Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8774Новости 1748Ключевые слова 21447 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

39 место — направление «Психология»

0,344 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Аутизм и нарушения развития

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1994-1617

ISSN (online): 2413-4317

DOI: https://doi.org/10.17759/autdd

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2003 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: Русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, Опыт организации психолого-педагогического сопровождения семей, «Надежда» города Волжский 115

Волощук О.В.
Заместитель директора по медицинской работе, психиатр, ГБСУ СО "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда", Волжский, Россия
e-mail: voloshhuko@rambler.ru

Карпова С.А.
Педагог-психолог отделения дневного пребывания, ГБУСУСО "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда", Волжский, Россия
e-mail: 90svet99@mail.ru

Казачкова Е.В.
Заведующий информационно-методическим отделением, ГБСУ СО "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда", Волжский, Россия
e-mail: kaza4ckova.elena@yandex.ru

Полный текст

Любое взаимодействие с ребенком с расстройством аутистического спектра достаточно сложный процесс, так как дети не просто имеют поведенческие проблемы, но и особенно чувствительны к новым людям, новой обстановке, требуют соблюдения привычных деталей во всех процедурах, негативно реагируют на любые попытки взаимодействия или всячески их игнорируют. Эффективное взаимодействие с ребенком с РАС складывается из соблюдения ряда условий, среди которых одно из самых важных - сопровождение семьи и обучение родителей новым компетенциям для воспитания и обучения детей.

Сопровождение семьи ребенка с РАС в каждом учреждении имеет свои аспекты. Специалисты ресурсного центра ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» рассматривают этот процесс как развитие взаимодействия между семьей и всеми специалистами центра, начальным этапом которого является решение о выборе цели и средств, которые приведут к прогрессу в развитии ребенка. Необходимо создать определённые условия для успешного продвижения аутичного ребёнка вперёд, опираясь на его сильные стороны и качества, научить родителей замечать их, правильно оценивать потенциал ребёнка. Только в тесном контакте «ребенок – семья – врач – педагог – психолог» можно решить целый ряд проблем ребенка.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьей - помочь родителям принять своего ребенка; научить приемам эффективного взаимодействия с ним для решения проблем развития, воспитания и обучения.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семей

•         предоставление родителям информации об особенностях развития их ребёнка с РАС, определение и разработка общей стратегии актуального вмешательства;

•         обучение родителей специфическим способам и приёмам установления эмоционального контакта и взаимодействия с ребёнком, вовлечение родителей в повседневный коррекционно-развивающий процесс;

•         повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения в домашних условиях;

•         оказание психологической помощи, содействие построению позитивных семейных взаимоотношений.

Формы работы с семьей

1.      Информационно-аналитическая работа:

•         индивидуальное и групповое консультирование специалистами различного профиля;

•         сбор и анализ информации о психофизическом развитии ребенка (экспертная оценка родителей);

•         информирование об электронных ресурсах по социальным и правовым вопросам;

•         информирование через стенды и печатную продукцию.

2.      Просветительская работа:

•         обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком;

•         формирование у родителей компетентностных знаний и навыков взаимодействия с ребенком с РАС;

•         организация родительских групп для обмена опытом по воспитанию ребенка с РАС и для проведения тренингов.

3.      Досуговая деятельность:

•         организация совместных праздников и развлечений;

•         организация творческих студий и мастер-классов.

Обучение родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком с РАС в условиях ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» проходит индивидуально с членами одной семьи. Обучение проводят два специалиста – психолог и психиатр или психолог и дефектолог в зависимости от тяжести состояния ребенка. Выбор специалистов обуславливается в том числе наличием или отсутствием медикаментозной терапии, трудностями адаптационного периода ребенка в учреждении.

Родителей обучают навыкам использования альтернативной системы коммуникации при помощи обмена карточками, составлению визуального расписания, навыкам работы с ребенком с использованием мотивационных стимулов и, в дальнейшем, жетонов. Совместно с семьей специалисты разрабатывают коррекционную программу, которой ребенок будет следовать в учреждении и дома. Родители получают рекомендации по организации для ребенка зонированного пространства, режима труда и отдыха. В период обучения родители учатся правильно реагировать на поведение ребенка, и в результате, начинают принимать ребенка, видеть его успехи, понимать причины проблемного поведения, искать способы его устранения.

Успешность сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС, во многом зависит от настроя родителей, от стратегии поведения, которой следует семья на своем жизненном пути. Путем длительного наблюдения и тесного контакта с семьями воспитанников специалисты центра выявили закономерности некоторых стратегий поведения, которым часто следуют семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра.

В зависимости от стратегии, которой следует семья, и уровня родительской компетенции, выбирается и стратегия сопровождения семьи, ее основные направления и затрачиваемые ресурсы.

Процесс психолого-педагогического сопровождения

Диагностический этап

Организация психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка с РАС начинается с консультативных встреч с родителями, на которых проводится диагностический мониторинг развития ребёнка и конкретизируются первостепенные и жизненно важные цели и задачи коррекционного вмешательства.

Родителям предлагаются анкеты для выявления психофизиологических особенностей детей, их стереотипов, ритуалов, а также мотивационных факторов. Специалисты выясняют способы взаимодействия самих родителей с ребенком, выбирают наиболее подходящие для начала работы с ребенком в учреждении.

