Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творчество как метод встраивания людей с РАС в рабочую группу 146

Суворова И.Ю.
соискатель степени кандидата психологических наук кафедры социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
e-mail: i.suvorova89@gmail.com

Аннотация

Творчество играет важную роль как в упорядочивании внутреннего мира, так и во встраивании человека в группу. Укрепление границ между Я и окружающей реальностью, а также интеграция в группу, являются проблемами первостепенной важности для молодых людей с расстройствами аутистического спектра. В статье рассматривается психологическая составляющая творчества и механизм встраивания людей с аутизмом в социальную группу посредством творческого подхода к организации деятельности. Анализируется творчество как процесс и как результат. Описаны два случая, показывающие, что рисование помогает снизить тревогу, построить более дифференцированные границы между Я и окружающим миром и сформировать представление о себе как о субъекте социальных отношений. Работа проводилась на базе Технологического колледжа № 21 в Москве.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богемская К. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в XX веке. Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. 192 с. ISBN 5-89329-360-6.
  2. Волкова О.О., Головина Г.А. Адаптация и профессиональная подготовка молодых людей с выраженными психическими расстройствами // Научные исследования в образовании, 2012. № 10. 7 с.
  3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 448 с. ISBN 978-5-49807-239-5.
  4. Липес Ю. Творческие профессии для людей с инвалидностью. Москва: Теревинф, 2012. 210 с. ISBN 978-5-4212-0266-0.
  5. Манелис Н.Г. «Особые дети – особый взгляд на мир». О выставке рисунков аутичных детей // Аутизм и нарушения развития, 2008. № 3. С. 56–62.
  6. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в образовательном пространстве: автореферат дисс. ... д-ра психол. наук,. Москва, 2007. 53 с.
  7.  Нафикова Л.А., Сидоров И.Ю. Арт-терапия как форма развития творческого потенциала детей, страдающих аутизмом // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области, 2017. Т. 2. № 1 (16). C. 89–91.
  8. Суворова И.Ю. Моделирование отношений «человек - социальная система»: нарушение структуры социальной идентичности в результате социальной эксклюзии: дисс. ... канд. психол. наук. Москва, 2018. 134 с.
  9. Amabile T. M., Pillemer J. Perspectives on the social psychology of creativity // The Journal of Creative Behavior, 2012, vol. 46, no. 1, pp. 3–15.
  10. Baron-Cohen S. Theory of mind and autism: A review // International review of research in mental retardation, 2000, vol. 23, pp. 169–184.
  11. Bischof-Köhler D. The development of empathy in infants / Lamb M.E., Keller H. (eds.) Infant Development: Perspectives from German-speaking countries. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. Pp. 245–273.
  12. Carruthers P. Mindreading underlies metacognition // Behavioral and brain sciences, 2009, vol. 32, no. 2, pp. 164–182. doi:10.1017/S0140525X09000831.
  13. Craig J., Baron-Cohen S. Creativity and imagination in autism and Asperger syndrome // Journal of Autism and Developmental Disorders, 1999, vol. 29, no. 4, pp. 319–326. doi:10.1023/a:1022163403479.
  14. Chou Y.C. et al. Comparisons of self-determination among students with autism, intellectual disability, and learning disabilities: A multivariate analysis // Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2017, vol. 32, no. 2, pp. 124–132.
  15. Eisenberg N. Emotion, regulation, and moral development // Annual review of psychology. 2000, vol. 51, no. 1, pp. 665–697. doi:10.1146/annurev.psych.51.1.665.
  16. Hill E.L. Executive dysfunction in autism // Trends in cognitive sciences. 2004, vol. 8, no. 1, pp. 26–32. doi:10.1016/j.tics.2003.11.003.
  17. Lombardo M.V., Baron-Cohen S. The role of the self in mindblindness in autism // Consciousness and cognition, 2011, vol. 20, no. 1, pp. 130–140.
  18. Smith A. The empathy imbalance hypothesis of autism: a theoretical approach to cognitive and emotional empathy in autistic development // The Psychological Record, 2009, vol. 59, no. 3, pp. 489–510. doi:10.1007/BF03395663.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика