01.2014

Публикации в журналах портала PsyJournals.ru 1

Другие публикации автора

Полная библиография

Монография 1.         Горина Л.В., Рахимбаева И.Э. Художественно-педагогическое проектирование (проблемы подготовки учителя). - Саратов: изд-во "Слово", 2002. – 144 с.

Учебные и учебно-методические пособия

2.         Музыкальное воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и педагогов ДОУ / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Гусева, А.В. Козюченко / Под общ. ред. Л.В. Гориной. – Саратов: Научная книга, 2005.  – 76 с. 

3.         История образования и педагогики в России и мире: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Дошкольная педагогика и психология» / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер.  – Саратов: Научная книга, 2005.  - 104 с.

4.         Общие основы педагогики: уч.-метод. пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, М.П. Зиновьева, И.В. Кошкина. – Саратов: Научная книга, 2005. – 124 с. 5.         Государственная итоговая аттестация. Дошкольная педагогика и психология. Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, О.И. Ларионов и др. – Саратов: Научная книга, 2005. – 43 с. 6.         Педагогика: Уч.-метод. пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2006. – 92 с.

7.         Теоретические основы обучения младших школьников: Учебное пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007.  – 104 с.

8.         Основы дошкольной педагогики. Учебное пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. – Саратов: изд-во «Научная книга», 2007. – 95 с.  9.         Педагогика: наследие великих педагогов прошлого: Учебное пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина. - Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.

10.     Педагогика: История  образования и педагогической мысли: Учебное пособие / Авт.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина, И.В. Ястер.   – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 96 с.

11.     Педагогика: Учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Авт.-сост. Л.В. Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука, 2012. – 168 с. 12.     Самостоятельная работа по педагогике: Метод. пособие для студ., обуч. по напр. «Педагогическое  образование» / Авт.-сост. Л.В. Горина, М.П. Зиновьева, Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2013. – 103 с.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Российской Федерации

13.   Горина Л.В., Морозова Е.Е. Музыка на уроках естествознания (статья) // Начальная школа. – 2003. – № 10. – С. 85 – 91.

14.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая Аллея Памяти» // Начальная школа. – 2006. - № 1. - С. 56 – 62.

15.     Горина Л.В. Подготовка студентов к проектированию урока на полихудожественной основе // Начальная школа. – 2009. - № 8. – С. 44 – 47.

16.     Горина Л.В. Возможности искусства в регуляции эмоциональной напряженности учителей начальных классов // // Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №1 2013, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2013/gorina 13 04 2013.pdf

Научные статьи

17.     Горина Л.В., Пелех Т.О. Вариативность содержания образовательной области "Искусство" как условие развития поисковой активности детей и взрослых // Вопросы психологии внимания. Вып. 9. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 1997. – С. 64  – 67.  18.     Горина Л.В. О закономерностях построения образовательных программ на полихудожественной основе // Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 1999. – С. 47  – 49. 19.     Горина Л.В. К вопросу о полихудожественном развитии студентов педфака // Бюллетень Международной академии психологических наук. Вып. 8. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 1999. – С. 141 –  143. 20.     Горина Л.В. Подготовка учительских кадров к реализации задач полихудожественного развития младших школьников // Подготовка учительских кадров в системе заочного обучения. / Под ред. Н.Г. Трушкиной, А.А. Демченко. Ч.1. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 1999. – С. 204 – 208. 21.     Горина Л.В. Актуализация "методических" возможностей музыки и других видов искусства в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов // Материалы Восьмых Страховских чтений. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута,  1999. – С. 126  – 130. 22.     Горина Л.В. Спецкурс "Психология и педагогика искусства" на факультете начальных классов // Вопросы психологии творчества: межвузовский сборник научных трудов. Вып.4. – Саратов: изд-во Саратовского пединститута, 2000. – С. 45  – 52. 23.     Горина Л.В. Полихудожественное развитие школьников // Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. науч. тр. – Саратов: ГосУНЦ "Колледж", 2001. – С. 22 – 29. 24.     Горина Л.В. Программная инструментальная музыка и экологическое воспитание дошкольников // Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – С. 64 – 72.   25.     Горина Л.В., Симакова Т.Н. Интегрированные эколого-эстетические курсы для начальной школы // Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. науч. тр.  Вып. 3. – Саратов: Изд-во "Слово", 2002. – С. 35 – 48. 26.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Роль эколого-эстетического образования в развитии аксиосферы личности // Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2003. – С. 73  –  77.  