Информирование родителей

На первых консультативных встречах специалисты информируют о методах и технологиях коррекционной работы с детьми с РАС в ресурсном центре ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», и если родители согласны поддерживать данные подходы к коррекционной работе с семьей, то следующим этапом является обучение родителей новым способам взаимодействия с ребёнком. В рамках информационного направления деятельности родителям предоставляется информация о системе и направлениях работы в ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда». Родителей также знакомят с технологиями работы каждого специалиста центра, с реабилитационным оборудованием, применяемым в работе с детьми, с учреждениями социального обслуживания, здравоохранения, образования, культуры и спорта, некоммерческими общественными организациями, где родители могут также получить помощь и поддержку.

Обучение родителей новым способам взаимодействия с ребёнком

Система работы по формированию у родителей новых компетенций предполагает:

1.     Расширение зоны социальных контактов родителей детей с РАС: это, в том числе, и налаживание общения с родителями, находящимися в сходной жизненной ситуации. В ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» дети находятся в режиме дневного пребывания, и часто впервые именно в группе родители знакомятся друг с другом, делятся своими проблемами. Также для родителей работает клуб общения «Школа эффективного родительства», целью которого является не только обучение способам взаимодействия с ребенком, но и сплочение родителей, расширение их зоны общения;

2.     Работу по формированию у родителей способностей к адекватному восприятию потребностей ребёнка, его возможностей и ресурсов. Родители, столкнувшись с проблемой в развитии ребенка, пытаются ее решить как можно быстрее. От реабилитационного учреждения, от специалистов ждут быстрого и значительного результата, а, когда результат «задерживается», родители склонны искать другие пути для его немедленного достижения. Поэтому одна из основных задач специалистов – подробно познакомить родителей с ограничениями ребенка, с особенностями развития психических процессов ребенка с РАС, нацелить на терпеливый, кропотливый труд, научить видеть маленькие победы своего малыша и радоваться им.

3.     Обучение родителей по направлениям:

•         структурированная среда для ребёнка с РАС, использование визуального расписания;

•         формирование у детей навыков самообслуживания;

•         методы коррекции нежелательного поведения;

•         система альтернативной коммуникации;

•         моделирование жизненных ситуаций для автоматизации и генерализации сформированных социальных навыков.

Консультативная поддерживающая помощь семье по ситуативным запросам родителей

Особое направление работы – родительский клуб «Школа эффективного родительства», где семьи могут поделиться своим опытом воспитания детей, методами и технологиями, которые помогли в их развитии. Заседания родительского клуба «Школа эффективного родительства» проходят один-два раза в месяц. На заседания приглашаются родители детей одной возрастной группы, например раннего, дошкольного, младшего школьного возраста. Клуб имеет несколько направлений работы: информационное, консультативное и практическое.

Консультативные встречи направлены на расширение знаний родителей о проблемах ребенка, о способах установления и поддержания эмоционального контакта, о продолжении коррекционной работы в домашних условиях.

Практическое направление работы – это проведение творческих мастерских по организации совместного семейного отдыха, прогулок, творческих занятий с ребенком. Мастер-классы с педагогами дополнительного образования проходят в двух режимах – в группе для родителей или в детско-родительских группах.

При планировании и реализации маршрута сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с РАС, необходимо учитывать психологические особенности родителей/близких взрослых и трудности, с которыми сталкивается семья. Среди них можно выделить:

•         профессиональную неудовлетворенность одного или двух родителей;

•         снижение круга общения, потерю друзей;

•         отсутствие поддержки со стороны родственников;

•         хроническую усталость, депрессию, отсутствие полноценного отдыха, потерю интереса к жизни;

•         стремление жертвовать собственными интересами во имя интересов ребенка;

•         зависимость всех членов семьи от настроения и поведения их особенного ребенка;

•         конфликтность в семьях;

•         боязнь общественного осуждения;

•         страх будущего.

Проблемой коррекционной помощи детям с РАС и воспитывающим их семьям специалисты реабилитационного центра «Надежда» занимаются с 2009 года. В 2009 году реабилитационный курс прошли 8 детей с РАС. В 2018 получателями социальных услуг стали 101 ребенок с РАС, 4 ребенка группы риска по РАС. 19 семей получили услугу командного консультирования и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, индивидуальные обучающие занятия проведены для 24 семей, поступивших в центр впервые, родительский клуб «Школа эффективного родительства» провел 14 заседаний. Услуги психолого-педагогической помощи за 9 месяцев 2019 года получили: 76 детей с расстройствами аутистического спектра, 16 детей группы риска по РАС. Проведены 64 командных консультации для родителей с привлечением от 2 до 4 специалистов (психиатра, невролога, психолога, дефектолога, социального педагога, логопеда). Проведено обучение технологиям эффективного обращения с ребенком с РАС для 29 семей. Проведено 12 заседаний родительского клуба «Школа эффективного родительства».

Данный опыт психолого-педагогического сопровождения семей, содержащий в основе взаимодействие специалистов и родителей, помогает выстроить между ними партнерские отношения, опирающиеся одновременно на профессионализм специалистов и на опыт родителей, что позволяет выбрать оптимальные подходы и направления работы для развития и социализации ребенка с РАС и, как следствие, улучшения качества жизни всей семьи.

Ссылка для цитирования

comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика