Аутизм и нарушения развития
2012. Том 10. № 1. С. 64–69
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
IV Гражданский форум по проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Общая информация
Ключевые слова: дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями развития, гражданский форум
Рубрика издания: Новости, события, документы
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: IV Гражданский форум по проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ // Аутизм и нарушения развития. 2012. Том 10. № 1. С. 64–69.
Полный текст
В мероприятиях приняли участие представители департаментов здравоохранения, социальной защиты населения, семейной и молодежной политики города Москвы, общественных организаций, актерского сообщества, педагоги и руководители образовательных учреждений, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обсуждение и дискуссии по проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья проходили в течение двух дней в формате научно-практической конференции «Служба ранней помощи в дошкольном образовании города Москвы: психолого-педагогическая помощь детям и развитие образовательного потенциала родителей» (14 декабря 2011 года) и Гражданского форума (15 декабря 2011 года).
14 декабря 2011 года на конференции были рассмотрены вопросы активизации межведомственного взаимодействия для оказания квалифицированной помощи ребенку и его семье, формирования адекватного отношения общества к проблеме раннего выявления и ранней помощи детям с отклонениями в развитии, вопросы объединения усилий ученых и практиков разных ведомств и организаций в области оказания помощи семьям детей первых лет жизни, подготовки современных квалифицированных педагогических кадров для работы с детьми младенческого и раннего возраста.
15 декабря 2011 года на территории города проходила работа 14 тематических площадок, на которых развернулась работа 26 секций, мастер-классов, круглых столов, консультативных пунктов, освещавших такие интересные темы как дистанционное, инклюзивное образование для детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проблемы и перспективы профессионального обучения и трудовой занятости молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, региональная система психологопедагогического и медико-социального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.
Данные формы организации диалога (круглые столы, мастер-классы) были избраны неслучайно. Необходимо отметить, что тематические площадки находились в различных административных округах города, что сделало более доступным участие в форуме. Кроме того, участники мероприятий смогли увидеть и услышать друг друга посредством использования дистанционных технологий.
ПРОГРАММА IV ГРАЖДАНСКОГО ФОРУМА
по проблемам детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями здоровья
Программа пленарного заседания
14 декабря 2011 г.
Служба ранней помощи в дошкольном образовании города Москвы
Шерри Наталия Сергеевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы.
Выступление Потяевой Татьяны Александровны, Первого заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Междисциплинарный подход к диагностике и коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни
Приходько Оксана Георгиевна, д.п.н., проф., зав. кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета.
Организация психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста в системе здравоохранения России Лазуренко Светлана Борисовна, зав. лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения научного Центра здоровья детей Российской академии медицинских наук.
Коррекционно-педагогические технологии сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на этапе раннего детства Екжанова Елена Анатольевна, д.п.н., проф., директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево».
Проект Московского стандарта Службы ранней помощи
Казьмин Александр Михайлович, к.мед.н., профессор, зав. кафедрой клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Инновационные методы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья
Битова Анна Львовна, президент региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики».
Окружная модель организации деятельности служб ранней помощи
Ярыгин Валерий Николаевич, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лекотека» САО города Москвы.
Осознанное родительство
Судаева Валентина Ивановна, заведующая отделением «Открытый детский сад» ГУ ЦЕНТР «Надежда», Лебедева Галина Александровна, специалист ГУ ЦЕНТР «Надежда» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.
Служба ранней помощи: региональный опыт и перспективы
Егорова Марина Оскаровна, президент Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Образовательный маршрут ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Прочухаева Мария Михайловна, заведующая детским садом № 288 ЦАО города Москвы.
Организация и содержание ранней помощи семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с синдромом Дауна
Жиянова Полина Львовна, ведущий специалист Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна «Даунсайд Ап».
Оказание ранней помощи ребенку с синдромом Дауна в центре «Даунсайд Ап»
Рабинович Анатолий Евгеньевич.
Служба ранней помощи - первая ступенька на пути к инклюзии
Пантелеева Надежда Станиславовна.
Программа круглых столов и мастер-классов 15 декабря 2011 года
Круглый стол «Ранее выявление отклонений в развитии и проблема стандартизации психолого-педагогических заключений» Приходько О.Г. д.п.н., проф., зав кафедрой логопедии, декан ф-та специальной педагогики МГПУ.
Мастер-класс «Коррекционнопедагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ в условиях детско-родительской группы»
Екжанова Е.А., д.п.н., проф., директор ГОУ Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево»: 1. «Система коррекционно-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в условиях ЦППРиК «Ясенево».
Директор ЦППРиК «Ясенево», докт. пед.н., проф. Екжанова Е.А.
2. «Особенности организации коррекционно-педагогической помощи в детско- родительских группах». Показ видеоматериалов.
Дефектолог Катревич Н.Ю.
3. Тренинг «Организация взаимодействия специалиста и родителя с ребенком на индивидуальных занятиях с использованием элементов модели «Портаж».
Педагог-психолог Краснокутская Е.Н.
Круглый стол «Организация деятельности служб ранней помощи и нормативноправовые аспекты»
Руководители: Ярыгин Валерий Николаевич, директор ГОУ ЦПМСС «Лекотека» САО, Прочухаева Мария Михайловна, заведующая ГОУ детский сад № 288 ЦАО.
Мастер-классы:
«Плавание вместе с мамой»
(дети от 4-х месяцев до 2-х лет).
Инструктор по плаванию Давлетшин Руслан Гамирович.
«Групповой игровой сеанс «Пестушки» с использованием фольклорных игр» (дети от 1,5 до 2,5 лет).
Педагог-психолог Валединская Ангелина Робертовна.
«Продуктивная деятельность
с использованием методов арт-терапии» (для детей 2-3-х лет).
Педагог-психолог Громова Юлия Викторовна.
«Кинезотерапевтическая методика двигательного развития детей в парах мать- ребенок» (дети 2-3-х лет).
Педагог-психолог Радева Радмила Евгеньевна.
Круглый стол «Правовые вопросы реабилитации и образования, социальная работа с семьей»
Социальный адвокат ЦЛП Ларикова И.В.
Мастер-классы:
«Профилактика ранних нарушений развития. Программа «Родители и дети. Первый год» Ведущий специалист ЦЛП Захарова И.Ю.
«Специфика обучения детей раннего возраста со сложными нарушениями развития (в т.ч. с нарушениями зрения)»
Ведущий специалист ЦЛП Пайкова А.М.
Мастер-класс «Психолого-педагогическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна»
Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна
Е. Поле, директор центра ранней помощи «Даунсайд Ап».
Психологическое сопровождение семьи ребенка с синдромом Дауна в структуре ранней помощи
• Принципы организации психологической поддержки семьи ребенка с синдромом Дауна.
• Основные направления работы с семьей в первый год жизни ребенка: — проведение первичного приема, — групповая форма поддержки родителей в переживании стресса, связанного с рождением ребенка с синдромом Дауна, — группы детско-родительского взаимодействии,
психолог-методист Киртоки А.Е.
Демонстрация консультации, проводимой в реальном времени специальным педагогом службы Центра ранней помощи Нечаевой Т.Н. Наблюдение за процессом консультирования происходит при использовании видео-трансляции происходящего.
Цели и задачи консультирования семьи ребенка раннего возраста специальный педагог нечаева т.н.
Мастер-класс «Знакомство с окружающим миром ребенка с особыми образовательными потребностями»
Руководитель дошкольного отделения «Ти- нок» Липман Е.Г., логопед Михайлова Н.В.
Круглый стол «Особенности преемственности дошкольного и начального общего образования: интеграция ребенка с ОВЗ в массовый детский и массовую школу» Педагог-психолог Антоновская С.А., педагог-психолог Кучина Е.П.
Мастер—класс «Особенности организации коммуникации с детьми раннего возраста, имеющими трудности в развитии»
Ведущие: Самсонова Елена Валентиновна - руководитель ГРЦИПИО МГППУ, Рыскина Виктория Львовна — научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ, Шпиц- берг Игорь Леонидович — ст. научный сотрудник ГРЦИПИО МГППУ, руководитель Центра «Наш солнечный мир», Граматкина Инна Рейнгольдовна — научный сотрудник ГРЦ ИПИО МГППУ.
Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования провёл тематическую площадку в рамках IV Гражданского форума по проблемам детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, который прошёл 15 декабря 2011 года на территории Северного административного округа г. Москвы в Центре образования № 686 «Класс-Центр».
В работе площадки приняли участие более 200 родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов Окружных управлений образования, образовательных учреждений и Центров психолого-медико-педагогического сопровождения детей.
Работа площадки строилась на принципе активного взаимодействия родителей и специалистов. Торжественную часть открыло выступление театра «Пиано» из Нижнего Новгорода, артисты которого наглядно продемонстрировали отсутствие границ и ограничений в творчестве для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Представители Департамента образования города Москвы: Н.С. Шерри, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, С.А. Войтас, начальник управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования, М.М. Цапенко, заместитель начальника управления, Ю.В. Магда, советник управления, подчеркнув важность мероприятия, перешли к активному общению с родителями, отвечая на их, порой непростые, вопросы.
На площадке была развернута работа пяти секций: по инклюзивному и специальному образованию, психолого-педагогическому сопровождению детей, трудовому воспитанию и профессиональной подготовке.
Самой многочисленной была секция «Инклюзивное образование», которой руководила С.В. Алёхина, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования. Кроме родителей в работе секции приняли участие представители Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования и Окружных управлений образования ДО г. Москвы. Основной проблемой, поднятой родителями, является выбор образовательного учреждения и последующее устройство ребенка с ограниченными возможностями здоровья в детский сад и школу. Было предложено расширить информированность Окружных управлений образования и Психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам инклюзивного образования для детей; поддержать учреждения, в которых обучаются дети, специалистами коррекционного профиля; ввести тьютерское сопровождение детей и обеспечить методическую помощь воспитателям и учителям, реализующим инклюзивную практику.
После работы секций родителям была предоставлена возможность получения индивидуальной консультации у сотрудников Департамента образования, Департамента здравоохранения и Департамента социальной защиты населения города Москвы.
Работа площадки завершилась принятием резолюции IV Гражданского форума по проблемам детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и спектаклем «Вестсайдская история», подготовленным учащимися Центра образования №686 «Класс-Центр».
В настоящее время Департаментом образования города Москвы ставится задача принятия комплексных экспертных решений в области развития системы образования города, что невозможно без межведомственного взаимодействия, мнения родительской общественности.
Метрики
Просмотров
Всего: 1181
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 698
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1