27.     Горина Л.В., Чернышов А.И. Изучение особенностей художественно-эстетического развития младших школьников // Вопросы теории и практики начального обучения: Межкафедр. сб. науч. тр. Вып. 4. – Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2003. – С. 60 – 68.

28.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Формирование нравственно-эстетического отношения к природе – приоритетная задача экологического образования детей // Модернизация начального образования. Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.П. Сдобнова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – С. 170 – 173.

29.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Преподавание методики естествознания в вузе в контексте идей гражданского образования студентов // Оптимизация преподавания естествознания в вузе в условиях вариативности школьного образования: Сб. ст. – Пенза, 2004. – С. 79 – 82. 30.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Реализация гражданско-ориентированного и экологического подходов в начальном курсе «Окружающий мир» // Совершенствование эколого-образовательной деятельности в Саратовской области. Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Саратов: Научная книга, 2004. – С. 69 – 76. 31.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Методическая подготовка учителя начальной школы в контексте проблем непрерывного экологического образования // Качество непрерывного экологического образования: проблемы и решения. Мат-лы III межвуз. научно-практ. конф. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. – С. 82 – 83. 32.     Горина Л.В. Проблемы и перспективы реализации концепции гражданского образования в начальной школе // Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. науч. тр. / Ред-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина. Вып. 5. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 10 – 17. 33.     Горина Л.В., Пятаева Е.Г. Применение игровых заданий и упражнений на музыкальных занятиях в ДОУ // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина. Вып.1. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 58 – 70. 34.     Горина Л.В., Гусева И.В., Козюченко А.В. Творческое задание как метод музыкального развития дошкольников // Вопросы теории и практики дошкольного  образования: Сб. науч. тр. / Ред.-сост. Л.В. Горина, И.В. Кошкина. Вып.1. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 70 – 76.  35.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Эколого-образовательный проект «Зеленая Аллея Памяти» как форма гражданского образования студентов и школьников // Продуктивное образование: Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании / Под ред. Е.А. Александровой, В.А. Ширяевой. Вып 4. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 190 – 193. 36.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Отражение проблем развития современной России в содержании начального курса «Окружающий мир» // Социальные идеалы в стратегиях общественного развития: Межвуз. сб. науч. тр. Ч. 2. – Саратов: Научная книга, 2005. – С. 330 – 334. 37.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Эколого-гражданский проект «Зеленая Аллея Памяти»: внеклассная работа с младшими школьниками // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе: Мат-лы Росс. конф. – М., 2005. – С. 40 – 41. 38.     Горина Л.В., Чернышов А.И. Воспитание у младших школьников уважения к ценностям отечественной и мировой культуры через приобщение к духовной музыке // Вопросы теории и практики начального обучения. Вып. VI. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 81 – 92. 39.     Горина Л.В., Зарьянцева С.А. Система работы по нравственно-эстетическому воспитанию детей на основе традиций народов Поволжья // Вопросы теории и практики дошкольного образования. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. И.В. Кошкина, М.П. Зиновьева. Вып. II. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 13 – 17. 40.     Горина Л.В., Федулова С.Э. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах // Вопросы теории и практики дошкольного образования. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. И.В. Кошкина, М.П. Зиновьева. Вып. II. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 78 – 86. 41.     Горина Л.В., Иванова Т.А. Взаимодействие искусств на музыкальных занятиях в ДОУ // Вопросы теории и практики дошкольного образования. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. И.В. Кошкина, М.П. Зиновьева. Вып. II. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 72 – 77. 42.     Горина Л.В. Нравственно-эстетическое воспитание детей на основе традиций народов Поволжья // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы. Сб. мат-лов Междун. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Арябкиной, Е.А. Гриневой. – Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2006. - С. 64 – 68. 43.     Горина Л.В., Зарьянцева С.А. Из опыта работы по ознакомлению детей с культурой народов Саратовского Поволжья // Вопросы теории и практики дошкольного образования. Сб. науч. тр. Вып. III. – Саратов: Научная книга, 2007 – С. 28 – 36. 44.     Горина Л.В. Развитие теории и практики начального общего музыкального образования в России (XX – начало XXI вв.) // Вопросы теории и практики начального обучения. Межвуз. сб. науч. тр. / Ред.-сост. И.В. Кошкина, Л.В. Горина. – Вып. VII. – Саратов: Научная книга, 2007. –  С. 100 – 107. 45.     Горина Л.В. Духовная музыка в системе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов // Образование и воспитание молодежи в контексте духовных ценностей русской культуры: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конференции 04 марта 2006 г. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – С. 92 – 95. 46.     Горина Л.В. Формирование этнотолерантности у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Этнический фактор в процессе социальных трансформаций. Миграционная политика: проблемы и перспективы трудовой миграции: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. – Саратов: Изд-во СГТУ, 2007. – С. 126 – 131. 47.     Горина Л.В., Чернышов А.И. Виды детской музыкальной деятельности и формы ее организации в начальной школе // Вопросы теории и практики начального обучения: Межвуз. сб. науч. тр.: Вып. VIII / Ред.-сост. М.П. Зиновьева, И.В. Кошкина. – Саратов: Научная книга, 2008. – С. 61 – 70. 48.     Горина Л.В., Хороводова И.В. Мини-музей в ДОУ // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. тр.: Вып. IV. – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 27 – 33. 49.     Горина Л.В. и др. Воспитание детей на основе культуры и традиций народов Поволжья // Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья: Сборник научных и методических материалов / Ред.-сост. Л.В. Горина, Т.Н. Сорокина.  – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 11 – 23. 50.     Горина Л.В., Панова О.П. Знакомим старших дошкольников с русской, мордовской и татарской культурами // Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья: Сборник научных и методических материалов / Ред.-сост. Л.В. Горина, Т.Н. Сорокина.  – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 81 – 88.  51.     Горина Л.В., Крупнова Е.Ф. Воспитание любви к «малой родине» // Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья: Сборник научных и методических материалов / Ред.-сост. Л.В. Горина, Т.Н. Сорокина.  – Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – С. 103 – 105. 52.     Горина Л.В. Интеграция искусства в систему профессиональной подготовки учителя начальных классов  // Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. Е.П. Олесина; Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ИХО РАО, 2008. – С. 136 – 139. 53.     Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Формирование толерантности будущего учителя в полиэтническом образовательном пространстве  // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза: мат-лы Междунар. конф. 30 окт 2008 г., г. Саратов / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. – М.: Экшэн, 2008. – С. 109 – 112. 54.     Горина Л.В. Влияние идей В.А. Сухомлинского на развитие теории и практики эколого-эстетического образования младших школьников  // Выдающийся педагог XX столетия В.А. Сухомлинский и современная школа: мат-лы II междунар. науч.-практ. конф., посвященной 90-летию со дня рожд. В.А. Сухомлинского. – Уфа: изд-во БГПУ, 2008. – С. 103 – 105.

55.     Горина Л.В. Региональная модель организации открытой образовательной среды // Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы и перспектив. Мат-лы Всерос. науч. конф. / Отв. ред. И.Э. Смирнова. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – С. 116 – 121.

56.     Горина Л.В. Сущность и формы взаимодействия искусств в образовательном процессе // Актуальные вопросы современной науки: Сб. науч. тр. / Мат-лы II Междунар. Интернет-конф. (Таганрог, 10-11 нояб. 2008 г.). -  М.: Изд-во «Спутник+», 2008. – С. 163 – 167. 57.     Горина Л.В., Чернышов А.И., Чернышова Е.В. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания дошкольников // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. научно-методич. статей  / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 76 – 83. 58.     Горина Л.В., Былинкина О.В. Правовое воспитание дошкольников  // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. научно-методич. статей  / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 110 – 116. 59.     Горина Л.В., Гурьянова Н.Ю. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников народному пению  // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. научно-методич. статей  / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 216 – 222. 60.     Горина Л.В., Чернышов А.И. Формирование вокально-хоровых навыков и певческой культуры у младших школьников // Вопросы теории и практики начального образования: Сб.науч. тр.: Вып. IX / Ред.-сост. М.П. Зиновьева, И.В. Кошкина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 87 – 96. 61.     Горина Л.В. Проблемы и перспективы эколого-эстетического образования младших школьников // Актуальные вопросы современной науки: Сб. науч. тр.:  Мат-лы VI Международной Интернет-конф. (Таганрог, 15 окт. 2009 г.) / Под ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Спутник+, 2009. – С. 163 – 168. 62.     Горина Л.В. В.А. Сухомлинский об эколого-эстетическом воспитании младших школьников  // Методика преподавания экологии  при переходе к профильной школе: Сборник материалов Вторых областных педагогических чтений. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 8 – 12. 63.     Горина Л.В. Гражданское образование младших школьников с опорой на художественные образы  // Компетентностный подход как концептуальная основа современного образования: Сб. науч. ст. / Под ред. С.Л. Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 369 – 372. 64.     Горина Л.В. Расширение и углубление художественно-эстетического опыта студентов педвуза // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: Мат-лы Междун. науч.-практ. конф. (г. Саратов (Россия) – Уральск (Республика Казахстан), 28 – 29 апреля 2010 г.). – Т. 1. –  Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 245 – 252. 65.     Горина Л.В., Морозова Е.Е. Социокультурные ориентиры эколого-эстетического образования младших школьников // Международный интерактивный сетевой семинар «Социокультурная доминанта современного образования» (ИХО РАО, г. Москва, с 1 мая 2010): http://www.art-education.ru/project/seminar-2010/gorina.pdf ) 66.     Горина Л.В. Гражданское воспитание будущих учителей начальных классов в полиэтническом образовательном пространстве // Новые технологии в образовании: Мат-лы V Науч.-практ. интернет-конф. (31 марта 2010 г.): Сб. науч. тр. / Под ред. Г.Ф. Гребенщикова. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – С. 67 – 72. 67.     Горина Л.В. Проектирование урока искусства в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов // Интеграция – основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художе­ственного образования: Мат-лы Всеросс. Конф. (1-3 нояб. 2010 г., Москва): Сб. науч. ст. / Ред.-сост. О.И. Радомская; Под общ. Ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Изд-во «Спутник+», 2010. – С. 111 – 115. 68.     Горина Л.В., Никулина С.К. Организация сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе детского сада  // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. ст.: Вып. VI / Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С. 44 – 52. 69.     Горина Л.В., Кирпичева И.А. Формирование нравственных чувств и представлений у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сб. науч. ст.: Вып. VI / Ю.Ю. Колесниченко, И.В. Кошкина. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С. 20 – 25. 70.     Горина Л.В. Организация экспериментальной площадки по поликультурному воспитанию дошкольников // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / БГПУ им. М. Танка; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск: БГПУ, 2011. – С. 81 – 84. 71.     Горина Л.В. Приобщение дошкольников к культуре и традициям народов Саратовского Поволжья  // Приобщение детей к культуре и традициям народов Поволжья: Сб. научно-метод. и практ. Материалов.  Вып. 2 / Ред.-сост. Л.В. Горина. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С. 3 – 21. 72.     Горина Л.В. Музыкальное воспитание дошкольников на основе полихудожественного подхода // Продуктивные модели современного образования: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. Е.П. Олесина / Под общ. ред. Л.Г. Савенковой. – М.: ИХО РАО, 2011. – С. 158 – 161. 73.     Горина Л.В. Приобщение младших школьников к традиционной культуре народов Поволжья // Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона. Всеросс. научно-практ. конф. с международ. участием (22-23 сент 2011 г.; Саранск) / редкол. И.Г. Рябова (отв. ред.) и др.; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – С. 62 – 64.

74.     Горина Л.В., Морозова Е.Е., Чернышов А.И. Формирование картины мира ребенка средствами экологического театра // Альманах «Продуктивное образование»: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. 1-3 февраля 2012 г. / под ред. Е.А. Александровой, М.П. Зиновьевой. – М.: Экшен, 2012. – Вып. 13.– Ч.1 – С. 101 – 105.

75.     Горина Л.В. Влияние искусства на развитие познавательной активности младших школьников (в контексте требований ФГОС НОО) // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. Cб. науч. статей (по Мат. I Междунар. науч.-практ. форума, 6‐9 ноября 2012г.) / Науч. ред. и сост. Л.Г. Савенкова, Е.Ф. Командышко. – М.: Изд-во «ИХО РАО», 2012. –  С. 223 – 226.

76.     Горина Л.В. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» в педагогическом процессе дошкольного учреждения // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой. – Минск: БГПУ, 2013. – С. 63 – 65.